Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

4. Культура Древней Греции


Главная для Античности древнегреческая культура формировалась на основе нескольких предыдущих культур и цивилизаций. Минойская цивилизация с центром на острове Крит (III-II тыс. до н.э.) существовала за счет активной морской торговли по всем Средиземноморьем. Ее материальная основа включала сельское хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными стенами, дворцы. Памятники, дошедшие до нас - в основном дворцы и погребения знати, где найдена огромное количество предметов, представляющих блестящие образцы ремесла и искусства. Это сосуды из керамики, камня и металла, бронзовое оружие, изделия ювелиров. Егейці были отличными мореплавателями и построили флоты с вітрильно-гребных кораблей, способных совершать дальние морские походы.


Безусловное господство на море давало критянам возможность не строить оборонительных сооружений. Сохранились дворца в Кноссе и Фесте, царская вилла, дома вельмож. Дворец в Кноссе напоминает город-лабиринт: там содержатся залы для зрелищ и соревнований, жилые помещения, мастерские и т.д. Будучи если бы продолжением холма, дворец снаружи - живописное дежурство лестниц и террас, каменных и кипарисовых колонн. В зал свет проникает из типичного для Крита открытого центрального двора, а также через специальные отверстия в перекрытиях и потолках. На стенах дворцов - яркие фрески и гипсовые рельефы, изображающие сцены придворной жизни, животных и растения: кабан, который преследует зайца, кот, чатуючий на петуха, сцены игры с быком (тавромахия), танцовщицы и юноши с ритуальными сосудами, придворные дамы в пышных юбках, затянутые в корсеты и с обнаженной грудью.


Около 1450 г. до н.э. на Крит вторглись ахейські племена греков, более примитивные и воинственные, которые подпали под влияние Минойской цивилизации и сохранили лишь некоторые черты своей родной северной культуры, например, носили усы и бороды. Центром новой цивилизации стало город материковой Греции Микены. Во главе государства стоял царь с достаточно большим окружением. Расшифрованы хозяйственные документы говорят о наличии большого количества рабов - в некоторых хозяйствах до нескольких сотен. Дворцы в Микенах, Тірінфі, Пілосі и др. похожие на критские. Также украшены росписями, однако обнесены мощными стенами. Место центрального открытого двора занимает большая прямоугольная зал с четырьмя колоннами и очагом в центре - мегарон.


Микенский дворец - это дворец Атридов и царя Агамемнона - руководителя объединенного похода на Трою, что сплотил племена греков в единый народ. На широкой круглой площади на подходе к дворцу были обнаружены шахтные гробницы. Для пізньомікенської эпохи (XIV-XII вв. до н.э.) характерные купольные гробницы. В одной из них была обнаружена гробница «Агамемнона», наиболее пышная как по монументальности, так и по обилию золотого утвари и украшений. Наиболее ценными находками в этих гробницах есть золотые посмертные маски владык. Здесь важно отметить существование постоянных отношений ахейцев с Єгиптом.


Передвижение народов на севере Балканского полуострова привело в XII-XI вв. до н.э. к вытеснению ахейцев на острова и в Малую Азию дорійськими племенами, которые имели железное оружие. Войны привели к значительному истребление ахейського населения, царская власть уже не восстанавливалась; дорийские племена жили по законам военной демократии. Ликвидация дворцов привела к фактическому исчезновению ахейської культуры, лишь некоторые черты которой проявились позже.


Собственно древнегреческая культура качественно определилась лишь к VIII в. до н.э. Можно выделить следующие периоды ее развития:


1. Гомеровская Греция (XI-IX вв. до н.э.)


2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.)


3. Классическая Греция (V - первые три четверти IV в. до н.э.)


4. Эллинизм (конец IV-I вв. до н.э.).


Рост населения, и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организовано расселяться по всему средиземноморском и черноморском побережье, создавая земледельческие колонии. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянутыми все страны Средиземноморья. Торговля стала основным занятием прежде всего малоазиатских и итальянских городов. Получило развитие судостроения: на судах появились палубные надстройки, паруса; скамьи для гребцов размещались в два, потом в три яруса.


Важным ремеслом в Древней Греции было керамическое производство. Имея очень простое оснащение - ручной и нежный гончарный круг, печи для обжига - греческие ремесленники изготавливали огромное количество высококачественных остродонных амфор и пифосов, что выполняли функции тары, десятки видов столовой и парадного посуды, черепицу и т.п., обеспечивая всем этим не только свою страну, но и огромные пространства трех континентов, где археологи и сегодня находят остатки изделий античных гончаров.


Древним грекам античной эпохи принадлежат большие достижения в области материальной культуры. Например, в добыче и обработке металлов: меди, серебра, золота, железа. Шахты, в которых добывалась руда, достигали глубины 120 м. В них использовались водоотливные приспособления, в том числе архімедів винт, мельницы для дробления руды. Греки изобрели кузнечная сварка, использовали способ амальгамации для извлечения благородных металлов, в отделке которых достигли высочайшего мастерства, применяя технологии ковка, литье, штамповка, волочение и т.д. Греция экспортировала железо, шерсть, керамику, серебро, оливковое масло. Острова Самос, Хиос славились обработкой металлов. Ткачество и кожевенное дело развивались в Лидии, ремесло - в Ионии (Милет). Появились деньги (ранее мерой стоимости служили быки), улучшалось качество товаров, росло число рабов, занятых ремесленным трудом. Греки вытеснили финикийцев, что ранее расселились в Средиземноморье. Однако не следует забывать, что изначально ни торговля, ни ремесленная работа не были почетными занятиями у греков: полис - это сообщество хлеборобов.


Нашествие дорийцев, разрушив монархию, обновила крестьянскую общину. Недобрая память о монархию навсегда осталась в основе греческой культуры. Даже против письменности долгое время сохранялось предубеждение, потому что она ассоциировалась с налоговыми и долговыми спискам. Патриархальные родовые группы, которые возглавлялись выборным басилевсом (царем), объединялись в фратрії, фратрії - в филы (племена), что имели общего предка и населяли одно село.


В процессе миграции (или противостояние миграции) возникали объединения сел, видимо, вокруг крепостей, которые со временем превращались в города. Полис как и раньше делился на филы и руководствовался несколькими басилевсами, один из которых признавался главным. Существенной чертой полиса была наличие военной родовой аристократии, что в гомерівську эпоху сосредоточила в своих руках всю полноту власти. Не следует забывать, что возможность заниматься земледелием (основным для полисов) обеспечивалась и завоеваниями территорий. Сам полис можно рассматривать как форму организации, с помощью которой аристократии удалось покончить с властью общины: в полисе филы только представлены.


В конце VII - VI вв. до н.э. политическая ситуация изменилась, владельцы мастерских и купцы стали теснить родовую аристократию. Но рост значимости ремесла и торговли привел к упадку сельского хозяйства в метрополии. Не устраивала общину и «тимократія» - власть богатства. Однако во многом интересы общества и нового класса совпадали. Особенно насущной была потребность в судебной реформе. Хранителями правовых традиций и их толкований были аристократы. Переход к фиксированных правовых норм (с записью законов) значительно подорвал возможность судебного произвола и взяточничества. В смысле же новых законодательств отражалась борьба уже между обществом и торгово-ремесленным состоянию. Ранние законодательства отстаивали мировоззрение и интересы общества.


Законы Драконта, афинского архонта (621 г. до н.э.) своей жестокостью напоминают табуальні запрета - очень много нарушений карали смертью. Убийство еще воспринималось как преступление против личности, а против государства (общины, рода), запрещалось носить в городе оружие и безопасность граждан обеспечивалась силами должностных лиц. (Как ранее, в функции жреца входил обязанность очистить местность от осквернения - от пролитой крови.) Правда, дела о преступлениях должен был возбуждать сам потерпевший. В основном защищало интересы общества при торговых отношениях и законодательство Солона (Афины, 594 г. до н.э.): долги аннулируются, отменяется долговое рабство, ограничиваются возможности приобретения земельных участков, запрещается вывоз сельскохозяйственной продукции (кроме оливкового масла), ремесленники не получают политических прав.


Сначала демократия выражалась в разрушении наследственных прав аристократии на власть, но одновременно усиливалась структура правления: во всех полисах на этом этапе к власти пришли тираны. Иногда они захватывали власть только для изменения государственного строя, введение новых законов, как Піттак на Лесбосі. Но чаще пытались сделать свою власть наследственной, почему народ отчаянно противился. Однако власти тиранов была демократическая не только формально: пытаясь добиться одобрения народных масс, они заботились о благосостоянии населения, о сохранении народных традиций.


Но борьба с родовой аристократией и вела к разрушению родовых структур - почти во всех полисах распределение на филы стал территориальным, а не патриархальным.


Уже во второй пол. VI в. до н.э. борьба аристократии и общины стала не столь непримиримой: если в конце VII в. в Сікіоні проявление антиаристократичних тенденций был связан с поддержкой культа Диониса и запретом рецитації Гомерівських поэм, утверждают аристократические идеалы, то в конце VI в. Гомерівські поэмы были включены в постоянную программу Панафинейских праздников. Это объяснялось тем, что тираны (как Писистрат в Афинах) часто были из аристократов, которые прославили себя на войне. В 509 г. до н. э. Клисфен, сбросив тиранию Пісістратидів в Афинах, заменил родовые филы территориальными, включил в число граждан многих других жителей полиса и рядом социальных реформ закрепил победу демоса над аристократией.


Такой демократизм был вызван военными соображениями. Активность персов в VI в. привела к упадку малоазиатских колоний, и центр политической и культурной жизни переместился в Афины. Участие торгово-ремесленного населения в политической жизни полиса позволило Афинам создать мощный флот и не только победить персов, но и возглавить антиперський Эллинский союз. Именно использование экономического могущества всей зоны Эгейского моря обеспечило расцвет культуры Афин в V в. до н.э.


Во второй пол. V в. противостояния торгово-ремесленного состояния и родовой аристократии превратилось в противостояние Афин и Спарты. 30-летняя война между двумя коалициями государств подорвала экономическую и политическую мощь Греции.


Значительную роль в эволюции социальной структуры играл общественное мировоззрение. Как и в Єгипті, мифология в Греции изначально фиксировала и символично интерпретировала сезонные земледельческие работы: культ Деметры, богини плодородия (дочь которой, Персефона, треть года проводит в подземном царстве), культ Диониса, бога плодородия и виноградной лозы, виноделия; орфический культ. Позже, как и в Єгипті, возник мотив загробного мира потустороннего существования. В культе Деметры счастливое посмертное существование (воздаяния) обеспечивалось посвящением и выполнением определенных обрядов. В орфиков и в культе Диониса родилась идея бессмертной души, способной существовать отдельно от тела. Но если орфіки создали сложную картину посмертного воздаяния, считая, что душа переселяется из одного тела в другое, и отодвигая момент слияния с божеством в далекое будущее, то простонародный культ Диониса демонстрировал возможность «регулярного» освобождение души под влиянием вина, в оргиастических ходах. Демократической сознания импонировала такая легко достижима свобода, иллюзорное, но реально ощутимое улучшение своего положения.


Независимо от своего содержания различные культы выполняли консолидирующую роль: или в местных (родовых) полисных масштабах, или становились идеологией даже міжполісних объединений: дорический гексаполіс вокруг святилища Аполлона в Кніді, объединение 12-ти племен Северной и Центральной Греции с центром в Дельфах. Объединение племен если бы на религиозной почве стали прообразом следующих политических и военных союзов.


Под влиянием трудовой и социальной практики мифология был подвергнут систематизации (Гесиод) и даже направленной обработке (орфіки). Но этапным в зарождении новой формы сознания следует считать осмысления аллегорического, предметно-вещественного содержания мифа, например, миф о Дионисе воспринимался как метафора виноградарства и виноделия. В период возникновения философии такого рода «бытовые» интерпретации мифов продолжались и множились.


Различия в социальных позициях основных противостоящих сил - хлеборобов, аристократии и купечества - способствовало окончательному формированию основных направлений в философии - материализма, объективного и субъективного идеализма, что определили в свою очередь и основные подходы в искусстве.


Ценностные установки, характерные для героической эпохи, были результатом ориентации на родовые идеалы, тогда как для гражданского общества достаточными были нормы, то есть следование законам (материализм). Оппозиционное отношение к крепнущего влияния торгово-ремесленной иностранной идеологии сблизило впоследствии общину с ее родовой аристократией так, что аристократ Платон выступал против частной собственности, сведя общинные идеалы и традиции военной демократии в принцип государственного устройства. Сам объективный идеализм Платона можно истолковать как поэтизацию закона, процесса его осознание, государственного воплощение.


Поскольку для торгово-ремесленной слои законы полиса долгое время были враждебными, а этническую среду далеким, постольку все общественные нормы поведения воспринимались ею как искусственные, субъективные (софисты). Такая точка зрения была близка рабам и декласованим элементам. Следует, однако, иметь в виду, что отношение к различных течений в философии менялось в зависимости от изменения положения данного прослойки в обществе.


Распад старых родовых связей, рост личной экономической самостоятельности привели к росту самосознания, фактически до становления личности в современном смысле этого слова. Возник интерес к духовному миру человека, к его индивидуальности. Это кардинальное изменение структуры субъекта не могла быть еще осознанной, но была замечена и выраженной в различных формах общественного сознания. В первую очередь интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики, как литературного жанра (в VII в. до н.э.). И естественно, что главной темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любовь-страсть (поэтесса с о. Лесбос Сапфо, Алкей, Пиндар) возникла лирика о любви-игру, развлечение или разновидность интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт). Рядом с интимной лирике (а может, в противовес) возникла гражданская лирика, что обратилась уже к обществу, а не к отдельному героя (Солон, Тіртей), а также ямби - поучительные стихи, нередко сатирической направленности (Архилох, Мімнерм, Гіппонакт).


Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедию - наивысшее достижение античной культуры периода Высокой классики. Для драматических спектаклей строили на склонах холмов большие амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей. Трагедия, которая возникла из культовых игр и ритуалов праздника Диониса, первоначально представляла собой усложненный диалог хора с актером (потом двумя, тремя). Великие Дионисии (март-апрель) знаменувалися соревнованиями трагіків: каждый представлял три трагедии и драмы сатиров. Вместо подвигов в трагедии изображались страсти и страдания человека.


Победа личностного начала над родовым особенно занимала «отца трагедии» Эсхила. В трилогии «Прохачки», «Египтяне», «Данаиды» он выражает сочувствие к девушке, насильно выданной замуж, и оправдывает убийство ею своих невест в брачную ночь. В то же время он поет гимн браку по любви - одна из данаиды сохранила жизнь своему мужу, потому что полюбила его. В трилогии «Орестея» жена не может простить мужчине, что он пожертвовал их дочерью, поставил государственное выше семейного. В то же время Эсхил отстаивает новый патриархальный брак: сын убитого, Орест, принимает сторону отца и мстит матери. Впервые в мировой культуре Эсхил воспевает знания в образе Прометея, что принес огонь людям.


Особенно ярко отражена судьба и страдания человека на фоне близких мифологическом сознании объективно-идеалистических представлений о судьбе (затем - законе), что торжествует вопреки всему. В трагедии Софокла царь Эдип пытается бороться с судьбой: узнав от оракула о том, что ему суждено убить отца и жениться с собственной матерью, он покидает дом (не зная, что он приемный сын). Во время путешествий Эдип убивает своего настоящего отца, не подозревая об этом. В городе, уволенному им от сфинкса, он женится на своей матери - царицы-вдове. Чтобы избавить город от мора, он начинает настойчивые попытки найти и наказать убийцу бывшего царя (себя).


Крупнейший из трех трагіків, «философ на сцене», Евріпід отчасти разделял убеждение софиста Протагора, что «человек является мерой всех вещей», а все социальные нормы, обычаи и представления нечто враждебным и далеким личности. В трагедии «Медея» - одном из шедевров мировой драматургии - человек Медеи Ясон, для которого она пожертвовала всем, женится на другой, молодой и богатой, чтобы... обеспечить Медее и ее детей, то есть «ради семьи» изменяет чувство жены. Медея не рассуждает, не борется - она страшно мстит, отбрасывая все социальные нормы, слушая только голоса страсти. Автор явно на ее стороне: внутренний мир человека оказался наивысшей ценностью мироздания.


Если общий эмоциональный фон трагедии был обусловлен ее прямым родством с официальными культами, сущностью которых было жертвоприношение, то родоначальниками комедии были более древние фаллічні обряды, тесно слились с общинным мировоззрением. Использование фаллічних песен против угнетатели общины предоставило комедийном жанра обличительной направленности. При этом главным оружием стало высмеивание.


Правда, высокая комедия Аристофана (445-385 до н.э.), ориентирована на достаточно образованного и равноправное аудиторию, отличалась интеллектуальным характером. С позиций общинной морали он доказывал неприемлемости субъективного толкования социальных процессов и норм и индивидуализма, что отсюда следует. Аристофан не мыслил счастье человека вне общим счастьем, осознавая, что политическая борьба ведет к власти все более беспринципных людей. Волшебное превращение Афин, считал он, возможно лишь с возвращением старых героических идеалов («Всадники»). Причем заметно, что сам Аристофан понимал, что это лишь мечты, поскольку героические идеалы тесно связаны с войной, а война хороша только для богачей и мошенников («Ахарняни»). Возможно, что общинные идеалы ему не совсем ясны: идея общности имущества абсурдна, потому что, например, ведет к обобществления жен и мужей («Женщины в народном собрании»). Но все-таки Аристофан за более справедливое распределение. Очевидно, причина того, что Плутос (бог богатства) слеп и деньги попадают не производителям-земледельцам, а паразитуючим членам общества, в том, что формируются ложные идеалы. За это он осуждал философов-софистов, к которым относил и Сократа («Облака»), а в литературном творчестве «разоблачал» Еврипида как носителя вредного скептицизма, певца темных страстей души, и противопоставлял ему Эсхила («Лягушки»). Как видим, в мировоззрении литераторов отразилась борьба социальных идей в их философско-эстетическом оформлении.


Эволюция социальной структуры отражалось и в планировании греческого города. На возвышении располагался акрополь. В Греции классической эпохи это ячейка святилищ и общественных зданий. В долине простиралась агора - площадь для общественных собраний, отображение демократического периода в истории собственно полиса. Ниже располагалось будущее человеческой истории - нижний город, где жили ремесленники, торговцы. Поскольку обладателя как постоянной структурной единицы не существовало, акрополь можно рассматривать как своеобразное продолжение агоры, тем более что священнодействие (принесение жертвы) происходило на глазах всех желающих. Возможно, храм служил моделью священной рощи; ранее и колоннада была деревянной: об этом свидетельствуют остатки деревянных конструкций - стилобат - высокая основание колонны для изоляции от сырости, покатые склоны крыши, водостоки. Колонны сужаются кверху, посредине есть утолщение, что имитирует пластичность материала. Колонны наиболее древнего стиля (дорического) вообще лишены базы, возможно, для полноты сходства с деревьями. Быть может, и каннелюры - вертикальные желобки на колонне, образующих острые ребра, - имитировали кори. Существуют и другие храмы - в виде пещеры (фронтон над входом похож на очертания горы, там помещали изображения небожителей); колонны - наследие фаллічного культа или египетские обелиски (лучи света), человеческие фигуры (а каннелюры - складки одежды).


Последняя гипотеза была распространена уже в Античности: дорическая колонна считалась символом мужа, ионическая - женщины, коринфская - девушки, что несет корзину. Действительно, в храмах колонны дорического ордера заменялись или дополнялись иногда мужскими фигурами (атлантами), а колонны ионического ордера - женщинами (кариатидами). Стоит отметить, что автор классификации различных стилей в древнегреческой архитектуре Витрувий (I в. до н.э.) считал, что храм выявляет скрытую геометричность среды; но, возможно, храм как символ упорядоченного мира (Космоса) противопоставлен окружающей природе (Хаоса). в этом случае аналогия между колонной и человеком более логична. Эту концепцию подтверждает и общий сюжет скульптурного оформления дома - борьба и победа антропоморфных богов над хтоническими божествами (позже - новых богов над старыми). Следует отметить общую трагическую эмоциональность скульптурного убранства храма, что подготавливается до главного действа - жертвоприношения (в принципе - человеческого).


Поскольку храм считался жильем божества, его главное помещение копіювало прямоугольный зал царского дворца; главный фасад был обращен на восток. Классический тип храма (периптер - «оперений») - прямоугольный, со всех сторон окруженный колоннами. Четко различаются поддерживающие и перекрывающие части. Храм имел прихожая (пронаос), святилище (наос), освещенное через световые люки в потолке, и опістодом - маленькое помещение с выходом в задней стене храма, где раньше находилась сокровищница. Храмы розфарбовувалися в основном красной и синей краской.


Не менее важную функцию в формировании и управлении общественным мировоззрением играла скульптура, что не только украшали храмы, но и служила религиозному культу. Она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы, и религиозное чувство грека не было замкнутый стенами храма. Живя среди сонма разных богов и богинь, он тем более был готов увидеть божество в победители игр, что именно для того и проводились, чтобы среди людей (родов, полисов) выявить того, кто отмечен благоволению богов.


Религиозное чувство грека и мышления вообще формировалось под влиянием пластических форм. Он видел божественное проявление в победе обнаженного аристократа на соревнованиях и, следовательно, в его физической красоте. Физическое совершенство в общественном сознании олицетворяла и благородство (до участия в играх в пускались только аристократы), и непременный успех, потому что в войнах того времени именно знатные воины (обучены и вооружены лучше других) были решающей силой. Поэтому первые скульптуры - это куросов и коры: идеальные фигуры юношей и девушек. Чтобы скульптуры выглядели идеально при любом освещении и были максимально похожи на живых людей, их раскрашивали. В этих неподвижных стилизованных фигурах можно заметить и отголоски египетских мотивов, однако очевидно функциональное отличие скульптур. Греки превозносили свои идеалы в бронзовых скульптурах - победителей олимпийских игр и т.п.


Мраморная Скульптура была характерна для храмов, ритуала жертвоприношения, поэтому отражала трагические жанровые сцены.


Своей изначальной склонности к гармонии, что понимается прежде всего как симметрия, греки никогда не предавали. Дальнейшее развитие скульптуры можно рассматривать как поиск других путей достижения симметрии. Эквивалентом симметрии в скульптуре служила равновесие. Было замечено, что «Дискобол» Мирона (470-440 до н.э.) не смог бы бросить диск, не нарушив равновесия позы. Уже Поліклет разрабатывал художественный канон, подбирая варианты пропорций. Однако его статуи лишь изображают возможность движения - одна сторона тела статическая. Это обусловлено и особенностями скульптуры, что должна сохранять максимальную устойчивость.


Мраморная скульптура еще больше сковывала художника хрупкостью материала. Однако и предоставляла дополнительные возможности, что раскрыл замечательный скульптор Парфенона Фидий (третья четверть V в. до н.э.). Чтобы достичь гармонии, Фидий преодолевал скованность отдельных фигур ритмом композиции. Пластика, сюжет и философское содержание составляли единое неразрывное целое: например, многофигурные ансамбли барельефов Фидия на фризах Парфенона - поход афинских граждан. Другой находкой Фидия было расположение скульптурных складок одежды, которым он умел создавать иллюзию движения независимо от положения тела, и даже безотносительно к анатомии и возможного дуновения воздуха. Эти поиски и способы достижения гармонии можно считать зарождением в искусстве приемов ритмізації и маньеризма (достижения эффекта за счет надуманных искажений).


Ритм становится основным художественным приемом рельефов Скопаса (первая пол. IV в. до н.э.). Общее равновесие достигается тем, что недвижимость одних фигур компенсируется движениями других, разнообразием и выразительностью поз. Таким образом ритмичность композиции достигается через экспрессионизм. Скопас творил в то время, когда братоубийственная борьба между Афинами и Спартой сделала бессмысленной воинскую доблесть, а тем самым и героический идеал. В рельефах Скопаса ожесточенные движения воинов подчеркивают трагичность идеи: среди них нет победителей - только жертвы. Использование большого незаполненного пространства в фоне позволяет выделить отдельные фигуры и предоставить каждой особого значения вне зависимости от общей сцены боя. В контексте рельефов Скопаса, особенно в изображении битвы женщин и мужчин («Амазономахія», фриз Галікарнаського музея, IV в. до н.э.), философская тезис «человек является мерой всех вещей» начинает восприниматься одновременно как насмешки и как погребальный плач.


Пракситель тоже перестал видеть в человеке (и богах) гармоничное существо, но не перестал ею любоваться. Он находит прекрасное в мимолетном: то в полной неги позе, то в атлетических формах, которые прячутся в располневшей теле.


Победа аристократической Спарты над демократическими Афинами отразилась и в изменении платоновского идеализма более заземленной философией Аристотеля. Пророк (и создатель) ближайшего будущего своей страны оказался пророком на тысячелетия. (Только в эпоху Возрождения ремесленники и купцы снова пришли к власти - почти две тысячи лет пришлось ждать человечеству нового расцвета.) Аристотель выступал за частную собственность, но источник ее он видел не в ремесле и торговле, а в прямом завоевании. Избранным состоянию Аристотель считал воинов, а наиболее благотворным состоянию общества - войну. Уроки учителя вполне усвоил и реализовал на практике Александр Македонский.



Назад