Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

5. Культура Эллинизма


После смерти Александра Македонского (323 до н.э.) его империя распалась на отдельные царства: Египетского (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов), государства Малой Азии и Македонии. Общий смысл этих грандиозных социальных процессов заключался в объединении побережья и глубинных районов материка, а также создании единого экономического пространства для различных сложившихся культур. В основном на всех этнических территориях сохранилась местная власть при условии, что она признает свою зависимость и регулярно выплачивает дань.


Во всех завоеванных странах распространялась (и отчасти развивалась) греческая духовная культура (Эллинизм), что сама впитывала некоторые черты восточных культур, которые отвечают духу социальных изменений в Греции. В условиях непрекращающихся военных действий, когда жизнь целых стран находилось в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, в массовом сознании стал преобладать субъективно-идеалистический подход в оценке общественной жизни, теперь снова идеалом служила не гражданская норма и абстрактный образ собирательный, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце IV в. до н.э. афиняне обожали в буквальном смысле своих царей-благотворителей, сводя им статуи и алтари, основывая ежегодные праздники на их честь и т.п.


Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественная воображение создавала шедевры экспрессивно-героического плана. Такая «Ника Самофракийская» - статуя богини-победительницы, сооруженная в честь разгрома флота Птолемея. Стройная фигура в одеянии, развевающиеся словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем.


В основном этот жанр развивал приемы, которые использовал Лисипп с Сікіону, последний скульптор классики и первый скульптор Эллинизма (времена правления Александра Македонского). Он умел передать индивидуальное, характерное в человеке и одновременно подчеркнуть самостоятельное выразительное значение скульптурной формы. Его восхищало чередование света и тени, заложенная в скульптуре возможность менять образ в зависимости от точки, с которой смотрит на нее зритель (Лисиппа можно считать первым импрессионистом в скульптуре).


Именно эти приемы, которые создают иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях Афродиты Милосской (III-II вв. до н.э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар, 340 до н.э.).


Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по-своему более интимной, создаются образы волшебных рыхлых детей, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии Египетской).


Шедевром античной скульптуры фриз храма-алтарь Зевса в Пергаме (180 до н.э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающая битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен фигурами в бою. При этом вместо ужаса битвы фриз передает жизнеутверждающий настроение, вызывает ощущение гимна.


Лучшие традиции Родосских школы воплощены в скульптурной группе «Лаокоон» мастеров Агесандра, Афинодора и Полидора (ок. 50 г. до н.э.). Лаокоона, что предупредил троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две исполинские змеи. Страдания на лице героя, высокий трагизм всей композиции выражают протест против несправедливости богов, Фатума. Группа выполнена в повествовательной манере, из чего можно сделать вывод о ее связь с рельефом храма. Об этом говорит и то, что группа предназначена только для фронтального обзора. Обычно при этом скульптура теряет свою объемность, становится рельефом без фона. Но авторы нейтрализовали этот недостаток уникальным способом: они создали пространственную перспективу, характерную исключительно для живописи. Если смотреть на скульптуру с достаточно большого расстояния, кажется, что все фигуры находятся на разном удалении от зрителя. Выделяются три планы, и в каждой фигуры - свое пространство движения. Композиция создает ощущение глубины пространства в много метров. Но авторы продолжили опыты с перспективой. При приближении к скульптуры перспектива пространственная исчезает, но начинает играть свою роль перспектива смысловая. Фигуры сыновей нарочито уменьшены по сравнению с центральной - Лаокооном. Достигнутый эффект усиливается еще и за счет «движения» последнего; благодаря небольшой ступеньке на постаменте он занимает большее пространство и выразительность его усиливается, а фигуры сыновей лишь уравновешивают движение центральной фигуры. Две змеи, опоясавших тела трех героев - не только персонажи сюжета, их роль в композиции велика: они превращают группу в единое целое.


Замкнутость полиса-государства в эпоху Эллинизма изменилась открытостью города, что принадлежит великой империи. Центром его становится не храм, а административные здания и торговые портики, что окружали агорус. Вдоль широких, пересекающихся под прямым углом улиц стояли многоэтажные доходные дома с окнами на улицу, дома богачей с колоннадами, дома без окон с внутренним двориком. Город меньше связано старыми градостроительными традициями, оно более подчиненное рельєфові местности, природные склоны стали использоваться для сооружения террас - можно говорить уже о появлении городского пейзажа.


В строительстве храмов преобладал ионический ордер, большое распространение получили круглые храмы, появились открытые алтаре (как, например, тот же Пергамский алтарь). Как строительные материалы широко использовался камень и сырцовый кирпич. Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гімнасії, булевтерії (дома городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - причислен к семи чудес света. Маяк был построен в 280 г. до н.э. на острове Фарос в устье Нила и в высоту достигал 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя Посейдона высотой 7 м. Под куполом маяка горел костер дрова для которого поднимали по винтовому пандусу на ослах. Маяк, известный нам по описанию арабов, представлял собой трехступенчатую башню. Он служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепость с гарнизоном. Александрийский маяк в перестроенном виде просуществовал до XIV ст., затем был разрушен в результате землетрясения.


Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи чудес света - Колосс Родосский, статуя бога Гелиоса, что представляла собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м. Колосс был сооружен в начале III в. до н.э. при входе в гавань города Родос. Все, что видели статую, поражали не ее художественные достоинства, а инженерная мастерство его создателя - Хареса с Ліндосу.


В интеллектуальной жизни империи большое значение получили греческие (классические) традиции и, главное, знание их, «ученость». Во всем эллинистическом мире получила распространение разговорный греческий язык - койне. Однако в сфере духовной жизни наметилось резкое расслоение. Основная масса населения увлекалась спортивными зрелищами (удвоился амфитеатр вокруг арены - родилась форма современного стадиона); из сценических жанров особую популярность приобрела комедия ситуаций и характеров; трагедия стала тяготеть к благополучных конечностей (Медея щадит детей, Антигона скрывается и т.п.).


Элитарная культура предпочитала книжной формам, появились драмы для чтения, а не для постановки. Поскольку красноречие в условиях монархии и бюрократии утратило свое общественное значение, расцвела поэзия (но окончательно потеряла связь с музыкой). Большое распространение получает немного искусственное новаторство, но действительно развиваются лишь жанры, слабо развиты у греков: эпиграмма, идиллия (пейзажная лирика), буколіка (сцены из «пастушескому» жизнь"). Общее тщательное изучение греческого языка и классических образцов культуры привело (в частности, александрийских знатоков) до создания филологических наук.


Здесь необходимо отметить, что греческая культура в различных регионах воспринималась неоднозначно. В восточном Парфянському царстве принятия греческой культуры было просто невозможным. Иудеи относились к ней как к культуре поработителей, восстание Маккавеев в 165-142 гг. до н.э. было направлено в первую очередь именно против греков. Римляне пришли в эллинистический мир для многих не как поработители, а как миротворцы.



Назад