Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

6. Культура Древнего Рима


Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иностранные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета повлияла на соседние народы и на следующий развитие Европы.


Римляне, переняв у греков сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и відвальну доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100×70 см. Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: тележка дополнили поворотный передок и оглобли.


Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформирована данное государство. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, сначала проявилось в различии мифологий. Римские боги не имели человеческого вида, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Такая же твердая и расписана регламентация лежит в основе организации государства, зафиксирована и развита в форме римского права; членение любого действия или процесса на отдельные фазы и функции, соотнесенность каждой из них с определенным богом привело, видимо, до возникновения последовательного мышления, названного позже рациональным.


Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как введение имущественной иерархии (реформа Сервія Туллія) с целью обеспечить содержание армии - регламентировать участие в ее снаряжении в зависимости от доходов. Введение имущественного классификации населения, в отличие от греческого территориального распределения полиса на филы, не касалось родовой структуры римского общества, а лишь оценивало ее и різноманітило экономическими критериями. Поскольку цари избирались и делили власть с советом старейшин, можно говорить о том, что римляне находились на стадии военной демократии. Высшие должности государства совпадали с воинскими званиями.


Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но и разграбление покоренных стран и захвата рабов. Очевидно, наследием военной демократии была и запрет сенаторам заниматься торговлей и финансовыми соглашениями. Этот запрет должна была предотвратить чужоземному влиятельные на римские социальные структуры, но на деле привела к превращению родовой знати в крупных землевладельцев. Всадники, на которых запрет не распространялся, стали финансовой аристократией. Таким образом, в отличие от Греции и земельный, и финансовая аристократия была родовой. Изменить порядок политическим путем, хотя бы дать всем итальянским союзникам римское гражданство, пытались братья Гракхи, но безуспешно. Именно реформа армии в последние годы II в. до н.э. - набор малоимущих добровольцев, что потом получали участки земли - положила начало социальным изменениям. Можно увидеть некоторую аналогию между эпохой поздней военных диктатур в Риме и периодом греческих тираний. Но если последние были рычагом окончательного силового ломка родового общества и утверждения господства наследственной аристократии, то военный характер римского общества обусловил противоположную направленность диктатуры Сулли: возвращение полноты власти аристократам-землевладельцам. Гражданская война в Риме - это война двух аристократій. Но военный характер государства не позволил установить даже аристократическую республику: новая диктатура Юлия Цезаря привела, в конечном итоге, к единовластию - принципата (империи). После короткого затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между патриціанськими родами.


Борьба за власть требовала средств и поощрения финансовой активности. Уже в эпоху республики ростовщичество приобрел государственные масштабы. Римская знать погрузилась в неслыханную роскошь и разврат. Женщины ни в чем не уступали мужчинам. Семья деградировала.


В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главный принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые нужды многочисленного населения, и утонченный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели чрезвычайную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий до арок, сводов и куполов. Вообще, римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже руины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, общественные термы (бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3-6, а порой и в 8 этажей. Римские строители широко использовали бетон. Почти полностью из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранился невредимым до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые моли, дороги.


В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, что в течение многих веков, вплоть до Нового времени, оставались основой энергетики.


Бытовое утварь было более разнообразно, чем в Греции. Кроме глиняного, широко использовался бронзовый и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отопления помещений, по принципу действия надували самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитый (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили различные плаще.


Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху Средневековья.


Пересечение сводов породило знаменитую хрестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает напівкупол, что опирается на полуцилиндрический выступление стены - апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.


Поскольку в римских зданиях несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют чисто декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны на основе. В императорский период возникают комбинаций различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.


Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Дома украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранены дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки сводились даже в провинции.


На основе греческой традиции создавались разные по стилю стенные росписи, что открыли раскопки м. Помпеи.


Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этруски, в которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об вид человека, но и отношение к великой личности как социально значимого идеала. Индивидуализация рис исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея духовной красоты. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи присущи лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся в художественных идеалов Греции, внеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и большие формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Менялся портрет и по переданным настроением: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами - к религиозной покорности судьбе в V в. н.э.


Начало римской литературе положили греки своими переводами на латыни «Одиссеи» и других произведений классики (Андроник, Луцілій). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйным весельем, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологическими есть характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческого (например, Менандра). Но если в «родных» комедиях зрителю все было известно с самого начала, и его забавляло незнание персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция более стилиста - за чистоту языка.


Различия культур греческой и римской проявлялось и в стадиях развития личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны Сципіонів противостояла итальянская ориентация Катона. В своем творчестве он не только упорно хранил приемы народного красноречия, но и защищал римский уклад жизни от эллинской изнеженность роскошью. Воспринимая литературу прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не понимал общего гуманитарного содержания греческой культуры.


Полноценное формирование личностной сознания на римском почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, который свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от народной песенной традиции, и свои духовные переживания они воплощали в готовых эллинистических формах. Отсюда погружения в александрийскую ученость, использование уже наработанных выразительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихи. И в тех, и в других особое внимание он уделял обработке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику.


В течение следующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость меняются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе вырос, потому что политическая борьба, которая поглощала раньше все духовные интересы общества, потеряла смысл. Август стремился руководить литературным процессом, хотел заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как выполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием «Энеиды» - эпической поэмы о мифологического божественного предка римской аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - идеологическое осмысление единства греческого этноса, так «Энеида» - это осознание единства Рима с Италией. Однако именно в «Энеиде» впервые чистой нотой зазвучал настоящий полісний патриотизм.


Поэты-лирики продолжали катуллівський направление, стояли в оппозиции Вергілію и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). В Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, что поднимает любовную игру до уровня обожания (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возвращение к суровым обычаев предков, возрождение семьи и нравственности, любовные элегии расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке.


Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, сделал значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали как образец для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянуты патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.


Развитие искусства красноречия, его стремление сохранить способствовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики стало возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические рассказы, что стали достаточно распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а также преимущество повседневной утилитарной сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земных приключений и любовных переживаний («Дафнис и Хлоя» Лонга). Заметная деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, ее переживания героев - это страдания владельца, лишенного собственности. Вершиной античной прозы можно назвать сатирический роман, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).


Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только была эклектичной сама по себе, но соблюдала эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторскому практики. Такую позицию можно оценить как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Стулявся с суб'єктивізмом и упрощенный материализм, что оправдывает погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (гедонизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинственную нравственность (Цицерон), так и среди эпикурейцев скрывался настоящий материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимым для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимости.


Но материализм Лукреция и субъективизм объединяла борьба против фатализма, понятие судьбы, то есть против объективного идеализма. Тем временем в обществе преобладала тенденция к объективного идеализма, как преобладало по численности населения, жизнь которого не зависело от него самого, а чаще всего не принадлежало человеку и собственное тело. Оправдание (и даже апология) собственного бессилия и вынужденного аскетизма римляне находили в стоїцизмі, сторонниками которого были и крупнейшие римские философы вместе с Сенекой, и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев.


Хотя в стоїцизмі много общего с субъективным идеализмом и он тоже искал решение внешних проблем в изменении к ним свое отношение, юристы-стоики настаивали на незыблемости внутренних моральных законов, которые, впрочем, из договорных отношений между людьми. Целью законов был защита частной собственности, точнее, права на частную собственность, до которого сводилась моральное равенство людей. Субъективизм был ответом на невозможность противостоять внешней сверхъестественной силе, которую Сенека не решался назвать определенно (богу, судьбы).

В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопіфагорійство, неоплатонизм, что постепенно приближали рациональную философию к религии. Достаточно популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.



Назад