Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

2. Культура итальянского Ренессанса


Переход к культуре Нового времени содержит в себе два больших движения - Ренессанс и Реформацию, что меняют привычный средневековый образ мира. Ренессанс знаменует собой светское направление, Реформация - религиозный. Ренессанс распространился в Италии, других странах Западной Европы, где приобрел более религиозного характера. Эти же страны, почти не коснувшись Италии, охватил движение Реформации. Идеи Ренессанса утвердились в основном лишь в верхах общества. Они не опирались на широкие народные массы, в то время как идеи Реформации нашли отклик во всех слоях общества и в разных странах. Итальянский гуманизм дал о себе знать на новом витке движения в эпоху Просвещения - времени решительной секуляризации теоретической и практической мысли. Взаимные отношения Ренессанса и Реформации сложные и неоднозначные, однако именно эти культурные феномены знаменовали собой Новое время.


Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Ренессанса в Италии стало осмысление и углубления индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса была Античность, чем и вызван особый интерес к ней у гуманистов. Ренессансная культура охватила многие городов Италии, но центром ее была Флоренция.


Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Ренессанса Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI ст.) Он имел в виду возрождение Античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Ренессанса характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако источники такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютаті и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas (в пер. с латыни - человеческая природа, человеческое достоинство).


Основным чертами культуры Ренессанса является: 1) антропоцентризм, 2) гуманизм, 3) модификация средневековой христианской традиции, 4) особое отношение к Античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, 5) новое отношение к миру.


С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Ренессанса. Время, в которое указанные качества только проявляются, характеризуется как Проторенесанс (конец XIII-XIV вв.). Отрезок времени, когда культурная традиция, что соответствует этим чертам, прослеживается четко, получил название Раннего Ренессанса (XV ст.). Время, что стал периодом расцвета идей и принципов итальянской ренессансной культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Ренессансом (первая треть XVI в.). Наконец время, когда ренессансные идеи разочаровывают, а философия гуманизма переживает кризис получил название Позднего Ренессанса (ХVI ст.).


С чем связана в культуре итальянского Ренессанс четкая ориентация на человека? Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом основой независимости человека, ее свободомыслия стала городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были средоточием мастеров своего дела - людей, покинувших крестьянское хозяйство и вполне думают прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представление о независимую человека могло сформироваться только среди подобных людей.


Города Италии славились разнообразными ремеслами. Так, Флоренция была известна своим суконным производством. Конторы Барди, Перуцци обосновались во многих городах, торговавшие с Флоренцией. Процветали в Флоренции и много других видов ремесленной мастерства. Ранний расцвет итальянских городов связан, однако, не только с развитием той или иной отрасли производства, но в большей мере с активным участием итальянских городов в транзитной торговле. Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов выступило, кстати, одной из причин печально знаменитой раздробленности средневековой Италии.


Подчеркивая роль торговых операций в расцвете городов Италии, французский историк Фернан Бродель отмечает, что уже в VIII-IX вв. Средиземное море после некоторого перерыва снова стало местом сосредоточения торговых путей. От этого почти все прибрежные жители получали выгоду. Отсутствие достаточных природных ресурсов, наличие неплодородных земель заставляло десятки маленьких гаваней «броситься в морские предприятия». Цель деятельности маленьких городов заключалась в том, «чтобы связать между собой богатые приморские страны, города мира ислама или Константинополь, получить золотую монету - египетские и сирийские динары, - чтобы закупить роскошные шелка Византии и перепродать их на Западе, то есть в торговле по треугольнику. Эта активность разбудила итальянскую экономику, - подчеркивает Бродель, - что находилась в полудреме со времени падения Рима». А «фантастическая авантюра крестовых походов, - утверждает французский исследователь, - ускорила торговый взлет христианского мира и Венеции».


Перевозки людей с тяжелым снаряжением и лошадьми оказались очень выгодным для итальянских городов. Решающим, особенно для Венеции, стал IV Крестовый поход, который завершился разграблениям Константинополя. Если раньше, способствуя продвижению крестоносцев, Венеция розоряла Византию изнутри, то теперь некогда могучая империя стала почти что собственностью итальянского портового города. «От краха Византии, - пишет Бродель, - выиграли все итальянские города, точно так же выиграли они и от монгольского нашествия, что открыло прямой путь по суше от Черного моря до Китая и Индии, который давал неоценимое преимущество, - обойти позиции ислама».


Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждения личности в эпоху Ренессанса не отличалось только вульгарно-материалистическим содержанием, а мало еще и духовный характер. Решающее влияние здесь сделала христианская традиция. Время, в которое жили гуманисты, действительно заставил них осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали быть людьми Средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому посмотрели на самих себя. А модификация средневековой сознания накладывалась на пристальный интерес к Античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая, однако, была прерогативой верхов общества. Несмотря на формирование в XIV-XVI вв. нового менталитета, во всех проявлениях жизни царила, хотя расшатана, католическая церковность.


Что стояло за обращением к Античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников Ренессанс становились учение Платона и Плотина? Почему античное пространственное искусство так привлекло внимание художников? Новое мироощущение человека, определенный, возможно, наивный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой сопротивлении, обосновании, чем и выступила классическая древностью. Именно обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений. Из философских учений Античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для гуманистов. Неоплатонизм, истолкован средневековыми мыслителями, был знаком гуманістам. Ренессанс очистил его от догматического средневекового влияния, так же как переосмыслил и античный содержание.


Еще античный неоплатонизм переосмыслил учение Платона, интерпретировал учение Аристотеля о Нус (переосмысленный платоновский мир вечных идей), переделал учение стоиков о дуновение першовогню, которая в неоплатоников превратилась в чисто смысловую дуновение Нуса, в особую подвижную идею, - источник движения вообще - Мировую Душу, и, наконец, неоплатонизм обогатился понятием Единого. Если у Платона это всего лишь абстрактная общая категория, то в неоплатоников - максимально конкретное оформление жизни и бытия. Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота веществ и душ в природе.


В Средние века неоплатонизм был направлен на теорию абсолютной личности, что существует выше всякой природы и мира и является создателем всякого бытия из ничего. Зато ренессансный неоплатонизм, с одной стороны, пытается поднять и утвердить материальный мир с помощью категорий античного неоплатонизма, а с другой стороны - у него много общего с средневековым неоплатонізмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате Вселенная, в котором находится человек, мыслится насыщенным божественным содержанием, а человек становится личностью, что стремится абсолютизуватись, осуществить себя в «своем гордом индивидуализме». Таким образом, ренессансный неоплатонизм приобретает преимущественно антропологического характера.


Постижения человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач гуманистов. Мир притягивает человека, поскольку он одухотворенный Богом. А что может лучше помочь ему в познании мира, чем ее собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Ренессанса прослеживается пристальный интерес к визуального восприятия, расцветают живопись и другие пространственные искусства. Именно они, наделенные пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху Ренессанса особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят возле решения мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Поэтому эпоха итальянского Ренессанса имеет четко художественный характер.


В эпоху итальянского Ренессанса невозможно не заметить другой, противоположной тенденции - ощущение человеком трагичности своего существования. Причем эта тенденция не возникает в конце эпохи, а присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей. Понять ее происхождение позволяет обращения к уже указанной сложного взаимодействия в ренессансном культуре наследия Античности и христианства. Интересный анализ этой проблемы, сделанный Г. Бердяевым. Российский философ считал, что в эпоху Ренессанса произошло небывалое столкновения языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоение человека.


Кровь людей эпохи Ренессанса была отравлена христианской сознанием греховности этого мира и христианской жаждой возмездия. Великие художники этой эпохи были одержимы созданием другого бытия, прорывом в другой, трансцендентный мир. Они были подвергнуты теургічному задаче. Гуманист, особенно одаренный художник, чувствуя в себе силы, подобные, как он считал, самому творцу, ставил перед собой онтологические задачи, очевидно невыполнимы в мире культуры. Художественное творчество, что отличается психологической природой, таких задач не решает. В ней осуществляется идеальное, а не реальное. Опора художников Ренессанса на достижение эпохи Античности и их направленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к глубокой ренессансной тоски, до трагического мироощущения. Бердяев пишет: «Тайна Ренессанса в том, что оно не удалось. Никогда еще не был послан в мир таких творческих сил, и никогда еще не была настолько обнаружена трагедия творчества».


Давно замечено, что итальянские историки неоднозначно относятся к гуманистов. Ренессанс совпал в Италии с самым тяжелым периодом ее истории - междоусобицами, итальянскими войнами. А гуманисты, которых прославляли во всем мире, нередко служили тиранам, которые подавляли свободу Италии, не проявляли особого патриотизма во время вторжения иностранцев и часто высказывали мнения, что имели явно космополитический характер. Но в мировом масштабе гуманисты характеризуются как новый общественный слой, где отсутствует становая признак и где каждый занимает свое место лишь в силу личной образования и таланта; а сама эпоха Ренессанса оценивается как начало светской цивилизации Нового времени.


Среди представителей культуры Ренессанса есть личности, которые наиболее полно выразили черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенесансу Данте Алигьери (1265-1321) - легендарная фигура, человек, в творчестве которой проявились тенденции развития итальянской культуры на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальное лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир», трактат «О народный язык», сонеты, канцона и другие произведения. Конечно, Данте наиболее известен как автор «Илиады Средних веков» - «Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для Средневековья сюжет - изображает себя путешествующим Адом, Преисподней и Раем, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далек от повседневности сюжет, произведение наполнен картинами жизни современной ему Италии и насыщенный символическими образами и метафорами.


Первое, что характеризует Данте как человека новой культуры, это его обращения в самом начале творческой жизни к «сладкого нового стиля» - поэтического направления, полной искренности эмоций, но в то же время и глубокого философского содержания. Этот стиль стремился решить центральную проблему средневековой лирики - отношение «земного» и «небесного» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазное, наоборот, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; она возникает как доступное чувственном восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, далекую религиозной морали и аскетизма.


В Данте будь-яка идея - «мысль Бога»: все, что существует во Вселенной, это «лишь отблеск мысли, которой Всемогущий своей любовью бытия дает». Данте был убежден в высшей обусловленности творческого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражает божественное совершенство, то художник, по мнению поэта, призванный уловить божественную идею и максимально точно выразить ее в своем произведении. Задача приближения к миру вечных сущностей, к божественной идеи стоит перед всеми художниками Ренессанса, и тот факт, что Данте тяготеет к символизму (знаменитый его трактат «Пир» посвящен учению о символ, о четырех уровне толкования текстов), подчеркивает это стремление. Для того, чтобы раскрыть божественную идею, необходимо понять символический смысл произведения.


Хотя образы, данные в «Божественной комедии», прочно связанные с средневековым мировоззрением, о ренессансный характер творчества автора говорят яркость языка и индивидуальность его героев. В Данте действие развивается не в глубинном, перспективном пространстве, а если бы в тесных узких пределах плоского рельефа, что вообще сближает Даете с живописцами Ренессанса, которые рельефно выделяют лишь предметы первого плана. Это дает возможность провести аналогию между творчеством Данте и Джотто, великого живописца Проторенесансу.


У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешников расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт практически переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них. По-сути, Данте опирается на арістотелівську классификацию пороков и преступлений, согласно которой поступок является греховным не по содержанию, а по действию. Данте удалось показать, что наказание таится, по-сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. Практически эта мысль наводит мост к теории нравственности, которая не нуждается загробного воздаяния.


В Данте другой взгляд и на гордость. Он не отрицает, что гордость - «проклятая гордыня сатаны», соглашаясь с христианским толкованием этой черты. Не сносит поэт и спеси. Он осуждает этот порок в аллегорическом образе льва из «поднятой гривой». Осуждая гордыню сатаны, Данте, однако, принимает гордое самосознание человека. Так, богоборець Капаней, который заявляет: «Каким я жил, таким и в смерти буду!» - вызывает сочувствие Данте. Такое внимание и сочувствие гордости знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Ренессанса и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости вызывает его изменение в земной славы. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.


Вызывают у Данте соболезнования и грешники, осужденные за плотскую любовь. Болея над душами Паоло и Франчески, поэт говорит, что их привела «на этот горький путь» наслаждение, равной которой нет ничего в этом мире. Конечно, так сочувствовать мог лишь человек новой эпохи, которая еще только вырисовывается, но уже отличается самобытностью и оригинальностью. Все творчество Данте свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности - источники этой эпохи.


Сандро Боттичелли (1445-1510) - художник другого периода эпохи, он острее других выразил духовный смысл Раннего Ренессанса, который поражает щедростью, излишеством художественного творчества, что хлынуло как из рога изобилия. Творчество Боттичелли соответствует характерным этого периода, который больше, чем какой-либо другой, ориентированный на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время осуществляются разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому чувствовать мир значило по-новому его видеть. И Боттичелли видел его в русле новых времен, однако образы, созданные им, поражают необыкновенной интимностью внутренних переживаний. В творчестве художника заполоняет нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерно изменение пропорций, выраженная в чрезмерной худобы и подовженості фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Другими словами, наряду с выразительностью линий и рисунке, так уважаемых художниками Раннего Ренессанса в творчестве Боттичелли присутствует глубокий психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».


Однако не только единство пластической мастерства и духовного содержания творчества добавляют его манере ренессансного характера. Боттичелли - самый прекрасный, волнующий, поэтический художник Ренессанса и самый болезненный, раздвоенный, который никогда не достигает классической завершенности. Его Венеры всегда скидывались на Мадонн, как Мадонны были похожи на Венер, будто Венеры покинули землю, а Мадонны - небо. В творчестве Боттичелли есть тоска, что не допускает никакой классической законченности. Его художественный гений создал лишь небывалый по красоте ритм линий. И все-таки Боттичелли самый прекрасный, самый близкий и волнующий художник Ренессанса. Трагизм мироощущение - несоответствие грандиозного замысла, и величественного, результат творчества, прекрасному для современников и потомков, но болезненно недостаточном для самого художника - делает Боттичелли настоящим гуманистом. Трагизм звучит в тайных душевных движениях, выявленных большим мастером в его портретах и даже в печальном лику самой богини красоты Венеры.


Именно трагизм мироощущения и тончайшая духовность делают Боттичелли удивительно близким художникам и поэтам XIX ст., особенно символистского направления - Бодлеру, прерафаэлитам, импрессионистам, сецессіоністам.


На судьбу и творчество С. Боттичелли, так же как и на судьбы многих гуманистов, повлияла личность церковного деятеля Джироламо Савонаролы (1452-1498). С одной точки зрения, Савонароле трудно причислить к деятелей культуры Ренессанса. Слишком разнятся его мысли и убеждения с общим стилем ренессансного мировоззрения. С другой, он является истинным представителем этой культуры. Савонарола, с детства отличался глубокой религиозностью, в зрелые годы стал известным монахом. Его произведения имели немалый успех, благодаря тому, что он постоянно обличал пороки аристократии и духовенства, особенно папства. Объектами критики монаха были папы Сикст VI, Иннокентий VIII, Александр IV Борджиа. Авторитет Савонаролы так вырос, что в конце ХVI в. он, по-сути, стал правителем Флоренции, обладателем ее дум, установил там довольно строгий монастырский режим.


Естественно, столь глубокая и ортодоксальная вера характеризует Савонароле как деятеля Средневековья. Об этом же свидетельствует его отношение к философии Платона, которую он хорошо знал. Он писал: «Единственное добро, сделанное Платоном и Аристотелем, заключается в том, что они придумали аргументы, которые можно применить против еретиков. Однако и они, и другие философы, находятся в аду. Будь-яка баба знает о вере больше, чем Платон. Было бы достаточно хорошо для веры, если бы книги, которые многие считают полезными, были уничтожены. Если бы не было такого множества книг, природных доводов разума и всяких диспутов, вера быстрее распространилась бы». Из этого текста следует, что уничтожение знаменитых книг и картин на кострах, которые запылали по воле Савонаролы, не имело характера вандализма, а было актом поддержки и укрепления веры.


И все-таки Савонарола был гуманистом. Искренняя вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовную наполненность его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Ренессанса. Сама его гибель (сначала его повесили, а потом сожгли) говорит о противоречивости и неоднородность культуры Ренессанса, которая была не только света и возвышенная, но и пасмурная и низменная. Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Ренессанса, не имея под собой народной основы, коснулась только верхов общества. Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили отклика в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его. Именно широкое понимание народа помогло Савонаролы, по-сути, победить гуманистический энтузиазм флорентийцев. Идеи индивидуализма в полном объеме воскресли значительно позже, в XVIII ст., а в XVI они были лишь достоянием умел великих мыслителей и художников.



Назад