Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

3. Культура Северного Ренессанса


Самобытный характер Северного Ренессанса проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, которые стали главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позже лидером стал Амстердам. В формировании немецкого Ренессанса немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горнодобывающей дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, привлечения в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Ренессанса незначительный, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче найти следы не до конца зжитої готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северного Ренессанса прочно связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Возраст Северного Ренессанса был недолгим, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.


В раздробленной Германии был объединяющее начало: ненависть к католической церкви, что обложила страну многочисленными налогами и обременительными регламентаціями духовной жизни. Поэтому одно из главных направлений в борьбе за «царство Божие на Земле» - борьба с папством за реформирования церкви. Настоящим началом Северного Ренессанса следует считать перевод Мартином Лютером (1483-1646) Библии на немецком. Эта работа продолжалась 20 лет, но отдельные фрагменты стали известны читающей публике ранее. Лютеровская Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкой единого литературного языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии современным литературным языком, и вскоре пойдут переводы на английском, французском и т.д.


Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: у него оказываются втянуты и такие мыслители-гуманисты, как Филипп Меланхтон, художники, как Дюрер и Гольбейн, священники и идеологи народного движения, как Томас Мюнцер. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало достаточно разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.


Т. Мюнцер (1490-1525) выступал, в первую очередь, как утопист, что призывает к уравнительного раздела земли. Его религиозное мировоззрение имел пантеїстичний характер. Яркая личность, Мюнцер, порвав с Лютером в 1524 г. через его умеренно-буржуазные позиции, с головой погрузился в революционную деятельность, создав в Тюрингии и Саксонии центр Крестьянской войны. Он попытался объединиться с чешскими повстанцами, но потерпел поражение от объединенных войск князей, попал в плен и был казнен.


Ренессансная литература в Германии опиралась на средневековые традиции мейстерзінгерів. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Рядом с Лютером он может считаться создателем современного немецкого языка. Зависимость от времен готики сказалась на развитии литературы Германии и выразилось в отсутствии сколько-нибудь интересной прозы. Поэзия же опережала, стихи Сакса и Лютера были известны всем. В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Ренессанса стал Эразм Роттердамский (1469-1536), который прославился своей гостросатиричною книге «Похвала глупости» (1509).


Лидировал среди видов художественной деятельности - как и в итальянском Ренессансе - живопись. Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Иероним Босх (1450-1516). В его картинах, в основном написанных на религиозные сюжеты, поражает соединения мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистичных деталей. И даже самые страшные аллегории выписаны в таком удивительном колорите, что делают жизнеутверждающее впечатление. Никто из следующих мастеров живописи уже не будет рисовать настолько фантастичны, что граничат с безумием, образы, но влияние Иеронима Босха XX в. почувствует в творчестве сюрреалистов.


Величайшим мастером Северного Ренессанс в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Родился он в семье ювелира, очень рано проявил способности к рисованию. Его автопортрет и портрет отца, сделанные в возрасте 12 лет, поражают мастерством и зрелостью. Дюрер оставил колоссальное наследство: картины, графические работы, статьи, переписка. На его творчество очень повлияла путешествие по Италии. Позже он будет туда наезжать, особенно полюбит Венецию. Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Однако специфика видение мира Альбрехта Дюрера заключается в поисках возможности как можно более объективно отразить мир, ему был далек итальянский ренессансный реализм, он хотел добиться от живописи и рисунке полной достоверности. Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные, в письмах к брату. Сюда же можно отнести и портрет матери. В письме, где сделан этот набросок измученный болезнями женщины, Дюрер пишет о смерти матери: «Я сам видел, как смерть сделала ей два сильных удара в сердце».


До сих пор захватывает графика Дюрера, понять которую часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которая там действительно присутствует. Но искать разгадки завораживающих изображений нужно в эпохе Реформации. Возможно, графические листы ярче всего отбили стойкость духа этих людей, готовность отбросить будь-как искушения, но и горькие сомнения в конечном результате борьбы. Именно об этом думаешь, глядя на «Меланхолию», на гравюру «Смерть, черт и рыцарь». Есть в Дюрера и лирическое начало в графике. К нему можно смело отнести цикл гравюр «Жизнь Марии», что вдохновил в XIX ст. Рильке на цикл стихов, а в XX - Хиндемита на цикл романсов на эти стихи.


Вершиной творчества Альбрехта Дюрера стало грандиозное изображения четырех апостолов, настоящий гимн человеку, одно из самых ярких выражений ренессансного гуманизма.


Неотъемлемая от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). В его живописи особенно четко прослеживаются готические мотивы. Впрочем, множество деталей, некоторая манерность перекрываются несравненной красотой колорита, особенно на женских изображениях. Его мадонны и другие библейские героини - явные горожанки и современницы художника. Они немного хрупкие, но зато одеты в роскошные модные платья, в них сложные прически и прекрасный цвет лица, что говорит не столько о естественное здоровье, сколько о ухоженность. В поздний период творчества эти качества превратились в манеру, в художника появилось множество учеников, которые помогали ему писать, и живопись мастера стал уже образцом маньеризма. Но его лучшие работы, созданные в начале века, остаются образцом ренессансного видение мира. Возможно, лучшей и самой новаторской его работой остается «Распятие» (1508). Резко асимметричная композиция, необычные ракурсы традиционных фигур, насыщенность колорита производят впечатление збентеженості, предчувствие общественных потрясений.


В творчестве Маттиаса Грюневальда (1470-1528) отразились все противоречия эпохи, а его картины поражают богатством религиозной фантазии: например, он рисует ангелов, которые играют на віолах и псалтирях для тішення слуха Марии с младенцем Христом. Это изображение является одной из главных частей Ізенгеймського алтаря, основного достижения Грюневальда. Алтарь состоит из 9 частей. По контрасту с нарядным и жизнеутверждающим изображением Марии с ребенком написанное мрачное, натуралистическое «Распятие». Грюневальд неоднократно возвращался к теме распятие, всякий раз рисуя Христа подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, что много ходил босиком, истощенного страданиями. В этом образе, несомненно, показанный участник Крестьянской войны, в которой воевал и сам художник в 1524-1526 гг. И не только Христос, но и другие библейские персонажи на картинах Грюневальда обнаруживают сходство с самыми демократическими слоями современников художника.


В Ізенгеймський алтарь вписана одна из самых мистических картин художника - «Вознесение Христа». Поражает убедительностью изображение Христа, что парит в воздухе, пронизанном голубым светом. Контрастом этому проясненому образу тяжелые фигуры стражников в латах, больше похожих на рыцарей, повалены на землю, смущенные и жалкие. Но действительно ренессансным образом можно назвать часть алтаря, изображающий Святого Себастьяна.


Как живописец Грюневальд захватывает прежде всего эмоционально насыщенным, екстатичним колоритом, фантазией, умелым включением полных содержания пейзажей и натюрмортов в большие картины. Исследователи считают, что Грюневальд ряд картин написал под влиянием чтения описаний монахинями-візіонерками своих видений. Несомненно, что творчество Грюневальда оказала влияние и на голландских живописцев XVII-XVIII ст., и на немецкий экспрессионизм в XX ст.


Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени предстоит дунайской школе. К ней относился в раннем периоде своего творчества Л. Кранах, а также Л. Хубер, X. Лаутензак, признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали рисовать природу, найдя ее поэтической саму по себе. На картинах Альтдорфера мы встретим также очень точно типизированных персонажей, изображающих святых и действующих лиц Библии. Однако самой интересной картиной Альтдорфера остается «Битва Александра с Дарием» (1529). Батальной сцене на земле вторят чрезвычайно выразительные облака, что борются с солнцем. Картина наполнена множеством декоративных деталей, колоритная, замечательная по живописному мастерству. К тому же это одна из первых написанных маслом батальных сцен, так что Альтдорфер может считаться основоположником также и этого жанра.


Одним из лучших портретистов этого периода был Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Ему принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николоса Кратцера, Томаса Мора и Джейн Сеймур, что трактуют образы современников как людей, полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы. Гольбейн работал и как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих случаях убедительные иллюстрации к Библии и к «Похвалы глупости». Им создан также цикл гравюр «Пляски смерти», что перекликается с творчеством Дюрера.


В области архитектуры собственно ренессансные планировочные и пластические принципы начинают проявляться в Аугсбург, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что добавляет немецкой ренессансной архитектуре изящество и вычурность. Во многих зданиях, строительство которых продолжалось много десятков лет, вообще невозможно установить границы, отделявшей готику от более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне (начат в 1248 г., он совершенствуется, реставрируется и ремонтируется до сих пор), собор в Ульме (1377-1529), а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. Интерьеры церквей украшаются скульптурой, фресками, реже - витражами, сложными алтарями и станкóвим живописью. Церкви фактически выполняли функции музеев рядом с отправлением обрядов. В целом же достижения архитектуры Северного Ренессанса менее самобытные, чем достижения живописи и литературы. То же можно сказать и о скульптуру. Чрезвычайно интересная готическая скульптура переходит в маньєристське украшения, почти не задерживаясь на ступени Ренессанса.


Интересная и музыка времен Северного Ренессанса. К XVI ст., существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляньях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стал неотъемлемой формой лютеранского богослужения, а протестантский хорал повлиял на более поздний развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важной, чем естественнонаучную.


Многообразие музыкальных форм в Германии XVI в. впечатляет: на масленицу относились балеты, оперы. Нельзя не назвать таких имен, как К. Шуман, П. Хофхаймер, Г. Ізак, это композиторы, что составляли светскую и церковную музыку, в первую очередь для органа. К ним примыкает выдающийся нидерландский мастер В. Лассо. Но настоящую революцию в немецкой музыке осуществляет Г. Шютц. Он высунулся чуть позже и может вместе с Питером Брейгелем считаться последним персонажем Северного Ренессанса. Шютцем написана первая немецкая опера «Дафна» и первый немецкий балет «Орфей и Эвридика».


Возраст Северного Ренессанса был недолгим, Тридцатилетняя война (1618-1648) надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как разительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, принимают участие в общей борьбе, путешествуют, пишут портреты друг друга, взаимно вдохновляются передовыми идеями. Беспощадно объективный к собственной внешности Дюрер рисует портрет гуманиста Филиппа Меланхтона с такой симпатией, с таким увлечением его личностью, что и сегодня модель более известная как чрезвычайно привлекательный молодой человек эпохи Ренессанса, чем своими трудами, доступными лишь узкому кругу специалистов.


Готический мистицизм в большой степени был основой Северного Ренессанса, но преодоления мрачных сторон национального мироощущения народа, который подарил миру кровавый эпос «Песни о Нибелунгах», привлечение немцев в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Ренессанса.



Назад