Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

1. Основные тенденции развития культуры XX века


Идеалы и установки современной культуры является сплавом того, что было открыто человечеством в прошлые века и того, что достигло человечество к концу XX века. Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения и мировосприятия отсеяло «сито времени», которые базисные культурные ценности были восприняты XX столетием? В современной культуре распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Понятно, гуманизм - довольно широкое понятие. Ренессансный гуманизм, например, что утверждал мощь и свободу творческого человеческого духа, был в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была індивідуалістичною, значимой лишь для избранных. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Другими словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.


Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества - экономическом, политическом, моральном, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789), принятой во Франции в начале Великой буржуазной революции (1789-1799). Сейчас эти идеи принимаются как идеал всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций. Конечно, идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все равны, потому что каждый человек, независимо от своего социального положения, имеет бессмертную душу. Однако христианская идея равенства имеет скорее мистический характер. Ведь люди уровне не в реальной жизни, а в загробном. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест, подобно Христу, потому что существующие неравенства социального, классового жизни, имущественные различия определены Богом.


Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в ХХ ст., есть установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.


Мировая научная целостность, которая сложилась в XX ст., положила начало экономическому объединению мира, передачи во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их единственными формами организационной культуры, которые действуют в десятках стран и на разных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеобъемлющий характер научно-технической революции (НТР), принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Вообще, техногенная отношение к природе - как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.


Оптимистическое мировоззрение, обусловлен успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, что превращают лик планеты, послужил основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущение космичности своего бытия. Космизм - уникальное, интересное явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, в начале III тысячелетия. В работах известных космистов В. Вернадского, А. Чижевского, П. Тейяра-где-Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и Космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Какие основные идеи новой космической культуры?


Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные взгляды, космісти выдвинули мнение о неизбежности развития человека, природы и Космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Она должна проникнуться духом космической этики.


Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космісти соединили заботу о космическое целое с потребностями, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостный и светлый мировоззрение основаны не на прекраснодушних мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы. С наибольшей научной доказовістю и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся отечественным мыслителем, ученым-натуралистом, что стоял у истоков современной геохимии и биогеохимии, - В. И. Вернадским (1863-1945). Основная его работа - «Научная мысль как планетне явление» - отличается енциклопедичністю в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологического, биогенного, социального и культурного процесса. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова «ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, что создает сферу разума, что и будет определяющей силой эволюционного развития в будущем.


В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?


Появление ноосферы связана прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществила полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, вполне превратился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком. Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества. Для Вернадского равенство, братство, единение всех людей есть прежде всего не морально-культурной требованием, прекраснодушным пожеланиям, а естественным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более інтернаціоналізуються. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению. Главной же причиной создания ноосферы является наука, становится мощной геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоничное будущее людей. Эволюция живого вещества, ее осложнения и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежны. «Можно смотреть как на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».


Однако культура XX в. отбила тот кризис, в которую медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, что породило новый тип цивилизации, индустриальное общество, привело к настоящему господства безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ организации социальной жизни, Л. Мемфорд отразил в образе гигантской мегамашини, получил свое логическое завершение в второй половине XX века. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель мегамашини передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи Древнего Востока. Человек с присущей ей индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытным свободной жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектных социокультурные формы: «Последствия этой машинізації возникают из абсолютного преимущества механической определенности, просчитываемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается только при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его содержанием - человек, - теперь становится средством».


Вполне естественным выглядит в данной ситуации направленность социального познания эпохи индустриализма, что исключает уникальность человеческого «Я», культурного контекста в развитии социума, инженерное мышление с его стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном познании.


В XX в. вполне оказались кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на руинах Средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и выше ее ценностями признавалась господства человека над природой, прогресс, восстановление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудие господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе восстановления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности. Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в. с тревогой говорили об процесс деградации культуры.


«Негативно влияет на культуру также чрезмерная организованность наших общественных условий. Насколько правильно, что организованное общество является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы влиять на них и поддерживать в них живое начало. Создание в какой-нибудь сфере всеобъемлющей организации сначала дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирование живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на продуктивный начало. Существуют культурные государства, что не могут преодолеть ни в экономическом, ни в духовной жизни последствий далеко йдучої централизации управления».


В результате в культуре XX в. развилось противоречия, что проявилось в противостоянии двух установок: сцієнтистської и антисцієнтистської. В основе сцієнтизму лежит представление о научное знание как о высшую культурную ценность. Наука как абсолютный эталон, считают сцієнтисти, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т.д. Само понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сцієнтисти утверждают, что науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.


Антисцієнтисти появились как реакция на преувеличение роли науки. Для них характерно унижения значение научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономическую, экологическую, национальную. Они утверждают: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал английский писатель Ч.П. Сноу (1905-1980): «На одном полюсе - художественная интеллигенция, на другом - ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. В них странное, извращенное представление одних о других. Они настолько по-разному относятся к тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в области чувств».


Сформирован сначала в Европе, а затем распространен по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития ее свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таких взаимоотношениях между человеком и природой, за которых природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной эксплуатации. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: больше. Цель заключается в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие.


Техногенной цивилизации свойственно представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейный и научно-теоретический движение последних десятилетий, что поставил проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми. Известный философ И. Бохенський, рассматривая современную духовную ситуацию, выделил четыре наиболее важные вопросы, стоящие перед человечеством: а) какое место занимает человек в Космосе? б) существует ли прогресс? в) в чем ценность науки? г) насколько велики сила или бессилие человека?


Современные ответы на эти вопросы выглядят достаточно пессимистичными. К примеру, астрономия показала, что Земля не является центром Солнечной системы, что она лишь незначительный фрагмент Космоса в целом, потому что за пределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных галактик, расстояние между которыми измеряется миллионами парсеков (один парсек превышает 30 800 млрд. километров). Для антропоцентризма прошлых веков, культур, когда человек ставилась в центр Вселенной, эта точка зрения катастрофическая. Мало того, рушится в прах миф и о уникальные качества человека, уникальности существования жизни во Вселенной. Отсюда следует, что человека нельзя рассматриваться как ячейка вселенских сил. Мы, человечество, лишь порошина на окраине бытия. Новая духовная ситуация, считает Ю. Бохенський, запрещает нам мыслить антропоцентрично. Современная культура строится уже на других основаниях. С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о необратимости и нарастание общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностей научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда у человечества чувства бессилия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса, что во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существования человека носит трагедійний и безысходное характер.


В XX в. человек столкнулась с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» происходит от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся:


а) преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислого газа в воздухе, и т.д.);


б) предотвращения войны с применением оружия массового уничтожения (термоядерной, химической, биологической), создание безъядерного ненасильственного мира;


в) преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны);


г) поиски новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращения негативных последствий научно-технической революции.


В чем причина возникновения глобальных проблем? Во-первых, это целостность современного мира, что обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ. Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалась все, что індивідуалізувало и определенным образом разделяло людей: границы, политические страсти, национальные особенности. М. Бердяев писал, что в «мировом вихре, который поднялся, в ускоренном темпе движения» все смещается с мест своих. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может не устоять человек, может быть разодранная в клочья».


Во-вторых, кризис мировой цивилизации связана с возросшей экономической мощью человека, никогда не взимала с природы столько дани, как теперь. За последние 100 лет промышленное производство планеты увеличилось более чем в 50 раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 года. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму более 15 триллионов долларов, что в ближайшие полвека может увеличиться еще в 5-10 раз. Влияние человека по своим последствиям сейчас сопоставим с самыми грозными силами природы. Еще К.Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, что превращает Пространство. Сейчас же человек, обладая могуществом планетарного масштаба, похожая на ученика мага, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их обуздать.


Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культур. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Тем временем люди, которые потребляют и используют информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они живут в разных исторических культурных эпохах. Родоплемінна община из бассейна Амазонки или Тропической Африки, что едва вышла из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество настолько сильно обеспокоено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.


Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются слои различных культур. Приведем пример. Существует понятие функциональной неграмотности: люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять смысла примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты, заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность - бич цивилизации и культуры второй половины XX века. По официальным данным, в США насчитывалось 22 млн. функционально неграмотных, во Франции - 3 млн., а в целом в странах ЄЕС - 15 млн. человек. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ее інтелектуалізацією труда, заметными изменениями в структуре производства, с информационным взрывом и т.д. изменила представление о те личностные черты, которые должны воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономического возрождения слаборазвитых стран без предупреждения нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежно.


Может ли человечество решить глобальные проблемы, стоящие перед ним? Некоторые специалисты предрекают гибель человечеству уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет оптимизм. Например, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий - угроза термоядерной войны между сверхдержавами - в значительной степени ослабла и не является главным в списке глобальных проблем. Это связано во многом с теми изменениями, которые происходят в бывшем СССР. Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.


Пессимистические модели решения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры привели к тому, что в 1960-70-и гг. возникло множество центров, которые объединили ученых, которые работают в этой области. Стала распространяться футурология (от латинского «futurum» - будущее). В самом широком смысле - это совокупность человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода. Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основанный в 1968 г., что объединило ученых 30 стран мира. Основная проблематика исследований Римского клуба, как наиболее авторитетного международного органа, который изучает будущее, - это глобальное моделирование. Причем глобальное моделирование берется во взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни: социального, политического, морального, культурного, экономического.


Исследования Римского клуба велись в двух направлениях. Это и изучение границ и направленности экономического роста, и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий. В 1972 г. была составлена сведению доклад Дж. Форрестера и Д. Медоуза под названием «Пределы роста», авторы которой поставили цель - принять немедленные меры по экономической и экологической стабилизации и достичь «глобального равновесия». В этом докладе предлагается в связи с естественными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека. В 1974 г. в рамках Римского клуба Г. Месарович и Е. Пестель разработали доклад «Человечество на поворотном пункте». Если в предыдущих работах была показана иллюзорность достигнутого уровня материального благополучия в наиболее развитых странах, то в этом сообщении указывалось на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир не просто взаємообумовлене целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его культура есть единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой. Отсюда возникает идея переноса акцента деятельности человека из количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества является не просто определяющими, но и удручающими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.


Постиндустриальная цивилизация базируется на других формах социального структурирования. Одним из первых пришел к пониманию человека как важнейшего фактора социального развития руководитель Римского клуба А. Печчеи. «Человеческая революция» заключается не в отказе от подвергающих опасности жизни на Земле научно-технического прогресса, а в коренном перевороте во всей системе отношений «человек - социум». Общество трансформируется в корне и превращается в нечто новое и неожиданное» (Е. Тоффлер). Свобода и независимость индивида оказывается принципу развития возникающей цивилизации и культуры. Человек ломает стену отчуждения и становится рядом с общественным производством. Уже не в социальных утопиях и теориях, а в социокультурных реалиях конца XX в. очерчиваются контуры будущего господства человека и его культуры над бытием.


Суть новой культуры вырастает из разрушение характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминируют жизни личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где ее деятельность жестко определяется внешними по отношению к ее личностной культуры качествами. Эта твердая детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая ситуация, которая означает, что социально-экономическое развитие зависит уже от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной направленности.


Подобная ситуация связана не только с глобальными угрозами существованию человечества, но и с коренным поворотом в системе отношений «человек - производство». Современная экономика имеет инновационный характер. Это означает, что материальные и вещественные факторы производства перестают быть основным носителем ценностей, потому что устаревают каждые 3-4 года. Орудия труда, машины, станки, производственные линии, разного рода техника меняются буквально на глазах. Главным фактором восстановления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Развитие личностных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитания высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала. В результате общественный субъект приобретает все большую независимость от базиса, его свобода нарастает. Как показал Д. Белл, в современном информационном обществе человеческий выбор оказывается решающей причиной социально-исторического развития.


Классик современной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX в. и пытаясь осмыслить те потрясающие изменения, которые вводят нас в XXI в., показал, что знания в современном обществе превращается в действительное богатство и в ту взрывную силу, которая сделает сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на коммунистический и капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Если первые основаны на инновации и восстановлении, на идеи неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционные в своем развитии. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идеи творческого саморазвития.


Одним из методологических подходов, что концептуально осмысливает изменения, которые происходят, стала теория японского социолога Е. Масуди. В 1945 г. он предложил идею, что многим казалась фантастической, - теории «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря которой у человечества появится возможность вырабатывать единые цели, а у человека - проявить свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий, и в первую очередь компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей, показало, что концепция информационного обществе не является утопической.


Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знание оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX ст.



Назад