Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

1. Культура Украины первой половины XIX ст.


Конец XVIII и первая половина XIX ст. - время разложения феодально-крепостнической системы в России и на Украине, зарождение и укрепление буржуазно-капиталистических отношений. В области экономики этот период дает много примеров возникновения отдельных предприятий и целых отраслей промышленности: на Донбассе - угольной, в Харькове и Одессе - чавуноливарної, на Киевщине - сахарной, на Черниговщине, Подолье и в Галичине - суконной.


Украинское село в этот период еще скован цепями крепостничества, барская произвол и жестокая эксплуатация были причиной частых крестьянских восстаний. Наиболее известные из них - под руководством Устим Кармелюк и Лукьяна Кобылицы. Большое влияние на развертывание классовой и национально-освободительной борьбы на Украине имели такие события, лк Отечественная война 1812 г., декабристское движение в России и на Украине, а также революционные волны в Западной Европе 1830 и 1848 гг. Несмотря на запрет властей, и в России, и на Украине тайно распространялись произведения французских философов - просветителей и Монтескье, Вольтера, Дидро, Руссо, влияния которых И понесли. Котляревский, Есть. Гребенка, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко - выдающиеся деятели украинской культуры первой половины XIX в. их творчество знаменовала собой новый этап в развитии украинской культуры. Они первыми обратились к правдивого отражения жизни народа. Прогрессивные мысли, образы, почерпнутые из глубин жизни, народная речь - все это способствовало популярности произведений новой украинской литературы. И хотя подавляющее большинство крестьян, ремесленников и рабочих не знала грамоты (поскольку царизм не заботился о народном образовании), все же широкие круги устно распространяли, знали и любили «Энеиду» Котляревского, басни Гребенки и Гулака-Артемовского, повести Цветка-Основьяненко и особенно революционное наснажену поэзию Шевченко.


В первой половине XIX в. начинается изучение украинского языка, устного и песенного творчества. Выходит грамматика русского языка В. Павловского (1818 г.), сборники народных песен М. Цертелєва и М. Максимовича.


Образование. Большую роль в подъеме культуры имели учебные заведения. В 1805 г. был основан Харьковский, а в 1834 г. - Киевский университеты. В 1817 г. открыт Одесский лицей, в 1820 г. - Нежинскую гимназию высших наук (с 1832 г. лицей). Начали функционировать немало гимназий и уездных школ. Определенную роль в развитии культуры играл старейший на Украине Львовский университет (1661 г.). При университетах, лицеях и гимназиях были сосредоточены основные силы образовательной, научной и литературно-художественной общественности. Стремясь познать жизнь народа, прогрессивно настроенные студенты и преподаватели старательно изучали его язык, песни, танцы, архитектуру, живопись, быт. В университетских типографиях печатались журналы и альманахи («Русский вестник», «Русский журнал», «Запорожская старина»).


Однако, в культурной сфере, как и в других, существовала классовая поляризация: культурные достояния сосредоточивались в руках господствующего класса, который держал монополию и на образование, что давало ему возможность заниматься интеллектуальной деятельностью. Это значительно задерживало духовное развитие миллионов трудового населения. Так, система школ на Украине, которая подчинялась различным государственным ведомствам (министерству народного образования, военном, морском, духовном и др.), не охватывала начальным обучением всех детей школьного возраста. По данным на середину 40-х годов, в Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской и Полтавской губерниях с населением свыше 7 млн. человек было всего около 10 тыс. учеников, причем 70% из них составляли дети дворян, духовенства, чиновников, купечества. Нехватка помещений, учебников, учебных пособий, низкая материальная обеспеченность не способствовали нормальному функционированию начальных школ.


Система общего образования в основном ориентировалась на религиозное воспитание детей. К тому же русифікаторська политика Царизма на Украине, которая особенно усилилась после польского восстания 1830 г., тормозила развитие национальной школы.


В целом в дореформенный период народное образование осуществлялась рутинными средствами. Учительствовали, в частности в приходских школах, священники, иногда ниже служители культа, которые не имели специальной подготовки, а часто и моральных оснований и даже желание учить детей.


В уездных училищах и профессиональных учебных заведениях (сельскохозяйственных, фельдшерских) учились выходцы из состоятельных слоев населения - правительственных чиновников, купцов, ремесленников. Для дворянства учреждались гимназии (в течение первой половины XIX в. на Украине их было открыто 19 - в Одессе, Харькове и Киеве по две, Чернигове, Нежине, Полтаве, Днепропетровске и других городах), Волынский лицей в Кременце (1805), Ришельевский в Одессе (1817), Гимназия высших наук в Нежине (1820), функционировали также частные пансионы. Вступление до всех этих заведений детей крестьян ограничивался царскими указами и распоряжениями министерства народного образования, чтобы не нарушить «порядок общественных состояний».


Развитие науки. Научно-исследовательская работа осуществлялась главным образом преподавателями университетов и лицеев. В ней участвовали также некоторые состоятельные лица, не занимали государственных должностей, а жили за счет доходов с собственных имений. В области математики отличился профессор Харьковского университета Т. Осиповский, трехтомный труд которого «Курс математики» долгое время была основным учебным пособием для студентов. В стенах университета успешно развивались медицинские науки (П.М. Шумлянский, И.П. Каменский и др.). Харьковские и киевские ученые проводили исследования по астрономии, физики, ботаники, геологии, географии, химии и т.д.


В Киевском университете работал талантливый ученый И. В. Вернадский (отец первого президента АН УССР. И. Вернадского). Еще студентом он получил медаль за диссертацию по философии. После заграничной научной командировки ученый защитил 1847 г. в Петербурге магистерскую диссертацию «О теории потребностей». По ходатайству совета Киевского университета в феврале 1848 г. был назначен адъюнктом кафедры политэкономии и статистики. Через два года в Московском университете И.В. Вернадский защитил диссертацию на степень доктора исторических наук, политической экономии и статистики и с 1850 г. преподавал там эти дисциплины.


В развитие философской мысли главный вклад И сделал. Рига - первый ректор Харьковского университета. Выдающийся словесник своего времени, Рига, придавал важное значение взаимообогащению языков и культур разных народов, своей практической деятельностью способствовал подготовке специалистов для дальнейшего продвижения украинской культуры.


Эволюция средневековой философской мысли происходила также под влиянием ученого, просветителя и общественного деятеля Василия Каразина (1773-1842). По его мнению, разные народы должны жить в дружбе и согласии, поскольку их совместные усилия ускоряют продвижение всего человечества по пути прогресса. И может и прав был мыслитель, считая, что в социальном отношении «полного равенства между людьми не может быть потому, что ее нет в природе». Признавая образование важным фактором общественного развития, Каразин отмечал, что только она может обеспечить независимость России от всякого внешнего давления. Ученый придавал большое значение философской науке, выводы которой является теоретической основой других отраслей знаний, литературы и искусства, прогресса человечества в целом, стремился к сочетание науки с практической деятельностью. Сам он может быть образцом воплощения своей философской концепции образования (его вклад в основания Харьковского университета), применение научных открытий в производстве (в собственном поместье в с. Кручик Харьковской губернии).


Славную страницу в историю не только общественно-политической и философской мысли вписали дворянские революционеры-декабристы. По убеждению П. Пестеля и его единомышленников В. Раевского, Г. Крюкова, философия призвана способствовать революционному обновлению мира. Будучи хорошо осведомленными с положением украинского народа, они отстаивали общность интересов с российским народом. Большинство декабристов разделяли материалистический взгляд на природу, однако в объяснении исторических явлений оставались идеалистами. Идеи первых дворянских революционеров становились достоянием широкого круга образованных людей, в частности благодаря публикациям в «Русском вестнике», «Укра-инском журнале», что выдавались Харьковским университетом.


Стремление передовой интеллигенции принести пользу своему народу оказалось и в развертывании сначала любительской, а впоследствии научной этнографической деятельности. У истоков украинского народоведения стоял выдающийся ученый М. Максимович. В частности, выданные им 1827 г. «Малороссійскія песни» впоследствии исследователи назвали «золотой книгой для украинства». 1834 г. Максимовича был назначен ректором созданного Киевского университета. Автор более 100 разноплановых по проблематике трудов по археологии, этнографии, фольклористики, ботаники, филологии и языкознания, он развивал материалистические взгляды на природу и справедливо считается одним из первых эволюционистов на Украине.


В украинской науке Максимович занимает почетное место и как историк. Он поддерживал ломоносівську теорию славянского происхождения Древнерусского государства, выступал за дружбу русского и украинского народов, считая их близкими по историческим корням и культуре. Максимович развернул широкую деятельность по привлечению любителей и ученых к изучению истории и археологии Киева. По его инициативе в 1835 г. начал функционировать Временный комитет для розыска древностей, который стал базой для создания 1843 г. Временной комиссии для разбора древних актов, ее члены - известные историки М. Ф. Берлинский, Г. И. Костомаров, Г. Д. Іванішев и много других. В частности, они собрали большой корпус первоисточников, которые составили основу документальных фондов Архива древних актов, созданного 1852 г. при Киевском университете.


В формировании исторического сознания украинцев важную роль сыграла пятитомная «История Малороссии» М. А. Маркевича, изданная в 1842-1843 гг. Выдающийся историк и этнограф начал новый исторический подход к движения за присоединение к России, впервые в украинской историографии обратил внимание на социальную несправедливость, которая вызвала активное недовольство рядовых казаков и крестьян. Положительно освещая освободительную борьбу народных масс под проводом К. Косинского, С. Наливайко, Т. Трясила, Б. Хмельницкого, Маркевич выступал за право Украины на самостоятельное развитие, выдвинув таким образом альтернативу официальным концепциям М. Карамзина, Г. Погодина, Г. Устрялова, которые отрицали факт существования украинского народа и игнорировали его национальные интересы.


Литература. Культурная жизнь на Украине в значительной степени определялось развитием литературы. Творчество П. Гулака-Артемовского, Есть. Гребенки, Г. Цветки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко свидетельствовала о формировании новой украинской литературы с четко выраженными чертами национального своеобразия. Характерным признаком тогдашнего литературного процесса было украинско-русское языковое единения. Немало деятелей украинской культуры писали и на русском языке и органично вошли в русскую культуру; русские И. Срезневский, Г. Костомаров также писали обоими языками и сделали заметный вклад в духовную сокровищницу украинского народа. Традиция двуязычия, сложившейся в данный период, вытекала не только по причине непризнания правящими кругами права на самостоятельное развитие украинского языка. Украинские писатели, публикуя свои произведения на русском языке, пытались донести до всероссийского читателя как можно больше сведений об историю, культуру и быт своего народа.


Украинская писательская интеллигенция выступила ярким выразителем национального самосознания. Прежде всего это Т. Г. Шевченко, в творчестве которого наиболее ярко отразились революционно-демократические, национально-освободительные тенденции украинской культуры. Воспевая патриотические чувства, возбуждая непримиримую ненависть к эксплуататоров как украинской, так и других национальностей, поэт возмущался пренебрежительным отношением части великого украинства до своего родного языка.


Подчеркивая украинофильство Шевченко, следует помнить, что, не проявляя любви к своей родине, нельзя любить человечество. В сердце великого Кобзаря помещались глубокие национально-патриотические чувства с большой любовью ко всем братьев-славян. Певец украинского народа не пропагандировал национальной замкнутости. В его словах, что стали афоризмом, - «и чужому научайтесь, й свого не цурайтесь» - заложено глубокое понимание общечеловеческого содержания культуры. Революционный демократизм Шевченко является наивысшим достижением общественно-политической мысли середины XIX ст.


Противоречивость тогдашнего духовной жизни на Украине отразилась на творчестве выдающегося писателя и историка П. Кулиша (1819-97), автора многочисленных трудов и художественных произведений, среди которых выделяются двухтомный сборник исторических и фольклорно-этнографических материалов «Записки о Южной Руси» и социально-исторический роман «Черная рада. Хроника 1663 года». Кулиш плодотворно работал как поэт-романтик, что проповедует просветительские и христианские идеалы.


Искусство. На развитие украинского изобразительного искусства большое влияние оказывала Петербургская академия художеств. Профессиональные мастера живописи, которые работали в Украине, преимущественно были ее выпускниками, в частности воспитанниками выдающегося русского художника К. Брюллова - И. Сошенко, Д. Безперчий, Т. Шевченко и др. Выпускник Петербургской академии художеств 1815 г. К. Павлов сыграл важную роль в развитии украинской художественной культуры. Работая преподавателем Нежинского лицея Киевского университета, он много времени отдавал рисованию. Художественное творчество Павлова способствовала утверждению реалистического направления в искусстве. Правдивостью и задушевностью изображения отмечаются выполненные им портреты Д. Горленка, Б. Лизогуб, автопортрет, а также картина «Плотник», в которой художник достиг значительного типизации образа труженика. Психологічність его портретов близка к творческой манеры выдающихся российских художников В. Венецианова и В. Тропинина. Сам Тропіпін, который в течение 20 лет жил в имении подольского помещика И. Моркова, воспроизводил живописную природу, жанровые сцены из крестьянской жизни. Немало художников также работали в помещичьих имениях, создавая семейные портреты. Положение же тех художников, которые находились в крепостной зависимости (И. Усенко, П. Золотуха, С. Алексеев и др.) вообще было подобным лакейського прислужництва. Чтобы заработать на жизнь, они часто давали уроки рисования, устраиваясь в небольших городках.


Живописная украинская природа вдохновляла многих художников. Художники-пейзажисты М. Сажин, И. Сошенко, В. Штернберг стремились к ее найреалістичнішого отображения. Новые социальные мотивы основал в своей живописной творчества Т. Шевченко, который посвятил свои полотна, как и поэтическое слово, изображению тягот жизни порабощенного народа («Цыганка-гадалка», «Катерина», «Крестьянская семья» и др.). Большое мастерство обнаружил Шевченко в портретном жанре. Эти произведения отличаются глубоким психологизмом, привлекательной цветовой гаммой.


В первой половине XIX в. на смену великолепии и раскованности украинского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма. За застройкой городов осуществляли надзор специальные комиссии и комитеты. Гражданские сооружения возводились с учетом их назначения - главной целью архитектора стало не создание внешней красоты, а внутреннего комфорта (высокие потолки, вентиляция, освещение и др.).


Переход от барокко к классицизму сказался и на планировании городов. Обязательно выделялся административный центр с площадью, на которой размещались помпезные здания правительственных учреждений, кварталы были прямоугольными, композиции ансамблей, отдельных архитектурных комплексов, дворцово-парковых ландшафтов имели открытый характер.


Забудовувались новые города на Юге Украины и в Крыму, основаны в конце XVIII ст. -Мариуполь, Александровск, Екатеринослав, Николаев, Одесса и др. В частности, в Одессе по проекту петербургского архитектора Ж. Тома де Томона 1809 г. было построено первое здание оперного театра. Выполнен в античном духе театр стал одним из лучших украшений Одессы.


Наряду с тем происходила реконструкция старых городов Слобожанщины и Приднепровье. Архитектурный стиль Киева в те времена определялся известным архитектором А. Меленским, который занимал должность городского архитектора. По его проектам построено памятник в честь обновления Киеву Магдебургского права, церковь на Аскольдовой могиле, ансамбль Контрактовой площади на Подоле, сооружения которой пострадали от пожара 1812 г. В 1837-43 гг. по проекту известного архитектора. Беретти построено помещение Киевского университета. Упорядочиваются такие города, как Киев, Харьков. Сооружение в Полтаве монумента в честь Полтавской победы (арх. Же. Тома де Томон) и Успенского собора в Харькове (арх. Есть. Васильев, завершил А. Тон) увековечили память о героической борьбе русского и украинского народов против иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 г.


Продолжало развиваться культовое строительство. В городах и селах церкви сводятся не только деревянные, но и из долговечного материала. Внешний и внутренний вид таких сооружений отличался великолепием, торжественностью. Мастерство и талант украинского народа оказались также в создании дворцово-парковой архитектуры. Немало таких уникальных ансамблей прославили безымянных народных мастеров далеко за пределами Украины: дворец Разумовского в Батурине в живописной местности над Сеймом; дворец Галагана в с. Сокиринцах на Черниговщине, к которому прилегает лесопарк площадью 600 десятин; парк «Александрия» на берегу Роси в Белой Церкви; знаменитая «Софиевка» в Умани, названа в честь жены графа Потоцкого Софии, где руками крепостных без применения любой техники были насыпаны горы, вырыты пруды, построенные гроты, и т.д. Все это разительно контрастировало с жилищными условиями трудового народа. Дома крестьян, например, Среднего Поднепровья и Юга Украины были деревянными, глинобитными, саманними, реже - каменно-известковыми. Те, кто не имел возможности купить строительный материал, жили в полуземлянках. На Полесье и в Западной Украине строились срубные жилья.


Музыка. Поэтическая и музыкальная одаренность украинского народа обеспечивала высокий уровень развития музыкально-песенного творчества. В XIX в. продолжали бытовать земледельческие песни календарного цикла, а также колядки, веснушки, колыбельные, свадебные и др. Широкой популярностью пользовались песни-романсы «ехал казак за Дунай», «Веют ветры», «Солнце низенько», а также созданные на стихи Т. Шевченко «Думы мои», «Ой, одна я, одна», «Завещание», песни о Богдана Хмельницкого, Максима Кривоноса. Из своей среды народ выдвигал талантливых певцов-кобзарей, лирников (Андрей Шут, танцы на льду).


Широкое распространение на Украине вступили семейное музицирование, любительские молодежные развлекательные пение. Очагами развития музыкальной культуры были духовные учебные заведения, гимназии, частные пансионы, университеты, в которых много внимания уделялось изучению нотной грамоты и теории музыки. Немало профессиональных музыкантов получали высокую специальную подготовку в церковных хорах.


Слава о песенную талантливость украинцев достигала Петербурга, где при царском дворе существовала капелла мальчиков. Весной 1838 г. М. И. Глинка находился на Украине с целью набора певцов. Он посетил Киев, Чернигов, Полтава, Харьков, Качановку и определил 19 мальчиков и двух взрослых для зачисления в капеллы. Среди них был С. С. Гулак-Артемовский - племянник известного писателя П. П. Гулака-Артемовского. Впоследствии он стал родоначальником украинской национальной оперы.


Концертную деятельность в городах Украины разворачивали любительские и профессиональные коллективы. Традиционными среди интеллигенции крупных городов были литературно-музыкальные вечера в знатных лиц; на них, в частности, выступали М. Лысенко, Г. Квитка-Основьяненко, Г. Старицкий. Устраивались многочисленные благотворительные концерты. Музыкальная жизнь бурлила под .время проведения крупных ярмарок (контрактов), на которые з'їжджалося много помещиков, купцов с семьями. В частности, на знаменитых киевских контрактах устраивались театральные представления, музыкальные утренники, балы, маскарады.


Музыка, пение прочно вошли в повседневную жизнь как городского, так и сельского населения. По жанрам песни были самыми разнообразными: лирические, шуточные, канты, романсы, которые выполнялись соло, дуэтом или хором в сопровождении бандуры, скрипки, гитары, реже фортепиано. Преимущественно - это авторские произведения, которые впоследствии распространялись среди народа и становились безымянными: «Там, де Ятрань круто вьется», «Ли я в лугу не калина была», «Девушка, рибчино, сердечко мое» и др. В господствующему среде меломаны наряду с украинскими восхищались французскими, итальянскими песнями и романсами.


Высокого уровня мастерства достигли партесные (многоголосие) пение. В XIX в. хоровое искусство постепенно выходит за пределы чисто культового назначения, вообще церковная музыка секуляризується. Общефилософским содержание канонических образов, воплощаемый в музыке, привлекал к храмов немало светских слушателей. С большими концертными программами выступали хоры Киевской академии, Переяславской семинарии и др. Однако, несмотря на давние исторические традиции хорового пения на Украине, в первой половине XIX в. его развитие тормозилось антинациональным политикой администрации, которая оказывала предпочтение иностранным авторам.


Театр. Творческие способности украинского народа раскрывались также в традиционном театральном искусстве, которое бытовало в форме народных драм, кукольного и «живого» вертепа, интермедий. В XIX в. продолжал существовать крепостной театр - и не только в помещичьих усадьбах, айв городах, где предприимчивые люди превращали организацию представлений на коммерческое дело. 1828 г. было запрещено покупать в театр крепостных, но и позже крепостные актеры и их потомки продолжали входить в состав некоторых театральных трупп.


Благоприятные условия для развития сценического искусства сложились на Полтавщине, где благодаря И. Котляревскому и М. Щепкину начал свою историю украинский профессиональный театр. Большие сдвиги в его развитии произошли с постановкой в 1819 г. «Наталки Полтавки» и «Москаля-волшебника» И. Котляревского. Вообще в процессе формирования украинской нации театр выступал как один из важных факторов. Национальная драматургия, кроме упомянутых пьес, заявила о себе произведениями Г. Цветки-Основьяненко, Я. Кухаренко, Т. Шевченко.


Наряду с тем продолжал существовать русский профессиональный театр, который играл положительную роль в воспитании эстетических вкусов публики, в привлечении ее к лучших образцов реалистического искусства. Характерным для данного периода стало создание российско-украинских театральных трупп. В украинских спектаклях охотно принимали участие Г. Щепкин, Л. Млотковская, Г. Рыбаков, в российских - Я. Шумский, В. Капнист, К. Солеником и др.


Развитие национального театра особенно активизировался в 30-40-е годы. В укреплении его реалистичных и демократических принципов важную роль сыграл Т. Шевченко. Его драма «Назар Стодоля» (1843 г.) - одна из первых в украинской драматургии, сюжет которой построен не на буднично-любовном, а на социально-классовом конфликте. Глубокое понимание большим Кобзарем идейно-политической и художественно-воспитательной силы театра сблизило его с реформатором отечественной театральной культуры Г. Щепкиным. Взаимное духовное влияние двух выдающихся художников укреплял демократическое направление в развитии сценического искусства.



Назад