Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

2. Культура Украины второй половины XIX века.


Пребывание украинских земель в составе царской России и Австро-Венгерской империи обусловило региональные особенности развития их культуры. Завершение формирования украинской нации в условиях кристаллизации классовой структуры буржуазного общества определило характер направлений в национальной культуре, в частности появление струи демократической культуры. Внутренняя политика правящих кругов указанных государств по-разному отбивалась .на культурном развитии. Насаждения монархической, клерикальної идеологии, социальное угнетения народных масс, пренебрежение политическими и национальными правами украинского народа - все это негативно влияло на становление демократического направления культуры Украины.


Однако во второй половине XIX в. действовали и факторы, которые способствовали ускорению общего культурного развития. Благодаря сдвигам в экономике окрепла материальная база культуры. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность в специалистах для различных отраслей хозяйства, науки и культуры. На первый план выступает різночинна интеллигенция, близка к освободительных стремлений, чувствительная к интересов народных масс. Огромное влияние на развитие демократического направления украинской культуры сделал революционно-демократическое движение его питала также национально-освободительная борьба передовых общественных сил. Идеалы социальной справедливости, демократии, политической и национальной свободы вдохновляли творчество лучших деятелей духовной культуры Украины. В укреплении ее демократического направления важное значение имели связи его представителей с ведущими мастерами русской культуры. Развитие культуры Украины происходил также благодаря использованию духовных достижений других народов, прежде всего европейских.


Развитие образования и науки. Образовательная политика правительств царской России и Австро-Венгерской империи осуществлялась в интересах господствующих классов. Однако, учитывая потребности хозяйства в образованных работниках, на требования прогрессивных кругов общества по расширению образования народных масс, эти правительства были вынуждены проводить соответствующие реформы.


Под влиянием освободительных идей О. Герцена, Г. Чернышевского, Т. Шевченко революционно-демократическая молодежь начала организовывать школы для крестьян, рабочих и ремесленников. Они работали в воскресные и праздничные дни, через которые назывались воскресными. В 1859-62 гг. на Украине их действовало свыше 110. Передовые образованные люди готовили для них учебную литературу, в частности Т. Шевченко составил «Букварь южнорусскій». Во многих из этих школ обучение велось по расширенной программе по гуманитарным и естественным дисциплинам, некоторые вели обучение на русском языке. Однако за царским указом от 10 июня 1862 г. воскресные школы были закрыты, их восстановление произошло позже.


в 1864 г. царское правительство осуществил реформу народного образования. В соответствии с ней все типы начальных школ, которые существовали ранее, объявлялись загальностановими и получили название начальных народных училищ. Они стали работать по единому плану и программе. Здесь детям давали элементарные знания: учили Закону божьему, читать, писать, первых четырех действий арифметики. Руководство училищами сосредоточилось в новообразованных уездных и губернских училищных советах, а контроль за ними в пределах каждой губернии стали осуществлять попечители народных училищ.


В конце 1860-х годов открылись двокласні начальные училища с пятилетним сроком обучения, в которых преподавали также историю, географию, рисование и т.д. В 1872 г. большинство уездных начальных училищ реорганизовали в шестилетние городские училища. Здесь изучали геометрию, черчение, естественные дисциплины. В 70-х годах начальные народные школы начали открывать земства Левобережной и Южной Украины. Учителя этих школ, среди которых было много разночинной демократической молодежи, вводили прогрессивные методы обучения, расширяли объем учебной материала. В условиях реакции 1880-х годов увеличилось, особенно на Правобережье, количество церковноприходских школ.


В 1897 г. на территории Восточной Украины существовало около 17 тыс. начальных школ всех видов. Однако они могли охватить обучением лишь треть детей, остальные их оставалась вне школы. Значительная часть детей крестьян и рабочих не посещала школу или не заканчивала курса обучения через трудное материальное положение. Через то уровень грамотности трудящихся, особенно крестьян, был низким. В конце 1890-х годов в разных губерниях Украины процент грамотных колебался от 15,5 до 27,9.


Основными средними образовательными учреждениями оставались гимназии. В соответствии с новым уставом 1864 г. учреждались полные (семикласні) гимназии и неполные (четырехклассные) прогимназии. Формально они считались безстановими, однако учились в основном дети помещиков, чиновников, духовенства, буржуазии. Гимназии делились на классические и реальные. В первых предпочтение отдавалось гуманитарным дисциплинам, особенно греческому и латинскому языкам, их выпускники могли без экзаменов поступать в университеты. В реальных гимназиях изучали в основном естествознание, физику, математику, европейские языки и т.д. Окончания их давало право вступления лишь в высших технических учебных заведений. В 1871 г. срок обучения в классических гимназиях был продлен до восьми лет. Вместо реальных гимназий создавались шестилетние реальные училища с седьмым дополнительным классом для желающих поступать в высших специальных заведений. Женщины получали среднее образование в женских гимназиях и прогімназіях, епархиальных школах. В конце XIX в. на Восточной Украине было 129 гимназий и 19 реальных училищ. Продолжали действовать средние учебные заведения закрытого типа (институты благородных девиц, частные пансионы и т.п.), где учились исключительно дети дворян.


Специалистов с высшим образованием готовили Харьковский и Киевский университеты с историко-филологическим и физико-математическим, юридическим и медицинским факультетам. В 1878-89 г. в Киеве действовали высшие женские курсы. Основан в 1865 г. в Одессе Новороссийский университет имел такие же факультеты, кроме медицинского. В трех университетах в 1865 г. обучалось около 1200 студентов, а в середине 90-х годов - уже более 4 тыс. В составе студенчества сокращалось количество дворянских выходцев и рос прослойка детей буржуазии и интеллигенции. Управление университетами не было постоянным. Согласно университетским уставом 1863 г. им было предоставлено определенную автономию, в частности, расширены права университетских советов и профессорских коллегий. Однако устав 1884 г. полностью ликвидировал университетскую автономию.


Возросшие потребности в подготовленных кадрах обусловили ускорения развития профессионального образования. На Украине появилось немало ремесленных, низших промышленных, коммерческих, технических, сельскохозяйственных и других училищ, а также учительских семинарий. В 1870-90-х годах открываются высшие специальные учебные заведения: Нежинский историко-филологический институт, созданный на базе местного лицея, Харьковский ветеринарный институт. Южно технологический институт в Харькове, Киевский политехнический институт, Высшее горное училище в Екатеринославе.


На Западноукраинских землях в соответствии с реформой 1869 г. начальные школы было передано в ведение светских органов, формально введено обязательное обучение всех детей в возрасте от 6 до 14 лет. Однако многие из них не посещало школу через материальные лишения. Не хватало квалифицированных учителей, школьных помещений, средств. Австро-венгерское правительство, помещики и буржуазия осуществляли политику полонизации (Восточная Галиция), мадьяризации (Закарпатье), румынизации (Северная Буковина) системы образования. Большинство западноукраинского населения оставалась неграмотной. Очень мало украинцев учились в гимназиях. Колонизаторским целям Австро-Венгерской монархии подчинялась система обучения в Львовском (имел четыре факультета - философский, юридический, богословский и медицинский) и Черновицком (основан в 1875 г. в составе юридического, философского и богословского факультетов) университетах. Вступление в них выходцев из народных масс, особенно украинцев, был не частым явлением. Из специальных высших заведений выделялись Техническая академия во Львове переименована 1877 г. в Политехнический институт. В 1897 г. здесь было основано также Академию ветеринарной медицины.


Поступательным, хотя сложным и противоречивым, был развитие науки на Украине, что происходило преимущественно в университетах и специальных высших учебных заведениях. Правительства России и Австро-Венгрии недостаточно ассигновали проведения научных исследований, мало заботились о практическое использование достижений науки, подозрительно относилась к прогрессивных ученых. Особенно тяжело отбивалась официальная идеология на развитии общественных наук. Однако много талантливых ученых плодотворно работали на научной ниве и достигли больших достижений. Значительную роль в налаживании информации между учеными, координации творческих поисков сыграли многочисленные научные общества, которые возникли в 1870-90-х годах: Харьковское, Киевское и Одесское общества естествоиспытателей, Харьковское математическое общество, Киевское физико-математическое общество, Историческое общество Нестора Летописца, Юго-Западный отдел Русского географического общества, историко-филологические общества при Харьковском, Новороссийском университетах, Нежинском историко-филологическом институте, Научное общество им. Т. Г. Шевченко во Львове и др. Все они издавали свои периодические органы, которые читали не только ученые, но и широкий круг общественности.


Вторая половина XIX в. ознаменовалась значительным оживлением во всех отраслях научного творчества, особенно естествознании. В университетах Украины работало немало талантливых математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и т.д.


Используя мировые открытия в области физической науки, плодотворно работали украинские ученые. Глубокие исследования волновых процессов и земного магнетизма осуществил в Новороссийском университете Г. О. Условий. С 1865 по 1890 г. кафедру физики Киевского университета возглавлял Г. П. Авенариус-основоположник одной из первых в России научных школ по молекулярной физике. Обстоятельный анализ основных понятий термодинамики сделал М. М. Шиллер, который возглавлял созданную впервые на Украине кафедру теоретической физики. В области магнетизма, электротехники и электролиза с 1880 по 1902 г. в Харькове работал М. Д. Пильчиков - один из пионеров рентгенографии и рентгенологии в России. Выдающуюся роль в развитии астрономических исследований отыграл М. Ф. Хандриков, под руководством которого было издано четыре тома «Анналов Киевской обсерватории». Астрофизические исследования в Одессе проводил В. К. Кононович.


Большое влияние на развитие химии сделали труда М. М. Бекетова, который с 1855 по 1887 г. возглавлял кафедру в Харьковском университете. Его классические работы легли в основу новой научной отрасли - металотермії. Ученый стоял у истоков еще одной новой науки-физической химии. Среди химиков Киевского университета ряд оригинальных гипотез выдвинули М. М. Каяндер, Я. И. Михайленко, Г. А. Бунге. Основоположник первой научной школы в области органической химии П. П. Алексеев издал много ценных трудов, в том числе учебников и пособий. Дальнейшему развитию коллоидной химии способствовали исследования И. Г. Борщова и Ф. Н. Шведова.


Подъем геологической науки на Украине связано с именем заведующего кафедрой Киевского университета К. М. Феофілактова-талантливого и разностороннего ученого. Из основанной им киевской школы геологов вышли такие известные ученые, как П. Я. Армашевський, В. Ю.Тарасенко, П. А. Тутковский. Интересные труды по палеонтологии и стратиграфии оставил Г. О. Радкевич. Одним из основателей палеоботаники на Украине был И. Ф. Шмальгаузен. Для обогащения геологических знаний много сделали ученые Харьковского университета Н. Д. Чебан и И. Ф. Леваковський.


В острой борьбе развивались на Украине гуманитарные науки. В философии доминировал идеализм, который упорно продвигался с университетских кафедр. Материалистические взгляды отстаивали передовые деятели общественного мнения, прежде всего революционные демократы И. Я. Франко, П. А. Грабовский и др. их утверждению на позициях материализма способствовали социалистические идеи, что получали распространение в демократических кругах.


Литература. Украинская литература того времени развивалась в тяжелых общественно-политических условиях, однако достигла высокого уровня развития, ее рост обусловлено большим влиянием гениального творчества Т. Г. Шевченко, передовой русской литературы, революционно-демократических и национально-освободительных идей. В украинской литературе в противоречивом переплетении и-противоборстве сосуществовали революционно-демократический, демократический и буржуазно-либерального направления. Полной зрелости достигли все ее жанры-проза, поэзия, драматургия, публицистика и др. Для художественного отображения действительности писатели использовали разные методы. Ведущим среди них стал критический реализм. Расширилась тематика литературных произведений. У них появились образы представителей различных слоев тогдашнего общества, в том числе «новых ' людей» - революционных борцов.


Большого толчка развития украинской литературы предоставил журнал «Основа», (1861-62). Немало произведений писателей Восточной Украины печаталось в периодических изданиях на западноукраинских землях - «Встречах», «Цель», «Ниве», «Правде», «Зари». Консолидации литературных сил Украины способствовали альманахи «Рада», «Степь», «Складка» и др. Значительным фактором обогащения литературного процесса были личные контакты писателей.


Демократическое направление в украинской литературе представляла выдающаяся писательница Марко Вовчок (1833-1907). В своем первом сборнике «Народные рассказы» она гневно осуждали крепостнический строй, с большой любовью обрисовала образы простых людей. В более поздних украинских и российских рассказах, повестях, романах («Институтка», «Ледащиця», «Маруся», «Барская воля», «Кармелюк», «Невольница», «Записки причетника» и др.) писательница ярко изобразила борьбу народных масс против помещичьего гнета, иностранных захватчиков, разоблачила духовную низость разряд провинциального почище, создала живые фигуры выразителей интересов угнетаемого народа.


В демократическом русле протекала творчество выдающегося украинского баснописца Л. И. Глебова (1827-93). В аллегорической форме он изображал бесправное положение крестьянства, произвола помещиков, капиталистический эксплуатация трудящихся, паразитизм чиновников, лицемерие и прислужничество («Волк и Ягненок», «Волк и Овцеводы», «Щука», «Лиса и Суслик», «Лев на облаве» и др.), корил стяжательство, ограниченность господствующих классов, с теплотой отзывался о высокие моральные качества простых людей («Хозяйка и Челядинцы», «Кукушка и Горлица», «Пчела и Мухи» и др.). Популярными стали также его лирические стихи и стихи для детей.


Талантливый писатель-різночинець А. П. Свидницкий (1834-71) создал первый образец реалистичного социально-бытового романа с современной жизни - «Люборацкие», в котором показано упадок старосветской семьи сельского священника в трех поколениях. Это произведение засвидетельствовал следования украинской реалистической прозы до показа широких эпических картин жизни общества, к анализу сложных отношений пореформеного времени. Революционным пафосом были проникнуты стихи молодого Свидницкого «Украина, мать наша», «В поле судьба стояла», «Растет долом березина».


Яркой звездой на литературном небосклоне засветилось имя поэта-демократа С. В. Руданского (1834-73). Широкую известность приобрели его мелодичные лирические стихи («Проституток, вітре, на Украину», «Ты не моя» и др.), написанные в народнопісенному духе. Ряд его стихов гражданского звучания («Над колыбелью», «Эй, быки!», «Пусть гнется лоза», «Не бросай меня» и ип). изображали судьбу крестьян-крепостных, призывали к борьбе во имя светлого будущего. Славу поэту принесли также его юмористически-сатирические стихи - так называемые спивомовки.


В 70-90-е годы в литературу вошла новая плеяда високоталановитих писателей. Это прежде всего И. С. Нечуй-Левицкий (1838-1918), который создал классические образцы социально-бытовой повести и рассказы. Реалистично писатель воссоздал жизнь, быт и психологию крестьян, рабочих, бурлак («Николай Джеря», «Бурлачка», «Кайдашева семья»), интеллигенции («Облака», «Над Черным морем»), духовенства («Старосветские батюшки и матушки», «Афонский проходимец»), мещан («На Кожемяки»). Писатель обращался и к исторической тематике («Запорожцы», «Маруся Богуславка», «Гетман Иван Выговский», «Князь Єремія Вишневецкий» и др.).


На революционно-демократических началах базировалась творчество Панаса Мирного (1848-1920). Автор новаторских социально-психологических романов и повестей из народной жизни, он поднес украинский прозу до высокого уровня художественного совершенства. Романы «Разве ревут волы, как ясли полны?», «Шлюха», повести «Лихие люди» («Товарищи»), «Беда давнее и сегодняшнюю», «Голодная воля», пьеса «Лимеривна» и другие его произведения - это большая художественная эпопея, отражающий жизнь украинского народа на протяжении почти всего XIX ст., особенно после реформы 1861 г. Автор беспощадно разоблачил крепостное право и его пережитки, весь тогдашний гнобительський лад, создал образы борцов за социальное освобождение.


Служению идеалам трудового народа посвятил свое творчество революционер-демократ П. А. Грабовский (1864-1902). Рассматривая литературу как «живую творческую силу общественного движения», он создал на ссылке страстные революционные поэзии (сборники «Подснежник», «С севера», «Кобза»). В них поэт вылил все свои пылкие чувства к эксплуатируемых и угнетенных, провозгласил непоколебимую веру в революционное преобразование мира.


Певцом трудовых низов, выразителем их надежд и устремлений был поэт-демократ И. И. Манжура (1851-1893). Во многих стихах (сборники «Степные думы и пение», «Над Днепром») он талантливо изобразил горькую судьбу трудящегося крестьянства, батраков, бурлак, заробитчан, воспевал героическое прошлое украинского народа.


В 90-х годах началась творческая деятельность М. М. Коцюбинского (1864-1913). В это время он постепенно освобождался от культурных иллюзий и утверджувався на революционно-демократических позициях. В ранних произведениях («П'ятизолотник», «По-человеческому», «Дорогой ценой», «Для общего блага» и др.) писатель показал благородство простых тружеников, пробуждение в них чувство человеческого достоинства, их стремление к свободе. Гражданские мотивы звонко зазвучали уже в ранних стихах Леси Украинки (Л. П. Косач-Квитка; 1871-1913) - «Предрассветные огни», «Без надежды надеюсь», «Приятельнице на память», «Слово, почему ты не твердая сталь» и др.


В 1880-90-х годах большую культурную и общественную деятельность развернул Б.Д. Гринченко (1863-1910), взгляды которого в основе были демократическими, хотя и отличались противоречивостью. В стихах (сборники «Песни Василия Чайченко», «Под сельским крышей» и др.), рассказах и повестях («Солнечный луч», «Под тихими ивами» и др.) он правдиво отразил жизнь крестьянской бедноты, рабочих, шахтеров, учителей и т.д. Своеобразным явлением в украинской литературе была поэтическое творчество Я. И. Щеголева (1823-1898)- сборники «Воресло», «Слобожанщина». В 80-х годах появились первые поэзии В. И. Самойленко (1864-1925). Наиболее полно его талант раскрылся в сатирических и юмористических стихах («Эльдорадо», «Как весело жить на Украине», «Патриота Иван» и др.).


В острых идеологических коллизиях развивалась литература на западноукраинских землях. Становление ее демократического направления происходило под влиянием передовой восточноукраинской и русской литературы. Немало самобытных произведений принадлежит писателю-демократу Ю. А. Федьковичу (1834-1888) - поэзии «Дезертир», «Старый жовнир», «Довбуш», «Кобылица», «Братья-разбойники, айда за чару», «В день скопу отца нашего Тараса...», рассказы и повести «Люба-пагуба», «Повстанец», «Бесталанную любви» и др. В них он ярко описал быт, нравы, психологию, надежды и стремления гуцулов, звал к борьбе за социальное и национальное освобождение, выразил свою глубокую любовь к родному краю.


В 1870-90-х годах в Восточной Галичине расцвел могучий талант писателя, ученого, общественно-политического деятеля революционно-демократического направления. Я. Франко (1856-1916). Он создал классические образцы гражданской, философской и интимной лирике (сборники «С вершин и низин», «Увядшие листья», «Из. дней печали» и др.), обрисовал величественные образы революционеров, воспевал социалистический идеал («Каменщики», «Гимн», «Товарищам из тюрьмы» и др.). Среди прозаических произведений Франко особое место занял бориславский цикл (рассказ «Ріпник», «На работе», повесть «Борислав смеется» и др.), в котором яркими художественными красками воссоздан кровавую историю первоначального капиталистического накопления, жестокую эксплуатацию рабочих предпринимателями, первые выступления рабочего класса. Наряду с И. Я. Франком плодотворно работала плеяда его талантливых единомышленников - М. И. Павлик, Н. И. Кобринская, С. М. Кузнецов, Т. Г. Бордуляк, Есть. И. Ярошинская и др.


Драматургия и театр. Украинская драматургия развивалась, опираясь на лучшие достижения всей литературы, на драматургические традиции И. П. Котляревского, Т. Г. Шевченко, на опыт передовой русской драматургии. Это развитие неразрывно связан с театром, поскольку ведущие драматурги были одновременно организаторами и руководителями театральных трупп. Окончательно утвердившись на позициях критического реализма, украинская драматургия обогатилась десятками новых пьес, нередко первостепенной общественно-культурной и художественной ценности, в которых затрагивались важные проблемы жизни народа, освещались самые главные конфликты того времени, изображалась целая галерея образов пореформеної суток.


Драматургическое наследие М. Л. Кропивницкого (1840 - 1910)- это более 40 пьес. Среди них: «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или же паук», «Две семьи», водевиль «По ревизии» шутка «Пошились в дураках» и др. В постоянных творческих поисках драматург шел путем углубления психологических характеристик своих героев, использование сокровищ устного народного творчества, расширение жанров украинской драматургии. Характерной особенностью Кропивницкого необычное умение подбирать и мастерски представлять типичные социальные явления, создавать характерные бытовые сцены, рисовать драматические картины народной жизни.


Многогранным был талант писателя и драматурга М. Старицкого (1840-1904), автора многочисленных исторических романов (трилогия - «Перед бурей», «Буря», «У пристани»; «Руина», «Молодость Мазепы», «Разбойник Кармелюк»). Заботясь о расширении репертуара украинского театра, Старицкий ловко обработал ряд пьес разных авторов и інсценізував много прозаических произведений украинских, русских и зарубежных писателей - «За двумя зайцами», «Рождественская ночь», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Утопленница», «Юра Довбыш», «Цыганка Аза» и др. Переосмыслены и значительно художественно усовершенствованные, эти обработки стали по сути новыми самостоятельными произведениями. Среди собственных пьес Старицкого самые известные социально-бытовые драмы «Не судьба», «Ой, не ходи, Грицю, та и на вечерницы», «Талан», исторические драмы «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Последняя ночь», ряд остроумных водевилей. В основе своей творчество Старицкого реалистичная, демократическая содержанию и направленности, проникнутая горячим чувством любви к родному народу и его героического прошлого.


Выдающейся фигурой в украинской драматургии второй половины XIX в. И. К. Карпенко-Карый (1845-1907). Его драмы и комедии рядом с пьесами Кропивницкого и Старицкого составляли прочную основу репертуара украинского реалистического театра. В драме «Бродяга» изображено глубоко правдивые картины унижения и эксплуатации крестьянства богачами, подано образ искателя истины, что утверждал идею непримиримости к любой социальной несправедливости. Комедия «Умный и дурак» показывает рождения прослойки «хозяйственных мужиков», которые превращались в новую експлуататорську силу. В плане психологической социально-бытовой драмы написаны известные пьесы «Наймичка», «Несчастная». Бессмертную славу драматургу принесли его сатирические комедии «Мартын Боруля»; «Сто тысяч», «Хозяин», в которых висміяно погоню богачей разного калибра за наживой, их глитайську психологию. Несколько пьес Карпенко-Карый посвятил историческом прошлом Украины («Бондарівна», «Савва Чалый» и др.). Произведениям драматурга присущи необычная эмоциональность, лиричность, напряженность ситуации, яркость языка персонажей, показ органических связей человека с его окружением. «Я взял жизни»,-говорил драматург и этим определил основной принцип своего творчества.


Драматические произведения писали также прозаики И. С. Нечуй-Левицкий («Маруся Богуславка», «На Кожемяки»), Панас Мирный («Лимеривна», «Перемудрив»), Б. Д. Гринченко («Степной гость», «Ясные зори») и др.


Выдающимся мастером драматургии был И. Я. Франко. Он создал классические образцы социально-психологической драмы («Украденное счастье», «Учитель»), народной комедии («Рябина»), романтично-легендарных произведений на историческом материале («Сон князя Святослава», «Каменная душа») и др. В них правдиво отражено картины народной жизни, общественные процессы, происходившие на западноукраинских землях в последней четверти века.


Идейная глубина, демократический пафос социального разоблачения, сила реалистичного проникновения в общественные отношения, в морально-этические принципы пореформеної суток - все это свидетельствовало о новаторский характер украинской драматургии второй половины XIX в.


Украинский драматический театр по сути был под запретом. Согласно известным Эмским указом 1876 г. совсем не допускались «разные сценические представления на малороссийском наречии». 1881 г. царь разрешил ставить пьесы на русском языке, если они пропущены цензурой и одобрены генерал-губернатором. Однако и в это время категорически запрещалось создавать «специально малороссийский театр». Цензура ограничивала тематику украинских мотивам пьес быта или же любовь. Не разрешалось показывать на сцене исторические события, которые напоминали бы о бывшие «зольности» украинского народа, его борьбу за независимость. 1883 г. киевский генерал-губернатор запретил деятельность украинских театральных трупп на территории пяти подвластных ему губерний. Этот запрет действовал десять лет. Поэтому театральным деятелям Украины приходилось действовать в чрезвычайно тяжелых условиях.


Плодотворной почвой, на котором вызревало украинское профессиональное сценическое искусство, был любительский театр. В 1861-62 гг. действовал любительский театр полтавской воскресной школы, организован В. Лободой и др. Осенью 1859 г. начал свою творческую деятельность самодеятельный драматический коллектив в Киевском университете (Г. П. Старицкий, Г. В. Лысенко, П. П. Чубинский и др.). С 1861 по 1866 г. много спектаклей в Чернигове показал любительский коллектив под названием «Общество, кохаюче родной язык». Активное участие в его организации принимали Л. И. Глебов, А. В. Маркевич, О. М. Лазаревский и др. 1871 г. этот театр под руководством И. Лагоды возобновил свою деятельность и просуществовал до конца века. Большим успехом пользовался Сумской любительский театр (1865-1875 гг., руководитель В. Бабич).


1872 г. возник Первый музыкально-драматический кружок м. Киева» (Г. П. Старицкий, Г. В. Лысенко, П. П. Чубинский, О. О. Русов, О. 1. Левицкий и др.), который существовал почти десять лет, несмотря на запреты и гонения. В 60-70-х годах действовали любительские театры в Бобринце и Єлисаветграді. Именно в них начинали свою деятельность М. Л. Кропивницкий и И. К. Карпенко-Карый. Немало любительских коллективов возникает в городах и селах, на промышленных предприятиях в 80-90-х годах.


1882 г. М. Кропивницкий создал первую украинскую профессиональную труппу. До нее были приглашены актеры-профессионалы и любители К. Стоян-Максимович, И. Бродяга, Г. Садовский, Н. Жаркова, О. Маркова, Г. Заньковецкая, Л. Манько, О. Вірина, А. Максимович. В ее репертуар вошли «Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Черноморце» М. Старицкого, «Сватанье на Гончаровке» и «Шельменко-денщик» Г. Цветки-Основьяненко и др. М. Кропивницкий пополнил его своими пьесами «Мироед, или же паук», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», этюдом «По ревизии». Спектакли труппы резко выделялись на фоне тогдашнего театра как содержанием, так и выполнением. Кропивницкий стремился к идейно-художественной целостности спектаклей, к гармоничного сочетания таких компонентов, как актерская игра, художественное оформление, музыка, пение, танцы. Средства трупы состояли лишь из кассовой выручки. Коллектив не имел стационарного помещения и был обречен на прогулочный жизни.


в 1864 г. во Львове был основан украинский профессиональный театр «Русская беседа», который возглавил О. Бачинський. его репертуар состоял из произведений надднепрянских и западноукраинских писателей, лучших образцов европейской драматургии. Коллектив успешно гастролировал в городах Восточной Галиции и Северной Буковины. Однако вскоре через острое соперничество между москвофилами и народниками за влияние на него театр начал приходить в упадок. Его подъему во многом способствовал М. Кропивницкий, который в середине 70-х годов работал здесь по приглашению. Именно тогда западноукраинские зрители познакомились с новыми пьесами украинской и русской классики. В театре выросли талантливые актеры - И. Гриневицький, Г. Романович и др. Много усилий для развития театральной культуры Восточной Галиции И приложил. Франко.


Музыка. Благодаря усилиям передовых деятелей культуры в области музыкального искусства произошли большие сдвиги. Действенного толчка, как мы знаем, нанесли украинские профессиональные драматические труппы, широко пропагандировали украинские народные мелодии, достижения профессиональной музыки, самостоятельно ставили оперные спектакли. М. Кропивницкий также известен как певец и композитор (в частности, большую известность получили его песня «Соловей» и дуэт «Где ты бродишь, моя судьба»). Украинская музыкальная культура распространялась благодаря концертно-исполнительской деятельности М. Лысенко и созданных им хоровых коллективов, которые гастролировали на Украине.


Подъему музыкального искусства на Украине способствовали выдающиеся российские композиторы. Так, ряд авторских концертов в начале 90-х годов дали П. И. Чайковский (Киев, Одесса, Харьков), С. В. Рахманинов (Киев и Харьков), М. А. Римский-Корсаков (Одесса). Значительную роль сыграли отделения Русского музыкального общества, возникшие в ряде крупных городов Украины. При них были основаны музыкальные школы, которые впоследствии превратились в училища. В Киеве, Харькове и Одессе действовали российские оперные театры. Однако ни они, ни отделения Русского музыкального общества не занимались пропагандой украинской музыки.


Большим достоянием украинского искусства является творчество многих композиторов. Уже в первый пореформенный год прославленный певец С. С. Гулак-Артемовский (1813-1873) завершил создание первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем», которая стала прочным фундаментом национального оперного искусства. Долгую сценическую жизнь этому произведению обеспечили демократический характер сюжета, мелодичность музыки, что вобрала краски украинского песенного мелоса, колоритность образов, сочный народный юмор. Композитору принадлежат также известные песни «Стоит явор над водой» и «Спать мне не хочется».


Жемчужиной украинской классики стала выразительная музыкальная картина из народной жизни «Вечерницы» П. И. Нищинского (1332-1896). Центральная часть ее-знаменитый мужской хор «Закувала та сива зозуля», в котором отражены страдания казаков в турецкой неволе, их непреодолимое стремление к освобождению. В музыкальном наследии композитора является обработки народных песен «Про казака Софрона», «О Байду», романсы «Совет», «В дубраве черная галка». Пылкий отклик широкого слушателя завоевала опера М. М. Аркаса (1853-1909) «Екатерина» на текст одноименной поэмы Т. Г. Шевченко. Она отмечалась волнующим сюжетом, мелодическим богатством и певучестью.


Главное в творчестве П. П. Сокальского (1832 - 1387) - оперы «Мазепа» (по поэме А. С. Пушкина «Полтава»), «Майская ночь», «Осада Дубна» (обе по Г. В. Гоголю), фантазии «Украинские вечера», «На берегах Дуная» и другие фортепианные произведения, а также романсы и хоры. Его перу принадлежит капитальная теоретическая труд «Русская народная песня, великорусская и малорусская, в ее строєнии мелодическом и ритмическом», в которой проводилась мысль о связи национальных особенностей мелодики народной песни с языком данной национальности. М. М. Калачевський (1851-1910) написал известную «Украинскую симфонию», в основу которой лег народнопісенний материал («Веют ветры», «Девушка в сенях стояла», «Побратався сокол с сизокрилим орлом», «Ой, джигун, джигун» и др.). Преобладающий настроение симфонии - светлая лирика, мягкий юмор.


Значительным достижением стала Симфония соль-минор. И. Сокальского (1863-1919). Композитору принадлежит также несколько оркестровых произведений, фортепианные миниатюры, много романсов, детская опера «Репка» и др. Свыше 30 произведений на слова Т. Г. Шевченко («Такова ее судьба», «Утоптала тропинку», «Если бы мне черевички» и др.), ряд романсов (среди них «Дивлюсь я на небо» на слова Г. Петренко) и аранжировок создал В. И. Заремба (1833-1902).


Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество М. Лысенко (1842-1912) - великого украинского композитора, блестящего виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления. Ему суждено было стать основоположником украинской классической музыки.


Основные творческие достижения М. В. Лысенко приходятся на 70-90-е годы. Композитор обработал и опубликовал более 600 образцов украинского музыкального фольклора, создал большой цикл «Музыка к «Кобзарю» Т. Г. Шевченко», который включал более 80 произведений разных жанров и форм. Разнообразные по темам и настроениям романсы, дуэты и хоры написаны на тексты И. Я. Франко («Безмежнеє поле»), Есть. П. Гребенки («Лодка», «Нет, мама, не можно...»), С. В. Руданского («Ты не моя»), Г. Гейне. («Когда разлучаются двое») и др. Образцом национальной героїко-патриотической оперы стала монументальная народная музыкальная драма Лысенко «Тарас Бульба». На сюжеты повестей М. В. Гоголя написаны также оперы «Рождественская ночь», «Утопленница». Композитор создал музыку к пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка», оперетту «Черноморце», детские оперы «Коза-дереза», «Пан Коцький», «Зима и Весна».


На высокую степень профессионализма Лысенко преподнес инструментальную музыку. Он является автором симфонической фантазии «Козак-люк», «Фантазии» и «Элегического каприччио» для скрипки и фортепиано, струнных квартетов и трио, пьес для виолончели. Им создано много произведений для фортепиано («Героическое скерцо», «Украинская сюита», «Концертный полонез №1», «Мечта», «Баркарола», «Элегия» и др.). Теоретические труды Лысенко заложили научные основы национальной музыкальной фольклористики. Творческое наследие великого композитора стала неисчерпаемым источником украинской музыкальной культуры.


Развитие музыки на западноукраинских землях также стимулировался драматическим театром. Во многих пьесах музыкальные номера были органичной частью спектаклей, которые назывались «комедіо-опера», «мелодрама», «оперетта». Значительное распространение получил хоровое движение, благодаря которому возникло немало музыкальных школ и музыкально-издательских организаций;


Действовали хоровые общества «Торбан», «Львовский Боян». Массовыми стали сбора и изучения музыкального фольклора.


С народнопісенними источниками связано творчество одного из первых украинских композиторов-профессионалов Галичины М. М. Вербицкого (1815-1870). ему принадлежат хоровые произведения «Завещание» на стихи Т. Шевченко, «Поклон» на стихи Ю. Федьковича, музыка к театральным спектаклям, около десяти симфоний-увертюр. Образцы профессиональной национальной музыки создал И. А. Лавровский (1822-1873) - автор многих хоров («Казак к торбана», «Осень», «Русская река», «Спой мы, соловей» и др.), песен, музыки к драматическим спектаклям.


Широкой популярностью на западноукраинских землях, в частности на Северной Буковине, пользовалась музыка И. И. Воробкевича (1863-1903). Среди его хоровых произведений - композиции на слова Т. Шевченко, И. Франко, Ю. Федьковича. Известными были его песни «Над Прутом в лугу», «Сыграй мы, цыгане старый», «Солнце, скрыло», «Голубые глаза», вальсы, польки, мазурки, музыка к спектаклям.


В. Г. Матюк (1852-1912) работал в основном в вокальных жанрах. Известны его хоры («Русская песня», «Болеслав Кривоустый под Галичем»), песни («Весновка» на слова Г. Шашкевича). Центральное место среди музыкально-драматических произведений А. К. Вахнянина (1841-1908) принадлежит опере «Купало». Мелодия его хора «По морю, по морю» позже стала основой революционной песни «Беснуйтесь, мчитесь, бешеные палачи». Глубиной чувств отмечались хоры и романсы Д. В. Сичинского (1865-1909) - «Бесполезно, постное», «Песня моя», «Из слез моих» и др. Основу творчества А. И. Нижанкивского (1862-1919) также составляли хоровые произведения («С окрушків», «Гуляли», «Вечерняя песня»). Популярными были его дуэты «Люблю смотреть», «ласточки». Западноукраинские композиторы принимали активное участие в общественно-культурной жизни, выдавали учебники по музыке и т.д.


Изобразительное искусство и архитектура. Характерным для украинского изобразительного искусства второй половины XIX в. было становление его на позициях реализма, народности, жизненной правды. На развитии художественной жизни на Украине, на утверждении демократических тенденций в живописи отразился деятельность товарищества передвижных художественных выставок («передвижники»), возникшее 1870 г. в России. Членами его было много украинских художников. Высокого профессионального мастерства украинские художники продолжали приобретать в Петербургской Академии художеств. В Одессе, Харькове, Киеве открылись рисовальные школы ((впоследствии училища). Консолидации творческих сил Украины способствовали товарищество южнорусских художников в Одессе, Киевское общество художественных выставок, Общество для развития русской штуки во Львове, Общество харьковских художников и другие объединения.


В украинском живописи четко было выделено и приобрели специфических признаков все жанры. Под влиянием демократических тенденций в развитии всей культуры на первое место выдвигается бытовой жанр, который непосредственно отражает жизнь народа. Тематические рамки этого жанра расширяются, он обогащается на новые сюжеты и крепче связывается со общественной проблематикой. Художники стремятся осмыслить нового героя времени, новые отношения, складывающиеся в обществе, найти и утвердить новые художественные ценности. Рост интереса к прошлому Украины, к национально-освободительной тематики обусловило подъема исторического жанра. Любовь к родному краю, ощущение природы как существенного фактора в понятии «родина» было основой формирования пейзажного жанра, что приобретает самостоятельное идейно-эстетического значения. Вообще подавляющее большинство украинских художников не были мастерами некоего одного жанра, а владели многими из них.


Живописцами, которые преподнесли украинский бытовой жанр на высокий уровень, были продолжатели демократических традиций Т. Г. Шевченко - Л. М. Жемчужников, И. И. Соколов, К. О. Трутовский. Творческая деятельность Л. М. Жемчужникова (1828-1912) отличается искренней любовью к украинскому народу, его истории и пули/туры. Он создал проникновенные картины «Кобзарь на пути», «Казак едет на Сич», «Чумаки в степи» и другие, был издателем альбома, посвященного Украине и в память шевченковского именуемого также «Живописной Украиной». Наивысшее подъем творческих способностей И. И. Соколова (1823-1918), о котором Шевченко отзывался как о человеке, который «любит наш народ и нашу страну», оказалось в картинах «Возвращение с ярмарки», «Проводы рекрутов», «Погорельцы», «Ночь накануне Ивана Купала», «Утро после свадьбы в Малороссии», «Украинские девушки гадают на венках».


В золотой фонд украинской живописи по праву принадлежит творческое наследие К. О. Трутовского (1826-1893). Художник с глубоким знанием предмета воспроизводил быт и обычаи украинского и российского народов («Хоровод в Курской губернии», «Свадебный выкуп», «Колядки на Украине», «Сорочинская ярмарка» и др.), остро осуждал общественные порядки («Сбор недоимок на селе», «Рекрутський набор», «судьи» и др.). Художник оставил много иллюстраций к произведениям Т. Г. Шевченко, М. В. Гоголя и других писателей.


В духе идейных установок передвижников творил живописец и график П. Д. Мартынович (1856-1933). Ему принадлежат картины «В канцелярии волостного писаря», «Внутренность избы казака Григория Гончара в Веремеевке» и др.


Художник-передвижник М. Д. Кузнецов (1850-1929) в произведениях «На заработки», «сенокос», «праздник» с теплотой изобразил сцены повседневной жизни народа, подчеркнул глубокие социальные контрасты («Объезд владений», «Мировой посредник»). Незаурядные способности обнаружил Кузнецов в портретном жанре. Человек с его переживаниями была в центре полотен и другого вдумчивого художника, проницательного психолога, тонкого колориста К. К. Костанди (1852 - 1921)- «В люди», «У больного товарища», «Ранняя весна», «Старушки» и др.


Выдающимся мастером бытового жанра был академии М. К. Пимоненко (1862-1912). Подавляющее большинство его произведений, написанных на темы крестьянской жизни, отмечают" ся искренностью, эмоциональностью, высоким живописным мастерством. Среди них - «Святочное гадание», «Свадьба в Киевской губернии», «Проводы рекрутов», «Сваты», «Сенокос» и др.


В 80-90-х годах в бытовом жанре появилась городская тематика. Появился и новый герой, чаще всего из беднейших слоев населения - «Отдых», «На бульваре» П. О. Нилуса, «Мог быть человеком», «Утро в холодной» С. Я. Кишиневского. В картине Г. О. Ладыженского «Выгрузка гранита в Одесском порту» впервые в украинском живописи сделана попытка описать образы рабочих.


Украинская тема занимала видное место в творчестве русских художников В. Д. Ківшенка, В. Д. Орловского, А. И. Куинджи, братьев Маковских. Однако особое место здесь принадлежит И. Ю. Репину. Выдающимся явлением российского и украинского исторического жанра стало его грандиозное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое надолго определило пути дальнейших поисков украинских художников.


Исторический жанр в украинском искусстве еще не отличался широтой тематики. Художники в основном прибегали к героической истории казачества («Сторожа запорожских вольностей», «Казачий пикет» С. И. Васильковского, «Проводы на Сич». Г. Сластиона, «Запорожцы вызывают врага на бой». И. Кандаурова, «Тревога» Г. С. Крушевського, «Похороны кошевого». О. Мурашко и др.).


Выдающимся украинским художником-реалистом был С. И. Васильковский (1854-1917). Самое ценное в его репертуаре - произведения, посвященные родной природе, - «Казачья левада», «Остатки векового леса», «Степь на Украине», «Утро» и др. Своеобразием видение природы отмечались картин» И. П. Похитонова (1850-1923)- «Зимние сумерки на Украине», «Сенокос», «Овцы на тирлі». Очарование родной земли стремился раскрыть в своих пейзажах К. Я. Крыжицкий (1858-1911)-Хутор«на Украине», «Перед грозой», «Лесные дали», «Косари на Украине», «Жатва». Ценным достоянием украинской художественной культуры является произведения П. О. Левченко (1856-1917) и Г. С. Ткаченко (1860-1916), которые представили лирический струю в развитии реалистического пейзажа.


В творчестве западноукраинских художников, которые получали образование в Вене, Кракове и Мюнхене, достаточно выразительным был влияние академических традиций. Постепенно их живопись приобретает все более демократического характера. Зачинателями западноукраинской реалистической школы были К. М. Устиянович (1839-1903) - «Бойковская пара», «Гуцулка у источника», «Шевченко на ссылке» - и Т. Копистинський (1844-1916) - «Гуцул с Липовиці», «В крестьянской избе», «Погорельцы». В конце XIX в. начал свою деятельность выдающийся живописец И. И. Труш (1869-1941). На Буковине в 80-90-х годах работал Ю. Г. Пигуляк (1845-1919), известный своими жанровыми картинами «Гуцулы», «Любовь и верность», а также портретами. Наивысшие достижения живописного искусства на Буковине связанные с именем Г. И. Ивасюка (1865-1930). Это картины, игры-освященные простым крестьянам, полотна на исторические темы, портреты. в 1899 г. он организовал в Черновцах первую художественную школу.


Реализм в русской скульптуре утверджувався медленнее. В наиболее распространенных тематически-жанровой скульптуре малых форм и жанре портрета заметных успехов достигли Л. В. Позен («Кобзарь», «Переселенцы», «Нищий», «Пахота в Малороссии», «Запорожец в разведке»), П. П. Забила (бюсты М. Есть, Салтыкова-Щедрина, Г. В. Гоголя, мраморный портрет Т. Г. Шевченко), Б. В. Эдуардс («Катерина», «Жизнь невеселая», скульптурный портрет Луи Пастера) и др. 1888 г. в Киеве был открыт памятник Бы. Хмельницком (скульптор М. И. Микешин). На западноукраинских землях работали скульпторы Т. Баронч, К. Островский, О. Северин, С. Яжимовський, С. Левандовский, Т. Ригер и др.


Развитие капитализма наложил значительный отпечаток на размах городского строительства, способствовал совершенствованию строительной техники, появление новых материалов и конструкций. В архитектуре преобладал эклектизм - смесь элементов различных стилей. Во второй половине XIX в. в Киеве были построены здания Городской думы (арх. О. Я. Шилле), гостиницы «Континенталь», политехнического института, Первой гимназии (арх. О. В. Беретти), театра Соловцова, оперного театра (арх. В. О. Шреттер), Владимирского собора (арх. И. В. Штром, П. И. Спарро, О. В. Беретти). В Харькове по проекту А. М. Бекетова построенные помещения коммерческого училища и земельного банка. Одессу украсили здания оперного театра (арх. Ф. Фельнер, Г. Гельмер), Новой биржи (арх. О. И. Бернардацци). На западноукраинских землях появилось немало примечательных сооружений: во Львове - здания политехнического института (арх. Ю. О. Захарович), Галицкого краевого сейма (арх. Ю. Гохбергер), оперного театра (арх. С. Горголевський), в Черновцах-дом резиденции митрополита Буковины (арх. И. Главка), на Закарпатье - охотничий дворец графов Шенборнов, дом ужгородской синагоги, комітатський дом в Береговом. Итак, в архитектуре Украины времен капитализма вместе с углублением противоречий в поисках стиля имели место заметные достижения лучших архитекторов.



Назад