Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.8.5. Состояние и проблемы иностранного инвестирования в Украине


В преодолении острого экономического кризиса в Украине большая надежда возлагается на иностранные инвестиции. По опубликованным расчетам общий объем необходимых иностранных инвестиций в экономику Украины составил более 40 млрд. долл. США, в частности для металлургии - 7; машиностроение - 5,1; транспорта - 3,7; химии и нефтехимии - 3,3 млрд. долл. США. Такая сумма дала бы возможность реконструировать приоритетные отрасли промышленности в течение 5 лет. Но фактически объемы иностранных инвестиций в экономику Украины значительно ниже, чем потребность в них. Так, общий объем иностранных инвестиций в Украину в 1998 г. составил 747 млн. долл. США, а в 1999 г. - 551 млн. долл.

Наиболее эффективным источником внешнего финансирования являются прямые иностранные инвестиции, в случае осуществления которых весь риск берет на себя инвестор. Однако Украина, как и раньше, занимает одно из последних мест среди стран Восточной Европы по объемам прямых иностранных инвестиций. Увеличение портфельных инвестиций на сегодня ограничено возможностями рынка государственных ценных бумаг и низкой инициативой на рынке ценных бумаг, эмитированных предприятиями. Портфельные инвестиции в 1999 г. составляли всего 62 млн. долл. США.

По данным журнала "Evromoney", в 1997 г. Украина занимала одно из последних мест в Восточной Европе по показателю иностранных инвестиций на одного человека - 8 долл./люд. Ниже этот показатель был только в Туркмении, Узбекистане, Армении и Македонии. В то же время в Венгрии этот показатель составил 198 долл., в Латвии и Словении - соответственно 160 и 170 долларов.

Вследствие низкой инвестиционной привлекательности нашей страны общая сумма прямых иностранных инвестиций является незначительной (см. табл. 1.8.3).

 

Таблица 1.8.3. Динамика прямых иностранных инвестиций в Украину,

млн. долл. США

Год

Объем прямых иностранных инвестиций

Общий объем прямых иностранных инвестиций

1992

170

170

1993

200

370

1994

91

461

1995

283

750

1996

250

1000

1997

762

1762

1998

922

2684

1999

437

3121

 

Интересна структура прямых иностранных инвестиций в Украину, в частности в 1998-1999 гг. (табл. 1.8.4).

 

Таблица 1.8.4. Прямые иностранные инвестиции в Украину в 1998-1999 годах, тыс. долл. США

Показатели

1998 г.

1999 г.

Совокупный капитал нерезидентов в Украине на начало отчетного периода

2 063,00

632,87

2810,00

678,60

Увеличение капитала нерезидентов, всего

922 393,65

754 823,60

В том числе за счет:

 

 

Денежных взносов

571 018,79

358 541,20

Взносов в форме ценных бумаг

1 854,41

112 468,70

Взносов в форме движимого и недвижимого имущества

298 808,77

217 389,20

Взносов в форме нематериальных активов (приобретение юридических прав, ноу-хау и т.д.)

35 224,55

2 264,47

Переоценки капитала

72,83

1 509,65

Уменьшение капитала нерезидентов, всего

179 561,24

263 890,94

В том числе через:

 

 

Изъятие денежных, имущественных и других взносов

143 796,00

173 376,30

Другие формы изъятия капитала на основании отмены сделок с резидентами Украины

32 347,47

89 459,03

Курсовая разница

24 716,44

53 833,75

Совокупный капитал нерезидентов в Украине на конец отчетного периода

2 781,00

748,84

3 247,00

887,40

Начисленные дивиденды за инвестициями

70 005,05

8 390,60

В том числе инвестору

61 491,17

5 467,70

Основными формами инвестирования в 1999 г. были денежные взносы (55%), ценные бумаги (15%) и взносы в форме движимого и недвижимого имущества (30%). Значительным был объем изъятого капитала нерезидентами. В 1999 г. каждый привлеченный доллар иностранных инвестиций сопровождалось изъятием из экономики Украины почти 35 центов, против 20 центов в 1998 г. Общий объем прямых иностранных инвестиций на конец 1999 г. составил более 3,2 млн. долл., что в расчете на душу населения Украины составляло 65 долларов США.

Ведущие позиции в инвестировании в Украину занимают США, Нидерланды, Германия, Российская Федерация.

Таблица 1.8.5. Десять крупнейших прямых инвесторов в экономику Украины в 1998-1999 годах

№ п/п

Страна

Доля в структуре поступлений прямых иностранных инвестиций,%

Место

1998 г.

1999 г.

1998 г.

1999 г.

1

США

18,1

18,1

1

1

2

Нидерланды

9,6

9,2

2

2

3

Российская Федерация

6,6

8,9

5

3

4

Великобритания

7,1

7,5

4

4

5

Германия

8,2

7,1

3

5

6

Кипр

5,3

6,0

7

6

7

Республика Корея

6,6

5,2

6

7

8

Виргинские Острова

3,1

4,5

10

8

9

Швейцария

3,2

4,1

9

9

10

Лихтенштейн

3,7

2,5

8

10

 

Следует обратить внимание, что среди десяти крупнейших прямых инвесторов есть четыре оффшорные зоны - Кипр, Виргинские острова, Швейцария и Лихтенштейн.

Практика привлечения иностранных инвестиций в Украину свидетельствует, что объем капиталовложений значительно отличается в разных регионах. Инвесторы, как правило, предпочитают промышленно развитым и географически выгодно расположенным регионам. Так, в Киеве сосредоточено 30% всех прямых иностранных инвестиций в 1999г., в Киевской области - 9,3%; Запорожской - 8,2%; Одесской - 6,6%; Днепропетровской - 6,4%; Донецкой - 6,4%, в остальных регионах - 25,5%.

Анализируя привлечения иностранных инвестиций в Украину, можно отметить, что отраслевая структура прямых иностранных инвестиций составляет около 55% прямых иностранных инвестиций, из них до 2% в первичном секторе, 53% - в вторичном, в т.ч. в пищевой промышленности - 22%, в машиностроении и металлообработке - 13%, в третичном секторе - почти 40%, в т.ч. в сфере внутренней торговли - 21%.

Общеизвестно, что инвестиционная активность и экономический рост - взаимосвязанные процессы. Экономический рост зависит от инвестиционной активности и наоборот.

Росту иностранного инвестирования в любую страну способствует нормальный инвестиционный климат.

Инвестиционным климатом называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, которые вкладывают в ее экономику свои капиталы. Этот климат формируется многими факторами (факторами риска), которые можно объединить в следующие три основные группы:

  • социально-политическая ситуация и ее перспективы;
  • экономическая ситуация и ее перспективы;
  • внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.

Первая группа - социально-политическая ситуация - характеризует прочность государственных институций, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику, прагматичность государственной политики, эффективность работы государственного аппарата, склонность к национализации иностранного имущества, традиции соблюдения международных соглашений и т.п.

Экономическая ситуация: общее состояние экономики, положение в валютной, финансовой и кредитной сферах, таможенный режим и режим использования рабочей силы, устойчивость валютного курса, налоговые ставки и льготы.

Третья группа факторов - внешнеэкономическая деятельность - охватывает действующее законодательство в области защиты инвестиций, формирования и деятельности предприятий с участием иностранного капитала, меры по регулированию и ограничению их деятельности, совокупность правовых актов, которые отражают государственную политику в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Значение каждого из рисков можно оценить в баллах.

В табл. 1.8.6 приведены значения этих рисков в баллах по десятибалльной системе оценки (10 баллов - чрезвычайный риск, 0 - риска нет) для Украины, России, США в 1993 г.

Таблица 1.8.6. Риски для Украины, России, США в 1993 г.

Виды риска

Украина

Россия

США

Социально-политический

6,40

6,87

2,76

Экономический

7,50

7,00

4,10

Внешнеэкономический

7,10

5,20

-

Рейтинг Украины как надежного партнера остается очень низким, о чем свидетельствуют сравнительные показатели рейтинговой оценки риска страны по состоянию на март 1999 г. (табл. 1.8.7).

1.8.7t

Согласно таблице, Украина находится на позициях аутсайдеров в рейтинге инвестиционной привлекательности, что свидетельствует о сложной ситуации в экономике, и в частности в притоке инвестиций. Если в 1998 г. Украина по общему показателю занимала 118 место, то в 1999 г. - 126 место. Причем высокими остаются как политические, так и экономические риски.

В 2000 г. произошли позитивные сдвиги в иностранном инвестировании в Украину. Этому способствовала целенаправленная политика Правительства, которая укрепила доверие инвесторов к Украине. Считается, что выбор инвестором места вложения капитала определяется преимущественно:

а) привлекательностью страны с точки зрения затрат - стоимости рабочей силы, кадровых ресурсов, наличия развитой инфраструктуры, развитости финансовых рынков, характеристики налоговой системы;

б) привлекательностью страны с точки зрения сбыта - развитость местного рынка и состояния конкуренции на нем, открытости страны для международной торговли;

в) привлекательностью страны с точки зрения особенностей культуры, исторического развития, политической стабильности.

В Украине многих из этих требований не придерживается. Специалисты считают, что основными препятствиями на пути вложения инвестиций в Украину являются:

- нестабильность законодательства;

- значительная связанность экономики в бывших республиках СССР, преимущественно России;

- неразвитость инфраструктуры, особенно транспортной и телекоммуникационной сетей;

- несбалансированность экономики;

- неспособность власти придерживаться взятых на себя обязательств;

- несоответствие организационных управленческих форм мировым;

- экономическая и политическая нестабильность;

- коррупция.

Именно эти причины, что в значительной мере зависят от государства, сдерживают более широкий доступ инвестиций в Украину. Поэтому в Украине, где большую часть экономики контролирует государство, иностранное инвестирование является одновременно и экономической и политической проблемой.

Для улучшения инвестиционного климата необходимы:

  • уравнивание в правах инофирм и национальных предприятий, расширение налоговых льгот и т.п.;
  • создание и эффективное использование свободных экономических зон, содействие инвестициям в ведущие отрасли промышленности;
  • развитие системы страхования инофирм;
  • определение приоритетов инвестирования;
  • поддержка и поощрение со стороны государства фирм и предприятий, которые способствуют инвестициям в украинскую экономику;
  • расширение международного сотрудничества в области содействия капиталовложением и гарантирования инвестиций;
  • активная роль государства в предотвращении и компенсации возможных негативных социальных последствий реализации инвестиционных проектов в Украине;
  • создание условий для активизации отечественного бизнеса;
  • углубление рыночных реформ;
  • совершенствование действующего законодательства в области внешнеэкономической деятельности и обеспечения контроля со стороны государства за его соблюдением.


Назад