Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

3. Культура Украины начала ХХ ст.


Образование. Защитников режима царского самодержавия совсем не смущало наличие миллионов неграмотных в стране, поскольку они считали, что образование порождает нежелательные для властей свободомыслие. В 1910 г. на Украине уровень грамотности населения был ниже среднего для всей Европейской части Российской империи показателя - 30%. На 1000 человек населения в начальных, неполных средних и средних школах здесь училось всего 67 учащихся. Даже начальное образование удавалось получить лишь незначительной части детей трудящихся. В Киевском учебном округе, в состав которого входили пять губерний, посещало школу лишь 10% детей школьного возраста. Не лучше было положение и в других учебных округах.


В 1914-1915 гг. на территории Украины, которая входила в состав Российской империи насчитывалось всего 452 средние школы, в которых обучалось 140 тыс. учеников, и 19 высших учебных заведений, в которых обучалось 26,7 тыс. студентов.


Не лучше было положение народного образования и на украинских землях, входивших в состав Австро-Венгерской империи. Здесь уровень ее развития был намного ниже чем в других провинциях страны. В начале XX в. с 6240 сел Галичины 2214 не имели начальных, а 981-любых школ. Средних школ на всю Галицию насчитывалось 49, и только в четырех из них обучение велось на русском языке. На Буковине существовала лишь одна украинская гимназия. В Закарпатье даже в начальных школах обучение велось на венгерском языке.


На всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания, ни одной украинской школы, которая находилась бы на государственном содержании. Подобная политика царизма в отношении украинского языка, как языка обучения, преследовала далеко идущие цели - душить развитие украинской прогрессивной культуры в самом зародыше. Даже после отмены в бурные дни революции 1905-1907 гг. запретительных указов 1863, 1876, 1881 гг. по издание книг, показ театральных спектаклей и проведения других культурно-образовательных мероприятий на русском языке, царизм так и не дал разрешения на введение обучения в школах Украины на родном языке.


Характеризуя гибельную политику царизма в отношении народного образования на основе обобщения собственных впечатлений, добытых в течение многолетнего периода учительство в селах Украины, писатель-демократ С. Васильченко писал в 1911 г. на страницах киевского педагогического журнала «Свет»: «Школа с неродным языком, с чуждыми по духу учителями только по большой непонятности может называться народной. Печальной и одинокой зданием стоит она среди родных деревень; вокруг нее шумит свою жизнь, народная песня, язык, народный юмор бьются в окна, в двери, в щели к ней, но в школу не хотят пустить их. Нет ей места в живом языке. А там, где нет живого языка в школе, там нет живой души, искренности, там нет средств воспитывать и грунтовать духовные детские способности, и вполне понятно, чего наши люди смотрят на свою школу в основном или как на Тропу к всяких должностей, или, говорят, к «легкого хлеба», а не как на институцию, которая должна обслуживать их самые первые духовные потребности. Только после того, когда бы зазвучала по наших школах родной язык и буйно зашумело в ей новую жизнь, всем бы стало видно, что наш народ «дважды неграмотный».


В годы революции 1905-1907 гг. студенты Киевского, Одесского, Харьковского университетов добивались введения лекционных курсов и практических занятий по истории Украины, украинского языка и литературы. Однако чтение таких курсов явочным порядком некоторыми профессорами было категорически запрещено после поражения революции, хотя царские власти и разрешили преподавать курс «малороссийской истории словесности» как дополнительный и к тому же только на русском языке.


После разгрома первой русской революции самодержавная реакция выступила в новый поход против всех «инородческим обществ». На Украине были запрещены «просвещения», издание литературы и чтения публичных лекций на русском языке. В 1913 г. из выданных на Украине 5283 названий книг лишь 176 вышло на русском языке. С началом империалистической войны царизм окончательно запретил все периодические издания на русском языке. В 1915 г. на всей территории Украины, включая занятую тогда царскими войсками Галичину, не оставалось ни одной газеты или журнала на русском языке.


Царизм боялся широкого внедрения украинского языка в культуре и образовании, поскольку демократическая общественность, народные массы Украины, которые выступали в защиту родного языка, отстаивали ее права в культурном развитии, одновременно выдвигали и загальнодемократичні требования, в конечном итоге направлены на свержение царского строя.


Таким образом, в начале XX в. мощное революционное подъем масс, рост уровня их политической и национального самосознания в значительной степени способствовали развитию украинской культуры. На этой волне разворачивается творчество целой плеяды украинских, художников, ученых, которые обогатили отечественную и мировую духовную сокровищницу. И именно при таких условиях, как никогда ранее, отчетливо проявилось разграничение между теми общественно-политическими силами, которые выступали в защиту украинской культуры, языка, и теми, которые всячески тормозили их развитие. Широкие народные массы свои надежды на полное духовное раскрепощение, на свободное развитие украинской культуры окончательно связали с борьбой за демократизацию общественной жизни.


Наука и техника. Развитие науки и техники на Украине стимулировался общим политическим и экономическим подъемом. В частности, достаточно активно развивалась историческая наука, которая должна удовлетворить духовные запросы самых широких народных масс. Рост их национального самосознания порождало глубокий интерес к своему историческому прошлому. Назрела необходимость создания обобщенной популярной труда по истории Украины. 1904 г. в Петербурге вышел в свет на русском языке «Очерк истории украинского народа». С. Грушевского (1866-1934). Позже эта книга переиздавалась еще трижды: в 1906, 1911 и 1913 гг. Украиноязычный вариант ее под названием «Иллюстрированная история Украины» там же выходил дважды: в 1911 и 1917 гг. Сам автор определял эти работы как своеобразный конспект его же фундаментальной многотомной «Истории Украины-Руси», выход в свет которой был событием не только научной, но и политической. Российские, австрийские и другие реакционеры, которые не признавали за украинским народом права на собственное развитие, на свою национальную культуру, получили ощутимый удар. Вместе с тем И. Я. Франко в специальной научной разработке «Причинки к истории Украины-Руси» (1912 г.), высоко оценив богатство и разнородность фактического материала в работе Грушевского, в то же время обратил внимание на склонность автора «заполнять пробелы исторических сведений своими разглагольствованиями и комбинациями».


Сам Франко также выступал как автор фундаментальных монографий по истории Украины (преимущественно ее западноукраинского региона). Его внимание привлекали, в частности, проблемы массовых социальных и национальных движений, борьбы прогрессивной общественности западноукраинского населения за сохранение и развитие своей культуры, языка, образования в условиях насильственного насаждения католицизма и униатства, колонизаторской политики шляхетсько-магнатской Польши, а впоследствии - Австрийской монархии. Будучи талантливым ученым-исследователем и писателем-психологом, Франко создал целую серию историко-биографических очерков, посвященных выдающимся историческим деятелям разных времен и народов: Иосифу Шумлянському, Лукьяну Кобылицы, Ивану Федоровичу, Симону Боливару и др.


Леся Украинка также была хорошим знатоком не только отечественной, но и зарубежной истории. На основе профессиональных работ иностранных авторов она составила популярный учебник «Древняя история восточных народов». Заинтересовавшись методологии исторической науки, поэтесса перевела на русский язык книгу итальянского историка-социолога А. Лабріоли «Очерки материалистического понимания истории».


Крупнейший художественное произведение Коцюбинского «Fata morgana» создан на основе глубокого изучения автором историко-документальных источников, в том числе материалов судебных расследований и судебных процессов над крестьянами-участниками революционных событий 1905 г. на Украине. Навыки работы историка-исследователя Коцюбинский приобрел, работая в Черниговской архивной комиссии в 1902-04 гг. В течение всей своей жизни писатель внимательно следил за развитием исторической науки. В своем выступлении на XIV всероссийском археологическом съезде, который состоялся в Чернигове 1908 г., он гневно заклеймил украинских либеральных историков, которые проявили солидарность с откровенными чорносотенцями.


Среди работ, которые сыграли значительную роль в развитии наук обществоведческого цикла (истории, этнографии, лингвистики и др.), а также в подъеме массовой общественно-политического и национального самосознания, можно назвать еще четырехтомный «Словарь русского языка» (1907 - 1909), благоустроенный Бы. Д. Гринченко (1863-1910), трехтомный «Украинскую грамматику» (1907-1908). Ю. Крымского (1871-1942), благоустроенные и научно прокомментированы В. М. Гнатюком (1871-1926) многотомные фольклористические и этнографические разведки из жизни украинцев Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья, наконец, первую, изданную на русском языке 1908 г. в Петербурге, обобщающую популярную, доступную с изложением самым широким массам читателей книгу «История Украины-Руси» М. М. Аркаса (1852-1909). Один из современников, известный специалист в области истории исторической науки на Украине. Биднов, так оценил историографический факт выхода в свет Аркасової «Истории Руси»: «Ни одна украинская книга, кроме «Кобзаря», не имела такого успеха, который выпал на долю труда М. Аркаса; его покупали, читали; спрашивали с восторгом и искренне благодарили автору за его книгу, посылая ему письма. Видно было, что Г. Аркас понял ту большую потребность в популярной истории Украины, которая чувствовала себя в широких кругах нашего гражданства. Автор этих строк был свидетелем того, как книга Аркасова распространялась среди рабочих и крестьянства Катера-нославщини, делая везде чрезвычайно большое впечатление на своих читателей и пробуждая в них национальное сознание. Автор ее, безусловно, оказал большую услугу нашему национальному движению; научные и художественные недостатки не мешали ей делать свое влияние на те круги, среди которых книга распространялась. Опыт наших дней дает нам яркие доказательства того, что не научность захватывает гражданство, а нечто иное, противоположное первой».


Несмотря на отсутствие благоприятных условий для научно-исследовательской и изобретательской работы на украинских землях, талантливые энтузиасты, преодолевая всевозможные препятствия со стороны официальных властей, двигали научный и научно-технический прогресс. Немало известных ученых через политические притеснения и полицейские преследования вынуждены были эмигрировать. Так, выдающийся биолог И. И. Мечников (1845-1916), который длительное время работал в одесском Новороссийском университете, переехал в Париж, где основал лабораторию при знаменитом Пастеровском научно-исследовательском институте. Украинский ученый удостоился высшей мировой научной награды - Нобелевской премии (1908) за достижения в новой области биологии и медицины - иммунологии (учение о защитные свойства живого организма от инфекционных заболеваний). На предложение вернуться на Родину И. И. Мечников ответил решительным отказом, подчеркнув, что царизм осуществляет целенаправленную политику разрушения отечественной науки.


И все же украинские ученые-медики внесли неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой медицины. Д. К. Заболотный (1866-1929) первым в мировой науке открыл пути распространения чумы и предложил эффективные средства борьбы с этой страшной болезнью. Д. К. Заболотный, М.Ф. Гамалия (1859-1949), В. К. Високович (1854-1912) и другие известные ученые-медики не раз выезжали в составе экспедиций в Индии, Китая, Аравии, Месопотамии для решения научных и практических вопросов борьбы с эпидемическими заболеваниями. 18 лет (1898-1915) прожил в Индии выходец из Украины, ученик И. И. Мечникова В. М. Хавкин (1860-1930). Вместе с местными медиками он принимал активное участие в ликвидации эпидемий чумы и холеры, основал в Бомбее бактериологический институт, что и по сей день носит его имя.


С целью изучения природных условий стран Востока и Африки в длительные научные экспедиции выезжали всемирно известные украинские ученые-ботаники С. Г. Навашин (1857-1930) и В. И. Липский (1863-1937). Они одними из первых дали научное описание растительного мира Индонезии, Туниса, Алжира» а также региона Средней Азии.


Технические открытия на Украине также утверждались в борьбе против консервативных сил, которые недооценивали могучие потенции отечественной инженерной мысли. Техническому прогрессу металлургии посвятил всю сознательную жизнь талантливый инженер и ученый М. К. Курако (1872-1920). Работая долгое время в Донбассе, он подвергался постоянным полицейских преследований через свои демократические взгляды и связи с революционным подпольем. Несмотря на всевозможные препятствия, Курако добился постройки в Донбассе за своими новаторскими проектами доменных печей, что не уступали лучшим западноевропейским образцам. С проблемами промышленного развития Донбасса связал свою жизнь горный инженер Л. И. Лутугін (1861-1915). Карта составлена им геологического строения Донбасса была отмечена в 1911 г. золотой медалью на Всемирной выставке и до сих пор не утратила своего научного и прикладного значения.


С начала XX ст. Украина вышла на передовые рубежи в развитии воздухоплавания. Первый аэроклуб открылся в 1908 г. в Одессе. Его воспитанники М. Н. Єфимов (1881-1920) и С. И. Уточкин (1876-1916) принимали участие в отечественных и международных авиационных соревнованиях и добивались рекордов скорости, высоты и продолжительности полета. В выводе авиации за пределы спорта и превращении ее на «крепкое и полезное достояние человечества» большая заслуга принадлежит военному летчику П. М. Нестерову (1887-1914). В результате многолетних исканий, технических расчетов и экспериментов он первым в мире разработал теорию и во время службы в 1913-1914 гг. на Украине продемонстрировал на практике ряд важнейших приемов высшего пилотажа, в том числе знаменитую «мертвую петлю», которая в истории авиации осталась известной как «петля Нестерова».


Успехи в воздухоплавании способствовали техническому прогрессу авиации. В 1912 г. в мастерской Одесского аэроклуба было построено около двадцати аэропланов различных систем. Позже на базе этой мастерской возник авиационный завод. Ряд самолетов собственной конструкции построил член Харьковского аэроклуба, авиационный конструктор С. Гризодубов. Интенсивное строительство новых конструкций самолетов, вертолетов и планеров развернулось в Киеве на базе Киевского общества воздухоплавания, одного из наиболее активных в стране. Именно здесь начинали свою деятельность Д. П. Григорьевич (1883-1938)-конструктор первого в мире гидросамолета (1912), И. И. Сикорский (1889-1972) - конструктор первых в мире багатомоторних самолетов (1912 - 1914). Потомственный рабочий киевского завода «Арсенал» Ф. Ф. Андерс (1868-1926) в 1911 г. построил дирижабль «Киев» оригинальной конструкции, который этого же года осуществил первые экспериментальные полеты.


Успехи технического прогресса в самолетостроении на Украине имели тем большее значение, что они достигались главным образом благодаря энтузиазму конструкторов-изобретателей, которые отдавали любимому делу не только весь свой талант и энергию, но и материальные сбережения. Царское правительство совсем не заботился о развитие самолетостроения. «Шеф -' авиации» Российской империи - великий князь Александр Михайлович игнорировал тот факт, что отечественные конструкторы нередко создавали летательные аппараты, которые по многим показателям преобладали иностранные, и продолжал отстаивать традиционный путь пополнения авиапарка страны - покупку самолетов за рубежом. Бюрократическая система самодержавия тормозила развитие технического прогресса, душила стремление народных масс к знаниям, к образованию.


Литература. В конце XIX ст., с выходом пролетариата на передний край освободительной борьбы трудящихся, усилилась и его роль в литературно-творческом процессе. Факту большого общественного значения стал приход в литературу писателей-рабочих. В украинской литературе их творческую деятельность активно поддерживал уже тогда довольно популярный российский писатель О. М. Горький, который также много писал о жизни пролетариев. В частности, его дружеская поддержка, профессиональные советы, содействие в издании написанных произведений сыграли первостепенную роль в формировании творческой личности работника-А писателя. Я. Шаблен-ка (1872-1930).


Свои первые стихи он направил в суд О. М. Горького и сразу же получил в ответ такого бодрящего письма: «Я очень рад, что я, рабочий, могу сказать Вам, рабочему, пишите! Пишите кратко, просто, как Вы видели, как чувствовали. Пишите, как страдает наш брат, как трудно ему найти дорогу к свету, как он хочет счастья, радости, хорошего жизни и как вынужден падать в грязь. Пишите!» Ряд поэтических произведений Шабленка написано под влиянием поэзии Т. Г. Шевченко, ему рабочий поэт посвятил стихотворение «Кобза». Среди произведений Шабленка выделяются своєю. художественным совершенством и высоким идейным содержанием стихотворение «Утро» и рассказ «За юга», напечатанные в период революции 1905-1907 гг. Оптимистичным мировосприятию проникнутый стихотворение Шабленка «Шахтере» (1910 г.), что заканчивался таким революционным призывом:


Эй, скоро шахтер воцарится!


Дорогу шахтерским рабочим рукам!


Дорогу тому, кто работает!..


Безграничной верой в непреодолимые силы революционного пролетариата исполнены произведения другого рабочего - Т. М. Романченко (1880-1930). Он был твердо убежден, что «придет час-розкується весь пролетарский край» (стихотворение «Борцу», 1907 г.). Но произойдет это лишь в результате самоотверженной борьбы героев-пролетариев, которых прославляет рабочий поэт:


Вперед, за волю, иди, не бойся


Хоть згинеш в борьбе,


Верь в лучшую судьбу


И надейся,


Хвала и честь тебе!


Поэтесса Галина Супруненко, обращаясь к рабочим, призвала их восстать против угнетателей:


Темнее царство скорее разрушайте,


Светлое, новое на руинах стройте,


Нельзя же молчать!


Время уже восстать,


Бой начать!


В шахтерском Донбассе сформировался как революционный .робітничий поэт П. К. Махиня (1890-1922). Свою «шахтерскую лиру» поэт отдал «борьбе рабочих мира и Украине». В поэтических произведениях Махине просто, ярко и образно отражено самые заветные стремления, мечты и желания людей Труда. В стихотворении, посвященном 100-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко, он писал:


Завещал Тарас Шевченко


Порвать оковы


И с топорами в руках


Свободу добывать.


И не умер Кобзарь бессмертный


- Это только кажется,


Потому что у каждого из нас


Его сердце бьется.


На революционно-демократических началах основывалась поэтическое творчество В. И. Олеся (Кандыбы) (1878-1944). Призывая к вооруженной борьбе за свержение самодержавия, поэт резко осуждает тех, кто враждебно или даже просто безразлично относится к этим призывам. С 1907 по 1917 г. Олесю удалось выдать четыре сборника своих поэтических произведений. Красные знамена, под которыми выступали революционеры, заполонили его поэзии тех лет. Почти с фотографической точностью поэт отражает реальные картины уличных шествий революционно настроенных масс:


Красные флаги, куда не бросишь взгляд, Цветут на улицах, как маковые цветка, Под ними волнами, несдержанным потоком Идут и идут рабочие.


М. Ф. Чернявский (1868-1946), воспевая красные флаги как символы освобождения масс от угнетения и эксплуати-тации, в то же время предостерегает от того, чтобы не превратить их в символы разнузданной произвола:


Красный флаг звивсь над нами... Святой тот флаг берегите И мозолистыми руками Вверху, у всех над головами, То флаг высоко держите. - То - символ свободы. Не скаляйте Его насилием. Не спляміть Злобой темной...


Первым в украинской поэзии Чернявский в ряде своих стихов осуждает любую войну как средство разрешения международных конфликтов.


Принимая активное участие в освободительном движении, украинские писатели-демократы в своих произведениях пытались раскрыть активное участие рабочих в борьбе за социальное освобождение всех трудящихся, отстаивали мнение о необходимости ликвидации жестокого эксплуататорского строя.


В противовес декаденствуючим украинским литераторам, которые в своем пренебрежении народных масс доходили до того, что даже откровенно провозглашали, якобы активная борьба пролетариата за свое социальное освобождение является «неестетичною» и не может быть предметом изображения в художественной литературе, что «жизненные ценности не должны становиться достоянієм массы», Г. М. Коцюбинский ставил в пример для всех передовых писателей творчество И. Я. Франко, который уделял большое внимание изображению «борьбы капитала с трудом». Действительно, И. Я. Франко первым в украинской литературе показал историческое место пролетариата как активного борца против всякого гнета и эксплуатации в капиталистическом обществе.


Под воздействием мощного подъема освободительной борьбы трудящихся масс усилилась и урізноманітнилась социальная тематика и гуманистическая направленность украинской литературы. Учитывая возросшие потребности читателя, которому, по меткому замечанию западноукраинского писателя-демократа Осипа Маковея (причем он имел в виду читателей всей Украины), «уже надоели: 1) темы из прошлого, писаны «в юродивому стиле»; 2) темы из жизни народа, обрабатываемые на старую этнографическую манеру». Украинские писатели все больше обращаются к острых социальных тем современности, показывают усиление революционной активности масс, разоблачают антинародную сущность самодержавия и хищнического эксплуататорского строя.


М. М. Коцюбинский призывает писателей разрабатывать темы «философических, социальные, психологические, исторические и другие», не ограничиваться описанием жизни крестьянства, но и обращать внимание на другие слои общества, на интеллигенцию, фабричных рабочих, войско, артистический мир и др.». Это пожелание в значительной мере реализовал в своем творчестве талантливый писатель В. К. Винниченко (1880-1951), хотя его идейные убеждения были неоднозначными, а то и противоречивыми. Некоторые произведения писателя благосклонно воспринимались прогрессивной общественностью, другие вызывали осуждение. В его многочисленных рассказах, повестях «Красота и сила», «Голь», «Талисман» и других, написанных накануне и в период революции 1905-07 гг., эмоционально и образно показаны процесс пролетаризації украинского села, быт сельскохозяйственного пролетариата и рост его революционного сознания, активная предпринимательская деятельность украинской буржуазии, ужасы солдатчины и царских тюрем. А после поражения революции произведения Винниченко (романы, повести, пьесы - «Честность с собой», «Равновесие», «Идолы», «По-своему», «Ступени жизни», «Заветы отцов», «Записки кирпатого Мефистофеля», «Дисгармония», «Ложь», «Большой» молох " и др.) наполняются образами интеллигенции, отчаявшейся в идеалах социализма, поглощенной занепадницькою психологией, опустошенной індивідуалістичною моралью, которая не разграничивает честность и подлость, добропорядочность и ренегатство. Подобные тенденции в творчестве Винниченко соответствовали вкусам и запросам самых широких кругов либеральной буржуазии, возвышались ней на щит. Противоположную оценку упомянутым произведениям давали представители демократического направления (Г. М. Коцюбинский, Леся Украинка, О. Ю. Кобылянская, О. М. Горький).


Наивысшим достижением украинской дожовтневої прозы считается повесть М. М. Коцюбинского (1864-1913) «Fata morgana». Это настоящая эпопея революционного движения в украинском селе накануне и во время революции 1905-07 гг. Автор отразил новые, характерные для того периода явления на селе, связанные прежде всего с ростом влияния рабочего класса на борьбу крестьянства.


В целом ряде рассказов («В дороге», «Интермеццо», «Подарок на именины», «Сон») Коцюбинский изобразил образы бесстрашных, несхитних революционеров - мужественных борцов за свободу народа. Исторический сюжет в рассказе «Дорогой ценой» Коцюбинский также поднес к злободенного звучание в условиях революционного предгрозья, раскрыв свободолюбивые национально-освободительные традиции украинского народа.


Революционным пафосом поэзия проникнута Леси Украинки (1871-1913), которую на рубеже XIX-XX вв. Франко приветствовал: «От времени Шевченко "Поховайте та вставайте, кандалы порвіте" Украина не слышала такого сильного, горячего и поэтического слова, как из уст меры слабосилої, больной девушки». В дни революции 1905-07 гг. музу великой украинской писательницы, по ее собственному выражению, обмарив «строгий багрянец красных знамен и гомон бушующей толпы». Написанные ею в те годы поэтические произведения «Осенняя сказка», «В катакомбах», «Песни о волю» прославляют борцов за свободу народа. В рассказе «Ошибка» (1906) писательница впервые в украинской художественной литературе обрисовала образы революционеров, членов рабочей партии.


А. Ю. Тесленко (1882-1911) сумел увидеть в реальной жизни и отразить в своих рассказах новый тип человека тогдашнего села - крестьянского революционера. Подъем освободительной борьбы крестьян против гнобительських капиталистических порядков с большой художественной силой показал в своих произведениях («Мужицька арихметика», «Осенний эскиз», «Чайка») С. В. Васильченко (1879 - 1932).


Непревзойденный в украинской литературе художник короткой психологической новеллы В. С. Стефаник (1871-1936), литературный талант которого так высоко ценили И. Я. Франко и О. М. Горький, за короткое время с 1899 по 1905 г. издал четыре сборника своих произведений («Синяя книжечка», «Каменный крест», «Дорога», «Мое слово»). Впоследствии новеллы Стефаника выходят в переводах на русский, польский, чешский и Другие языки. Герои произведений Стефаника - это в основном сельская беднота, спролетаризовані крестьяне, которые терпят невероятную нужду в капиталистическом обществе.


Близкими по смыслу к произведений Стефаника были рассказ Марка Черемухи (1874-1927), посвященные нищем жизни гуцульского крестьянства, и Л. С. Мартовича (1871-1916), который раскрыл процессы социального расслоения на селе, пролетаризації крестьянской бедноты. До лучших произведений мировой литературы о крестьянство принадлежит повесть О. Ю. Кобылянской (1863-1942) «Земля». С необычайной художественной силой писательница раскрыла частнособственническую психологию мелких собственников-крестьян, их изначальное, непреодолимое стремление работать на своей собственной земле.


Видное место в украинской литературе начала XX в. занимала тематика, связанная с развенчанием лицемірної политики либеральной интеллигенции, которая лишь пыталась играть роль защитника интересов народа, борца против самодержавия, а на самом деле всячески прислуживала ему. Такую, тем лицемерную, а порой пугливую политическое поведение либералов уличали украинские писатели-демократы. В период революции 1905-07 гг. в украинской литературе особенно распространяется жанр революционной сатиры в прозе и поэзии.


Целую галерею типичных образов представителей украинского либерального панства вывела в цикле своих сатирических стихов («Господин политик», «Господин народовец», «Веселый господин», «Практический господин») Леся Украинка. Против эгоизма и индивидуализма либеральной буржуазии, которая только на словах выступала за «свободу личности», а на самом деле прислуживала силам реакции, направленная драма поэтессы «Каменный хозяин». Консервативное мещанство, которое подрывает творческие порывы человека и лишает ее подлинного счастья, осуждается в драме-феерии «Лесная песня», одном из лучших драматических произведений Леси Украинки.


М. М. Коцюбинский в своих новеллах «Смех», «Сон», «В дороге», «Кони не виноваты» развенчивает обивательщину, мещанство, которые выхолащивают в человеке лучшие чувства, взрывают в ней волю к борьбе с социальной несправедливостью. В рассказах «Для общего блага», «Куколка» писатель показывает полный крах народнической теории «малых дел» при малейших попытках применить ее к тогдашнему преисполненного социальных и межнациональных антагонизмов жизни. Так же западноукраинский писатель О. С. Маковей (1867-1925) в своих произведениях («Как я продавал свои новеллы», «Новые времена», «Хлопоты Савчихи», «Сказка о недовольного русина», «Ревун») подверг острой критике консервативные круги галицкого мещанства за их политическое двурушничество, лояльность к австрийских властей, враждебность к народных масс и, в частности, к культуре украинского народа. Повесть другого западноукраинского писателя Леся Мартовича-«Суеверие» считается одним из величайших сатирических, антиклерикальных произведений украинской литературы, который тогдашняя критика заслуженно поставила в один ряд со знаменитыми «Мертвыми душами». В. Гоголя.


Сатирическое рассказ Маковея «Как Шевченко искал работы» и статья С. В. Васильченко «Гринченко в «Кобзаре» направлены против недооценки значения произведений Т. Г. Шевченко для тогдашней национально-освободительной и общественно-политической борьбы. Леся Украинка в своих статьях подвергла критике некоторые произведения И. С. Нечуя-Левицкого, О. Я. Конисского и других авторов, в которых пропагандировалась консервативная культурная теория «малых дел».


Театральное искусство, музыкальное, изобразительное. Основоположники украинского профессионального театра, его корифеи - М. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, Г. Садовский, Г. Заньковецкая - были художниками-гражданами, которые видели в театральной сцене трибуну социального, национального, эстетического и нравственного воспитания имеет. Повышению общественной роли украинского театра способствовало и то, что в годы первой русской революции он, наконец, избавился от официальных репертуарных ограничений и получил возможность давать спектакли на русском языке по пьесам мировой и российской драматургии (Шекспир, Шиллер, Гольдони, Ибсен, Гоголь, Островский, Толстой, Чехов).


1907 г. М. Садовский основал в Киеве первый на Украине стационарный украинский театр. В следующем году в нем было торжественно отмечено 25-летие сценической деятельности гениальной украинской актрисы М. К. Заньковецкой. Юбилярша получила множество поздравлений со всех кіпців Украины и России, в том числе от Московского художественного театра, идейными принципами самого широкого демократизма родственного с украинским демократическим театром. Основоположники Московского художественного театра. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский отмечали, что таких актрис, как Заньковецкая, бывает не больше двух-трех на целое столетие, Что блестящая плеяда тогдашних художников украинской сцены должна быть занесена золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства. Свою первую выездную гастрольную поездку Московский художественный театр сделал в Киев 1912 г., после чего Г. К. Заньковецкая и П. К. Саксаганский принялись создавать Украинский художественный театр (нехватка материальных средств и мировая война помешали осуществлению этого намерения).


По сравнению с другими театрами Киева стационарный украинский театр установил самые дешевые цены на билеты, организовывал выездные спектакли в селах и быстро снискал славу театра «для мужиков и плебса». Екатеринославский любитель - кинооператор Д. Сахненко экранизировал спектакли этого театра «Наталка Полтавка» и «Служанка». Тем самым было положено начало истории украинского художественного кинематографа.


Главное место в репертуаре театра Садовского заняли музыкально-драматические произведения известных украинских, российских, польских, чешских, итальянских композиторов. Осуществляя на высоком идейно-художественном уровне, наряду с уже проверенными временем такими популярными национальными операми, как «Запорожец за Дунаем». Гулака-Артемовского и «Наталка Полтавка» М. Лысенко, постановку многих других музыкально-драматических произведений («Черноморце», «Утопленница», «Рождественская ночь», «Энеида» Лысенко, «Екатерина» М. Аркаса, «Роксолана» Сичинского, «Галька». Монюшко, «Проданная невеста» Бы. Сметаны, «Сельская честь». Масканьи), театр Садовского не только жанрово урізноманітнював свой репертуар, но и развивал лучшие национальные особенности украинского театра, в котором органично сочетались драматические и музыкально-вокальное искусство.


Музыкальная культура оперных постановок в театре Садовского достигала высокого уровня. С большим успехом выполняли сольные партии в оперных спектаклях М. Литвиненко, О. Петрова, Г. Садовский, О. Петляш и другие певцы. Благодаря творческим связям с выдающимся украинским композитором М. В. Лысенко театр Садовского первым осуществил постановки многих его опер. Выдающимся событием в культурной жизни Украины стала постановка в 1911 г. оперы Лысенко «Энеида» (на либретто Садовского), которая в завуалированной сатирической форме фактически осуждала самодержавный строй Российской империи. И


Откликаясь на подъем освободительной борьбы трудящихся масс, Г. В. Лысенко в период революции 1905-1907 гг. создал огромной идейно-художественной силы хор-гимн «Вечный революционер» на слова Семьи. Я. Франка. Построен на обобщении боевых интонаций рабочих песен, произведение М. В. Лысенко и И. Я. Франко звучал как мощный призыв к борьбе против тирании и угнетения. Он быстро распространился среди рабочих и студенческой молодежи, стал одной из самых любимых песен, исполняемых во время политических сходок, демонстраций и митингов.


В музыкальном наследии Лысенко есть немало произведений на тексты И. Я. Франко, Т. Г. Шевченко, Леси Украинки, Г. Гейне и других поэтов, сотни обработок украинских народных песен, которые имеют большую художественную ценность. Многие из них. при жизни композитора так и не увидели света. В частности, несмотря на настоятельные требования передовой общественности, царские власти не дали разрешения на постановку историко-героической оперы Лысенко «Тарас Бульба» - шедевр украинской оперной классики. Они всячески препятствовали сценическом выполнению и других произведений композитора. Подозрение властей вызвала активное участие Лысенко в пропаганде передовой демократической культуры, его демократические взгляды, связи с социал-демократическим подпольем (младший брат композитора - Андрей - был профессиональным революционером).


Лысенко всю жизнь мечтал о том, чтобы талантливая молодежь из народа получила возможность получить специальное высшее музыкальное образование. в 1904 г. он основал в Киеве музыкально-драматическую школу и руководил ею до самой смерти. Школа готовила дирижеров, хормейстеров, исполнителей игры на украинских народных инструментах, певцов, режиссеров, актеров. Для подготовки театральных специалистов здесь было открыто два отдела: российской и украинской драмы. Из стен этого учебного заведения вышло немало выдающихся художников, талант которых раскрылся уже после Октябрьской революции - композитор К. Г. Стеценко, певец М. В. Микишев, актеры Бы. В. Романицький, О. М. Ватуля и др.


К. Г. Стеценко (1882-1922) стал прямым продолжателем лучших творческих традиций М. В. Лысенко в украинской музыкальной культуре. Всю свою сознательную жизнь композитор посвятил собиранию, изучению и пропаганде украинской народной песни, которую он называл душой народа. Целый ряд его вокальных произведений по своим идейно-художественным уровнем приближается к лучших образцов украинского музыкального фольклора. Музыкально-вокальные произведения, написанные на тексты стихотворений Шевченко, Франко, Грабовского, Леси Украинки, композитор разучивал в управляемых им самодеятельных рабочих хорах.


Композитор М. Л. Леонтович (1877-1921) также принимал активное участие в руководстве самодеятельными кружками. Большой популярностью пользовались его оригинальные композиции, созданные на основе украинских народных песен. Западноукраинский композитор С. П. Людкевич (1879 - 1979), воодушевленный революцией 1905-1907 гг., написал монументальную кантату «Кавказ» на слова Т. Г. Шевченко.


В начале XX в. в Львове вышел в свет благоустроенный ним двухтомный сборник «Галицко-русские народные песни». Вместе с художником И. И. Трушем композитор организовал, издание «Артистического вестника» - первого на Украине украиноязычного профессионального искусствоведческого журнала.


До наивысшего уровня мирового вокального искусства поднялась воспитанница Львовской консерватории С. А. Крушельницкая (1872-1952). П голос завораживал слушателей стран Европы, Америки, Африки. Всемирно известная певица с большим успехом давала концерты в Петербурге, Одессе. Но о чем мечтал желание побывать в Киеве Крушельницкой осуществить не удалось через запрет царских властей, которые знали о симпатии певицы к украинского национального движения, освободительной борьбы народных масс, о ее близкие отношения с Г. В. Лысенко, Лесей Украинкой и другими представителями демократически настроенной украинской интеллигенции.


Талантливый живописец, критик и общественный деятель революционно-демократического направления. И. Труш (1869 - 1941)- автор пейзажных полотен, портретов выдающихся деятелей украинской демократической культуры И. Я. Франко, Леси Украинки, В. С. Стефаника, Г. В. Лысенко и др. Значительным событием в культурной жизни Украины стала первая всеукраинская художественная выставка, организованная по инициативе Труша 1905 г. во Львове. На ней были широко представлены произведения художников как западных, так и восточных земель Украины. Особенно большим успехом у посетителей выставки пользовался художественное полотно «Гость из Запорожья», автором которого был племянник Т. Г. Шевченко Ф. С. Красицкий (1873-1944), ученик великого русского художника И. Ю. Репина.


Жизненный и творческий путь Репина был тесно связан с Украиной, где он родился, долгое время проживал, создал много бессмертных полотен, в том числе по украинской тематике. С искренней любовью и благоговением относился Репин к Т. Г. Шевченко. Когда передовая украинская общественность проявила намерение построить в Киеве памятник гениальному украинскому поэту и художнику, Репин принял деятельное участие в этом деле, в частности нарисовал ряд эскизов до будущего памятника. Однако царские власти не дали разрешения на его сооружение.


Выдающийся украинский художник М. К. Пимоненко (1862-1912) был связан многолетней личной дружбой с Репиным. По его совету он поступил в товарищества передвижников, которое объединяло представителей передовой, демократической культуры в изобразительном искусстве России (включая Украину). Художественные полотна Пимоненко не раз экспонировались на всероссийских выставках и за рубежом - в Париже, Берлине, Мюнхене. В его картинах «Жертва фанатизма», «Конокрад», «Проводы рекрутов», «Проводы запасных», «Дальний Восток» и других отмечались негативные явления в жизни тогдашнего украинского села, религиозное мракобесие, самодержавный строй.


Высокие принципы реалистического демократического искусства на Украине утверждали и другие передвижники. Сочувствием к угнетенному експлуататорським строем люда проникнуты пейзажи опустошенных украинских сел П. О. Левченко, зарисовки из жизни народов Средней Азии, созданные С. И. Свєтославським, картины М. С. Самокиша и М. Ярового, в которых нашли отражение революционные события 1905-07 гг. Ф. С. Красицкий, О. Г. Сластен и другие художники активно сотрудничали в первом украинском массовом сатирическом журнале «Шершень», который издавался в Киеве во время первой русской революции, Тогда же группа одесских художников во главе с К. К. Костанди организует вала сатирического издания иллюстрированного журнала «Звон».


Своеобразным вкладом в борьбу передовых демократических сил общества против царизма стали также многочисленные произведения украинских художников, посвященные теме героического прошлого украинского народа. Монументальное реалистичное полотно большой эмоциональной силы «Похороны кошевого» создал в 1900 г. О. Мурашко. Видное место в разработке исторической тематики средствами изобразительного искусства на Украине предстоит С. И. Васильковском (1854-1917). Во многих его картинах поэтически воспеваются мужество и героизм запорожского казачества, которое выступило в защиту своей Родины («Запорожец в разведке», «Казаки в степи», «Казачий пикет», «Казачий лагерь», «Бой запорожцев с татарами»).


В 1900 г. С. И. Васильковский вместе с Г. С. Самокишем издал Альбом «украинской старины», куда вошло 20 иллюстраций, выполненных на основе глубокого изучения исторических и этнографических материалов. В частности, в нем были помещены зарисовки типов украинских казаков, батальные сцены, изображения образцов казацкого оружия, портреты Богдана Хмельницкого, Петра Могилы, Ивана Гонты, Григория Сковороды.


Значительным вкладом в развитие передового украинского изобразительного искусства стали монументальные картины «Выборы полковника Пушкаря и передача ему клейнодов», «Ромодановский млечный путь» и «Бой казака Голоты с татарином». Авторы картин - художники С. И. Васильковский, Г. С. Самокиш, Г. А. Беркос и М. М. Уваров украсили ими в 1907 г. только что построенный по проекту архитекторов В. Кричевского и К. Жукова дом Полтавского земства. Сама эта постройка была довольно удачным образцом украинского национального стиля в архитектуре, оплодотворенного народным искусством.



Назад