Электронная онлайн библиотека

 
 История мировой и отечественной культуры

5. Украинская культура второй половины XX века (общая характеристика)


В 1930-х годах украинская культура шаг за шагом теряла остатки национальной независимости, а те общественно-политические процессы, которые происходили на Украине, определенным образом заставили часть интеллигенции приспособиться к новым условиям тоталитарного бытия.


Накануне Великой Отечественной войны Украина, как и другие народы советского государства, почувствовала на себе целый ряд социальных, политических влияний коммунистической идеологии, основанной советским государством на пути борьбы с различными проявлениями национального сознания и национальными традициями.


Расстрелянное украинское возрождение 30-х годов, ряд громких политических процессов, политические ссылки, этноцид и искусственный голодомор, управляемый правительством, исказили национальное сознание народа. В 40-х годах, несмотря на жестокие притеснения господствующей идеологии, в Украине продолжали тлеть надежду национального возрождения, хотя и находилось оно в глубине подсознания украинского бытия.


Художественная культура в годы Великой Отечественной войны. Немецкая нашествие заставила народ консолидироваться в борьбе против агрессора и определила на определенное время ведущую проблематику художественной культуры, которая отразила огромное духовное возвышение людей, побудила с особой остротой ощутить всю неперехідну ценность человеческого бытия. Произведения первых военных лет имели во многом документальный характер, отражали реалии военной действительности, сосредоточивали внимание на хронікальності события («Подвиг сержанта Якова Пришельца» Ф. Самусева, «Корсунь-Шевченковский» М. Базылева, «Мы снова на Шипке». Любчика и др.)


Бурный военное время всколыхнул глубинные патриотические чувства народа, которые нашли отражение в поэзии, прозаических произведениях П. Тычины, Г. Рыльского, В. Сосюры, Г. Бажана, Ю. Яновского, О. Довженко. Пути войны позвали многих художников Украины на передовые рубежи, определили содержание рисунков, плакатов, картин художников Г. Мелихова, О. Любимского, Г. Каллана, А. Волненко, Т. Яблонской, П. Борисенко и других украинских художников. В портрете этого времени видим мужество, стойкость, благородство души, готовность к подвигу.


Ведущей в украинском станковом живописи военных лет стала тема мужества и героизма, выявленных советскими воинами в боях с фашистскими захватчиками. Лучшие батальные полотна украинских художников не только правдиво отражают различные эпизоды войны, но и пронизаны высоким героїко-патриотическим чувством.


В годы войны значительно расширились границы батальной жанра: художники в своих картинах изображали не только сцены боя, но и эпизоды фронтовой жизни (О. Любимский, «Приказ № 2271944»).


Дороги войны позвали к творчеству А талант. Малышко и О. Гончара. Выдающимися явлениями в украинской музыке стали симфония «Украина моя», написанная А. Штогаренком на слова А. Малышка и М. Рыльского, кантата «Клятва» на слова Г. Бажана, четвертая сюита для симфонического оркестра Ю. Мейтуса. Достоянием украинской культуры стали произведения военных лет художников В. Шовкуненко, К. Трохименко, Г. Дерегуса, Г. Глушенко, В. Касияна. Развивается искусство плаката, который занимает в настоящее время ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Большой выразительностью и убедительностью отмечались произведения В. Касияна «На бой, славяне» и оригинальное по замыслу серия «Гнев Т. Шевченко - оружие победы». На тексты Кобзаря создал серию плакатов «Вражою злою кровью волю окропіте!» О. Довгаль.


Под непосредственным впечатлением виденного и пережитого в первые месяцы войны написал сценарий фильма «Украина в огне». Довженко. По замыслу автора, это должна быть правда о народе и его беду, правда о страшном для Украины 1941 год, но фильм был поставлен лишь в 1960 г., уже после смерти режиссера, его женой Ю. Солнцевой («Повесть пламенных лет»).


Значительного развития в годы войны приобретает документальное кино. Кинохроника в это время сделала, возможно, даже больше, чем игровой кинематограф. И в этом большой заслуга В. Довженко, что в 1943 г. создал документальные фильмы «Битва за нашу Советскую Украину» и «Победа на Правобережной Украине».


Культура послевоенных лет. Послевоенные 15 лет в истории украинской культуры - период сложный, насыщенный проявлениями культа личности Сталина. Художественная культура этих лет слишком тенденциозная, идеологически заангажирована - это расцвет социалистического реализма в искусстве. Коммунистическая идеология послевоенных лет с еще большим рвением» пытается укрепить свою парадигму социального бытия, нивелируя при этом творческие личности, заставляя многих деятелей культуры работать в пределах определенной тематики.


Во второй половине сороковых годов восстановлены и реконструированы - Днепрогэс имени В. Ленина, дома Киевского университета имени Т. Шевченко (архитектор П. Алешин) и Верховной Рады Украины (архитектор С. Заболотный).


Тенденция торжества, возвышенности архитектурного образа, декоративизма рассматривается как необходимое условие выражения патриотических чувств, именно поэтому в своей практической деятельности мастера архитектурного строительства прибегают к использованию различных архитектурных стилей Возрождения, русского классицизма, украинского барокко, создавая своеобразный эклектический стиль послевоенных лет, который получил название сталинское барокко.


В изобразительном искусстве приобретает распространение тенденция к подчеркнутого обобщения образа советского человека. Мужество и героизм советских бойцов, их решимость любой ценой выстоять в неравном поединке с лютым врагом легли в основу полотен О. Будникова «Стоять насмерть», Ю. Волкова «Подвиг пяти героев-севастопольцев», П. Перхета «Подвиг моряков», В. Полтавца «Атаку отражено».


Особо надо подчеркнуть, что даже в условиях идеологического давления украинские художники пытались расширить тематику отображаемой действительности, сосредоточивали внимание на человеческой судьбе рядового украинца, хотя и творили монументальные образы человека труда:


Т. Хитрова «Силос идет», Г. Томенко «Полдень», И. Бокшай «Бокораши», Т. Яблонская «Хлеб» и др.


Однако идеологическая парадигма продолжает давить на художников. Проявления «украинского буржуазного национализма» находят в О. Довженко, Ю. Яновского, Г. Рыльского, И. Сенченко. Критике подвергся В. Сосюру за поэзию «Любите Украину», написанную еще во время войны, а также А. Малышко, Есть. Кирилюк, О. Белецкого и много других.


Чрезвычайно сложным стало положение церкви на Украине: в 1946 г. распущен украинскую греко-католическую церковь, в сталинские лагеря брошены сознательную украинскую интеллигенцию, в спецзапасники перешли документальные и исторические свидетельства событий этой эпохи тоталитаризма.


Тоталитарный идеологический диктат в системе образования (унижение родного языка, истории, культуры), сочетался с заинтересованностью советской власти в научно-техническом прогрессе. Научно-технические достижения в послевоенные годы в Украине представлены Институтами электросварки.» самолетостроение. Но в то же время немало известных ученых-генетиков Украины, в частности, заведующий кафедрой дарвинизма и генетики Харьковского университета профессор И. Поляков, в сельскохозяйственном институте - заведующие кафедрами дарвинизма С. Гершензон, генетики и селекции М. Грипіко стали жертвами кампании гонений, которая вошла в историю под названием «лисенківщини».


Культура периода «оттепели». После смерти Сталина наступает период так называемой политической оттепели (1956-1959), который ослабил определенным образом и борьбу с национальными проявлениями и предпочтениями. Культурная элита, в частности, такие известные деятели культуры, как Г. Рыльский, Г. Шумило, А, Хижняк, П. Тимошенко и другие, проводит большую пропагандистскую деятельность для общественного общественности с целью повышения национального достоинства и уважения к себе как к народу. Именно на это время приходится переиздание «Словаря украинского языка». Гринченко, увеличивается количество украиноязычных изданий и т.п.


Постепенно меняются и критерии гражданского сознания. Десталинизация развернулась в широких масштабах во всех сферах общественного процесса, прежде всего в культуре. Во многих деятелей культуры утверждалось чувство свободы творчества, стремление расширить круг художественных приемов, ознакомить широкую общественность с достижениями талантливых мастеров, уничтоженных сталинским режимом, обратиться к духовного наследия народа.


Период «оттепели» в Украине сказался воодушевлением литературно-художественной жизни. В те годы появляется роман О. Гончара «Человек и оружие», выходят из печати поэтические сборники. Симоненко «Тишина и гром», Г. Винграновского «Атомные прелюди», И. Драча «Подсолнечник». Тогда же Г. Стельмах написал такие известные произведения, как «Кровь людская - не водица» (1957 г.), «Хлеб и соль» (1959 г.), «Правда и кривда» (1961 г.), в которых ярко выражен национальный дух. Даже в сложных условиях тоталитарной системы писатель силой своего таланта сумел показать бессмертии общечеловеческих ценностей «...Детские сердечки имеют бриніти любовью, словно деревца весенним соком. Учите их человечности, доброе...»


В тот период на волне «оттепели» предпринимались также первые попытки включить в культурного фонда украинского народа творчество прогрессивных деятелей прошлого, а также литераторов и художников, которые работали в диаспоре. До этого творческое наследие многих дореволюционных украинских писателей или ученых была почти неизвестна украинскому читателю. Так, произведения Христе Алчевской печатались в Украине последний в 1930 г., Ганны Барвинок - в 1927 г., Владимира Винниченко - в 1932 г., Ореста Левицкого - в 1930 г., Николая Хвылевого - в 1933 г. Подавляющее большинство произведений деятелей прошлого была запрещена. Даже в условиях «оттепели» цензура не могла позволить возвращения в духовную культуру творческого наследия тех, кто отстаивал национальную идею, идею государственности Украины, поэтому не могла пробиться к украинскому читателю литература диаспоры. Только в течение 1945-1951 гг., то есть за шесть лет, в диаспоре было выдано более 1200 книг и памфлетов из разных проблем, около 250 из них - это публикации оригинальных произведений поэзии, прозы и драмы. Среди писателей диаспоры, произведения которых выходили в свет в эти годы, были такие талантливые литераторы, как Ю. Клен, В. Барка, И. Багровый, а также те, которые погибли от нацистов, - О. Ольжич, О. Телига и другие.


Атмосфера конца 50-х годов способствовала формированию молодого поколения так называемых шестидесятников, которые в изменившихся обстоятельствах и новыми методами продолжили работу на культурной и национальной почве. Эта генерация украинских интеллектуалов, прежде всего писателей, своей непримиримостью к существующей действительности протестовала против господствующей атмосферы пренебрежения к личности, боролась за национальные культурные ценности, свободу и человеческое достоинство.


«Шестидесятники» представлены писателями Л. Костенко, В. Симоненко, И. Драчом, Г. Винграновским, Есть. Гуцало, литературными критиками И. Дзюбой, И. Светличным, Есть. Сверстюком и многими другими, против которых после их кратковременного яркого дебюта началась травля со стороны власти. Одних было вынуждено к молчанию, некоторые сломались, других отдан. Вследствие тяжелых лагерных условий умерли в заключении О. Тихий, В. Марченко, Ю. Литвин, В. Стус.


Эта группа украинской творческой интеллигенции в условиях «оттепели» обнаружила стремление к поиску новых форм художественного самовыражения на основе осмысления национального опыта. В них возрастал интерес к изучению духовного наследия своего народа. Однако даже ознакомиться с творческим наследием многих деятелей культуры прошлого было сложно. И молодые интеллектуалы находили возможности все глубже и всесторонне познавать национальную духовное наследие. Все это привело их на путь борьбы за обновление общества, отказа от тоталитаризма во всех сферах общественного бытия, в частности, в духовных процессах, по утверждению общечеловеческих моральных и эстетических ценностей. Так постепенно сформировался движение диссидентов. Он играл значительную роль в культурно-идеологических процессах, которые происходили в Украине. В обществе сформировалось полярная официальной гражданская позиция.


В период хрущевской оттепели наблюдался развитие науки в Украине. Следует отметить таких ученых мирового уровня, как Есть. Патон, О. Богомолец, О. Антонов В. Глушков, Г. Амосов и другие. Приобретают дальнейшего развития естественные и физико-математические, научно-технические и медицинские науки, возникают новые научные отрасли, в частности кибернетика.


Определенные положительные, но медленные сдвиги были и в системе гуманитарных наук: в частности, наблюдался подъем кафедральных дисциплин. Много значила в этом контексте украинофильская ориентация секретаря ЦК КПУ тех лет Пять. Шелеста, который определенным образом направлял левацкие проявления коммунистической идеологии.


Культура 1970-90-х гг. С нач. 1970-х гг. начала вестись целенаправленная русификация, а в сферах общественных и гуманитарных наук наступил тотальный диктат. Однако политика русификации встретила сопротивление. Получили распространение такие формы неповиновения и борьбы за национальные, политические и культурные права, как петиции, протесты, демонстрации, самиздат литературных источников, устройство забастовок, создание нелегальных политических организаций. Распространялись в самиздате эссе. Мороза «Хроника сопротивления», «Из заповедника им. Берия», произведение Является. Сверстюка «Собор в лесах», Г. Осадчего «Бельмо», произведения И. Калинца, В. Стуса и других, а также письма-протесты в партийных и государственных руководящих органов направлены против уничтожения памятников украинской культуры, против репрессий, русификации и нивелирования личности.


Одним из заметных проявлений движения сопротивления, этапом борьбы против русификации за независимое место родного языка в УССР была конференция по вопросам культуры украинского языка, проведенная в феврале 1963 г. Киевским университетом и Институтом языкознания Академии наук УССР. Конференция, в которой участвовало более 800 человек, превратилась в публичную форму протеста против преследования русского языка в СССР. Приводились многочисленные факты неоправданного ограничения в использовании украинского языка, которое еще во времена культа личности «узаконили» сторонники языкового нигилизма, в частности в сфере технических наук. Зато человек, которые выступали за всестороннее развитие украинской культуры и языка, обвиняли в буржуазном национализме и часто наказывали. Единогласно на конференции был осужден абсурдную теорию о двуязычии нации. Ведь у каждого народа есть только одна родная речь.


Семидесятые годы - наиболее сложный и противоречивый период развития украинской культуры. С одной стороны, дальнейшее, хотя и медленнее, развитие естественных, математических, технических наук, а с другой - идеологическая ангажированность философии и гуманитарных наук. Однако положительные сдвиги все же чувствовались и здесь: обращение к проблемам философии человека, философии естествознания, развития философской мысли в Украине, в частности наследия Киево-Могилянской академии, Сковороды, широкомасштабные археологические исследования (особенно скіфсько-сарматского периода) и их предварительные обобщения, серьезное изучение истории культуры Киевской Руси, крупномасштабные фольклорные и этнографические экспедиции и т.д. Рядом с этим именно в этот период особенно ощутимые соответствующие ограничения в официальной историографии, в частности наиболее важных периодов ее развития - запрет исследования казачества, искажения в анализе периодов XVII-XVIII века и др.


На рубеже 60-70-х годов, в условиях застоя и регрессии, которые начинают определять характер общественной жизни, утверждается пренебрежительное, нигилистическое отношение к языку, истории, литературы, искусства, что, в частности, оказалось в сужении сферы функционирования родного языка, в запрете некоторых художественных произведений, связанных со страницами борьбы за национальное достоинство, преследования деятелей культуры. Эта горькая участь не обошла выдающегося современного скульптора, живописца, этнографа, лауреата Государственной премии Украины им. Т. Шевченко И. Гончара, А художников. Горскую, Л. Семикину, О. Заливаху, Г. Севрук (было уничтожено шестиметровый витраж в Киевском университете). В творчестве художницы-керамиста Г. Севрук были произведения, принадлежавших к «Казацкого цикла», но в период тотальной русификации эта тема оказалась запрещенной, и художника исключили из Союза художников Украины.


В украинской культуре единственным правильным методом продолжал признаваться социалистический реализм.


Большую огласку в 70-х годах приобрела Украинская Хельсинская группа, которая выступала в культурной оппозиции идеологическому диктату. Свою деятельность она направляла на отстаивание человека. Именно в этот период все более ощутимой становится общая кризис социализма и дискредитация официальной идеологии, что нашло отражение в литературе диссидентского направлении (В. Симоненко, В. Стус, В. Некра-сов, Б. Чичибабин, И. Ратушинська).


Украинская группа содействия выполнению хельсинских договоренностей была образована 9 ноября 1976 года. Ее учредителями стали Г. Руденко, О. Мешко, О. Тихий.


Организаторы хельсинкской группы ставили свои подписи под заявлениями, обращениями, протестами о нарушении советским правительством прав человека в СССР, предполагая, что это в большей степени активизирует широкие массы, лишит их комплекса страха, унаследованного от времен сталинского террора.


С середины 60-х годов начинается новый взлет украинского киноискусства. Именно в это время выходят фильмы режиссеров: С. Параджанова «Тени забытых предков» (1965), Л. Осины «Каменный крест» (1968) и «Захар Беркут» (1971), Ю. Ильенко «Белая птица с черной отметиной» (1972), В. Денисенко «Сон» (1964), Л. Быкова «В бой идут одни старики» (1974), где удачно попробовали свои силы в отрасли кинодраматургии И. Драч и Д. Павлычко и оказалась актерское мастерство И. Мы-колайчука (1979 г. он сам блестяще выступил как режиссер в ленте «Вавилон - XX»).


Ярко выраженный национальный характер, острая проблематика большинства этих фильмов не нашла поддержки у власти. Было запрещено для проката фильмы Ю. Ильенко «Колодец для жаждущих», К. Муратовой «Короткие встречи» и «Долгие проводы», Г. Рашеева «Заячий заповедник».


Определенный вклад в создание украинской кинодраматургии сделала украинская диаспора. Еще в конце 30-х годов В. Авраменко по-снимал «Наталку Полтавку» и «Запорожца за Дунаем», Л. Орлы-га создал фильм о голодоморе - «Песня Мазепы».


В 50-80-х годах, даже в условиях идеологического давления, значительные достижения имеет украинская музыка. Созданы новые оперы (Г. Жуковского, Ю. Мейтуса, Г. Таранова, В. Кирейко, Г. Майбороды, К. Данькевича, С. Людкевича, А. Кос-Анатольского), балеты (авторы - М. Скорульский, В. Нахабін, А. Свешников, Д. Клебанов, К. Данькевич), симфонии (Б. Лятошинский, В. Борисов А. Штогаренко, Г. Майборода, К. Доминченом, Г. Колесса). В вокальном и симфоническом жанре талантливо обнаружили себя Л. Ревуцкий, Г. Веріковський, Ф. Козицкий, в хоровом - П. Гайдамака, Ф. Козицкий, К. Данькевич, Б. Лятошинский, песенном - П. Майборода, А. Филипенко, Л. Кос-Анатольский, И. Шамо. Украинские исполнители получили мировое признание во многих странах мира. Это наши славные певцы Д. Гнатюк, Б. Руденко, Т. Пономаренко, В. Тимохин, Л. Лобанова и много других.


В украинском живописи этого периода продолжает господствовать тема героической борьбы народа, но рядом с этим все большее распространение приобретают образы современного и образы природы в Н. Глущенко, И. Бокшая, С. Шишка, Т. Яблонской, А. Шовкуненко, а также исторического прошлого в произведениях М. Дерегуса, А. Лопухова, В. Чеканюка, В. Шаталина.


Неотъемлемой частью многие аспектного проявления украинской культуры указанного периода, что отражало в сознании украинца признаки етнобуття народа, его тяготение к пантеистического мировоззрения, была народная культура и непосредственно народное искусство. Народному искусству как определенной художественной структуре присущи определенные стилевые признаки: декоративность, стилизация изображений, обобщенность образов, композиционная ясность, внутренняя сущность произведения, что раскрывается при его восприятии. Развитие народного искусства в 50-80-х годах ведется в двух основных направлениях: художественные промыслы и индивидуальное творчество мастеров. Именно в этот период от оригинального слияния настенных росписей и народного лубка родился станковый народный живопись, что его представили М. Примаченко, Есть. Миронова, Г. Свекла и др. Композиции народных живописцев поражают зрителя некой магической игрой красок, ведь они учатся у природы: почувствовали, осмыслили и воплотили в своих произведениях каждый по-своему ту совершенную эстетическую гармонию, что никогда не нарушается в природе. Образное восприятие природы и окружающей жизни мастеров народного живописи настолько богат и индивидуальное, что язык их красок и пластика форм напоминает язык самобытных поэтов. Именно в это время были изобретены новые формы применения народной живописи. Кроме рисования станковых композиций на бумаге, мастера оформляют детские книжки (широкоизвестные иллюстрации Марии Примаченко до стихов М. Стельмаха «Журавль» и «Аист принимает душ»), создают, расписывают фарфор, работают в современной архитектуре.


Интересным и достаточно выразительным народным искусством фигурному гончарства является опошнянские фигурки. Опишнянская керамика отмечается спокойными, повновагомими формами прикладного посуды, неистощимой фантазией и великолепной пластикой декоративных изделий (известные мастера И. Билык, И. Кітриш, В. Никитченко, А. Пошивайло и др.). Получили признание орнаментальные ткани П. Клин, О. и Г. Гор-бових, И. Дерцені, Г. Шеренги, Г. Вергес.


Резьба по дереву - один из самых распространенных и оригинальных изделий народного искусства Украины. С одной стороны, она развивается как ужиткова и архитектурная орнаментика, с другой - как скульптура, игрушка, объемный декоративная посуда и т.д. В современных народных промыслах продолжают жить и развиваться лучшие традиции прошлого, хранятся древние архетипы мышления и эстетические предпочтения нашего народа.


Эпоха тоталитаризма, которая проникла во все сферы человеческого бытия, определенным образом отразилось и на развитии декоративно-прикладного искусства послевоенных и новейших времен, деформировала этнокультурную парадигму мышления народа, обозначила тенденциозность современного искусства.


В 70-80-х годах состоялось общее разочарование в социалистических идеях, дискредитация официальной идеологии возникла как следствие официальной культуры. Повышается интерес населения к нетрадиционной культуры, религии, идеалистических немарксистських учений, западного образа жизни и мышления. Несмотря на неблагоприятные условия развития, украинская культура в 80-х годах продолжает развиваться, ведь именно в этот период были созданы условия пробуждения русского сознания, накопления национально-культурного потенциала, восстановление исторического метода при анализе вопросов происхождения украинского народа, его древних корней. Вследствие этого происходят изменения в изобразительном искусстве (авангардистські течения и национальная тематика), музыке (украинский рок, фестиваль «Червона рута»), кино (обращение к исторической тематике).


В 80-х годах начинают возвращаться к творчеству реабилитированы украинские писатели. Возвращен из небытия много подзабытых и совсем забытых художников, которые своей деятельностью проторили путь развития самобытной украинской культуры (В. Винниченко, Олег Ольжич, много других).


В процессе возрождения украинской культуры достойную роль играют «шестидесятники», закаленные в противостоянии официальной идеологии. Д. Павлычко в своих произведениях осуждает равнодушное отношение к собственному народу, Украины, родного языка, Л. Костенко ведет диалог прошлого с современным, углубляется в проблему долга художника перед народом (роман «Маруся Чурай»), И. Драч раскрывает непростой связь научно-технического прогресса с духовными ценностями нации («Чернобыльская мадонна»), В. Голобородько философски осмысливает смысл человеческой жизни, Г. Замятин, используя историческую тематику, раскрывает правду о прошлом украинского народа («Манускрипт с Русской улице», «Вода из камня»).


Должное место в сокровищницу украинской культуры занимают произведения галицких мастеров, которые характеризуются прямым и искренним видением мира, эмоциональной насыщенностью, самобытностью. Среди них пейзажи В. Сіпера, В. Сельского, жанровые полотна В. Монастырского, Г. Смольского. Возникают предпосылки подъема украинской национальной культуры в 90-х гг., ее важной роли в образовании и развитии независимого государства.


Среди основных направлений обновление и перспективного развития украинской культуры - проблематика бытия личности, нации и государства, национальные традиции и их обновление в соответствии с требованиями времени, глубокий патриотизм, культурный диалог на межнациональной и межгосударственном уровне, экологическая проблематика, осознание надлежащего места украинского народа, его государства и культуры во всемирно-историческом процессе.


Изменение социально-политической парадигмы в Украине в 90-х годах определенным образом отразился на всем спектре социально-культурных условий бытия украинской культуры. Новая социокультурная реальность в условиях независимой Украины обусловила новое видение места и значения культуры в украинском обществе, определила разнообразные проявления и аспекты культурологической деятельности. Изменение сложившейся парадигмы относительно национальной культуры коренным образом трансформировала представление о состоянии и развитии этнически культуры, обусловила ее приоритетное бытия в общественном сознании сегодня, украинское общество все четче и последовательнее приходит к мысли, что культурное разнообразие является одним из средств бытия народов Украины, ведь формирование толерантности между этническими сообществами служат убедительным доказательством целостности украинского общества.



Назад