Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

Экономические эффекты миграции


Межгосударственные перемещения рабочей силы могут иметь различные экономические последствия и привести к возникновению довольно сложных проблем в странах - экспортерах и странах - импортерах рабочей силы.

Для анализа экономических последствий международной миграции рабочей силы воспользуемся простой экономической схеме иммиграции, изображенной на рис. 1.9.1, и сделаем следующие предположения:

1) главной и единственной причиной международной миграции различный уровень средней реальной заработной платы в разных странах;

2) в мире есть две страны: страна 1 с низкими доходами и трудовыми ресурсами в размере ОС, которая является экспортером рабочей силы; страна 2 с высокими доходами и трудовыми ресурсами в размере О'С, которая является импортером рабочей силы;

3) прямые D1 и D2 показывают спрос на рабочую силу в соответствии в стране 1 и стране 2;

4) если международной трудовой миграции не существует, то обе страны используют весь имеющийся у них запас трудовых ресурсов внутри стран и обеспечивают средний уровень реальной зарплаты в размере соответственно Г и Г';

5) международная миграция не ведет ни к каким расходов;

6) ни в одной из стран законы не препятствуют международной миграции.

 1.9.1

Рис. 1.9.1. Простая экономическая схема иммиграции: а - страна 1; б - страна 2

 

Поскольку средняя реальная заработная плата в двух странах разная и ограничения на свободное международное перемещение рабочей силы в них отсутствуют, рабочие из страны 1 будут эмигрировать в страну 2 до тех пор, пока заработная плата в обеих странах не установится на одинаковом уровне Гт. Количество рабочих-эмигрантов из страны в страну 2 в таком случае будет равняться FC (CF').

Эмиграция рабочей силы из страны 1 будет иметь такие последствия для ее экономики:

1) средний уровень реальной заработной платы возрастет с Г к Г';

2) объем национального продукта (сумма предельного продукта, созданного рабочей силой в денежном выражении) уменьшится с ОАВС к OADF;

3) общий фонд заработной платы (ставки заработной платы, умноженные на количество работников) изменится с ОРВС к OPmDF;

4) доход бизнеса (предпринимателей), который равен разнице объема национального продукта и общего фонда заработной платы, уменьшится с РАО к Г AD.

Иммиграция рабочей силы в страну 2 будет иметь такие последствия для ее экономики:

1) средний уровень реальной заработной платы упадет с Г к Гт;

2) объем национального продукта увеличится с О'А'В'С к O'A'D'F';

3) общий фонд заработной платы изменится с О'Р'В'С к О'Р D'F;

4) доход бизнеса (предпринимателей) увеличится с Р'А'В' к PmA'D'.

С точки зрения всего мира (обеих стран) международная миграция рабочей силы из страны 1 до страны 2 приведет к росту реального объема национального продукта во всем мире с (ОАВС + О'А'В'С) к (OADF + O'A'D'F'), потому что прирост национального продукта C'B'D'F' в стране 2 превышает потери национального продукта FDBC в стране 1. Следовательно, можно сделать вывод: устранение законодательных барьеров для международного движения рабочей силы увеличивает экономическую эффективность во всем мире. Весь мир выигрывает благодаря тому, что люди могут свободно переехать к той страны, где они смогут сделать свой вклад в мировое производство. Международная миграция дает возможность производить больший объем национального продукта с тем же объемом ресурсов.

Во время рассмотрения экономических аспектов миграции рабочей силы для упрощения анализа были сделаны некоторые предположения, отброшены детали, которые могут повлиять на окончательные выводы. Рассмотрим влияние этих дополнительных факторов.

1. Расходы миграции. Международная миграция влечет за собой расходы, связанные с переездом и перевозку личного имущества, альтернативные издержки, вызванные потерей дохода во время переезда и размещение в принимающей стране, расходы, связанные с адаптацией к новой культуры, языка, климата и т.д. Если эти расходы превышают выгоды, которые принесет высокая заработная плата в принимающей стране, то потенциальный эмигрант отказывается от эмиграции. Для схемы (рис. 18) наличие расходов миграции означает, что экспорт рабочей силы из страны 1 до страны 2 не достигнет уровня FC (= CF'), за которого заработные платы у них сравняются. Зарплата в стране 2 останется выше, чем в стране 1. И более того, выгода от эмиграции для всего мира будет меньше.

2.  Денежные переводы. Страна - экспортер рабочей силы обычно получает своеобразную плату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов своим семьям. Это приводит к перераспределению чистой выгоды от эмиграции между страной - экспортером и страной - импортером рабочей силы. Денежные переводы эмигрантов, работающих в стране 2, приведут к тому, что прирост объема национального продукта в стране 2 и потери в объеме национального продукта в стране 1 будут меньшими, чем это показано на рис. 18. 

3.  Обратные потоки. Возвращаясь на родину, мигранты привозят с собой значительные материальные ценности и солидную рабочую квалификацию и/или управленческий опыт, который они потом используют в своей стране. Итак, обратные потоки, то есть возвращение эмигрантов домой с заработков за рубежом, со временем изменяют соотношение выгод и потерь в стране 1 и стране 2. Однако очень часто эмигранты, приобрести опыт и квалификацию, остаются в принимающей стране. К тому же в основном страну покидают самые квалифицированные работники, т.е. происходит "утечка умов", что приводит к снижению технологического потенциала стран - экспортеров рабочей силы, падение их общего научного и культурного уровня.

4.  Безработицы. Частой причиной миграции является не различия в уровнях заработной платы в разных странах, а хроническое безработицы или неполная занятость. Вследствие этого страна 1 выиграет от эмиграции безработных, потому что они не принимают никакого участия в создании национального продукта страны 1 и живут на трансфертные платежи за счет тех, что работают. Благосостояние граждан страны 1 увеличится на сумму этих трансфертных платежей, если безработные эмигрируют в страны 2. И наоборот, если рабочие-эмигранты не смогут найти работу в стране 2 и будут получать средства к существованию за счет тех, что работают в стране 2, то средние реальные доходы рабочих страны 2 уменьшатся.

5.  Фискальные аспекты. Влияние иммигрантов на налоговые поступления и государственные потери страны, принимающей зависит от характеристик самих иммигрантов. Если иммигранты молодые, квалифицированные, образованные, владеют языком страны, что принимает, то они найдут себе подходящую работу и будут платить большие налоги.

Если иммигранты неквалифицированные, не знают языка, то им будет нужна государственная или благотворительная помощь в течение нескольких лет, чтобы изучить язык и внедриться.

Проблема иммиграции осложняется целым рядом внеэкономических факторов. Массовую миграцию всегда сопровождают рост социального напряжения в обществе, преступности, конфликты на расовой, национальной или религиозной почве и другие негативные явления.



Назад