Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

1.4. Духовный кризис


...Что же делать? ...Мне кажется, что ответ кроется не столько в отношении человека к среде своего естественного обитания (это следствие), сколько в сфере духовного, морального ее мира. Здесь в первую очередь важно, каким богам молишься, - вот это все и определяет. (С. Г. Островой, русский поэт).
Кроме главных причин деградации окружающей среды демографический взрыв, истощение природных ресурсов и все активнее загрязнения воздуха, воды и почв - есть и другие серьезные причины углубление экологического кризиса:
- упадок духовности;
- чрезвычайно низкая экологическая культура целых народов и наций;
- низкий уровень экологического образования большинства руководящих работников и правительственных чиновников практически во всех странах мира;
- общее снижение нравственного уровня людей за последние десятилетия.
Исследования современных социологов и психологов убедительно свидетельствуют о том, что одна из причин развития глобального экологического кризиса - это кризис человеческого духа. К ее проявлениям относятся:
- всплеск антиобщественных настроений, эгоизма, нигилизма, локальных и региональных возмущений в обществе;
- планетарная эпидемия безнравственности, преступности, наркомании, проституции, тотальной легкомысленности, бездумности и жажды быстрой наживы;
- деградация личности в различных ее проявлениях;
- снижение культурного и духовного уровня;
- рост проявлений коррупции, некомпетентности и непрофессионализма в решении национальных и межнациональных вопросов.
При этих обстоятельствах, как грибы после дождя, появляются (и, к сожалению, находят многочисленных поклонников и подражателей) всякого сорта «пророки», ясновидящие, экстрасенсы, сатанисты типа руководителей печально известного Белого Братства, японской секты Аум синрікьо и др.
О страшный упадок морали, человеческого духа предупреждали выдающиеся религиозные деятели современности - Папа Римский Иоанн Павел II, Далай-лама, священник Александр Мень и другие, справедливо считая одной из причин кризиса человеческого духа - погружение в материальное, поклонение не Богу, а Мамоне, отрыв от Матери-Природы, пренебрежение ее правилами и законами.
Становится все яснее, что степень развития цивилизации определяется не количеством киловатт, которые производятся энергетическими объектами, а рядом моральных и духовных критериев, мудростью людей, особенно тех из них, которые двигают вперед эту цивилизацию. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможно без развития культуры и этики, повышение духовности и морали. Поэтому лучшие представители науки и культуры всех стран мира сегодня призывают обратиться в тех жизненных ценностей, которые человечество выработало в течение тысячелетий, ценностей, закрепленных в библейских заповедях и установках всех религий. Человечество должно пересмотреть свои жизненные позиции и принципы, снова почувствовать себя неотъемлемой частью Природы и понять, что духовное здоровье человека неотделимо от здоровья Природы. Иначе, как предостерегал немецкий писатель С. Ленц, может случиться так, что на надгробном памятнике нашей цивилизации будет написано: «Каждый хотел лучшего - для себя». Наше поколение должно оставить по себе, для своих внуков и правнуков, не мертвые пустыни и отравлены поля, моря, реки и подземные воды, а цветущую Землю, континенты и океаны, бурлящие жизнью.
Чтобы выполнить эту миссию, молодежи предстоит овладеть Законами Природы, которые, собственно, и являются законами нашего выживания. И прежде всего следует осознать истину, которую сформулировал 400 лет назад великий английский философ Ф. Бэкон: «Мы не можем управлять природой, иначе, чем подчиняясь ей».
Необходимы дальнейшие огромные усилия, чтобы действия человека стали мудрыми, беспристрастными и предусмотрительны. Если же в ее поведении, как и до сих пор, будут преобладать разобщенность, антагонизм, похоть, то разрушатся тончайшие механизмы, которые поддерживают равновесие сил природы, что окружает нас. И тогда вряд ли у человека останутся шансы выжить. (Б. Уорд, английский экономист, политолог).
Представление о том, что ресурсы природы неисчерпаемы, что все в ней предназначенное только для человека, который имеет право господствовать над царством живого и неживого, сформировалось в глубокой древности. Идея доминирования над природой тысячелетиями укоренялась в сознании людей, поэтому изменить ход их мышления сегодня - задача чрезвычайно сложная. И если человечество хочет выжить, его непременно надо решить в ближайшие десятилетия.
Ведь в древности на Земле были регионы, где не существовало враждебного отношения человека к природе, наоборот, все делалось для того, чтобы гармонизировать отношения с ней.
Северяне - чукчи-оленеводы и ныне бережно относятся к природе. Основным кормом для их кормильца - северного оленя - есть мох ягель. Випасені, вытоптанные копытами оленей ягельники восстанавливаются очень медленно - примерно через 10 лет. Зная об этом, оленеводы кочуют тундрой со своими стадами, строго придерживаясь определенных маршрутов, и возвращаются на использованы предместья лишь тогда, когда они восстанавливаются. Кормовые ресурсы тундры служили многим поколениям оленеводов и не теряли своей ценности.
Совсем иначе ведут себя современные «покорители природы», которые пришли в северные края, - геологи, нефтяники, военные. их не волнует, что будет с этими землями завтра. Тяжелые тракторы и вездеходы безжалостно терзают тундру, растаптывают ягельники, оставляя в них глубокие колеи. Со временем эти пути расширяются, так как в местах уничтоженного растительного покрова начинает таять вечная мерзлота, образуются термокарстові болота, а следовательно, разрушаются тундровые экосистемы.
Охотничьи племена чукчей, эскимосов, индейцев северной и другие никогда не забивали дичи больше, чем это было необходимо для их пропитания. Никогда рука охотника не могла подняться на самку зверя с детенышем. Этнографы описали удивительно трогательные обряды, которые выполнялись над тушей убитого медведя или лося: люди просили прощения у духа зверя за убийство и объясняли ему, почему они вынуждены были так поступить.
И вот в североамериканских прериях (в канадских и российских тундре и тайге) появились «цивилизованные» колонизаторы.
В 1806 г. в прериях от Канады до Южной Дакоты паслось 30 млн. бизонов, и когда эти многочисленные стада двигались прерією, она издалека казалась черной. Чужаки начали массовую бессмысленную бойню. В бизонов стреляли ради шкуры, ради языка (деликатес!), а часто - просто ради спортивного интереса. Появились «чемпионы» по уничтожению этих мирных животных, вроде некоего Буффало Билла, который застрелил несколько десятков тысяч бизонов. За короткое время Большая Прерия превратилась в кладбище бізонових скелетов, и уже в 1889 г. от 30-миллионной популяции осталось всего около 1 тыс. особей (рис. 1. 2. - Сокращение популяции бизонов на территории Северной Америки с 1500 до 1906 г. ) .

Появился новый бизнес - сбор костей и переработка их на удобрение. Сегодня бизоны живут в отдельных изолированных резервациях и заповедниках индейцев. Усилиями биологов и обществ охраны животных их численность удалось довести до 100 тыс. (считается, что вид избавлен от окончательной гибели).
Сейчас наука экология должна приобрести статус новой религии. Только такой глубокий переворот в сознании людей поможет уберечь цивилизацию от деградации и гибели! Сегодня человек не вписывается в изуродованное собственными руками окружающей среды. В течение всего периода формирования человека как биологического вида ее организм и психика находились под мощным воздействием космических сил. Когда же огни Вселенной, шорох прибрежных волн, шелест листьев и благоухание цветущих трав уже не воспринимаются как неотъемлемая часть бытия человека, начали стираться главные черты человеческой индивидуальности... Большинству людей, которые еще не окончательно окаменели среди бетона, стекла и асфальта, тесноты и rumble городов, присущий влечение к морских берегов, до реки и леса - к Матери-Природы. Только поняв природу, человек поймет саму себя. Экологическая этика, которая принимает во внимание все наше окружающей среды, стала необходимостью.
Известный российский ученый-эколог, академик М. М. Моисеев отмечает, что современные стереотипы поведения и мышления людей непременно приведут к катастрофе. Один из таких стереотипов сформулирован в известном лозунге: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!» И брали, брали силой, не задумываясь о последствиях, строили «светлое будущее», а тех, кто был несогласен с такими методами строительства, «перевоспитывали» или уничтожали.
Глубокие размышления великих философов-космистов М. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, П. О. Флоренского о важность гармоничного развития неделимой системы Космос-Земля-Человек подтверждаются в наши дни.
Человек тысячи лет боролась за свое существование, выживала в эпидемиях, голодоморах, в пятнадцати тысячах войн, которые сама же и развязывала, выживала и верила в лучшее будущее. Ради этого она развивала науку, культуру, медицину, формировала новые социальные системы. И вот через свои ложные моральные принципы, духовное обнищание, деградацию экологического сознания и совести люди снова оказались на пороге нового, возможно, самого ужасного этапа напряженной борьбы за свое выживание.
Современный человек фактически обожнила саму себя. И она - ложное божество. Созданное ею на Земле - не рай, а кошмар, к которому она сама адаптируется все в меньшей степени и который уже не может удовлетворить ее социальных, психологических, духовных и эстетических запросов. (Е. Голдсмит, американский публицист).
Опять история напомнила о неразрывные связи между моралью и социальным развитием, о том, что невозможно даже лучшие социальные идеи воплотить в жизнь с помощью насилия, не обращаясь к разуму, совести и мудрых советов Природы, что духовная разобщенность, безнравственность даже при самых высоких достижений науки и техники все равно приведут к кризису, что сегодняшний комфорт создается за счет будущего планеты. Ныне суть понятий «экологическая мораль» и «экологическая этика» изменилась: чтобы предсказать последствия нашего поведения для окружающей среды, недостаточно лишь интуиции - нужна высокая компетентность.
Одна из самых опасных ошибок человека - отдания предпочтения сиюминутной выгоде в ущерб окружающей среде. Поэтому к важнейших задач современности относится необходимость изменения приоритетов среди общечеловеческих ценностей. Будущие поколения не имеют права на аморальные решения и действия по отношению к природе. Целесообразно запомнить девиз всемирно известной экологической организации «Гринпис: «Мы не получили Землю в наследство от родителей, мы взяли ее в долг у наших детей!»


Назад