Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

1.5. Новая философия жизни


Нравственность, моральные принципы призваны стать тем мощным средством, которое позволит нам преодолеть человеческую разобщенность, духовную отчужденность и тем самым сплотит нас как братьев и сестер для построения счастливого будущего для нас и наших потомков... Пренебрежительное, хищническое отношение к природе - прямое следствие эгоизма, нездорового состояния человеческой души. (Патриарх Московский и всея Руси Алексий).

Очевидно, что стиль современного человеческого бытия ошибочный, и его непременно надо изменить, если мы хотим сохранить биосферу и выжить. А поскольку стиль жизни определяется моралью, которой придерживается общество, то настало время установить новые моральные принципы и критерии, отвечающие современным требованиям к взаимоотношений Природы и мирового сообщества людей, и руководствоваться ими в своих действиях в XXI веке.

Люди должны понять, что каким бы был вариант стратегии выживания, они должны взять на себя сверхсложные обязательства перед собой, перед своими близкими, разработать и постепенно реализовывать целый цепочку самоограничений. Эти нужны ограничения, которые должны утверждаться в нашей жизни, повлияют на формирование нового характера будущей цивилизации, на структуру отношений между отдельными людьми и целыми народами и странами. Эта новая - назовем ее экологической - философия так глубоко будет отличаться от нашей современной философии, как мораль первобытных племен от морали общества XX ст.

Фундаментом новой морали, новой экологической философии должны быть:

- идея разумного сосуществования биосферы и техносферы;

- планетарный, общечеловеческий подход к решению земных социально-экономических (прежде всего энергетических и экологических проблем;

- идея универсализма - глобальной и космической взаимозависимости всех процессов;

- идея необходимости самоограничений, подсказанных экологическими законами и опытом предыдущего развития;

- идея оптимального использования всех ресурсов Земли на основе внедрения новых ресурсосберегающих и малоотходных технологий и международной глобальной экспертной оценки этих ресурсов;

- идея сохранения и приумножения биоразнообразия;

- консолидация человечества под флагом объективного знания, превращение науки, особенно экологии, на руководящий инструмент;

- тотальная экологизация жизни людей, переход от сервотехнології (опасной для окружающей среды) до экотехнологии.

Специалисты подсчитали: среди всех источников энергии возобновляемые составляют лишь 10%. Следовательно, для того чтобы по современного уровня развития технологий человечество «вписалось» в естественный круговорот веществ и энергии, оно должно уменьшить свои потребности минимум в 10 раз. Ученые считают, что уменьшить в 10 раз общее энергопотребление за счет каких-либо новых научно-технических решений в ближайшие десятилетия - задача нереальная. Поэтому на повестке дня остается решение демографической проблемы, сознательное регулирование роста численности населения с учетом возможностей биосферы. Именно с проблемой перенаселения нашей планеты связаны остальные экологических проблем - истощения ресурсов, перепроизводство, перезабруднення окружающей среды.

Оптимальной считается такое количество населения Земли, которую можно без вреда для биосферы обеспечить энергией, достаточной для дальнейшего прогресса и нормального сосуществования с Природой.

Важными факторами для общества будущего должны стать: укрепление демократических основ, самоуправление; привлечение широких масс населения для принятия решений; общая глубокая экологическое образование общества. Новая экологическая - философия должна сплотить, объединить не только «зеленых» в разных уголках планеты, но и всех людей Земли для преодоления нашего общего бедствия - глобального экологического кризиса. Эта философия должна помочь формированию нового планетарного братства, способного к самоограничений, самодисциплины, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

Стержнем программы действий человечества может стать программа, которая изложена в документах международной экологической конференции, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), отредактирована и дополнена в последние годы. Реализовывать ее придется в эпоху, когда перед человеческим обществом возник целый ряд более сложных и масштабных, чем раньше, проблем, способных поставить его на грань гибели, если эти проблемы будут решаться недостаточно оперативно и эффективно. Сложилась ситуация, при которой только объединение всех наций и народов на предельно демократической основе позволит достичь глобальной экологической безопасности.

После международного экологического форума в Рио-де-Жанейро широкую огласку получил термин «устойчивое развитие общества». Очевидно, его стоит уточнить - «екостійкий развитие», то есть такая эволюция какой-нибудь экосистемы (или системы вообще), когда она может развиваться и функционировать длительное время за счет внутренних ресурсов, не деградируя (самоочищаться, саморазвиваться, самовосстанавливаться). Екостійкий развитие общества - развитие на основе рационального природопользования и равных возможностей для каждого жителя планеты (нации, государства), когда сохраняются восстановительные .можливості биосферы и нормальные экологические условия для жизни и деятельности многих поколений людей.

Глобальная программа социально-экологических изменений, которое было начато в Рио-де-Жанейро, получила мощный импульс на Всемирном саммите по вопросам эколого-сбалансированного развития, который состоялся в 2002 г. в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика). Как выяснилось, и через 10 лет после Рио новый стратегический подход к решению жизненно важных проблем человечества еще не нашел широкого понимания в мире, не получил адекватного отражения в национальной политике подавляющего большинства стран. Человечество продолжает нещадно эксплуатировать природу и ее ресурсы, в то же время все сильнее загрязняя и разрушая окружающую среду. Развивающиеся страны, в погоне за экономическими доходами повторяют тот же путь, который в свое время прошли развитые государства - путь разрушения Природы, дисбаланса и дисгармонии. Продолжается пользование старой методологии жизнедеятельности, что сводится к попыткам сугубо технического и финансового решения социально-экологических проблем. Остаются непреодолимыми пять основных противоречий, устранить которые предполагалось с помощью глобального Плана действий на XXI век, принятого в 1992 г. в Рио-де-Жанейро:

- между реальной жизнью и существованием в гармонии с природой;

- между реальным развитием и окружающей средой;

- между интересами современного и будущего поколений;

- между богатыми и бедными странами и людьми;

- внутриэкономические.

Одними из главных причин существования указанных противоречий остаются неумение или нежелание совместить духовность, именно жизнь существования человечества и Природы в определении будущей судьбы цивилизации, а также низкие экологическая культура и экологическое сознание людей.

Всемирный саммит в Йоханнесбурге был призван найти ответы на вызовы гармоничному развитию, разработать механизмы и планы действий, график их реализации на всех уровнях земного социума. Изучение и анализ решений Саммита необходимые для создания и корректировки национальных стратегий устойчивого развития с учетом таких новых процессов, как глобализация, трансформация экономик, информационная интервенция, терроризм и др.

Объединению народов для решения основной проблемы - экологической - должны помочь и все религии мира при условии их корректной трансформации согласно изменениям жизни на Земле. Как отмечает видный эколог XX ст. М. Ф. Реймерс, десять библейских заповедей в современной интерпретации должен знать каждый, и каждый обязан соблюдать их. В случае игнорирования этих заповедей следует вводить жесткие санкции. Распущенности, произволу, эгоцентризма, волюнтаризма и консерватизма надо немедленно положить конец, потому что свет слишком слаб, чтобы выстоять в таких проявлений в обществе.

На морде природы не бывает написана низость... В присутствии природы человеком овладевает извечная наслаждение, какие бы неприятности выпадали ей в повседневной жизни. (Р. Эмерсон, американский философ, поэт, публицист).

Новая экологическая философия, в отличие от старой - антиэкологической, должна научить нас уважать Природу, Землю, все живое.

Старая антиэкологичное философия.

Человек - особый вид в царстве биоразнообразия на Земле, она отделилась от Природы, она вознеслась над Природой, она может господствовать над Природой и управлять ее процессами. Природу надо победить.

Природа богата, ее ресурсы безграничны, поэтому, исчерпав нужное нам в одном месте, можем переместиться в другое и продолжать брать столько, сколько хочешь (не можешь), при этом со 100% природного вещества, что добывается, потребляя около 2%, а выбрасывая - 98%.

Жизнь людей можно улучшить, постоянно накапливая материальные блага и наращивая прибыли благодаря техническому прогрессу.

Новая экологическая философия.

Природа была и всегда будет сильнее человека, потому что она его породила. Человек - неотъемлемая часть, «деталь» Природы, Вселенной, и в своей жизни она должна руководствоваться их Законам, учитывать все элементы окружающей среды. Все живые существа биосферы - равноправные жители нашего общего дома - Земли. Мы должны разумно сотрудничать с Природой, уважать ее Законы.

Природные ресурсы ограничены и исчерпывающие. Нужно провести их инвентаризацию во всем мире и перейти к глобальной политики сохранения и оптимального использования. Следует ввести компенсацию затрат на воспроизводство или возмещения природных ресурсов, разработать долгосрочную стратегию природопользования, ввести квоты использования ресурсов для каждого государства, региона и мира в целом, а также соответствующий международный контроль за этим. Мы живем на Земле, маленьком космическом теле, и ничто в нем не может быть бесконечным.

Жизненная ценность - не в сумме наших совместных банковских счетов. Миллион магнитофонов не заменят куска хлеба голодному миллиард телевизоров не спасут от дел в жесткой конкуренции и жестокой борьбе за жизненные блага выживает сильнейший. В борьбе все средства приемлемы. И люди, и страны делятся на бедных и богатых, а между ними - пропасть отчужденности. Конфронтация - основной метод решения политических проблем и способ обогащения одних за счет других.

Соблюдать в нашей жизни правил поведения и лучших традиций, которые выработало человечество, идти по библейским заповедям - не обязательно. Высокая мораль - не главное, цель оправдывает средства.

Новые технологии помогут нам решить все проблемы. Экологизация техники поможет преодолеть экологические проблемы. Тысяча автомобилей не дадут глотка воздуха том, кто задыхается; умереть под кучей достижений технического прогресса - удел нищих духом, жадных и глупых.

Не противоборство, а взаимопомощь - основа существования жизни на Земле. Только совместными усилиями можно достичь благополучия. Голодный мир - опасный и неустойчивый. Только удовлетворение основных потребностей каждого человека может быть гарантией благополучия всех людей на планете.

Норма жизни каждого человека - соблюдение десяти библейских заповедей в современной интерпретации; норма поведения - доброжелательность, сострадательность, сопереживание; достоинства к которым следует стремиться, - душевная красота, гармония, честность, честь, высокая нравственность. Социальное развитие должно базироваться на свободе и гуманизме.

Только разумно сочетая новые технологии с усилиями каждого человека в решении природоохранных проблем можно выйти из кризиса. Применяемые в настоящее время основные способы экологизации техники (сооружение очистных объектов, которые нейтрализуют загрязнения, и т.п.) - экологически неэффективны и экономически нецелесообразны. Производства должны строиться в соответствии с законами саморегулирующихся систем и с законами системной целостности по аналогии с природными биогеоценозами и биосферой (разнообразие видов - важная предпосылка обеспечения замкнутости технологических процессов использования вещества; общественное производство должно подчиняться принципиальные круговорота вещества). Производственные процессы должны развиваться по биологическим принципам; следует переходить к промышленного фотосинтеза.

Отходов, которые нельзя утилизировать, не должно быть вообще, как в Природе, где отходы одних организмов служат ресурсами для других. Следует развивать безмашинное производство, что не дает вредных отходов. Необходимо переходить к использованию новых видов энергии, безопасных для окружающей среды.



Назад