Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

4.5. Транспорт


Цивилизованное человечество ныне в чем то похоже на ребенка, что получила к своему дню рождения слишком много игрушек. (Дж. Томсон, английский физик).
В наше время характеризуется невиданными масштабами транспортных перевозок - как грузовых, так и пассажирских. Значительная их часть является непосредственной составляющей процесса производства - промышленного и сельскохозяйственного. Чрезвычайная мобильность присуща и людям: растут скорости и грузоподъемность автомобилей, самолетов, судов. Соответственно увеличиваются и масштабы ущерба, который они наносят природе (табл. 4. 3.). Вспомним, что один из экологических законов Бы. Коммонера утверждает: за все нужно платить. И по росту объема грузоперевозок, за скорость и комфорт люди расплачиваются здоровьем, поскольку загрязняются практически все земные сферы.

Так, только один современный реактивный пассажирский самолет в течение восьмичасового полета из Европы в Америку «съедает» от 50 до 75 т кислорода, выбрасывая в атмосферу десятки тонн углекислого газа, оксидов азота и других вредных соединений.
Легковой автомобиль «Волга» забирает из воздуха кислорода в сто раз, а грузовик ЗИЛ-130 - в 200 раз больше, чем один человек.
Автомобили являются виновниками 40% загрязнений атмосферы больших городов, таких как Киев. По данным статистической службы, в Киеве в 1965 г. было 10 автомобилей на тысячу жителей, в 2000 г. - 150. По расчетам разработчиков генплана застройки Киева, в 2020 г. на каждую тысячу жителей будет приходиться 300 автомобилей. Подсчитано, что если бы все выхлопные трубы автомобилей, которые «бегают» по улицам Киева, соединить в одну, то образовался бы ужасный кратер диаметром 25 м, с которого извергается 110 тыс. т вредных газов в год. Положение усугубляется еще и тем, что автомобильные выбросы концентрируются в приземном слое воздуха - именно в зоне нашего дыхания. К тому же отечественные автомобили экологически намного «грязнее» от многих западных моделей: они тратят больше топлива на 100 км пути, поэтому сильнее загрязняют воздух. Впрочем, многие иномарки, заполонившие наши улицы, представляют собой уже изношенные экземпляры, двигатели которых сработанные и поэтому сильно загрязняют воздух. К этому времени у нас используется преимущественно крайне вредный этилированный бензин, который загрязняет воздух свинцом. Двигатели автомобилей часто бывают плохо отрегулированными, поэтому в их выхлопных газах содержится много СО, сажи и т.д.
Сеть автомобильных и железных дорог занимает большие площади земли, которую можно было бы использовать более рационально, скажем, для выращивания сельскохозяйственных культур или леса. Так, для прокладки даже простейшей дороги шириной 4 м на каждые 2,5 км трассы надо вырубить 1 га леса! А что уж говорить о современных шестисмугові скоростные хайвее. Дорожные насыпи часто является причиной подтопления грунтовыми водами и заболачивание прилегающих участков. На дорогах гибнет много диких животных, которые попадают под колеса машин, птиц, которые сталкиваются с ними в полете.
Водная среда очень загрязняют крупнотоннажные грузовые суда, особенно нефтяные танкеры. Аварии таких танкеров уже приводили не к одной экологической катастрофы - вспомним аварии танкеров «Амоко кадис» у побережья Франции (1978 г.) или «Экссон валдиз» у берегов Аляски (1990 г.). Рост объемов перекачки нефти, нефтепродуктов, природного газа и т.п системами трубопроводного транспорта связано с увеличением диаметра труб и применением все больших давлений при перекачивании, что грозит крупномасштабными авариями (примеры - взрыв бензопровода в Челябинской области в 1995 г. или загрязнению огромной площади земель нефтью, которая вытекла из поврежденного нефтепровода в республике Коми на севере России в 1994 г.).
Негативно влияют на озоновый слой атмосферы высотные полеты самолетов, запуски космических кораблей и военных баллистических ракет. Подсчитано, что в результате 100 запусков подряд космического корабля «Спейс Шаттл» почти полностью разрушился бы защитный озоновый слой Земли.
Нельзя не упомянуть об усилении негативного влияния на окружающую среду еще одного вида транспорта - трубопроводного. Линии мощных стальных трубопроводов, транспортирующих газ, нефть, аммиак, промышленные отходы и другие вещества, на сотни и тысячи километров протянулись вдоль дорог, пересекая десятки рек, долин, горные районы и морское дно в самых разных уголках планеты. Они построены на Аляске и в Сибири, они пролегли от Тюмени до Урала и от Урала до центра Европы, они пересекают Карпаты и Альпы, простираются вдоль побережья Каспия, Черного, Средиземного, Северного моря и Балтики, побережий Тихого океана и Атлантики, они есть в Америке и Азии, Африке и Австралии. И повсюду в последние годы линии трубопроводов стали зонами особого экологического риска.
Несмотря на высокую прочность, эти могучие трубопроводы (диаметр труб - преимущественно более 1 - 1,5 м, их толщина - 1,5 - 2 см, давление внутри - несколько атмосфер) со временем проседают (особенно в зонах мерзлых или разнопородных трещиноватых почв, под весом и через разницу температур), трескаются на стыках, коррозируют вследствие повышенной кислотности воздуха или неблагоприятных климатических условий. В местах повреждения труб на прилегающие территории выливается большое количество загрязняющих веществ, а поскольку это случается далеко от населенных пунктов, в лесу, в горах, то через невозможность оперативно ликвидировать аварию ущерб, нанесенный окружающей среде, бывает огромной. Газовикиди часто сопровождаются взрывами и пожарами, нефть уничтожает водные экосистемы и пернатых. А в последние годы много аварий и несчастий было связано с умышленными повреждениями нефтепроводов - похищением нефтепродуктов (Украина, Тюмень).


Назад