Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

5.1. Правила и законы 3


Взаимосвязи экономики и экологи в том виде, в котором их «изготовила» человек, несовместные, как гений и злодейство. Спастись и спасти будущее планеты и людей возможно, уже сейчас, с детского сада, начав воспитание детей по законам созидания, а не разрушения. (В. П. Астафьев, русский писатель).
Современное общество приблизилось к важному этапу, когда необходим переход от эпохи доекологічної до эпохи экологической. Существование нашей цивилизации, ее дальнейшая судьба полностью зависят от того, насколько и как скоро станут «экологическими» наши сознание, поведение, культура. Настало время объединить нравственность и логику мышления для сохранения человека и ее «дома» - биосферы. Это может увенчаться успехом только при условии самых широких экологических воспитания и образования с новыми подходами, на базе новой системы образования, что требует активного приобщения к социально-экологических знаний. Преобразованием должна быть охвачена вся эмоциональная сфера человека, в каждой личности должно сформироваться чувство высокой ответственности перед живым миром настоящего и будущего. Надо развивать новые глобально-политические, правовые и экономические механизмы управления активностью человечества. Дальнейшее развитие цивилизации должно происходить с соблюдением правила социально-экологического равновесия (за М. Ф. Реймерсом): общество развивается до тех пор и постольку, когда и поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды - естественным и искусственным.
Сейчас фактически происходит всемирная гуманитарно-экологическая революция, которая заменила научно-техническую революцию (условно - 1960-1990 гг.), что пришла своего времени на смену промышленной революции (условно 1820-1960 гг.).
Сегодня экономическое развитие может быть успешным только при учета экологических ограничений. Ранее же единственным критерием развития считался экономическую прибыль. Кроме того, религия, обычаи, законодательство определяли и диктовали правила поведения людей внутри общества и в отношении природы. Эти правила сформировались на основании представлений о особое положение человека, его вседозволенность в природной среде (как можно шире расселения, неконтролируемое размножение, неограниченное потребление природных ресурсов).
Жизнь показала, что несоблюдение экологических ограничений приводит к непомерных расходов на реанимацию и искусственное воспроизведение изувеченной или утерянной природы. И вполне восстановить природно-ресурсный потенциал человечество уже не в состоянии. Начинаются конкуренция, борьба наций, народов и религий за жизненное пространство, природные ресурсы, рынки сбыта. Идет борьба и за пути развития. В Европе победил западный христианский выбор свободного рынка и римского права. В Азии же обстановка относительно этого остается достаточно напряженной. Как замечает Г. Ф. Реймерс, для решения проблемы необходимы глубокая перестройка культуры и морали, а также изменение международного права, формирование глобальных соціоекологічних взаимосвязей и правил, новых законов культурного управления развитием человечества. Эти законы должны создаваться на глубоких знаниях взаимодействий между обществом и природой, обществом и человеком, между различными социальными, религиозными и этническими группами людей, разными культурами.
М. Ф. Реймерс сформулировал несколько правил и законов социальной экологии, которые нужно знать и выполнять:
- правило социально-экологического равновесия (о нем сказано выше);
- принцип культурного управления развитием (в основу новых экологических культуры и морали должны быть положены идеи природоцентризму и коэволюции);
- правило социально-экологического замещения (переходы к более экстенсивных и технологических типов хозяйствования становятся причиной экологических кризисов, а эти последние провоцируют кризиса социально-экономические, которые переходят в политические);
- закон социально-экологической необратимости (развитие человечества не может двигаться от более поздних фаз в начальных);
- закон ноосферы В. И. Вернадского (в том смысле, что когда человечество не начнет разумно регулировать свои численность и давление на природу, ввиду ее законы, то вид гомо саріенз исчезнет).
В истории много примеров того, как в отдельных регионах ресурсно-экологический кризис перерастала в социально-экономическую и политическую. Сейчас человечество стоит на пороге очередного кризиса, и уже не региональной, а глобальной ресурсно-экологической, способной викикати гораздо более тяжелые для человека и биосферы последствия, чем предыдущие (такие, например, как крах цивилизации Майя, цивилизаций Центральной и Средней Азии).
Для человека настало время управлять природой, собой, своими потребностями, привычками, правилами поведения.


Назад