Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

5.2. Экологическое образование


Главная цель образования - не подготовить молодых людей к карьеры, а воспитать в них уважение к жизни. (Н. Кузен, американский эколог).
Среди обобщающих разделов современной экологи (біоекологія, геоэкология, техноэкология) сейчас главная роль принадлежит 3. Именно в этом блоке экологических наук сосредоточены такие важнейшие направления, как экологическое образование, экологическая культура, экологическое право, урбоэкология, экологический менеджмент, экономика природопользования и, наконец, локальная, региональная и глобальная экополитика.
В предыдущих главах неоднократно отмечалась важность для человечества экологического воспитания и образования. Сегодня этой проблеме во всем мире уделяется большое внимание. Можно сказать, что наше время - это период тотального экологического всеобуча, когда основы экологических знаний преподают всем, начиная с детского возраста - в школах и институтах, на различных семинарах и курсах, по радио и телевидению - и заканчивая повышением уровня экологического образования руководителей всех рангов во всех странах, на всех континентах.
В развитых государствах разработаны и совершенствуются различные программы и концепции развития экологического образования, программы и планы подготовки специалистов-экологов современного уровня. Буквально за несколько последних лет издано много пособий и учебников, научно-популярной и публицистической литературы, сняты фильмы и разработаны рекомендации эколого-образовательного содержания. В большинстве стран мира экология стала обязательной дисциплиной во всех школах и высших учебных заведениях, во многих высших учебных заведениях созданы кафедры или факультеты экологического профиля, проведены сотни экологических национальных и международных семинаров, конференций, съездов.
Большую эколого-просветительскую работу проводят во всем мире организации «зеленых», общества охраны природы, среди них такие известные, как «Гринпис», «Легамбіенте» и др.
Эти важные для цивилизации процессы экологизации сознания населения, формирование нового - экологического мировоззрения, новой - экологической культуры вполне характерны и для Украины.
За последние пять лет в нашем государстве также разработаны программы и концепции развития экологического образования и воспитания, выданы пособия и учебники по экологии, созданы десятки кафедр и факультетов экологического профиля в институтах и университетах, зародилось много журналов загальноекологічного, эколого-экономического, эколого-географического содержания («Ойкумена», «Мир в ладонях», «Подснежник», «Росток», «Родная природа» и др.).
Еще в 1975 г. участники Международного семинара по экологическому образованию (Белград, Югославия) предложили глобальную схему экологического образования. Согласно этой схеме главной целью экологического образования должно быть формирование у населения планеты осознание того, что возникла жизненно важная глобальная проблема окружающей среды и всего, что с ним связано, осознание того, что окружающей средой необходимо заботиться и что для этого надо иметь соответствующие знания, опыт, умение, мотивации и обязательства как для индивидуальной, так и для коллективной работы ради спасения биосферы и предотвращения будущим экологическим катастрофам.
Кто вычислит ту большую вред и то ужасное наследство, которое мы оставляем будущем через задержку и слабое распространение образования, через неправильное расходование средств, через ограничение свободной, благородной человеческой личности? (В. И. Вернадский).
В 1977 г. на Международной конференции (Тбилиси) задачи и цели экологического образования было конкретизировано:
- способствовать четкому осознанию того, что общество развивается по тесных взаимосвязей всех природных и социальных процессов;
- обеспечить каждому человеку возможность получить знания, право, опыт и условия их реализации, необходимые для защиты окружающей среды и его улучшения;
- разработать новые алгоритмы поведения отдельного человека, групп людей и общества как единого целого в отношении окружающей среды.
Сегодня активно развиваются как формальная экологическое образование (в школах, высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации), так и неформальная (с помощью средств массовой информации, кино, музеев, выставок, мероприятий природоохранных обществ и т.п.).
Особое значение развитию экологического образования и культуры предоставляется во всем мире в последние годы, когда стало очевидно, что одними из главных причин невыполнения постановлений международных экологических форумов, соглашений и конвенций по охране природы является именно низкая экологическая культура большинства населения планеты, низкий уровень экологического образования и сознания, в частности лиц, которые принимают важные решения. Поэтому в период с 1997 по 2003 г. на многих международных собраниях активно обсуждались проблемы экологического образования и воспитания и их роль в эколого-сбалансированному развитию человечества (Нью-Дели, 1997; Париж, 1998; Цюрих, 1999; Брюссель, 1999; Дакар, 2000; Йоханнесбург, 2002 и др.).
В 2002 г. Министерством образования и науки Швеции вместе с Министерством охраны окружающей среды этой страны по заданию Европейской экономической комиссии ООН разработан проект «Стратегии образования с эколого-сбалансированного развития и экологического образования ЄЕК ООН». В 2003 г. специальными рабочими группами ЄЕК ООН заложены теоретические основы стратегии по образованию для устойчивого развития и намечены пути ее реализации.
Во всем мире распространяются такие понятия, как «экологическая философия жизни», «экологические приоритеты», «экологический императив», «экологическая парадигма» (система ценностей, подходов, принципов). Эти понятия обосновываются и используются в системе экологического образования.
Сегодня в мире экологическое образование признается одним из основных факторов экологизации всех видов человеческой деятельности. Она рассматривается как самостоятельная и насущная проблема, как важный инструмент управления, главный рычаг для совершенствования модели производства и потребления с учетом возможностей биосферы.
Период с 2005 по 2015 г. на Всемирном Саммите в Йоханнесбурге рекомендовано объявить десятилетием образования ради эколого-сбалансированного развития.
В этот же период в Украине также произошел ряд важных событий, связанных с развитием экологического образования: в конце 2001 г. утверждена Концепция экологического образования Украины, в начале 2002 г. - план мероприятий по ее реализации, в конце 2002 г. в Верховную Раду подан проект Закона об экологическом образовании.
В 2001 г. в нашей стране создано первое специализированное высшее учебное заведение - Одесский государственный экологический университет, базовый по подготовке кадров для Министерства экологии и природных ресурсов Украины.


Назад