Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

5.3. Экономика природопользования


Проектируя то сделать, мы должны учитывать влияние этого действия на семь следующих поколений. (Главный закон племени ирокезов).
Впервые понятие «природопользование» было предложено российским экологом Ю. М. Куражковським в 1959 г. По его определению, природопользования - это регулирование всех типов использования природных ресурсов для хозяйства и здравоохранения.
М. Ф. Реймерс определяет природопользования как совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер для его сохранения (добыча и переработка природных минеральных и биологических ресурсов, их восстановление, охрана природных условий жизни, природных систем и т.п.).
Развитие производительных сил, рост объемов природопользования и темпов загрязнения окружающей среды при одновременном исчерпания природных ресурсов, ухудшение здоровья трудоспособного населения, снижение производительности труда - все это обусловило формирование экономики природопользования - новой отрасли науки, изучающая методы наиболее эффективного воздействия человека на природу для поддержания динамического равновесия, круговорота веществ в природе. Расходы, связанные с поддержанием этого равновесия, идут на сохранение экономически благоприятных условий воспроизводства материальных благ как сейчас, так и в будущем.
Поскольку окружающей среды выполняет такие жизненно важные функции, как обеспечение людей природными ресурсами, природными услугами (рекреация, туризм, эстетические удовольствия), поглощения отходов и загрязнений, то, реализуя мероприятия по охране природы и использования ее ресурсов, следует знать экономическую стоимость этого и цену вреда, причиненного природе антропогенными загрязнениями и воздействиями.
Критерием эффективности человеческой деятельности до середины XX в., как упоминалось в предыдущих главах, было получение максимальных благ при минимальных затратах и неконтролируемой, хищнической эксплуатации природных ресурсов, а основным принципом отношение к природе - господство над ней и полное н подчинение человеку.
После объективного анализа причин экологических катастроф и огромных экономических потерь от неразумного хозяйствования, которых человечество понесло в последние десятилетия и раньше, стало понятно, что принципы природопользования должны быть иными, если мы хотим выжить.
Загрязнение - это прежде всего экономическая проблема, которую следует определять экономическими терминами. (Л. Рафф, американский экономист).
Поэтому ведущим принципом природопользования в наше время стал эколого-экономический, за которого критерий эффективности хозяйствования формулируется так: получение максимальных материальных благ с минимальными затратами и минимальными нарушениями природной среды. Но это требует вложения больших средств в природоохранную сферу, что всегда существенно снижает прибыльность производства.
Поэтому, как и ранее, сталкиваются экологические и экономические интересы, и, к сожалению, в основном вторые побеждают: вырубке лесов отдают преимущество над их использованием для рекреации, развитию туристического бизнеса - над сохранением уникального ландшафта или озера, а морских нефтепромыслов - над сохранением морских экосистем и т. д. При этом осуществить сравнительную экономическую оценку различных природных ресурсов в настоящее время и в отдаленном будущем бывает довольно трудно. Сегодня стоимость природных благ и услуг или вообще не определено, или ее занижают, что часто приводит к принятию антиекологічних решений, к искаженной оценки экономического развития через традиционные показатели валового национального продукта, рост которого часто сопровождается деградацией окружающей среды.
В настоящее время разработано несколько подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и услуг. Наиболее комплексный подход основывается на общей экономической стоимости, в которую входят стоимости разрушения природы, ее восстановления и охраны.
Для эколого-экономической оценки проектов и программ строительства применяют метод сопоставления затрат и выгод и руководствуются тремя критериями: чистой текущей стоимости, внутренней нормы окупаемости и соотношением затрат и будущих выгод.
Основные задачи экономики природопользования:
- определение ущерба, нанесенного экономике (государству), отрасли, предприятию, району, отдельному частному хозяйству или конкретному лицу через нерациональное природопользование, нарушение законов, норм или правил охраны природы;
- определение размера затрат, необходимых для ликвидации в ближайшем и отдаленном будущем последствий негативных техногенных воздействий на окружающую среду;
- оценка абсолютной и относительной эффективности затрат на охрану и восстановление природы, выбор оптимальных вариантов природоохранной деятельности и использования природных ресурсов;
- разработка экономических методов управления природоохранной работой и способов стимулирования природоохранной деятельности и экологизации производства.
Надо, чтобы экономика природопользования постепенно переходила в экономику природозберігання.
Природопользования, как упоминалось выше, может быть рациональным и нерациональным.
Рациональное природопользование - это высокоэффективное экологически обоснованное хозяйствования, которое не приводит к резких изменений природно-ресурсного потенциала, а поддерживает и повышает производительность природных комплексов или отдельных объектов, облагораживает их. Оно направлено на обеспечение условий существования человечества и стабильного получения материальных благ.
Нерациональным считается такое природопользования, в результате которого природа теряет способность к самовоспроизведению, самоочистки и саморегулирования, нарушается равновесие биосистем, исчерпываются материальные ресурсы, ухудшаются рекреационные, оздоровительные и курортные условия, эстетические характеристики ландшафтов, условия проживания в целом. Это, как правило, экстенсивное, хищническое хозяйствования, перепромисел, перевипас, перезабруднення воздуха, воды и почв промышленными, транспортными, энергетическими выбросами и ядохимикатами. Нерациональное природопользование может быть как намеренно, так и случайным, или сопутствующим (например, истощения, разрушения или пожара, связанные с военными действиями).
Нерациональное природопользование может быть обусловлено планово-экономическими и проектными просчетами, временными и вынужденными займам у природы (переходные периоды строительства новых государств, крупные стихийные бедствия, войны и др.), небрежными учетом и оценкой природных ресурсов, несовершенством природоохранного законодательства, узковедомственными подходами в развитии экономики, несовершенством технологий производств, браконьерством, самовольной застройкой и др.
Что мы одолжили у наших детей? Все, что унаследовали от наших родителей. Жизнь. Язык, на котором говорим и без которой не были бы людьми. Дороги, ведущие от города к городу и далее - в другие страны и других народов. Леса и рощи реки, озера, реки и ручьи... разве не мы обязаны оставить нашим детям хотя бы не меньше? (Б. Мієрвалдіс, латышский писатель).
Показателями ущерба от загрязнения окружающей среды служат: повышение уровня заболеваемости населения; снижение продуктивности сельского хозяйства; ускорение износа основных фондов и др. Стоимость восстановления природы определяется по необходимыми затратами на рекультивацию ландшафтов, восстановление водоемов или сельскохозяйственных угодий, озеленение и т.д. И при этом часто невозможно оценить ухудшение социального климата, нарушение равновесия в экосистемах, гибель от техногенного воздействия уникальных геологических памятников и ландшафтов, исчезновение многих видов растений и животных.
Особенно сложно оценить последствия негативных антропогенных воздействий на природу, когда надо дать долгосрочный прогноз убытков от нерационального природопользования. Затраты на охрану природы сегодня можно вычислить довольно просто и сравнительно точно на основании действующих стандартов и нормативов с применением ряда формул (их приведен в новых учебниках и пособиях по экономике природопользования).
Природоохранные мероприятия имеют не только экономический эффект (экономия затрат на лечение и социальное страхование больных, повышение производительности труда, увеличение биопродуктивности, облагораживания ландшафта и т.п.), но и социальный - улучшение настроения людей, уменьшение их миграции, сдерживания конфликтов, снижение преступности и т. д.
К важнейших проблем экономики природопользования принадлежит правильная (объективная) оценка природных ресурсов.
Это следует знать:
Увеличение объемов производства в 10 раз потребует увеличения объема знаний в 100 раз!
Использование газа вместо нефтепродуктов на автотранспорте дало бы возможность Украине ежегодно экономить около 10 мли т топлива (то есть около 20 млн. т нефти) и существенно снизить загрязнение воздуха.
На содержание свалок и помоек расходуется около 25% стоимости выработки продукции.
В Украине назбираюся несколько миллиардов тонн металлолома. Этого достаточно, чтобы обеспечить работу предприятий черной металлургии на десятки лет (в Германии около 75% стали производят из металлолома).
В Японии перерабатывается более 70% отходов, в Украине - 3-5%.
Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их народнохозяйственной ценности. Надо, чтобы цену имели земля, природные воды, почвы, воздуха, полезные ископаемые, лес, животный и растительный мир, рекреационные объекты. Нормативы платы за использование природных ресурсов определяются с учетом их географического положения, распространение, качества, возможности воспроизведения, доступности, комплексности, производительности, возможности утилизации отходов, условий переработки.
Для оценки стоимости природных ресурсов используют следующие показатели:
- трудовые затраты на привлечение ресурса в общественное производство (добыча минерального и биологического сырья);
- эффект использования ресурса в производстве (ценность полученных из ресурсов материалов, предметов);
- прогнозируемые затраты труда на восстановление ресурса (если это возможно);
- прогнозируемые расходы на погашение ущерба, нанесенного природной среде во время освоения данного ресурса.
Оценка ресурсов может быть индивидуальной и комплексной.
Различают три вида индивидуальных оценок:
1) оценки общественной полезности природных ресурсов;
2) стоимостные оценки (налоги, цены);
3) рыночные цены (лицензии).
Они выполняются для каждого отдельного элемента окружающей среды, и их значение не всегда совпадают. Выполняя укрупненные экологические оценки негативного воздействия человека на окружающую среду, пользуются таким понятием, как экологический ущерб от загрязнения отдельных компонентов природы - воды, воздуха, земельных ресурсов. Экологические убытки - это уменьшение полезности окружающей среды в результате его антропогенной трансформации (прежде всего загрязнения). их вычисляют по сумме разных затрат общества, связанных с изменениями окружающей среды и возвращением его до прежнего состояния, затрат на компенсацию риска для здоровья людей.
Для укрупненных оценок экологических убытков прибегают к специальных формул, по которым можно выяснить вред земельным ресурсам, ущерб от выбросов в атмосферу и в водные объекты. Их приведен в таких документах, утвержденных Минэкобезопасности Украины:
- Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды;
- Методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов;
- Методика расчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;
- Методика расчета размера возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Плата за природные ресурсы - это затраты предприятия, связанные с использованием каких природных ресурсов, и определены в соответствии с принятой в стране методики расчета; при этом ресурсы делятся на те, которые закупают у кого, такие, которые берут непосредственно у природы, те, что являются собственностью производства. Цена таких ресурсов разная.
Экологические налоги бывают нескольких видов:
- платежи рентного характера (например, за использование территории для отходов);
- налоги и (или) штрафы за загрязнение сверх установленной нормы;
- налоги за фактический объем загрязнений.
При этом налог за загрязнение среды должен быть достаточно высоким, чтобы предприятиям было выгоднее охранять окружающую среду, чем загрязнять его. Экологические лицензии (ЭЛ) - это ценные бумаги, дающие право на выбросы конкретного загрязнителя на конкретный промежуток времени и в конкретных объемах. Эти права могут продаваться государственным органом предприятиям и одним предприятием другому. Цена ЭЛ зависит от суточного времени, сезона, обстановки в регионе.
Торговля квотами на загрязнение - самый гибкий из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды.
Приложением к ЭЛ является страхование экологической неопределенности.
В последнее время вводятся лицензии на месторождения - ценные бумаги, дающие право на добычу и продажу полезных ископаемых.
В ходе комплексной экономической оценки природоохранных мероприятий предполагается выполнение следующих процедур:
- определение чистого экономического эффекта;
- оценка вариантов очистки промышленных сточных вод;
- оценка вариантов очистки атмосферных загрязнений;
- оценка вариантов переработки отходов;
- оценка технологических решений;
- оценка конструкторских решений;
- экологическая экспертиза проектов;
оценка риска аварий.
В Украине, как и в других государствах, начато формирование системы экономического регулирования природоохранной деятельности:
- вводятся платежи за использование природных ресурсов и загрязнение природной среды;
- создаются экологические фонды, банки;
- начато торговле экологическими лицензиями, квотами и т.д.
В связи с тем, что в период перехода к рыночной экономике возникают большие сложности и трудности не только экономического характера, но и экологического, надо учитывать следующее:
- рынок может быть использован для эффективного ограничения разрушения природы;
- сам механизм стихийных рыночных спроса и предложения не обеспечивает защиты природы - необходимо вмешательство извне;
- рыночные расценки на основании научных экологических нормативов могут использоваться для регулирования природопользования;
- экономику следует развивать согласно плановой стратегией, которая предусматривает внерыночные формы контроля;
- для действующего экологического управления экономическим развитием нужны политически организованные силы, которые представляют текущие и долгосрочные интересы всего населения и способны противостоять узким интересам предпринимателей и тех, кто прямо или косвенно имеет выгоду от предприятий-загрязнителей.
М. Ф. Реймерс сформулировал 15 законов природопользования, среди которых можно назвать:
- Закон исчерпаемости природных ресурсов;
- Закон рост наукоемкости общественного развития;
- Закон снижению природно-ресурсного потенциала;
- Закон совокупной действия природных факторов;
- Закон убывающей (естественной) плодородия;
- Закон возрастания темпов оборота привлеченных природных ресурсов;
- Закон неизбежных цепных реакций «жесткого» управление природой;
- Закон территориального экологического равновесия;
- Закон убывающей отдачи.


Назад