Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

5.5. Культура и религия


Думайте, какое синее небо, тем приблизитесь к вечности. Думайте, какое счастье проходить под лучами созвездий, являясь средоточием лучей десятков тысячелетий. (Г. К. Рерих).
В отличие от животных, которые пассивно приспосабливаются к условиям природы, человек пытается преобразовать мир. Это невозможно без поиска идеального, без подъема, без тяги к творчеству. Человек жаждет вечности, ищет в ней свою цель и вдохновения. Еще 25-30 тыс. лет назад, в эпоху палеолита, наши далекие предки создали на стенах пещер цели «галерее» из прекрасных изображений животных - мамонтов, бизонов, лошадей, медведей и т.п., среди которых они жили, на которых охотились, привычки которых хорошо знали. Вот изображение стада бизонов, которые пасутся. Мощный гривистый бизон-самец грозно прыгнув рогатую голову, готовый броситься на невидимого врага. Другой бизон ревет, высоко задрав голову. Кажется, его могучий рык вот-вот зазвучит под сводами пещеры... Несется галопом лошадь (такие лошади вымерли десятки тысяч лет назад), рядом с ним скачет жеребенок... Вот подкрадывается к добыче пещерная львица...
Художники и скульпторы каменного века мастерски передавали не только пропорции тела животного, ее позу, но и, так сказать, характер. Вот, например, небольшая скульптура из мамонтовой кости, найденная в одной из пещер Франции. Мощный бизон повернул голову назад, чтобы полизать свою сторону. И бедняга никак не может дотянуться до места, которое, видимо, чешется. Он присел, вытянул вперед и задние и передние ноги, подальше выдвинул язык... Добродушно-комический вид имеет этот грозный великан. Так реалистично изобразить животное мог только тот, кто жил в согласии с природой, кто чувствовал себя ее неотъемлемой частью.
А вот уникальная по своей реалистичностью головка девочки (рис. 5. 1.), вырезанная из мамонтовой кости неизвестным талантливым мастером 25 тыс. лет назад. ее смело можно поставить в один ряд с такими творениями человеческого гения, как скульптурные портреты египетской царицы Нефертити, созданные Тутмесом, живописный портрет Моны Лизы («Джоконда») Леонардо да Винчи.

Сегодня можно утверждать, что связи человека с природной средой искривленные, нарушена традиция природокористання, а это пагубно повлияло не только на природу, но и на все эры человеческого бытия, прежде всего на культуру. Практические знания сейчас опережают духовное развитие человека - отсюда и спад культуры, что отчетливо прослеживается. А трагедия Украины заключается еще и в том, что тоталитарная система породила псевдо-культуру «социалистического реализма», а настоящую культуру вкраїнського народа безжалостно уничтожала.
Украинскому народу издавна было присуще отношение к природе, как к чему материнского, родного. Вот, например, текст заговоров языческих времен: «Добрый день тебе, солнышко ясное! Ты святое, ты ясное-прекрасное; ты чистый, величавое и уважаемое; ты посылаешь свет горы и долины, и высокие могилы - образования и меня перед всем миром: добротой, красотой, любощами и милостями... Которое ты ясное, великое, прекрасное, чтобы и я была такой ясной, величественным, прекрасным перед всем миром». Образ природы слит с душой украинской нации, поэтому возрождение нации - это и есть возрождением природы.
Об огромном значении связи природа-человек предупреждали и религии. Так, зороастризм - религия древних народов Средней Азии, Азербайджана, Афганистана и Ирана, возникшая в первом тысячелетии до нашей эры и реформировалась Заратустрой в VI в. до н. э., содержала в себе элементы экологической этики. Она проповедовала охрану почв, умный выпас скота, охрану лесов от вырубки. Заратустра учил, что весь материальный мир - горы, озера, земля, небо, ветер и реки - священный. Вич, как и человек, имеет душу, что хочет справедливости. Человек и животное неразрывно связаны между собой: страдания одних порождают страдания других. Согласно его учению, Бог создал человека, чтобы она оценила красоту природы, полюбила ее и прониклась к ней уважением. Человек должен слиться с природой, чтобы обрести бессмертие.
Библия говорит такие Божьи кары, как изгнание из рая, потоп, разделение единой человеческой души, отдаление народов друг от друга через наделение их разными языками. А в Об'явленнях св. Иоанна Богослова пророкуються страшные природные катаклизмы: «...и большая звезда спала с неба, пылая, как факел. И спала она на третью часть рек и на источники вод. А имя заре той Полынь. И стала треть воды, как полынь, и много людей умерли от вод, потому что згіркла она...» (или не о чернобыльской беде идет речь?), «...и умерла треть морского существа, имеющие жизни...», «...И дано ему (солнцу) жечь людей огнем. И жара большая жег людей...» (разрушение озонового слоя?), «...и высохла в ней вода в реке...» и т. д.
Величайший и самый могущественный из законов Природы - это закон гармонии. На нем держится грандиозное строение Космоса.
Даже стихийные, жестокие за своими последствиями природные катастрофы возникают через притяжения Природы к равновесию, к гармонии. Вмешательство человека в эту гармонию не всегда дает положительные результаты и не всегда имеет разумный характер. Оно стало особенно опасным в наше время. Человеку часто невдомек, что каждое живое существо, целая Вселенная подвластны единственным строго определенным космическим ритма и порядка. Нарушение их (даже незначительное) приводит к большим, а порой и фатальных ошибок, за которые все мы впоследствии тяжело расплачиваемся. Недопустимо нарушать эту гармонию, сущность которой раскрывают для людей в Библии десять заповедей и Нагорная проповедь Иисуса Христа.
И в творениях Природы - пусть то будет снежинка, или кристалл, или растение, ручей, который течет между травянистыми берегами, - кроется красота гармонии. Божественную гармонию красоты несут в себе и шедевры человеческой культуры - и Парфенон, и Тадж-Махал, и стихи великих поэтов, и гималайские пейзажи М. К. Рериха. Ему, кстати, принадлежит бессмертный выражение «Красота спасет мир».
Полным невеждой появляется человек, который говорит по поводу какой животного или растения: «Что в ней хорошего?» Если природный механизм хороший в целом, то и каждая его часть хорошая, понимаем мы это или нет... Гармония с Природой похожа на гармонию с другом - вы не можете пожимать ему правую руку и рубить левую. (Л. Олдо).
Верные христиане считают, что сейчас, в начале третьего тысячелетия, приблизился время второго пришествия Иисуса Христа. Некоторые из выдающихся религиозных мыслителей говорит, что этот великий день может наступить быстрее, чем мы думаем! Сегодня каждая личность должна найти и занять свое, отведенное ей место в здании мировой гармонии, почувствовать себя индивидуальностью, а не безликим существом среди толпы себе подобных.
Сегодня все большее значение для человечества приобретает экологическая этика как самостоятельный и особый элемент духовной культуры каждой личности. Без соблюдения требований экологической этики невозможны экологически правильное регулирование взаимосвязей человечества и природы, экологическая культура человека.
Основой экологической этики являются экологические мышление и мировоззрение, которые, в свою очередь, формируются в процессе экологического образования и воспитания. Экологическое образование - одна из важнейших отраслей педагогики - строится на базе целостной системы представлений о природе, биосферу, об условиях ее сохранение и рациональное использование. Влияние этой системы на каждого человека должно продолжаться всю ее жизнь. Тогда у каждого человека появится экологическая компетентность - знание экологических законов, правил и норм, принципов поведения в окружающей среде, которые удержат ее от экологически безнравственных поступков, направят ее природоохранную деятельность.
Смысл человеческой жизни - в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. Если каждый из нас ежедневно будет делать нечто более совершенное, чем вчера, и будет делать это сознательно, то это его сосредоточение неизбежно отразится в его сознании, а сумма зосередженостей изменит его поведение на лучшее. Все наши поступки несут отпечаток наших мыслей, поэтому мы ответственны в своих мыслях - не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому необходимо стараться избавиться от дурных мыслей, не допускать их, а наоборот, стремиться положительных. Попробуйте - на самом деле это очень просто. (С. М. Рерих, российский художник).
Экологическая этика сегодня - это самостоятельный раздел этики, посвященный моральному кодексу природопользования, моральным нормам взаимоотношений человека и природы с учетом знаний экологических законов. Это - одна из основ рационального управления процессами, происходящими в биосфере, для ее сохранения.
Эколого-этические знания способствуют пониманию того, как влияет на судьбу личности и общества научно-технический прогресс, а также осознанию места человека и всего человечества в биосфере и Космосе.
Сегодня возникло новое, нечто необычное понятие - экология души. Под ним понимают воспитание с раннего детства гуманного отношения ко всему вокруг, к Матери-Природы, возрождение лучших народных обычаев, обрядов, любовь к родному языку, песни, поэтического слова. Десятилетиями тоталитарная система беспощадно витравлювала лучшие черты украинского народа: чувство хозяина родной земле, любовь к Родине, уважения вековых традиций и обычаев. Для этой системы патриот Украины составлял угрозу, ей нужно было стадо манкуртов, безликих исполнителей воли «руководящей и направляющей» силы. В результате имеем искалеченную язык-суржик, опустошенные и заросшие бурьяном храмы, возведенные до примитива «культурные запросы» некоторой части ограничиваются приобретением модной одежды и записей очередного шлягера очередной же поп-звезды.
Могущество страны не в одном лишь материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает ширь духа, как не эта удивительная природа? ее нужно беречь, как мы бережем сама жизнь человека. (П. И. Чайковский, великий русский композитор).
Следовательно, восстановление природы и воспитание нового человека - это две взаимосвязанные проблемы современности.


Назад