Электронная онлайн библиотека

 
 Основы экологии

7.2. Традиции природопользования


Состояние окружающей среды того или иного края всегда во многом зависел от образа жизни и хозяйствования его этноса. Как свидетельствует история, коренные этносы, что жили веками на своей территории, понимали и любили ее природу, бережно к ней относились. Они пользовались природными ресурсами с учетом многовекового опыта и традиций своих дедов-прадедов, всегда вели себя так, чтобы природа могла самовосстанавливаться, развиваться, чтобы она не была и оставалась кормилицей для внуков и правнуков.
Пришлые этносы - временные, особенно жестокие завоеватели, не только к людям порабощенной земли, но и к ее природы, в основном наносили большой ущерб: жгли, уничтожали, грабили, ломали, опустошали. Не приспособлены к чужой природы, они проявляли вандализм, перерабатывая ее на свой вкус, деформируя экосистемы.
Этногенез украинцев происходил на территории, которая испокон веков была зоной контакта различных этносов с разными традициями поведения относительно окружающего ландшафта. Именно поэтому территория Украины была ареной постоянных етноекологічних коллизий, которые негативно влияли на состояние природных ресурсов и окружающей среды. Как известно, после присоединения украинских земель в состав Великого княжества Литовского началось интенсивное использование природных богатств Украины, особенно лесов. Они безжалостно вырубались, древесина вывозилась в Западную Европу. Следствием такого хозяйствования стало уничтожение крупных лесных массивов в верховьях Южного Буга, бассейнах Днестра, Роси, рек Волыни. Уже в XVI в. в этих районах почти не осталось лесов, значительно сократилось и поголовья зверей.
Хищническое использование украинских черноземов польскими магнатами усилилось после подписания Люблинской унии 1569 г. Изматывание почв сопровождалось жестокой эксплуатацией местного населения. Все это, а также различия в традициях, культуре, религии привели к антагонизма и конфликтов между этносами. Такая же ситуация прослеживалась и в контактах с крымскими татарами и турками, которые в течение веков учиняли регулярные опустошительные набеги на украинские земли.
В Украине традиционными формами ведения хозяйства, природопользования с древних времен и до середины XVIII в. были земледелие, охота, пчеловодство, садоводство, скотоводство, их роль в жизни украинцев со временем менялась, однако главным оставалось земледелие. Развитие сельского хозяйства и промышленности был зрівноваженим, органическим. В XVIII в. с бурным развитием промышленности, открытием и разработкой залежей железа, угля, нефти в Украине начинает брать верх хищническое природопользования. Такое хозяйствования становилось все более опасным для окружающей среды.
Почему сегодня люди все чаще обращаются к традициям во всех сферах своей жизнедеятельности? Потому что традиции - это не только память предков, все лучшее, самобытное, присущее той или иной нации в культуре, народном творчестве, быту, религии, производстве. Традиции - это разнообразие культур, способов существования. А разнообразие человечества (наций) - не менее важное для существования биосферы, чем разнообразие вообще, это основа выживания, главный экологический закон. Развитие глобального экологического кризиса связан не только с угрожающими потерями биосферой все большего количества представителей фауны и флоры, но и с уменьшением разнообразия человеческих сообществ. Обеднение национального многообразия, культурного и религиозного своеобразия приводит, как показала жизнь, к тяжелым экологическим последствиям: нарушение полезных традиций приспособления к ландшафтов, развития губительных для всех наций хищнических способов природопользования. В результате формируются посредственная культура, посредственный быт, посредственное мышления, гуманизм вытесняется технократизмом. Космополитизм нивелирует все, уменьшая природную силу биосферы, где разнообразие остается главным залогом выживания и самообновления.
Традиции - это и максимально эффективное приспособление этносов к ландшафтов, выработанные веками гармоничные взаимосвязи с окружающей средой, такие нормы поведения и режим хозяйствования, которые не нарушают общего баланса энергообмена экосистем, процессов самовоспроизводству, самоочистки. В традициях заложены средства сохранения генофонда наций. Один из ярких примеров - традиционные Зеленые праздники в Украине - дня единения человека с природой, проявления уважения к целебных трав и життєствердної силы зеленые, внимания и любви к Матери-Природы.
Родная природа входит в нашу душу, как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились воды живой, с которого мы взяли и радостное пробуждение далеким утром нашего детства, и замечательную мелодию родной песни, и сказку... и думы о жизни народа... Природа родного края - ива над тихим прудом, тополь над путем... душистый луг, желтое пшеничное поле... - все это не просто среда, в которой растет, поднимается на ноги и делает первые шаги по Земле маленький человек, это тысячи тончайших корней, что берут и несут животворные соки ветвей и листьев, и расцветает могучее дерево - Человек... (В. О. Сухомлинский, выдающийся украинский педагог).
Земледелие, как считают археологи, историки и этнографы, возникло в Украине во времена трипольской культуры - 6000 лет назад и распространилось в средние века и позже на весь регион Центральной Европы. Основными системами земледелия были паровое и залежных землепользования - в виде открытых полей, а землевладения - частное, общественное, государственное, церковное. Как упоминалось ранее, до середины XVIII в. развитие сельского хозяйства и промышленности в Украине всегда происходил органично. При этом всегда преобладали традиции индивидуального хозяйствования независимо от собственности на землю. В целом фермерство традиционнее для Украины, чем для стран Центральной Европы и России, где существовали крупные феодальные хозяйства.
Как свидетельствуют исторические документы, во все времена возможности земледелия Украины были гораздо выше ее внутренние потребности. И развитие нации и расширение сельскохозяйственного и промышленного производства привели к тому, что к середине XIX в. земельные ресурсы в пределах лесных и лесостепных ландшафтов иссякли. Началось сельскохозяйственное использование земли степной зоны, аналогов почему в Центральной Европе нет. В течение XIX в. степная зона была полностью распахана. В наше время традиционное земледелие уже не в состоянии удовлетворить потребностей человека; поэтому в Украине, как и во всем мире, пытаются повысить урожайность усиленным внесением минеральных удобрений, использованием пестицидов для борьбы с вредителями.
В XX в. природопользования в Украине набирало четко выраженных вредных для природы форм. Ресурсопользования стало надекстенсивним, хищническим. Октябрьский переворот 1917 г., гражданская война, голод 30-х годов, страшные по своим масштабам политические репрессии 40-х годов, Вторая мировая война - эти огромные социальные потрясения вместе с централизацией промышленности, перехімізацією сельскохозяйственных угодий, истощением ресурсов за несколько десятилетий привели к формированию в Украине экономики, которая не обращала внимания на объективные потребности и интересы его народа, возможности ее природы. В результате сформировалась одна из самых варварских с точки зрения экологии экономик - перенасыщена химическими, металлургическими, горнорудными, нефтеперерабатывающими, военными производствами, с огромными объемами отходов и низкими коэффициентами их утилизации, с устаревшими технологиями и оборудованием.


Назад