Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.10.3. Современные интеграционные группировки стран


Сегодня в мире насчитывается около 20 экономических группировок. Среди них можно выделить: в Западной Европе - Европейский Союз (ЕЕ) и Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЄАВТ); в Северной Америке - Североамериканскую соглашение о свободной торговле (нафта); в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС).

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущее интеграционную группировку западноевропейских стран называлось Европейские сообщества, а неофициально - Европейское сообщество, или просто Сообщество. С 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений официальное название этой группировки - Европейский Союз.

Образовался Европейский Союз в 1967 г. на базе слияния органов трех ранее самостоятельных региональных организаций, созданных шестеркой ведущих европейских стран - ФРГ, Францией, Италией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом:

1) Европейского объединения угля и стали (соглашение заключено в 1951, p. а вступило в силу в 1952 г.);

2) Европейского экономического сообщества (Римская соглашение о создании ЄЕС заключена в 1957, p. а вступило в силу в 1958 г.);

3) Европейского сообщества по атомной энергии (соглашение вступило в силу в 1958 г.).

Для справки. Европейский Союз имеет свой флаг: на голубом фоне круг из двенадцати золотых звезд. Замкнутый круг звезд символизирует союз стран-членов, а число 12 - их количество. Количество звезд будет оставаться постоянной, то есть 12, независимо от того, какое количество стран будет входить в ЕС, поскольку число 12 является символом совершенства и достатка.

Европейский Союз имеет свой гимн: прелюдию к последней части Девятой симфонии Бетховена. Общепринятое название прелюдии "Ода радости", но в этом контексте она также имеет значение оды свободе, чувству общности и мира между гражданами стран, которые решили объединиться, и теми, кто свободно присоединится к ним.

Развитие интеграции в рамках ЕС прошел все этапы: от зоны свободной торговли к экономического и валютного союза.

В ЕС как полноправные члены Союза входят: ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, Греция, Австрия, Норвегия, Швеция, Финляндия (последние четыре страны - с 1995 г.). С 1998 г. Европейский Союз ведет переговоры о присоединении к этой организации с шестью странами-кандидатами: Кипром, Польшей, Словенией, Венгрией, Чехией и Эстонией. Среди этих стран лучшие шансы имеют Польша, Венгрия, Чехия, хотя и они не могут вступить в ЕС раньше 2004, p. что обусловлено внутренними трудностями в ЕС. Переговоры с Болгарией, Латвией, Литвой, Румынией и Словакией начнутся только после того, как они приблизятся к критериев, необходимых для вступления в Евросоюза. Изъявляют желание (но имеют очень мало шансов в недалеком будущем) вступить в ЕС Хорватия, Сербия, Македония, Албания и Украина. Из бывших социалистических стран Европы только Россия, Беларусь и Югославия не задекларировали желание присоединиться к ЕС. В самом же Союзе планируют к 2015-2020 гг. увеличить количество членов до 30-35.

Механизм функционирования ЕС базируется на политико-правовой системе управления, которую составляют наднациональные или межгосударственные органы и элементы национально-государственного регулирования.

Европейский Союз имеет свои наднациональные законодательные и исполнительные органы:

  • Совет министров - законодательный орган, на уровне которого принимают решения по реализации единой политики ЕС. Голоса разных стран имеют разный вес в зависимости от экономической мощи страны и решения принимаются большинством.
  • Совет европейская - верховный орган, в состав которого входят главы государств и правительств стран - членов ЕС. Его работа проходит в форме совещаний или сессии дважды в год. Европейскую раду не надо путать с Советом Европы, которая не является учреждением Европейского Союза, деятельность которой сосредоточена в основном на сотрудничестве в области образования и культуры.
  • Комиссия Европейского Союза - исполнительный орган, который имеет право подавать на утверждение Совета министров проекты законов.

Комиссия Европейского Союза:

а) контролирует соблюдение таможенного режима, состояние аграрного рынка, налоговую политику и т.д.;

б) осуществляет финансирование из своих фондов (социального, регионального, аграрного);

в) самостоятельно ведет переговоры с третьими странами;

г) имеет право распоряжаться общим бюджетом;

д) приводит в соответствие с нормами ЕС национальные законодательства, стандарты и нормы.

•  Европейский парламент - орган, контролирующий деятельность комиссии и утверждает бюджет.

Суд ЕС - высший судебный орган, который обеспечивает выполнение договоров и реализацию основных принципов ЕС.

Кроме этих органов, существуют другие консультативные органы и вспомогательные учреждения - различные комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды регионального регулирования.

Первичным законодательством и правовой основой ЕС являются межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС и другие соглашения о деятельности Союза. Они имеют одинаковое толкование во всех странах - членах Союза и подпадают под его юрисдикцию.

Законодательными для всех стран - членов ЕС, но с разной степенью обязательности, есть также регламенты, директивы, решения, рекомендации и мнения.

Регламенты есть выше национальных законов и имеют на территории стран - членов ЕС силу закона.

Директивы содержат общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран - членов ЕС.

Решение направлены до конкретных адресатов, не являются обязательными, хотя имеют определенное юридическое значение.

Рекомендации и мнения не имеют юридического значения и не обязательны для исполнения.

Законодательные акты Европейского Союза выше национальные законы в таких сферах:

  • внешнеторговой;
  • аграрной политики;
  • торгового и гражданского права;
  • налогового права.

Принятие каких-либо нормативных актов, которые противоречат праву ЕС, на территории стран-членов не допускается.

Европейский Союз имеет собственный, независимый от стран-членов, бюджет. Его размер определяется Советом и Европарламентом, который утверждает бюджет ЕС.

Доходная часть бюджета ЕС формируется за счет:

а) собственных средств, которые состоят из ввозной пошлины, которое компенсирует разницу в ценах на сельхозпродукты в стране, импортирующей и на внешнем рынке; таможенных налогов за общим таможенным тарифом; части налога на добавленную стоимость; других средств;

б) взносов стран-членов (1,2-1,3% ВВП всех стран).

Средства бюджета ЕС используются (примерно) на такие нужды,% :

Административно-хозяйственные

На проведение политики:

единой сельскохозяйственной

региональной

социальной

энергетической

промышленной

научно-технической

в области информации и охраны окружающей среды

на компенсационные выплаты странам членам ЕС

-  4,5

 

-  66,5

-  7,5

-  6,6

-  0,3

-  0,1

-  3,5

-  2,1

-  8,4

Наибольшая часть бюджета ЕС используется на проведение совместной аграрной политики, основой которой является субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате таможенных барьеров на аграрный рынок ЕС практически не поступают товары из мирового аграрного рынка, цены на котором значительно ниже.

Во время создания ПЬЕС были провозглашены его задачи:

  • постепенное устранение ограничений в торговле между странами-участницами;
  • введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

• ликвидация препятствий для свободного перемещения лиц, капиталов и услуг;

• общая политика в отраслях транспорта и сельского хозяйства;

  • создание валютного союза;
  • унификация налоговых систем;
  • сближение законодательств стран-участниц;
  • разработка принципов согласованной экономической политики.

В реализации провозглашенных задач ПЬЕС достигнуты значительные успехи: проводится единая торговая политика в отношении третьих стран, унифицированные национальные финансовые системы и создана Европейская валютная система, сформирован единый внутренний рынок, отменены ограничения в отношении ряда товаров, услуг, капиталов, введены единые стандарты на многие виды продукции и т.д.

С декабря 1991 г. до февраля 1992 г. были подписаны соглашения о формирования экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), согласно которым к концу XX в. в ЕС будет единая денежная единица и единственный центр формирования валютной и денежно-кредитной политики Центральный банк и Европейская система центральных банков. ЕС должен превратиться в валютный и политический союз с единой внешней политикой.

Решающим событием в дальнейшем развитии ЕС стал Амстердамский саммит глав государств и правительств стран-участниц, который состоялся 17-18 июня 1997 г. Эта встреча стала также завершением Межправительственной конференции, которая пересмотрела Соглашение о ЕС, которое было принято в Турине в марте 1996 г. Основные пункты соглашения:

1. Передача ответственности за внутренние и законодательные дела к функций Сообщества в таких сферах: принятие на внешних границах, обеспечивающих свободное передвижение лиц, меры для решения проблем беженцев и иммиграции, мер для борьбы с преступностью, охраны прав граждан из третьих стран, законодательного сотрудничества в гражданских делах. Но для Дании существует специальное положение о добровольном неприсоединения, согласно которому решения, принимаемые структурами Сообщества, не являются обязательными для выполнения ею. Для Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, также остается специальное положение, согласно которому они сохраняют свою совместную зону передвижения и пограничные правила контроля.

2. Принятие решений в отношении потенциально широкого использования квалифицированного мажоритарного голосования в вопросах общей внешней политики и политики безопасности. Новая структура Сделки предполагает, что Европейская совет будет принимать решение относительно направлений общей стратегии, которые будут выполняться Европейским Союзом в тех сферах, где страны-члены имеют важные общие интересы. Совет будет воплощать их, в частности, посредством совместных действий и общих позиций. Эти решения Совета будут утверждаться квалифицированным большинством с возможностью для страны-члена занять позицию "конструктивного содержания" (то есть она не участвует, но и не препятствует действиям) или, в случае важных причин национальной политики, блокировать голосование с правом обращаться к Европейской совета. Генеральный Секретарь Совета будет также Высоким Представителем по общей внешней политики и политики безопасности. Отдел разработки политики и раннего предупреждения будет организовано под его руководством в сотрудничестве с Европейской комиссией.

3. Появление (впервые) новой части Соглашения о занятости населения, которая предусматривает более тесное национальное сотрудничество и возможность применения поощрительных мер. Активизируются меры по охране окружающей среды, здоровья человека и защиты потребителей. Социальный протокол входит в Соглашение с согласия Великобритании. Повышается прозрачность.

4. Умеренный рост веса квалифицированного большинства во всех сферах, но этот рост является существенным в делах, касающихся совместного принятия решений Парламентом и Европейским советом по вопросам законодательства. В то же время законодательные процедуры сокращаются и упрощаются.

5. Что касается Европейской комиссии, то количество ее членов сегодня остается неизменной, но она может быть пересмотрена, когда новые страны-члены войдут в состав Европейского Союза.

6. Появление новых текстов, касающихся гибкости, которая с небольшими и нестрогими ограничениями позволит ряда стран-членов обнародовать информацию по некоторым политическим вопросам, даже если не все хотят этого.

Пересмотренное Соглашение позволит сделать много политических и экономических шагов вперед, которые приведут к реальной перспективы расширения Европейского Союза. В июле Комиссия представила свои выводы относительно 10 стран-кандидатов вместе с другими важными документами "Повестки дня 2000".

Европейская совет также уделила большое внимание стабильности, экономическому росту и занятости населения. Было принято два правила, которые составляют часть Пакта о стабильности и экономическом росте в экономическом и монетарном союзе, так же как и правила, которые устанавливают законодательные рамки для единой валюты (евро).

Были приняты важные решения относительно самого Пакта экономического роста и занятости населения, а также принципов и основных элементов нового механизма обмена валют. Был утвержден дизайн монет евро. Особое внимание к вопросу занятости населения нашла свое отражение в решении провести специальный саммит осенью 1997 г.

Серьезные выводы были сделаны по борьбе с организованной преступностью и наркотиками. Принята Декларация о мирном процессе на Ближнем Востоке.

Европейский Союз играет все большую роль в мирохозяйственных процессах. Расширение ЕС является важной предпосылкой формирования будущего Европы. Основные требования к странам, которые хотят стать членами ЕС, было определено на совещании в Копенгагене в 1993 г. Это так называемые копенгагенские критерии:

- стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховную власть закона, права человека и национальных меньшинств;

- эффективная рыночная экономика, способность конкурировать с единым рынком ЕС;

- способность выполнять членские обязанности, среди которых поддержка задач Европейского валютного союза.

Существуют и так называемые Маастрихтские критерии, которые выдвигает ПЬЕС до своих потенциальных членов. Среди них нужно выделить такие:

- низкий уровень инфляции (не более 3% в год);

- умеренно стабилизированные обменные курсы валют;

- минимальный дефицит государственного бюджета (не более 4% ВВП);

- приемлемая квота национального долга.

Следует отметить, что не все нынешние члены ЕС соответствуют упомянутым критериям (в частности, Греция).

Всесторонняя интеграция в организационные структуры мирового хозяйства, в частности ЕС, является стратегической целью внешнеэкономической политики Украины. Развитие экономической интеграции Украины в ЕС происходит в соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Украиной, которое подписано 16 июня 1994 г. в Люксембурге. 30 ноября 1995 г. Европарламент ратифицировал это Соглашение. Украина первой из стран бывшего СССР подписала такое соглашение с ЕС. Основными задачами Соглашения являются:

  • развитие прочных политических отношений на основе регулярного диалога по политическим вопросам;
  • содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям;
  • закладки фундамента для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, гражданского, научно-технического, культурного сотрудничества;
  • поддержка усилий Украины, направленных на укрепление демократии и окончания перехода к рыночной экономике.

Сегодня уже определены основные этапы движения Украины в Европу: вступление в ВТО; получение статуса страны с рыночной экономикой; создание зоны свободной торговли с ЕС и получения его статуса ассоциированного члена.

Кроме ПЬЕС, в Европе значительная роль принадлежит еще одному экономическому группировке - Европейской ассоциации свободной торговли. Создана она в 1960 г. в Стокгольме с целью облегчения и расширения торговли между странами-членами: Австрией, Францией, Исландией, Норвегией, Швецией, Швейцарией, Великобританией, Данией, Португалией. Согласно особым протоколом право члена Ассоциации распространяется и на Лихтенштейн, который есть в таможенной унии со Швейцарией.

Принципы деятельности ЄАВТ существенно отличаются от принципов деятельности ПЬЕС:

• за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные пошлины в торговле с третьими странами, не существует единого таможенного тарифа;

• нет наднациональных органов. Совет, в который входят представители всех стран - членов ЄАВТ, может принимать решения только единогласно;

• страны - члены ее частично не отказываются от своего суверенитета;

• ЄАВТ - это зона свободной торговли, причем режим свободного беспошлинного товарооборота между странами-членами действует только для промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.

ЄАВТ не является таким устойчивым интеграционным группировкам, как ПЬЕС. Еще в 70-х годах вышли из ЄАВТ и вступили в ЕС Великобритания, Дания, Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Норвегия, Швеция и Финляндия.

Отношения между двумя интеграционными группировками, что существуют в Европе, постоянно развиваются. До 1977 г. образовалась зона свободной торговли промышленными товарами стран ЕС и ЄАВТ, в пределах которой ликвидировались пошлины и понижались нетарифные ограничения взаимной торговли. В 1991 г. было подписано соглашение между ними о создании единого европейского пространства. В соответствии с этим соглашением страны - члены ЄАВТ с 1993 г. вводят в свое законодательство правовые акты ЕС в отношении свободного перемещения товаров, капиталов, услуг, а также конкурентной политики. Интеграция рынков аграрной продукции не предвидится, поскольку сельское хозяйство стран ЄАВТ не смогло бы конкурировать со странами ЕС.

Первым европейским интеграционным группировкам, которое объединило государства, что до сих пор развивались, основываясь на различных экономических и политических моделях, стало Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Основано ЧЭС в 1992г. на основе Стамбульской декларации и объединяет 11 стран: Азербайджан, Албанию, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдову, Российскую Федерацию, Румынию, Турцию, Украину. Основная задача Черноморской интеграции заключается в создании режима свободного передвижения товаров, услуг и капиталов с целью расширения производственной кооперации и совместного предпринимательства.

1 марта 1993 г. вступила в силу Центральноевропейская соглашение о свободной торговле между Польшей, Чехией, Словакией и Венгрией (Вышеградская четверка), согласно которой осуществляется политика постепенного (до 2000 г. - полного) освобождение от количественных ограничений и таможенных границ в торговле между членами четверки.

Укреплению стабильности в Европе посредством расширения сотрудничества в различных областях (политической, экономической, культурной, научной) способствует региональное объединение - Центральноевропейская инициатива (ЦЄІ). Оно объединяет такие страны-члены: Австрию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Чешскую Республику Македонию, Венгрию, Италию, Польшу, Словацкую Республику, Словению, Албанию, Беларусь, Болгарию, Румынию, Украину. В деятельности рабочей группы принимает участие немецкая земля Бавария. ЦЄІ поддерживает различные проекты, которые могут быть разделены на три категории: инвестиционные проекты и соответствующее технико-экономическое обоснование; организационные проекты (обучение, исследования, информационные системы и т.д.); культурные проекты (фестивали, семинары, стипендии). Обеспечивает Секретариат проектами ЦЄІ, присланными руководителем программы ЦЄІ, Европейский банк реконструкции и развития (ЄБРР). ЕС поддержал идею регионального сотрудничества как один из средств содействия странам Центральной и Восточной Европы в их усилиях трансформировать свои политические и экономические структуры. ЦЄІ и ЕС имеют желание в дальнейшем развивать конструктивный диалог.

Одним из крупнейших экономических группировок мира является Североамериканский рынок, который образуют США, Канада и Мексика (более 360 млн. потребителей в пределах Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА)). На государственном уровне американо-канадская Соглашение о свободной торговле была заключена в 1988 г., а в 1992 г. к ней присоединилась Мексика. Соглашение о свободной торговле предусматривает: постепенной ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; облегчение условий взаимных капиталовложений; порядок урегулирования торговых конфликтов между ее участниками. Полноценный Северо-американский общий рынок, по планам организаторов НЕФТЬ, может быть создан к 2010 г.

Активизируются интеграционные процессы и в Южной Америке. В 1991 г. Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай (присоединился позже) заключили торговый пакт МЕРКОСУР, который вступил в силу с 1 января 1995 г. Целью его является создание нового мощного регионального торгово-экономического блока, который объединяет страны с населением общей численностью более 200 млн. человек и суммарным ВВП более чем 550 млрд. долл. США. Результатом такого объединения является то, что 90% взаимной торговли стран-членов освобождается от любых тарифных барьеров, а в отношении импорта из третьих стран вводится общая тарифная структура и таможенные правила.

МЕРКОСУР является одним из самых динамичных экономических группировок в современном мире. Так, в период с 1991 по 1995 г. объемы экспорта и импорта между странами - участницами выросли почти на треть, с другими странами мира соответственно на 8,24% и 22,71%, а совокупный взаимный торговый оборот вырос с 4 млрд. до 14,4 млрд. долл. США в год. Резко увеличились объемы инвестиций в экономики стран - участниц соглашения. Например, за 1995 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Бразилии составил 3,3 млрд. долл. США, а в 1996 г. этот показатель вырос до 6 млрд. долл. США. МЕРКОСУР стремится к установлению деловых отношений с другими интеграционными группировками. Так, в 1995 г. МЕРКОСУР подписал с Европейским Союзом Рамочное соглашение о расширении сотрудничества, согласно которому уже с 2005 г. предусмотрено создание зоны свободной торговли между двумя региональными объединениями. Необходимо отметить позитивные перспективы дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества между Украиной и странами - членами МЕРКОСУР. Уже заключен ряд соглашений с Аргентиной и Бразилией, а продукция предприятий Украины уже известна на их рынке. Это способствует выходу Украины на рынки других стран Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми тесно связаны южноамериканские страны.

Менее всего развитые интеграционные процессы среди стран Африки. В 1989 г. Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис образовали Союз Арабского Магриба, договор, который предусматривал организацию экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Но широкого сотрудничества не удалось достичь через замкнутость национальных границ.

Экономическая отсталость и отсутствие межгосударственных связей не позволяют быстро создать на африканском континенте интеграционные группировки. В планах Организации африканского единства является идея создания в 2005 г. Африканского экономического сообщества.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии связывают прежде всего с созданием Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Сообщество объединяет Японию, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии, в частности стран - членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китай и Океанию. Такое сообщество только формируется, поэтому идут поиски путей сотрудничества, а именно региональное группировки состоит как бы из разных блоков. Так, АСЕАН, которая объединяет Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, образованная еще в 1967, p. но лишь в 1992 г. ее участники поставили цель в течение 15 лет создать зону свободной торговли. В то же время каждая из стран АСЕАН тесно связана с экономикой США, Японии, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня. Интеграционные процессы в этом регионе самые активные на микроуровне на основе деятельности транснациональных корпораций.

Для использования неравномерно распределенных природных и экономических ресурсов, получения выгод от специализации отдельных стран образуются экономические группировки в форме торговых блоков (например, Арабский общий рынок), организаций для создания совместных проектов (например, Комитет по Меконга), валютных союзов (например, Азиатский клиринговый союз), инвестиционных институтов (например, Азиатский банк развития), товарных ассоциаций (например, Межправительственный союз стран - экспортеров меди и стран - экспортеров бананов и т.п.).



Назад