Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

1.2. Культура как предмет культурологии


Термин «культура» происходит от латинских слов «colo», «cultio», что означает возделывание, «colore» - обрабатывать, выращивать, а позже - поклоняться и чтить богов и предков. К середине i в. до н. есть. эти слова связывались с земледельческим трудом, но Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) в своем трактате «О земледелии» уже пишет не просто о возделывание земли, а о «возделывание отдельного участка, которая невозможна без особого душевного настроя» крестьянина. Постепенно понятие «культура» распространяется на такие сферы человеческой деятельности, как воспитание, обучение, то есть совершенствование самого человека - в письмах Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), известных под названием «Тускуланські беседы» (45 г. до н. э.), в высказывании «культура духа есть философия» речь шла именно об этом. В эпоху Средневековья слово «культура» продолжает использоваться в значении аграрного производства («agri cultura»), но в других сферах человеческого бытия оно приобретает значение «культа» («cultus»). В XVII в. слово «культура» начинает употребляться как самостоятельный термин для обозначения духовного мира человека, что способна противостоять природе, а культурная европейская человек Нового времени начинает противопоставляться «природному человеку прошлого».

Сейчас культура - это сложный общественный феномен, который играет огромную роль в жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, образ жизни как отдельного человека, так и всего общества, менталитет тесно связаны с уровнем развития культуры.

Культура влияет на характер поведения, стиль и формы общения людей, их сознание, духовные потребности, ценностные ориентации. Уровень культуры определяет дальнейшую судьбу человека, цель ее жизни.

Следовательно, культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный продуктами материального и духовного труда, в системе социальных норм и установок, духовными ценностями, в совокупности отношений людей к природе, между собой и отношением к собственной личности, это система жизненных ориентаций субъекта.

Культура и цивилизация. В значении «культуры» часто употребляется понятие «цивилизация». Цивилизация - это материальная культура или целесообразна упорядоченность человеческой среды.

Понятие «культура» употребляется:

- для характеристики определенных исторических эпох (первобытная культура, античная культура, средневековая культура и др.);

- для определения конкретных человеческих сообществ, народностей, наций (украинская культура, культура племени майя, американская культура и т.п.);

- для определения специфических сфер жизнедеятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура), в более узком смысле - как сфера духовной жизнедеятельности людей;

- как суммарный срок, что характеризует предметные результаты деятельности человека: машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и др.).

Под понятием «культура» понимают человеческие силы и способности, реализуемые в процессе жизнедеятельности: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.

Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданский, государственный) иногда употребляется как синоним культуры, в узком смысле - материальной культуры. В данном случае - это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, христианская цивилизация, современная цивилизация).

Цивилизация возникает тогда, когда накопление материальных и духовно-культурных достижений приводит к необходимости организации их в систему, что способствует появлению письменности, классовой дифференциации общества, образованию государства, появление городов как отдельных общественных организмов, строительству монументальных сооружений.

Базовое значение понятия цивилизация лежит в представлениях древних греков и римлян о преимуществах существования людей по законам и в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, по которому живут все люди данного общества, следовательно, они рассматриваются как цивилизованные, то есть такие, что имеют гражданские права и соответствующие достоинства. Народы, которые не знали законов и были подчинены царю, древние греки не относили к цивилизованным, считая, что эти народы лишены таких добродетелей свободного человека, как мужество, справедливость и человеческое достоинство.

Значение понятия «цивилизация» изменилось в XVIII ст., когда французские материалисты-просветители стали признавать цивилизованными только общества, построенные на началах разума, справедливости и частной собственности. В дальнейшей истории человечества стало очевидным, что цивилизация вместе с культурой составляют противоречивое единство, выступая в роли ее функционального подразделения: если культура является системой смысла человеческого бытия, то цивилизация составляет предметный ресурс культуры.

Цивилизация и культура также представляют две различные способы реализации творческих сил человека. Если в культуре все материальное и практическое служит духовному, то в рамках цивилизации дух служит материальном и практическом. Цивилизация характеризуется средством и уровнем овладения силами природы, а культура возникает в результате овладения человеком своей собственной природой. Воспроизводство рабочей силы, увеличение свободного времени - это признак цивилизации, а воспроизведения личных структур человека путем воспитания и обучения - признак культуры, ее традиций, норм и ценностей.

Соотношение культур. Культура - это фактор, который организует все уровне жизни людей. Они взаимосвязаны, но неоднородны:

· народная культура (коренное) создается в глубинах народного духа, в повседневной трудовой деятельности народных масс на основе богатого жизненного опыта, накопленного веками;

· «высокая культура», до лучших образцов которой имеют отношение отдельные гениальные личности: художники, ученые, изобретатели, проповедники, пророки, вожди, они воспитаны народной культурой и настоящие ее носители;

· элитарная культура - культура, свойственная элите общества, к которой принадлежат родовая аристократия, финансово-промышленные магнаты, политические лидеры с властными полномочиями. Она включает в себя ритуально-этикетные речевые и морально-этические особенности, заимствования элементов других культур, дистанцирование от народа и пренебрежительное отношение к нему;

· демократическая культура - культура, неотделима от культурного бытия трудового народа, целый пласт его жизнь, свободная культура, почти не формализована;

· массовая культура появилась в начале XX ст. Для нее характерны стандартизация культурной деятельности, профанация, активное тиражирование с помощью СМИ (мода, кино, телевидение и др.). «Массовая культура» противоречива: с одной стороны, она делает доступными культурные достижения «высокой культуры», а с другой - вульгаризирует их, подменяет оригинальность копией, делает рядовым общения с искусством, наукой, порождает конформизм и посредственность.

Культура как целостное явление условно делится на подгруппы: бытовая, политическая, правовая, художественно-творческая, техническая, производственная.

Бытовая культура характеризуется особенностями народов, длительное время проживающих на определенной территории;

Политическая культура - важный фактор общества, которое формируется в соответствии с реальных социально-экономических отношений, которые сформировались у разных народов в разные времена;

Правовая культура формируется на базе первых двух, чем выше уровень общества, тем выше уровень правовых отношений, но сейчас, с усложнением социально-экономических условий и государственных структур, все труднее становится упорядочить правовые отношения, которые часто противоречат нормам бытовой и этнической культуры и служат не человеку, а потребностям партий и крупного капитала, хотя подаются как общечеловеческие или общенациональные;

Художественно-творческая культура олицетворяет многоаспектность и многомерность человеческой художественной деятельности, охватывая народное художественное творчество и профессиональную творческую деятельность. Если народное творчество не предусматривает овладение определенным видом деятельности на уровне профессии, то для профессионально-творческой работы нужно пройти серьезную школу профессионального обучения;

Техническая культура - поскольку в настоящее время техника сопровождает человека на протяжении всей жизни и играет существенную роль в формировании его характера и поведения, насущным вопросом является отношения и взаимосвязи человека и машины, которые определяет техническая культура;

Производственная культура касается проблем и этических норм отношений между собой членов производственных коллективов и их взаимоотношений с руководством. Она требует выработки оптимальных моделей производственных отношений с максимальной адресной привязкой, поэтому общие этические нормы, разработанные во времена бывшего СССР, не пригодные ныне, ибо не учитывают психологические особенности людей, сформированных в одной политической системе и вдруг брошенных в другую.

Формы выражения культуры. В своей многогранности и разнообразии культура имеет такие формы выражения: научные, технологические, культурные, мировоззренчески-религиозные и др.

Наука как олицетворение и высочайший уровень развития культурного процесса обобщает, классифицирует, формирует образовательный процесс. Это стимулирует развитие общественной мысли, что способствует накоплению валового национального продукта, национального валового дохода и определяет общественно-экономический уровень жизни людей.

Технологическая культура обеспечивается научным уровнем развития общества. Она облегчает труд человека, высвобождает количество позаробочого и свободного времени, благодаря чему человек получает больше возможностей для развития и самосовершенствования.

Мировоззренчески-религиозная культура разделилась на две независимые системы - партийную и религиозную. Если партийная обещает все блага человеку сразу, то религиозная, отвлекая от земного бытия, осуществления своих программ переносит в потусторонний мир.

Искусство - это процесс и совокупный результат человеческой деятельности, особая форма общественного сознания, что представляет собой выражение действительности в художественных образах. Являясь составной частью духовной культуры, искусство дает возможность человеку проявить свои художественно-творческие способности, утвердиться на уровне самодостаточного субъекта. Искусство включает в себя все виды художественного творчества - литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности. Его суть заключается в чувственном выражении сверхчувственного, оно является также эстетическим освоением мира в процессе художественного творчества. Раскрывая вопрос о соотношении культуры и искусства, студенты должны учитывать характерные особенности искусства: во-первых, его тесная связь с чувственными переживаниями и эмоциями, во-вторых, его чувственное восприятие и субъективное видение действительности, по-третье, образность и творческий характер, по-четвертых, его огромное значение как мощного средства общения людей.

Функции культуры следует отметить такие:

- людинотворча - усваивая достижения культуры, человек познает себя и определяет свое место в обществе и в мире, цель своей жизни;

- информативная - обогащение человека предыдущим опытом, то есть, чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти через все эпохи предыдущей культуры (И. В. Гете);

- регулятивная - культура создает нормы и правила для организации совместного проживания людей;

- аксіологічна - установление ценностных приоритетов;

- гедоністична - направление на получение удовольствия, наслаждения.

Таким образом, культура - это специфическая форма объединения людей и формирование духовного сознания отдельной личности.

Историческая типология культуры (гр. typos - отпечаток, образец + logos - слово, учение) представляет собой основные социокультурные периоды человечества: культура Древнего мира, культура Средневековья, культура Нового и Новейшего времени, которые включают в себя культуру первобытного общества, культуру народов Древнего Востока, культуру Античного мира, культуру Средневековья, культуру эпохи Возрождения, культуру абсолютизма и Просвещения, культуру эпохи промышленного переворота и социальных сдвигов, культуру XX ст.

История культуры украинского народа является одним из цепей истории мировой культуры. Народы современного мира формировались в неповторимом комплексе природных, расово-этнических, языковых и геополитических факторов, вместе с ними формировались и росли их уникальные культуры. Не является исключением и украинская культура. ее особенности в большой мере обусловлены природно-географическими характеристиками региона, благоприятного для земледелия. Украинская культура принадлежит к культур восточнославянского типа, существенные черты которой соединяют ее с культурой других племен, что во второй половине i тыс. н. есть. образовали государство Киевская Русь. Формирование современной украинской культуры происходило в сложных условиях, определенных пребыванием потомков древних русичей в составе таких европейских стран, как Литва, Польша, Австро-Венгрия, Румыния и Россия, где, впитывая достижения других народов и обо-гачуючи их собственным достоянием, она формировалась как уникальное мировое явление. В настоящее время, развиваясь как культура собственного государства, культура украинского народа вступает в новый этап своего развития - культурный ренессанс Украины XXI ст.



Назад