Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

1.3. Основные концепции культурологии


Знакомясь с основными концепциями культурологии, мы должны иметь в виду, что до первой половины XIX в. феномен культуры рассматривался лишь на основе ее рационального осмысления. Во второй половине XIX в. его анализ осуществлялся в рамках научно-концептуальных направлений культуры, которые стали фундаментальной основой культурологии. С ростом духовного кризиса человеческого общества, несмотря на видимые успехи современной цивилизации, между природной средой и человеком возникла колоссальная техногенная преграда, которая привела к дисгармонии сознания и человеческого духа. Блага цивилизации и необходимости духовного развития современного человека находятся в постоянной конфронтации. Ныне культурознавство уже отказалось от рациональных ценностей европейской культуры. Отчаявшись в спекулятивно-философских композициях, оно стало на путь широких культурологических обобщений позаєвропейської конкретики и выявления проблемного поля самозначущих и самобытных культур.

В период от Ренессанса до Просвещения сформировалась теория о возможности человека, призванного изменять и совершенствовать мир с помощью собственного ума. Так возникло светское представление о культуре как реализацию человеческого разума. Но это утверждение содержало в себе противоречие, поскольку ничего не говорилось о прогрессе развития самого человеческого разума.

Философия Гегеля как теория культуры. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - представитель классической немецкой философии, впервые поставил вопрос о соотношении культуры и человеческого разума. В философской системе Гегеля культура продолжала выступать как реализация ума, но не человеческого, а всемирного. Он считал, что развитие мировой культуры проявляет такую целостность и логику, что не может выводиться из составляющей индивидуальных усилий людей. Не игнорируя многообразие культурных форм и качественной разницы национальных культур, Гегель считал их только степенью в саморазвития Всемирного Духа.

Философия культуры Шпенглера. Выдающийся немецкий философ, историк Освальд Шпенглер (1880-1936) развил учение о культуре как множество запертых «организмов» (земли, китайского, индийского и др.), что выражали «коллективную душу народа», которая проходит определенный цикл жизни, который длится на протяжении тысячелетий. На его взгляд, органическая культура, умирая, перерождается на свою супротилежність - цивилизацию, господствующим принципом которой является голый практицизм и рационализм. Шпенглер стал выразителем болевых проблем европейской культуры. Несмотря на то, что он не объяснил процесс зарождения новых культур, он впервые поставил вопрос, которые стали отправной точкой серьезного современного исследования о человеке, культуру и цивилизацию.

Человек, творчество и культура в философии Бердяева. Выдающийся русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был первым выразителем духовного драматизма переломной эпохи, когда старые культурные формы стали тесными для дальнейшего развития человечества, которое перешло к созданию новых форм и средств воплощения. Он считал, что человек как свободный творец, стоит выше культуры, поэтому его творчество ограничивают стали культурные формы. Говоря об исторической судьбе России, Бердяев возлагал надежды на «чудо религиозного преображения жизни» как альтернативу сковуючому символизма культуры и механически-бездушном порядке цивилизации.

Культура и бессознательное начало в концепции Фрейда. Австрийский мыслитель, врач-психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд (1856-1939), проанализировав известные концепции культуры, решил сосредоточить свои исследования на самом человеке. Он создал новое направление в психологии и медицине, который назвал психоанализом, принципы его распространил на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д. Открыв в человеке бессознательное начало природного происхождения, которое направляют сексуальные желания и желания смерти, Фрейд обнаружил движущую силу ее творческого потенциала - сублимацию, т.е. использование сексуально-биологической энергии не по прямому назначению. Именно она, на его взгляд, и является движущей силой стремления человека к знаниям, искусства и высокого идеала.

Культура и коллективное бессознательное в концепции Юнга. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), как и Фрейд, начинал работать врачом-психиатром. Однако он не остановился на сексуально-биологическом трактовке бессознательного, а нашел, что типичные образы, которые появлялись его пациентам в сновидениях, совпадают с символами мировой культуры, о которых они не могли знать. Это явление Юнг объяснял как природную силу и назвал его коллективное бессознательное, а его первичные формы - архетипами коллективного бессознательного. Так, получалось, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается в наследство биологически. Следовательно, человеку для обеспечения целостности своей души надо не бороться с бессознательным, а с ним вести конструктивный диалог. Причиной разрушения символов является рационализм, что испортил способность человека отвечать божественным символам и идеям и отдал ее «на милость» психического ада. «Демоны» вырываются из-под контроля ослаблої культуры, поэтому XX в. становится возрасте неслыханных психических эпидемий, которые маскируются под идеологические окраску. Следовательно, европейская культура, чтобы возродить утраченное единство человеческой души, должна коренным образом измениться.

«Вызов и Ответ» как движущая сила в развитии культуры в концепции А. Тойнби. Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) много произведений посвятил детальным описаниям различных культур и создал общую концепцию развития культуры. Как и Шпенглер, он исходил из того, что в большом количестве существующих культур заложено определенную истину, однако каждое из них Тойнби рассматривал не как замкнутый в себе организм, а как ступень на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Считая, что человеческий путь не определяется божеством, он раскрыл альтернативы развития культуры. Движущей силой культуры Тойнби считал борьбу двух творческих начал, заложенных в человеке: «божественное» и «дьявольское». По его мнению, развитие культуры осуществляется путем «Ответов» творческого человеческого духа на «Вызов», который закидывает ему природа, а конечный результат развития зависит от конкретных ситуаций, поскольку на один и тот же «Вызов» может быть несколько вариантов «Ответов».

Ценность как главный принцип культуры в концепции П. Сорокина. Выдающийся российский социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), развивая концепции Шпенглера и Тойнби, признавал прогрессивное развитие современной западной культуры, но, определяя ее состояние как кризисное, оценивал ее не как окончательный упадок, а как необходимую фазу становления новой цивилизации, что в конечном счете объединит все человечество. По его мнению, культура является совокупностью всего созданного или признанного данным обществом на той или иной стадии развития, в процессе которого общество формирует различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые др. что формируются в системе высших рангов. Эта тенденция ведет к созданию культурных надсистем, каждая из которых имеет собственную ментальность, философию и миропонимания, а объединяющим фактором этих систем является ценность. Именно ценность по П. Сорокиным и составляет фундамент каждой культуры.

Культура как совокупность знаковых систем: структурализм К. Леви-Стросса, Г. Фуко и др. Заметное место в современной культуре занимает структурализм. Это современное направление развития гуманитарного знания, связанный с использованием структурного метода моделирования элементов, семиотики, формализации и математики в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объектом исследования структурализма есть культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода заключается в выявлении структуры как в отношении устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами системы. Основные идеи структурализма были разработаны в работах французских ученых, среди которых выделялись этнограф и социолог Клод Леви-Стросс (1908), философ, историк культуры и науки Мишель Фуко (1926-1984), философ Жак Деррида (1930), психиатр Жак Лакан (1901-1981).

Концепция игры (И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). Самой распространенной ныне среди культурологических концепций является концепция игровой культуры. Самый яркий ее представитель - голландский культуролог, историк и философ-идеалист Иоганн Хейзинга (1872-1945). Развитие культуры с его теорией происходит в процессе игры. Вся культурная творчество - это игра: поэзия, музыка, художественное творчество, мораль и все возможные формы культуры. Разные версии такой концепции имеют место в других концепциях культурологов. В основу этой концепции положен толкование искусства как игры, то есть спонтанной, незаінтересованої деятельности, которая сама по себе приятная и не имеет определенной цели. Культурообразующая свойство игры заключается в том, что в своей деятельности по преобразованию окружающей среды человек «проигрывает» этот деятельный процесс в собственном воображении. Как считал Хейзинга, элементы игры присутствуют во всех сферах материальной культуры и определяют содержание ее формы - целые эпохи «играют» в поиски идеала и путей его осуществления, не создавая принципиально новых ориентиров.

Анализ современного культурного состояния в аспекте теории игры осуществил испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Подвергая критике современную «массовую культуру», он противопоставляет ей «живую» культуру, что является личным достоянием человека. Конкретные элементы такой культуры составляют элитарный пласт культурного процесса, что может противостоять «массовой культуре». Важным элементом человеческого бытия считает игру немецкий философ Е. Финк, который ставит ее в один ряд с такими понятиями, как смерть, труд, стремление к власти и любви, что не присуще животному миру, ибо фантазия как средство оперирования представлениями присуща только человеку, который в процессе игры реализует свои высокие духовные достояния.

Культурологическая мысль в Украине. Задача украинской культурологии заключалось в осмыслении культурно-исторического процесса развития украинской культуры. Этот вопрос возник в начале XIX ст., в эпоху романтизма, когда со стороны прогрессивной части интеллигенции было обнаружено усиленный интерес к народному творчеству и культуры. Однако первые положения о культуре заложил еще Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Он разработал принципы символического трактовка культуры, представляя ее как три мира, которые составляют человеческое сообщество и мир отдельного человека, мир природы («макрокосма») и «мир символов» (или Библия). Все в мире имеет «внешнюю» или материальную натуру, и «внутреннюю» (духовную натуру), которые представляют собой дуалистический мир вечного и преходящего, доброго и злого, возвышенного и униженного.

Деятели «Кирилл-Мефодіївського братства» провозгласили тезис об уникальности каждой национальной культуры и ее етноцентричний характер. Историк Николай Иванович Костомаров в своей статье «Две русские народности» (1861) утверждал, что в древности на Руси существовали південноруська, северска, великорусская, белорусская, псковская и новгородская народности со своими собственными культурами.

Идею единой русской культуры трех братских славянских народов проводили в своем творчестве члены «Русской тройке» в Галичине (середина XIX в.). В предисловии к сборнику народных песен «Русалка Днестровая» в частности отмечалось: «Народ Русский оден из главных поколень Славяньских меж ними, роскладаєся по хлебородных окрестностьох из вне Бескидских гор за Дон. Он широко задержеу в своих поведенках, песньох, обрядах, сказках, прислівйох все, что ему передвецькі деди наследством оставили...».

Основоположником психологического направления в отечественной культурологии был член-корреспондент Петербургской Академии Наук Александр Афанасьевич Потебня (1836-1891), который разрабатывал вопросы теории словесности, фольклора, этнографии, общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков. Он отмечал, что все языки имеют неисчерпаемые внутренние возможности для развития, однако язык нации определяет язык школы, язык школы - потребности производства, которые формируют языковой эквивалент нации.

На рубеже XIX-XX вв., в эпоху промышленного переворота и радикальных социальных сдвигов, когда культура становится средством политической и идеологической борьбы, возникает теория двух культур в единой национальной культуре. В украинской культуре прослеживались две противоположные направления: революционно-демократический и национал-либеральный. Первый представляли Т. Шевченко, Марко Вовчок, Панас Мирный, И. Франко и др. Они признавали, что в каждой национальной культуре присутствуют элементы демократической и социалистической культуры и элементы культуры правящих классов. Представители второго направления, к которому принадлежали М. И. Костомаров, 1.1. Огиенко, Г. С. Грушевский, стояли на позициях безкласовості и безбуржуазності украинской культуры. По мнению профессора М. С. Грушевского, ее суть заключалась в автохтонності украинского народа, предками которого якобы было население, что с древнейших времен проживали на территории современной Украины. В годы советской власти был сделан вывод о новую социалистическую культуру, социалистическую по форме, национальную по содержанию, інтернаціоналістську по характеру.

Следующий этап в развитии украинской культурологии связан со становлением Украины как самостоятельного государства. Ныне выделилось несколько направлений исследования: традиционная историческая культурологическая школа, философия культуры, социология культуры, психология культуры.

Главная задача исторической культурологической школы состояла в том, чтобы дать конкретные знания о тот или иной тип культуры. Она пыталась не только объяснить, сколько выявить и описать факты, события и достижения культуры, выделяя в ней основные достопримечательности, имена авторов и создателей. К исторической культурологии тесно примыкала лингвистическая культурология, которая изучает культуру через призму языка и литературы.

Общей теорией украинской культуры была философия культуры. ее задача состояла в осмыслении и объяснении культуры через ее общие и наиболее существенные черты. Философия культуры исследовала сущность культуры, ее отличия от природы, соотношение с цивилизацией и другими явлениями. Предметом ее изучения являются структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества. Философия культуры направлена на выявление ведущих тенденций в эволюции культуры, на раскрытие причин ее кризисных явлений.

Социология культуры исследовала функционирования культуры или в целом, или имеющиеся в ней субкулмури - массовую и элитарную, городскую и сельскую, женскую и молодежную. Она изучала сдвиги и изменения, происходившие в культуре, их динамику, реакцию на эти изменения тех или иных слоев общества и общественных институтов.

Психология культуры изучала личностное отношение к культуре, своеобразие духовного насыщения человека в рамках определенного культурного пространства. На основе социально-психологических исследований психология культуры выделяла культурно-исторические типы личности, характерные к имеющемуся социума.

Сейчас, в новых условиях развития, украинская культурология преодолевает жанровость в освещении национальной культуры, пересматривается периодизация и соотношение с европейской и мировой культурой. Появилось немало фундаментальных трудов по истории, философии и социологии культуры. Известные украинские культурологи Я. Исаевич, А. Макаров В. Овсийчук, Г. Попович, В. Смолий и др. рассматривают украинскую культуру с засадних принципов мировой культурологической мысли. Последним свидетельством развития современной украинской культурологии является издание фундаментального академического издания «История украинской культуры» в 5-ти томах. ее авторский коллектив отошел от фрагментарности и лишнего фактологізму, избежал увлечения художественно-стилевой спецификой искусства и чрезмерной теоретичністю. В этой работе культура рассматривается как духовно-культурный феномен, как система внешних «предметных» и внутренних «субъективных» ценностей.

Украинская культурологическая мысль за рубежом. Зарубежные представители украинской культурологии, разделяя концепцию профессора М. С. Грушевского, не отошли от хронологического принципа в освещении украинской культуры. Так, Д. Антонович и И. Крипякевич, поделив ее на материальную и духовную, выступали против замкнутости национальной культуры, признавая существование общечеловеческой мировой культуры. В то же время в XX ст., когда активизировались движения народов к национальному самоопределению, получила известность лингвистическая теория, авторами которой считаются М. С. Грушевский и 1.1. Огиенко. Абсолютизируя роль национального языка, они считали ее единственным ведущим фактором сохранения, утверждения и выживания национального сообщества, что является консолидирующей силой единения нации не только в самой стране, но и за рубежом. Так, И.И. Огиенко выдвинул идею «рідномовної политики», в основу которой было положено положение о государственном языке ведущей нации, о свободное развитие культур национальных меньшинств, о единстве материнской культуры с культурой эмиграции через содействие развитию соборной литературного языка и через широкое применение ее правительственными и образовательными учреждениями, в том числе и церковью. Религиозная концепция украинской культурологии была представлена греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким (1861-1944); предусматривала инкорпорации украинской культуры в западную через включение православных верующих в греко-католическую церковь, подчиненную Ватикана.

Вместе с тем, читатели могут встретить в многочисленной литературе, авторами которой являются преимущественно представители творческой интеллигенции, попытки на эмпирическом уровне вывести происхождение украинской нации и культуры от создания мира или доказать принадлежность к украинской нации большинства выдающихся деятелей мира. Попытки вывести украинцев из первобытнообщинного строя уже привело к появлению так называемой РУН-веры - Родной украинской веры. Все эти попытки не имеют никаких научных оснований и является лишь продуктом художественно-творческого мышления.



Назад