Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

2.1. Культура первобытного общества как исторический тип


Раздел посвящен раскрытию основных характеристик и особенностей культуры первобытного общества. Чтобы понять сущность и закономерности развития культуры первобытного общества, прежде всего нужно усвоить достаточно сложную его периодизация. В настоящее время сложились три ее вида: археологическая, культурно-цивилизационная и историческая, что соответствует становлению и развитию общественно-экономических формаций.

Археологическая периодизация, что основывается на исследованиях материальных находок, разделила этот период на три века: каменный и медно-бронзовый и железный. Каменный век был также разбит на три периода: палеолит (древний или «нижний» камень), мезолит («средний» камень) и неолит (новый или «верхний» камень), характеризовавшиеся определенной техникой обработки, форме и назначению каменных орудий труда. Каждый из этих периодов делился на археологические культуры, название которых соответствовала наиболее характерным местам находок. Однако при всех своих достоинствах такая периодизация не учитывала достижений историко-культурного развития, сводя их только к материала и техники обработки орудий труда, оружия, жилья, места захоронения и др.

Вторую, культурно-цивилизационную периодизацию, предложил американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), который, отстаивая идею прогресса и единства исторического пути человечества, обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частных, об эволюции семьи и брака от групповых форм до индивидуальных, первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества. В книге «Древнее общество» он разделил всю историю первобытного общества на два периода - «дикость» и «варварство», давая каждому комплексную характеристику материальной и духовной культуры.

Современные ученые используют также и третью периодизацию, в основу которой положено учение об общественно-экономическую формацию, созданную на базе соответствующего способа производства. Это первобытнообщинный, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм.

Ученые-археологи выделяют несколько значительных периодов развития первобытного строя, которые, по традиции, называют веками: каменный и медно-бронзовый, железный.

Каменный век - самый длинный период времени в истории человечества. Он длился от появления человека до начала распространения первых металлов - меди, бронзы и др. Палеолит делится на три основные отрезки времени - палеолит, мезолит, неолит, каждый из них в свою очередь имеет свои эпохи или периоды.

Через неравномерность исторического развития начало каменного века, как и окре-мих его эпох и периодов, на разных территориях земного шара не совпадает во времени. Если в Африке человек появился более 2 млн лет назад, то в Европе - около 1 млн лет назад. Каменный век в Европе закончился в 3 тыс. до н. э., а у аборигенов Южной Азии, Австралии, на островах Тихого океана продолжался до Великих географических открытий (середина XV - середина XVII вв.).

Палеолит, в свою очередь, делится на ранний, средний и поздний. Ранний палеолит составляет две археологические культуры: шельську и ашельську. Средний палеолит отвечает мустьєрській культуре. Носителями культур раннего палеолита были Ното habilis (человек умелый), питекантроп и название синантроп. За мустьєрської эпохи появляется новый тип человека - неандерталец. В период позднего палеолита, которому соответствуют ориньякская, солютрейська и мадленська культуры, сформировалась человек современного типа - кроманьонец и гримальди.

Шельська культура (300 тыс. лет назад) - выделенная и названа в 60-е гг. XIX в. по находкам каменных изделий возле м. Шель близ Парижа. Достопримечательности шельскої культуры распространены на территории Африки, Южной Европы; Южной, Юго-Восточной и Средней Азии, Закавказья. На территории Украины они были найдены возле поселка Королеве на Закарпатье. Носители шельської культуры, применяя примитивные каменные рубила и другие орудия труда, занимались собирательством, охотой, вели кочевой образ жизни, жили в открытых поселениях и в естественных пещерах, пользовались огнем. Общественной организацией был первобытнообщинный строй на стадии «первобытного человеческого стада». Физический тип людей этой культуры - архантропы.

Ашельська культура (около 400-100 тыс. лет назад). Название ее происходит от окраине г. Амьена (Сент-Ашель) на Севере Франции. Носители этой культуры жили в пещерах и других защищенных местах, занимались охотой и собирательством, научились пользоваться огнем. Для нее характерны каменные двобічнооброблені ручные рубила, сокироподібні орудия, массивные отщепы и нуклеусы. Достопримечательности ашельськой культуры были открыты в Азербайджане, Армении, Грузии и Молдове. В Украине - это Королеве и Рокосів на Закарпатье, Житомирская стоянка и Лука-Вороновицкий.

Мустьєрська культура (около 100 (150) - 40 (35) тыс. лет назад). Название ее происходит от пещерной стоянки Ле-Мустье в Северной Франции. Эта культура была распространена в Европе, Азии и Африке. Для нее характерны остроконечные скребла, изготовленные из камня. Носители этой культуры - палеонтропы, жили в естественных пещерах, сооружали заслоны и примитивные жилья в речных долинах, добывали огонь. Достопримечательности мустьєрської культуры найдены в Средней Азии (Тешик-Таш), на Кавказе, на Волге (Волгоградская стоянка). На территории Украины она представлена достопримечательностями Молодовських стоянок (поселок Молодово Сокирянского района Черновицкой области), Антонівськими стоянками на Донетчине, а также стоянками Ки-Їк-Коба, Чокурча, Старосіллівська, Шайтан-Коба и Заскальницька в Крыму.

Ориньякская культура (около 20-30 тыс. лет назад). Название ее происходит от стоянки, найденной в пещере Ориньяк во Франции. Культура распространена в южных районах Западной Европы, куда население пришло с Востока. Носители этой культуры жили в естественных пещерах и специально построенных долгосрочных жилищах, занимались охотой и собирательством. Для оріньякської культуры характерны пластины-ножи, резцы, скребки, наконечники, проколки. Носителями культуры были люди современного физического типа, принадлежавшие к так называемым гримальдійців, что жили на раннем этапе матриархата. К этой культуры относятся нижние слои Тельманської стоянки на Дону вблизи Воронежа. В Украине это Романовская стоянка на Житомирщине, Пушкарівська в окрестностях села Пушкарів Новгород-Северского района Черниговской области, Сюрень Бахчисарайского района в Крыму.

Солютрейська культура (около 20-15 тыс. лет назад). Название ее происходит от пещерной стоянки Солютре во Франции. Среди кремневых орудий этой культуры найдены наконечники дротиков к листовидной формы, кремневые ножи, резцы, скребки, проколки и острия, костяные наконечники, иглы, выпрямители, произведения первобытного искусства. Население относилось к людей современного типа - кроманьонцев. Они охотились на мамонтов, северных оленей, диких лошадей и других животных, сооружали долгосрочные жилья. К достопримечательностям Солютрейської культуры относятся Костьонки И Гагаринская стоянки на Дону, Авдеєво на Сейме, Бердыж на Сожи, Молодово V на Среднем Днестре (Украина) и др.

Мадленська культура (свыше 10 тыс. лет назад) была распространена на территории Испании, Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии. Носители этой культуры занимались охотой, рыболовством, собирательством. Орудия труда изготавливались из кремня, кости и рога. За время существования культуры значительного развития приобрело изобразительное искусство: скульптура, представлена фигурками из кости, камня и янтаря, графика в виде изображений на костях и изделиях из них, а также живопись, произведения которого составляли росписи красками на стенах и потолках пещер и крупных костях мамонтов. Люди мадленської культуры жили на этапе ранней матриархальной родовой организации. Достопримечательности ее на территории Украины составляют Молодово V, Кирилловская стоянка в Киеве, Добраничівська стоянка в Яготинском районе Киевской области, Межиричская стоянка в Каневском районе Черкасской области и Мізинська стоянка на Черниговщине.

Эпоха мезолита (10-7 тыс. лет назад) характеризуется появлением макролітів и микролитов, появляются лук и стрелы, первые каменные топоры. Человек приручил собаку. Мезолита в Европе отвечают Азільська и Тарденуазька культуры.

Азільська культура (10 тыс. лет назад). Название культуры происходит от пещерной стоянки Масс-д'Азіль в Юго-Западной Франции. ее носители занимались охотой, рыбалкой и собирательством, начали использовать лук и стрелы, приручили собаку. Рядом с орудием, характерным для предварительного времени, использовали мелкие каменные изделия - микролиты, а также небольшие гарпуны из рога оленя. На территории Украины в этой культуры относят достопримечательности Крыма, Приднепровье и Северскому Донцу.

Тарденуазька культура (7-4 тыс. до н. э.). Название культуры происходит от стоянок вблизи городка Фер-ан-Тарденуа в Северной Франции. Для нее характерны микролиты, что применялись как вкладки в костяных и деревянных гарпунах, наконечниках копий, стрел, дротиков и ножей. Носители этой культуры охотились на животных и птиц, применяя лук и стрелы, занимались рыболовством и собирательством. В поиске средств для жизни они часто переселялись с места на место. Общественный строй существовал в виде матриархата, существовали небольшие парные семьи. Достопримечательности тарденуазької культуры распространены в лесостепных зонах стран Старого света, особенно в Средиземноморском бассейне. Они также известны на Северном Кавказе, в Закавказье, в Крыму (Мурзак-Коба, Фатьма-Коба и др.), Нижнем Приднестровье (Гребенникова стоянка) и Днепровском Надпорожье (Василевски могильники).

Важным периодом в истории человечества был неолит, который длился в течение 8 - 7 тыс. до н. есть. в странах Древнего Востока и от 6 до 3 тыс. до н. э. в Европе.

Главной особенностью неолита был переход от привласнюючого типа хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к воспроизводящему (скотоводство, земледелие). В период времени от 40 до 35 тыс. лет до н. есть. зарождается человек современного типа Homo sapiens. Появляется глиняная посуда, в технике обработки каменных орудий начинают применяться новые приемы - шлифовка, распиловка и сверление. Появляются первые крупные могильники. Неолитические стоянки и поселения располагались преимущественно на берегах рек и озер. Стоянки охотников и рыболовов были обычно, кратковременными, а поселение землеробсько-скотоводческих племен - более продолжительными. Иногда жилья строили на сваях на воде. В культурах Переднего Востока появились первые укрепленные поселения Єрихон, Чатал-Хююк в Малой Азии и мисливсько-рыболовные культуры - Кампінійська, Ертебелле в Западной Европе, культура ямочное-гребенчатой керамики в лесной полосе Восточной Европы, в частности на территории северо-восточной части Левобережной Украины, и др. Кроме того, в Украине известно несколько сотен неолитических стоянок, а также Мариупольский и Деріївський могильники.

Первобытнообщинный строй эпохи неолита характеризовался расцветом матриархата. Происходил процесс дальнейшего формирования племен и составление групп племен. Искусство этого времени представлено богатой и разнообразной орнаментиковою керамикой, реалистичной скульптурой, наскальными изображениями.

Медный век или энеолит (5 тыс. до н. э.) стал периодом возникновения и развития металлургии меди. Первыми немногочисленные металлическими изделиями из меди или свинца были примитивные украшения, изготовленные с помощью холодной ковки. Они появились на Переднем и Ближнем Востоке еще во времена неолита. Начало энеолита в Европе связан с развитием горнорудного дела, отливкой металла и производством из чистой меди орудий труда, которые использовались наряду с изделиями из камня, кости и рога. Горно-металлургический процесс осуществляли профессиональные мастера: горняки, металлурги, кузнецы-литейщики. Из многочисленных рудников Балканского полуострова поступали тысячи тонн руды, а выплавленный из нее металл в виде слитков или готовых изделий путем межплеменного обмена попадал в районы, которые не имели собственного сырья.

Основой экономики в эпоху энеолита стало пашенное земледелие и скотоводство, развивались ремесла и домостроение. Новых рис приобрело искусство и религиозные представления. Сложнее стала общественная организация - выделилась племенная верхушка. Отдельные племена, связанные с производством и распространением меди, накопили значительные богатства. Продолжался процесс образования крупных родственных межплеменных объединений. Вследствие продвижения части населения в Пруто-Днестровское междуречье здесь возникла знаменитая трипольская культура, которая впоследствии распространилась на всю территорию Молдовы и Правобережной Украины. Носители трипольской культуры поддерживали тесные связи с родственными племенами Балкан и Подунавья, поставляя полученный от них металл племенам середнестоговской культуры, неолитической дніпродонецької культуры и др.

В 4 тыс. до н. э., после приручения лошади, начался процесс освоения скотоводческими племенами широкой полосы евразийских степей. В Северном Причерноморье, на Юге и Востоке от трипольцев, обитали различные группы населения медного века, о чем свидетельствуют Чаплинский могильник на Днепропетровщине, археологические памятники типа нижнего слоя Михайловского поселения в Херсонской области. В Крыму и прилегающих районах степи развивалась кеміобинська культура. В середине 3 тыс. до н. есть. всю евразийскую степную полосу занимали племена ямной культуры и афанась-євської культуры. В то же время на территории Северного Причерноморья ощущалось влияние кавказских культур ранней поры бронзового века.

Бронзовый век был периодом распространения изделий из бронзы, то есть сплава меди с мышьяком, оловом, реже - со свинцом и цинком. Переход от меди до бронзы обуславливался тем, что бронза была тверже и легкоплавкіша за медь. Изобретение бронзы и распространение изделий из нее в разных частях земного шара происходило не одновременно: в 4 тыс. до н. есть. бронза уже была известна на территории Ирана, Месопотамии, Малой Азии, в Єгипті, в 3 тыс. до н. есть. - в Средиземноморье, Индии, в течение 2 тыс. до н. есть. - во всей Европе и Азии. Возникновение металлургических центров, появление мастеров по изготовлению бронзовых орудий труда и оружия обусловили производственную специализацию и ускорили процесс второго великого разделения труда - отделение ремесла от скотоводства и земледелия. Распространение изделий из бронзы привело к развитию обмена, что позвало совершенствования средств передвижения - судов на веслах и с парусами и колесных тележек. Возникновение новых орудий труда способствовало, в свою очередь, дальнейшему развитию пахотного земледелия и кочевого скотоводства. Накопление ценностей в руках отдельных лиц, имущественное неравенство приводили к постепенного распада первобытнообщинного строя.

Во времена бронзового века в Месопотамии и Єгипті возникают первые города и государства, формируются раннеклассовые общества. На островах Эгейского моря и прилегающих территориях Балканского полуострова и Малой Азии появилась высокоразвитая крыто-мікенська (эгейская) культура.

На территории современной Украины бронзовый век длился около 1 тысячи лет. Основным занятием жителей территории степного юга Украины, начиная с XIX в. до н. э., было пашенное земледелие. Существовало также местное высокоразвитая бронзоливарне производство, которое базировалось на руде с ископаемых вблизи современного Артемовска. В конце 2 - в начале 1 тыс. до н. есть. на Черноморском побережье жили киммерийцы, которые, вероятно, были носителями культур позднего периода бронзового века.

Железный век характеризуется развитием добычи железа и изготовлением из него основных орудий производства и оружия. Абсолютная хронология начала железного века в разных странах неодинакова. В связи с тем, что археологическая классификация не тождественна исторической, он не совпадает с какой-нибудь одной общественно-экономической формацией, поскольку отражает только определенный уровень развития производительных сил: в Месопотамии, Єгипті, Передней Азии, Индии и Китае он начался в условиях рабовладельческого строя, в большинстве стран Европы, Азии и Африки приходится на то время, когда там существовал еще первобытнообщинный строй или происходил процесс его разложения, а в Америке, Австралии и Океании его начало положили прибывшие европейцы.

У многих племен железного века уже произошло выделение ремесла. С ростом производительности труда возникло товарное производство непосредственно для обмена и расширилась внутрішньоплемінна и межплеменная торговля. Замкнутость патриархально-родовых коллективов была нарушена, укреплялась частная собственность и власть племенной аристократии, нарастало имущественное расслоение между членами общины. Социальная неоднородность приводит к внутренних и внешних конфликтов и военных столкновений. Вследствие этого происходит возникновение укрепленных поселений - городищ, что становятся центрами ремесленного производства и обмена, а важнейшие из них - политическими центрами. В новых исторических условиях образовались крупные союзы племен, которые сыграли значительную роль в формировании народностей. На территории многих стран в это время происходил окончательный расклад первобытного строя, формировалось классовое общество и государство.

Культура на ранних этапах развития как исторический тип развивалась в условиях первобытнообщинного строя, который охватывает период времени около 2 млн лет назад в 6-4 тыс. до н. есть. Первобытнообщинный строй был первой в истории человечества общественно-экономической формацией, которая основывалась на коллективной собственности отдельных общин на средства производства при уравнительном распределении продукции. История первобытного общества разделяется на два периода: дикость и варварство.

Дикость, которой в современной археологической периодизации отвечают палеолит и мезолит, характеризуется постепенным выделением человека из животного мира, присвоением готовых продуктов природы, созданием первых простейших орудий труда, добыванием огня. Она начинается с появлением человека и заканчивается возникновением гончарства. В этот период возникает первая форма общественно-экономических отношений - «первобытное человеческое стадо», проживающий на определенной территории и представляет собой небольшую группу людей без профессиональных и социальных различий.

Варварство начинается с возникновением гончарства и заканчивается изготовлением луков и стрел, зарождением письменности. Основной ячейкой общества тех времен был род, который объединял группу людей - кровных родственников, поэтому второй формой общественно-экономических отношений был родовой строй. Несколько родов составляли племя.

Период родового строя прошел через два этапа развития - матриархат и патриархат. Матриархат, или материнская родовая община - это форма общественного устройства, которая характеризуется преимущественным положением женщины в обществе. Центром материнского общества была материнская семья - большая группа близких родственников по женской линии. Из этих семей, которые вместе составляли и хозяйственные единицы, состоял материнский род, во главе которого стояла старшая женщина старшего в роде семьи. Брачные отношения в пределах своего рода запрещались, поэтому род был связан брачными отношениями с другим родом, что называлось дуальной организацией. Впоследствии дуальная организация переросла в фратріальну, при которой каждое племя делилось на две половины - фратрії, что составляли несколько родов. Брачные отношения между фратріями были запрещены. Сначала, когда мужчина и женщина жили в своем роде, существовал групповой брак, где мужчины одной группы могли вступать в брачные отношения со всеми женщинами другой брачной группы. С дальнейшим развитием материнского рода дислокальний брак, когда мужчины и их жены проживали в своих родственных группах, изменился на матрилокальний, когда человек переходил к родовой общины жены.

Патриархат, или родительская родовая община, знаменовал собой последний период истории первобытного строя и положил начало классовому обществу. Патриархат существовал во времена медного и бронзового века, раннего периода железного века. Он пришел на смену матриархата и предшествовал классовому обществу.

Переход к патриархата состоялся в результате значительного развития производительных сил. Развитие скотоводства, плужного земледелия, рыболовства и ремесла, особенно обработки металлов, создал условия для экономического жизни количественно меньших, чем родовая община, коллективов, поднес значение труда мужа. Родовид по материнской линии изменился родительским, матрилокальний брак - патрилокальним. Жена теперь переходила жить в семью мужа. Материнский род изменил родительский, его основным экономическим центром стала патриархальная семья, то есть семейная община или семейный коллектив потомков одного отца, который основывался на совместном производстве и потреблении. В патриархальной семье появились зачатки частной собственности. Патриархальной семьи, известная в истории как древнеримская familia, південнослов'янська задруга, российское печище или украинское подворье, пришла на смену индивидуальная или малая семья.

Основой производственных отношений первобытнообщинного строя была общественная собственность на средства производства в нерозвинутому виде, коллективный труд, который базировался не на разделении труда, а на объединении коллективных усилий всего общества в получении средств для жизни. Главная цель первобытнообщинного производства заключалась не в удовлетворении потребностей отдельных членов общины, а в обеспечении условий существования всех.

Большое значение для развития производительных сил имел переход от привласнюючого типа хозяйства, к которому принадлежали собирательство, охота и рыболовство, к воспроизводящему, которое ознаменовало появление земледелия и животноводства, что привело к первому общественного разделения труда - выделение пастушьих племен. Это в значительной степени повысило производительность труда и создало определенные возможности для производства дополнительного продукта и развития обмена. Вторым крупным общественным разделением труда было выделение ремесла, что способствовало дальнейшему совершенствованию средств труда и повышению ее производительности. Новые средства труда, мотыга и плуг, были рассчитаны не на коллективное, а на индивидуальное использование. С развитием индивидуального труда на ее основе постепенно возникает частная собственность и частное хозяйство, что породило имущественное неравенство и эксплуатацию. Так на основе новых общественно-экономических отношений происходит классовое разделение общества, что вступает в новый этап своего развития.



Назад