Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

2.2. Мировосприятия первобытного человека


На первоначальном этапе развития человека и формирования человеческого общества зарождается культовая сознание, в основе которой лежали первобытные верования - тотемизм, фетишизм, магия.

Тотемизм - культ священных предков. Каждое племя имело своих священных предков, которые чаще всего отождествлялись с животными. Такая система называлась тотемизм. Тотем - это не просто животное, а божественная животное, от которой пошли и реальные животные, и люди.

Фетишизм - обожания предмета, который воспринимается носителем демонических сил и связывается с судьбой всего племени. Например, индейцы пуабло, признавая себя детьми Солнца, открывают в своей жизни перспективу, что выходит далеко за пределы их ограниченного существования.

Магия.. Y мифах человек не только зависит от вселенной, но и, наоборот, может влиять на мир. Таким образом, судьба одних существ или вещей связана с другими. Итак магия - это способ воздействия на предмет через использование не его объективных качеств, а мистической причастности друг другу, где мистическая связь выступает орудием человеческой воли. Магия не могла физически влиять на качество предметов и явлений, но магические слова и обряды оказывали влияние на людей, уселяючи ощущение единства, оптимизма, «программируя» на успех в задуманной делу. Магической цели, например, призывать весну, прогнать зиму, наворожити урожайный лето, напророчить счастливое спаривания молодежи и свадьбы, подчинялись в доисторической древности веснушки и гаивки, широко представленные в украинском фольклоре.

Первобытные верования формировали представление людей о самих себе, о природе и мир, которые систематизувалися в мифологии, которая играла в то время роль общественной идеологии.

Мифология (гр. mythos - рассказ, перевод + logos - понятие, учение) - это форма общественного сознания, изображение всего мира, наполненного живыми существами, наделенными чудесными и фантастическими качествами. Это также способ человеческого бытия и мировосприятия, что основывается на родства человека и природы. Средством выживания человека в жестокой природе могло быть только ощущение ее родства с грозными стихиями. Такое мировосприятие составляло первооснову мифа, что помогал человеку почувствовать себя частью космоса - упорядоченной системы вселенной, в отличие от хаоса. Мифологию составляли мифы. Как известно, мифы (гр. mythos - перевод) - это фантастические символические представления людей о мире, а также рассказ о языческих богов и сверхъестественных героев. Компенсируя недостаток знаний о природе, они составляют первую историческую форму культуры. Миф не давал объективной картины мира, а лишь наделял его определенным смыслом. Это была своеобразная проекция человеческой души в космос, и чтобы выжить в нем, человек искала себе покровителей в лице существующих в нем персонажей. Это, прежде всего, одухотворенные силы и явления природы, которых боятся и приносят им жертвы, возлагая на них свои надежды. Каждое племя создавало своих богов и мифологических персонажей, поэтому религия первобытных людей и называется «язычеством» или народной религией.

Мифология и мифотворчество в зачаточном виде содержали в себе все основные формы общественного сознания, религии и философии, развивали фантазию, формировали поэтическое мышление, следовательно, эпоху первобытного общества не без оснований называют «детством человечества», без познания которого невозможно осознать сущность современной цивилизации.

Мифология была своеобразным эмбрионом не только первобытной культуры, но и культуры вообще, основным способом восприятия, понимания и познания мира, окружавший первобытного человека. Опора на мощную мифологическую традицию была и до сих пор остается главным средством консервации культуры и сохранения ее в течение долгих тысячелетий с почти невідчутними изменениями. Главным назначением мифов была построение картины мира и выяснения в ней места самого человека, что отражает типология мифов.

Наиболее распространенным типом мифов этиологический, или причинно-объяснительный, что трактует причины и обстоятельства возникновения различных природных явлений, культурных черт, социальных объектов. Это рассказы о происхождении животных и растений, суши и моря, небесных светил, форм хозяйственной деятельности и др. Космогонические мифы повествуют о происхождении космоса как целостной системы, его структуру - вертикально-линейную, что состоит из подземного, земного и небесного миров, пронизанных единым стержнем - мировым деревом или мировой горой, и горизонтально-концентрические, состоящий из узкого круга «домашнего» мира и бескрайних просторов «чужого», еще неосвоєного культурой, о превращения хаоса в упорядоченность и расширение культурного мира. Логическим продолжением космогонічного мифа является миф антропологический, посвященный обстоятельствам происхождения первого человека или первопредков племени или рода. Астральные мифы рассказывают о звезды и планеты, обстоятельства их появления на небосклоне и отношения между ними. Разновидностью астральных мифов мифы месячные и солярные, в которых Солнце и Луна выступают как брат и сестра или муж и жена. В основе тотемических мифов лежат представления о кровную связь на основании совместного происхождения, о братские отношения между определенной группой людей и представителями животного мира, местами растительного мира и даже объектами неживой природы. Эсхатологические мифы (гр. eskhatos - последний, конечный), где говорится о гибели, «смерть», или «конец света» (всемирный потоп в «Эпосе о Гильгамеше», библейском Апокалипсисе, древнегреческом мифе о Девкалиона и Пирру). Календарные мифы трактуют смену сезонов года как циклический процесс умирания и возрождения природы.

Мифология представлена сложной и разнообразной типологии персонажей или типов мифологических героев.

Першопращури - группа персонажей, олицетворяющие прародителей ранних человеческих сообществ, прародители, которым потомки обязаны своим существованием, или тотемные существа, которые приобретают постепенно антропоморфного (человекоподобного) вида.

Культурные герои - это персонажи, которые впервые создают для человека различные культурные и бытовые атрибуты - огонь, жилье, еду, одежду, орудия труда и охоты, различные виды искусств, правила поведения, законы. В славянской и украинской мифологии это - Велес - бог скотоводства и богатства, заместитель животных, Сварог - бог небесного огня, опекун кузнечного и брака, Даждьбог - бог солнца и жатвы; Дана - берегиня воды, Лада - берегиня весны и любви, покровительница брака и домашнего очага, Купайло - бог земных плодов, плодородия и благополучия.

Духи - мифологические существа, что якобы постоянно взаимодействуют с человеком, помогают или мешают ей в различных видах деятельности, наполняют жизнь позитивом и негативом. Они теснее, чем боги, общаются с людьми и влияют на их жизнь там, где боги вмешиваться не считают нужным. Это - русалка - дева, что живет в воде и часто выходит на сушу, мавка - дева, что живет в лесу, вила - обладательница колодцев и озер, лесовик - лесной дух, покровитель зверей, домовой - домашний дух, покровитель дома, черт - нечистый дух, ведьма и колдун - колдунья и волшебник, упырь - дух, что пьет из людей кровь, вурдалака - обращено на волка человек.

Боги и полубоги - мощные сверхъестественные существа, которые создают мир людей и управляют ими. С развитием религиозных представлений образы богов эволюционируют от политеизма к монотеизму в направлении абсолютизации существенных признаков к всемогущества и бессмертия, всевластия и всеведение. Среди них всемогущий славянский Перун - бог войны, молнии и грома.

Миф играл роль консолидирующей силы человека с общиной, порядок которой был таким же священным, как и законы природы. Законы коллектива рассматривались как продолжение законов космоса и никогда не были предметом обсуждения. Нарушение правил и обычаев рассматривались как подрыв союза людей и богов и жестоко наказывались, и поэтому современные представления о абсолютную свободу диких людей просто безосновательны.

Мифология - это устойчивая и консервативная система, но она не вечна. Причиной ее разрушение не простое накопление знаний, а внутреннее освобождение человека. Миф не может регулировать жизнь свободного человека, поэтому реализация свободы, с одной стороны, подрывает основы мифологии, а с другой - становится источником возникновения новой формы культуры, где миф трансформируется в религию, искусство и философию.

Находясь в магическом пространстве, где все одухотворено и связано магическим interplay, человек зависела от богов так, как и боги зависели от людей, составляя элементы космического пространства. Человеческая жизнь была не самоцінним, а лишь продолжением космической жизни. Внутренняя драма человеческой души воспринималась, как результат вмешательства демонов или богов. Но со временем человек, отождествляя себя с природой, перестала воспринимать ее как слепую игру стихийных сил. Так возникала первая форма религии. Космос стал более разумным и рациональным, символизируя переход от первоначальной праобщини до античного полиса.

Из мифов выделяется искусство. Его корни уходят мифологических церемоний и ритуалов, где человек переживает смысл и красоту, вдохновение жизнью как воплощение божественных сил. Это зрелищные и игровые формы искусства, танцы, песни и формы музыкального творчества.

Формы изобразительной деятельности человека, которые воспринимаются как искусство, возникли около 30 тыс. лет назад. Это - трафаретные изображение человеческой руки, изображения зверей, маски, что использовались в ритуалах. Примером может быть полихромная живопись пещеры Альтамира в Испании. В пещере Трех братьев (Труа Фрер) во Франции есть изображение человека с оленьими рогами. Примитивные музыкальные инструменты только могли отбивать такт, диктуя исполнителям ритм их движений. Танец имел театрализованный характер и воспроизводил сцены различных трудовых актов. Однако ритуалы еще продолжали носить магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические цели сочетание с богами.

Важным было преодоления мифов философией. Если миф выражал нерациональной мудрость в символических образах, то философия пытается сделать мудрость предметом рационального мышления. Однако миф и его образы и поныне продолжают храниться в душах человека, иногда напоминая о себе предрассудками, суеверием и гаданием.

Памятники древней культуры и искусства на территории Украины. Наиболее древние стоянки первобытного человека периода раннего палеолита было найдено в Закарпатье, на Житомирщине, вдоль среднего течения Днестра, в Донбассе и в Крыму. Так, в Донбассе, вблизи г. Амвросиевка и на берегу Днестра у Луки-Вруб-ловчей, неподалеку от Каменец-Подольского, были найдены каменные ручные рубила, а на Житомирщине, в бассейне реки Свинолужки, - большое количество расщепленных кремней, что использовались как орудие резки и скобления в эпоху раннего палеолита. В эпоху среднего палеолита человек расселились почти по всей территории современной Украины - в Донбассе, Крыму, Поднепровье и на Десне, в Поднестровье и в ее западных областях. На территории современной Украины также известно около 500 пізньопалеолітичних поселений, по приблизительным подсчетам населения того периода составляет около 20 тыс. человек, а возраст жизни человека составлял не более 20-25 лет.

В эпоху мезолита (9-6 тыс. до н. есть.) природные условия на украинских землях стали напоминать настоящие. Выделились четыре природно-ландшафтные зоны: лесная - Карпаты, Волынь, Полесье; регионы Правобережной и Левобережной лесостепи; степная зона; регион горного Крыма. Интересной достопримечательностью считается пещера близ села Баламутовка на Буковине, стены которой были разрисованы изображениями людей, зверей, охотников и танцующих колдунов.

В 6-3 тыс. до н. э., когда на территории Украины наступила эпоха неолита, в жизни человека состоялся первый качественный поворот - переход от собирательства и примитивного охоту к воспроизводящим видов деятельности - возделывания земли и разведения домашних животных, что знаменовало собой первое крупное общественное разделение труда, который, по словам британского ученого В. Чайльда, явил собой настоящую неолитическую революцию.

Формирование аграрной и животноводческой культур вызвало соответствующие социальные изменения. Если собиратели и охотники считали добытое продовольствие общим для всех членов рода, то теперь оно считалось собственностью лишь отдельных групп или лиц. Излишки продовольствия стимулировали формирование касты военных, административного персонала, служителей культа и других социальных категорий людей, которые не имели отношения к получению или изготовления продуктов питания.

На севере и северо востоке Украины проживали племена, занимавшиеся охотой и рыболовством, а в юго-западной части население предпочитало земледелию и животноводству. В настоящее время на территории Украины археологами найдено не более десяти неолитических культур, анализ которых свидетельствует о том, что у людей усложнился мировоззрение, появились новые религиозные культы, в том числе культ черепов, связанный с ушануванням предков. На поселениях и в могильниках эпохи неолита выявлены также многочисленные образцы изобразительного искусства. В то время как на севере Восточной Европы найдены первые антропоморфные статуэтки, вырезанные из кости или дерева, в Мариупольском могильнике археологи раскопали несколько изображений животных, выполненных в такой же технике резьбы по кости. Но настоящим достижением изобразительного искусства эпохи неолита является изображение на плитах Каменной Могилы вблизи Мелитополя.

Переходной эпохой от каменного века до эпохи бронзы был энеолит (в переводе с латинского - медный камень). Эта эпоха на территории Украины приходится на 4-3 тыс. до н. э. Это был качественно новый период развития производительных сил и производственных отношений первобытного общества, дальнейшего совершенствования производящих форм хозяйства - земледелия и скотоводства. Племена освоили новую сырье и овладели первым металлом - медью. В эту историческую эпоху появилась хорошо известная ныне трипольская культура, которая существовала на территории от современной Республики Молдова к реке Псел на Сумщині. ее элементы отыскал в 1893-1906 гг. на территории Обуховского и Кагарлицкого районов, улице Кирилловской в Киеве археолог-любитель. Хвойка. Свое название эта культура получила от села Триполье под Киевом, где было найдено больше всего ее поселения.

Со второй половины эпохи бронзы, то есть за 2750-1200 гг. до н. э., на территории Украины появляются землеробсько-другие племена Среднего Подунавья, позже - народы североевропейского происхождения. Они расселялись в верховьях Припяти, Западного Буга, Днестра и использовали в боях с автохтонным населением каменные боевые топоры. В то же время на востоке и юге появились многочисленные животноводческие племена, пришедшие с Поволжья и Северного Кавказа. Они смешались с местным населением и, освоив степные и лесостепные области, дошли до Балкан. Главной особенностью эпохи было отделение животноводческих от земледельческих племен. С появлением запасов продовольствия возникла необходимость охранять его от нападавших, возникли новые виды наступательного и оборонительного оружия: мечи, усовершенствованные копья, латы, щиты и др. Выделилась племенная верхушка, осложнились общественные отношения внутри родов и племен, усовершенствовались властные функции, углубилась социальная стратификация. Некоторые этнографы считают, что в конце этого периода уже окончательно сформировались сообщества прагерманців, правенедів, прабалтів и праславян.

Киммерийцы. Скіфсько-сарматская эпоха. В конце 2 тыс. до н. есть. территорию южной Украины населяли киммерийцы. Они занимались табунним животноводством, хорошо владели отделкой бронзы и железа, постоянного жилья киммерийцы не имели, они жили во временных лагерях и зимовниках, одними из первых научились выплавлять железо, ковали мечи длиной более метра, железные наконечники для стрел. Упоминания о них исчезли после 570 г. до н. есть. Формы общественной жизни киммерийцев впоследствии подражали скифы.

Скифы мигрировали на территорию Украины в первой половине VII в. до н. есть. По преданию древних историков, сначала они находились в Средней Азии или в степях между Каспием, Уральскими горами и Кавказом. Затем, под натиском соседей, отошли в Северное Причерноморье, немного погодя часть их мигрировала в Переднюю Азию. Северный Кавказ долгое время оставался для них надежным тылом, где они обеспечивались продуктами питания, цветными металлами, пополняли свои войска. Благодаря походам в Малой Азии скифы попали под сильное влияние восточных культур Ассирии, Вавилона, Мидии. Поселившись на землях нынешней Украины, они постепенно смешивались с местным населением, перенимали его быт и обычаи. Апогеем могущества скифского государства со столицей, которая находилась на территории нынешней Запорожской области, стало IV в. до н. есть. Скифы вели оживленную торговлю с Ольвией, Херсонесом, Тирою, Пантикапеем, Македонией, Истрией, а также римскими провинциями. На то время у них уже сложилась патриархальная система общины с четкой социальной дифференциацией. Каждый совершеннолетний скиф был прежде всего воином, что владел разнообразными видами оружия. В боях скифы были беспощадны, они осліплювали и кастрировали военнопленных, принося их в жертву богине домашнего очага Табити, повелитель неба Папой, богу войны Арею. Из черепов убитых врагов скифы изготовляли чаши для питья, из кожи правых рук - колчаны для стрел. Всю жизнь скифов было проникнуто военными традициями и обычаями, а война - существенным источником обогащения.

На то время скифская религия достигла уровня развитого политеизма (<поле... и гр. theos бог), то есть многобожие или веры во многих богов, и фактически соответствовала уровню, предшествовавший созданию религии с общегосударственным пантеоном богов, их религиозные верования, по сути, представляли собой синтез верований представителей трипольской культуры, животноводческих тотемов и древнегреческой мифологии. Вероотступничество, игнорирование законов и заветов предков жестоко карались. Даже представители высших сословий не были гарантированы от наказания. Так, известный мудрец Анахарсис и царь скифов Скил были убиты родственниками за приверженность к эллинских обрядов. В то же время в Афинах скифы-рабы привлекались к выполнению полицейских функций, что считалось недостойным занятием для свободного человека-гражданина. Важными достопримечательностями скифской культуры на территории Украины грандиозные царские курганы: Солоха, Чертомлык, Огуз, Кульоба, Гайманова могила, Толстая могила и др., а такие понятия, как «скифское золото», скифский «звериный стиль» стали синонимами высокого художественного и технического мастерства по всему миру. Однако в течение IV-III вв. до н. есть. под влиянием местных земледельческих племен скифы потеряли свою идентичность и четкие признаки государственности. В конце III в. они перенесли центр своего государства в Неаполь, что находился неподалеку от Симферополя, а в начале III века до н. есть. под ударами готов Скифия как единственный протоетнічний и политический организм, прекратила свое существование, распавшись на Малые Скифии, разместившихся в Нижнем Поднепровье, Подунавье и в Крыму. Но скифский стиль в вооружении, украшениях, обычаях, религиозных верованиях не потерял своего значения и в дальнейшем продолжал оказывать значительное влияние на искусство разных племен.

Во второй половине II в. до н. есть. Северное Причерноморье заселило іракомовне племя сарматов, что прибыло из-за Урала и Поволжья. Сарматы жили там в течение нескольких веков, разделяясь на язигів, аланов и роксоланов. В основной массе они были кочевниками-скотоводами, их жилья и оружие почти не отличались от скифских. Сарматы-скотоводы жили в подводах-кібитках, а полуоседлые сарматы-земледельцы - в грубошерстих палатках. Главным предметом культа сарматов был меч - олицетворение бога войны, недаром некоторые ученые выводят название сарматов от иранского слова «опоясан мечом». Сарматская конница не знала поражений, женщины наравне с мужчинами ездили верхом, владели оружием, участвовали в походах.

VI веке до н. есть. племена язигів и роксоланов проникли на земле Римской империи, а греческие города-колонии Причерноморья и Крыма платили им большую дань. В конце i в. объединения сарматских племен, прозванных аланами, покорили другие близкие племена, и заставили даже Рим платить им дань. Некоторое время аланы находились в союзе с готами, затем отдельные аланські племена были разбиты гуннами, часть сарматов пошла с ними в Европу, а потом попала в Африку. Небольшая часть сарматов влилась в славянского среды.

Учитывая изложенное, следует осознать беспочвенность точки зрения о том, что культура первобытных людей - это культура «примитивных дикарей», «грубых язычников» или «троглодитов». В течение почти всей истории человечества она была основной формой культуры, единым целым на незначительной территории освоенных земель. В первобытных обществах зародились такие достижения культуры, как изготовление орудий труда, привласнююча и воспроизводящая формы экономики, религиозные представления, язык и сигнально-знаковые системы. В этот загадочный время человек первая из всех живых существ стала хоронить своих умерших. Желание понять, что такое смерть и нежелание мириться с тем, что жизнь коротка, привели к разнообразных представлений о потустороннем мире и формирование погребальных ритуалов. Разделение мира на три сферы - небесный, земной и подземный, - присущ міфологіям и религиям всего мира, было сделано именно тогда. Практическая необходимость создания хранилища для сохранения своего жизненного пространства привела к возникновению архитектуры. Появляется керамика - любимый предмет исследования археологов, потому что керамическая посуда, даже его обломки, содержат в себе огромный объем информации. Человек научился разводить скот, обрабатывать землю, жить в согласии с соседями и даже торговать.



Назад