Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

3.2. Культура Месопотамии, ее основные достижения


Охватывает 3200-539 гг. до н. э., она имеет мировое значение, поскольку дала первый толчок культурным процессам, которые были развитые другими народами. Месопотамия (греческое название Междуречья) - территория в среднем и нижнем течении рек Тигр и Євфрат - колыбель мировой цивилизации. В IV-III тысячелетии там сформировались такие культурно-политические образования, как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирийская империя, Ново-Вавилонское государство. Изучая этот материал, следует рассматривать их как четыре волны цивилизации.

Первая волна. Достижения шумеров (IV - конец III тыс. до н. э.) в различных отраслях культуры были исключительно высоки. Они изобрели колесо и гончарный круг, построили первую в мире ступенчатую пирамиду, создали древнейшие календарные системы (солнечную и месячную), составили рецептурный справочник и библиотечный каталог. Шумеры разработали клинописну систему письменности, с которой развился финикийский, а затем и древнегреческий алфавит - основа большинства алфавитных систем мира. В конце III тыс. до н. есть. в городе Ур был заключен первый в мире юридический кодекс царя Ур-Намму. В Шумере возникает настоящая литература, представленная, прежде всего, самой древней эпической поэмой «Сказание о Гильгамеше» («Одного, что познал все»), где содержится древнейший описание всемирного потопа - события, которое стало элементом библейской эсхатологии - религиозного учения о конце мира.

Вторая волна. Новая волна переселенцев-эламитов, что спустились с Еламських гор Персии-Ирана, привела к образованию мощной Вавилонской государства, которая просуществовала с начала II тыс. до 539 г. до н. есть. На некоторое время она объединила области Шумера и Аккада, унаследовав культуру древних шумеров. Столицей царства становится город Вавилон. Особого величия оно вступило за царя Хаммурапи, что прославился как автор второго кодекса законов, где не только констатувався принцип «око за око, зуб за зуб», но и утверждалась необходимость заботы о вдовах и сиротах. Вавилонское государство представляла собой теократию, но правил здесь не бог во плоти, как в Єгипті, а его заместитель на земли - царь. Иерархическая структура общества находит отражение в вавилонских представлениях о мире, что воплощается в памятниках искусства: храмах, пирамидах-зіккуратах, на стенах с рельефами и надписями.

Третья волна. Ориентация на земные ценности еще больше проявилась в культуре Ассирии (XIV-IX вв. до н. э.), что неоднократно завоевывала Месопотамию, а в 605 г. до н. есть. была окончательно уничтожена Вавилоном. Основная тема ассирийского искусства - охота, битвы, расправы над пленными воплощены с отталкивающим натурализмом, но выполненные с впечатляющим лаконизмом и выразительностью. В столице Ассирии Ниневии царем Ашшурбаніпалом было собрано грандиозную коллекцию рукописей. Огромное книгохранилище содержалось в образцовом порядке: глиняный каталог содержал перечень всех текстов, в том числе и «Энума Элиш» («...Когда наверху...»), который также содержал в себе память о всемирный потоп, который произошел вследствие гнева богов.

Четвертая волна. Ново-Вавилонское царство или Халдейская государство унаследовало ассиро-вавилонской культуре. В VI в. до н. э. Вавилон становится его столицей. На то время он считался огромным городом, где проживало около 1 млн жителей. Выдающимися архитектурными сооружениями были стены Вавилона, висячие сады, Вавилонская башня. Вавилоняне подарили мировой культуре позиционную систему чисел, точную систему измерения времени. Они первыми разделили час на 60 минут, а минута - на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет, сформировали семидневный неделю, посвятив каждый день отдельном божеству. В 301 г. до н. э., после завоевания Вавилона войсками Александра Македонского, Вавилон окончательно привлекается к эллинистической культуры.

Культура Месопотамии была не такой консервативной, как египетская. Месопотамска традиция мировосприятия легла в основу картины мира практически всех народов Средиземноморья.



Назад