Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.10.5. Экономические последствия интеграции стран


Теорию экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов разработал канадский ученый, представитель нового классицизма чикагской школы экономики Джекоб Вайнер. Согласно его теории таможенного союза в результате заключения между странами соглашения о таможенном союзе, которая устраняет тарифы во взаимной торговле между ними, в экономике возникают два типа эффектов:

1)статические эффекты (static effects) - экономические последствия, которые проявляются немедленно после образования таможенного союза как его непосредственный результат;

2)динамические эффекты (dynamic effects) - экономические последствия, которые проявляются на более отдаленных стадиях функционирования таможенного союза.

Рассмотрим сначала статические эффекты присоединении страны к таможенному союзу. Образование таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций (например, отмена тарифов) его членами друг другу и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

В результате взаимного устранения пошлин могут возникнуть два вида взаимно-противоположных статических эффектов:

а) эффект создания торговли (твірний эффект, trade creation) - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на эффективнее внешний источник (импорт), которая стала возможной вследствие устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза;

б) эффект отклонения торговли (потоковідхиляючий эффект, trade diversion) - переориентация местных потребителей по закупке товара в более эффективного позаінтегрального источники поставок на менее эффективное внутрішньоінтеграційне источник, которая произошла вследствие ликвидации импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Возникновение обоих статических эффектов - создание и отклонения торговли - можно объяснить с помощью схемы, изображенной на рис. 1.10.1, которая, по сути, является обратным отражением введения импортного тарифа.

1.10.1  

Рис. 1.10.1. Экономические последствия создания таможенного союза

 

Рассмотрим три стадии модели:

1) к образованию таможенного союза, когда существует импортную пошлину на товар;

2) после образования таможенного союза между странами 1 и 2;

3) после образования таможенного союза между странами 2 и 3.

К образованию таможенного союза

Страны 1, 2, 3 производят товар X и потенциально могут им торговать между собой. Страна 1 лидирует в производстве товара X, обеспечивая высочайшее качество и низкую цену Г, в стране 2 цена товара Г1 > Г, а в стране 3 цена товара Г3, причем Г1 < Р3 < Р2.

К образованию таможенного союза в стране 2 существует единственное импортная пошлина t, которое накладывается на товары X из стран 1 и 3. Его размер пошлины равна разнице (Г2~ Г,) . Следовательно, цена импорта товаров X страной 2 из страны 1 равна цене товаров X, произведенных внутри страны 2, таким образом Г. = Г, а цена импорта товаров X из страны превышает 3 Г2, т.е. Г3+t > Г2. В этих условиях целесообразно для страны 2 является импортировать товар X из страны 1, потому что Г. < Р3+t.

Под защитой таможенного тарифа t страна 2 производит и потребляет товар в точке Е, при этом линии Sd и Dd - это линии внутреннего спроса и предложения товара X. Если цена равна Г2 = Рі+t, страна 2 производит товар X в объеме Q0Q2, а потребляет - в объеме Q0Q4, импортируя Q2Qt единиц из страны 1.

Существование тарифа обеспечивает стране 2 эффект доходов в виде увеличения доходов бюджета вследствие налогообложения импорта пошлиной. Графически этот эффект изображен сегментом (сс') и рассчитывается как произведение размера импорта страны 2 и размера импортной пошлины. Совокупное предложение товара X страной 1 в страну 2 абсолютно эластичен по цене и составляет Si+t при условии существования в стране 2 импортного тарифа t.

После образования таможенного союза странами 1 и 2

Образование таможенного союза двумя странами приводит к тому, что товары X, которые традиционно покупались потребителями страны 2 в внутренних производителей, становятся дороже такие же, произведенные в стране 1, и поэтому эти потребители закупают товар из-за границы. В результате возникает импортный товарный поток, которого к образованию таможенного союза не было. Ресурсы стран согласно принципу сравнительных преимуществ используются эффективнее, то есть возникает эффект создания торговли. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Страны 1 и 2 создают таможенный союз, согласно условиям которого страна 2 отменяет тариф t на импорт товара X из страны 1. Страна 3 до таможенного союза не входит, поэтому во время ввоз товара X в страну 2 к его цене добавляется тариф t. После устранения таможенного тарифа страна 2 будет импортировать товар X из страны по цене 1 Г, . Внутреннее потребление товара X в стране 2 вырастет и будет равняться Q0Q3; объем выпуска товара X в стране сократится до 2 QqQ^, импорт товара X из страны увеличится до 1 QjQ^- Создание таможенного союза приведет к росту потребительского излишка в стране 2 на (а' + а ++ b' + b + с' + с + d' + d), то есть теперь потребители в стране 2 могут потреблять товар X в любых количествах, ограниченных кривой совокупной внутренней и внешней предложения Sj и кривой внутреннего спроса Dd. Однако в данном случае прирост избытка потребления не свидетельствует о такой же рост благосостояния страны 2 в целом, потому что перерозподілювальні эффекты действуют в интересах потребителей, а не государства в целом. Эффект дохода бюджета исчезнет, поскольку импортная пошлина не собирается. Производители продукции X в стране 2 будут терпеть убытки, связанные с сокращением выпуска продукции, которые равны площади сегмента (а 4 - а'). Влияние эффекта передела (а + а') на благосостояние страны в целом нейтральный, поскольку доходы производителей продукции X, что конкурирует с импортом, просто перераспределяются в пользу потребителей в стране 2. Чистый статический эффект страны 2 от создания таможенного союза с 1 страной ограничивается суммой эффекта защиты (b + b') и эффекта потребления (d + d'), в данном случае, в отличие от введения таможенного тарифа, считаются не эффектами потерь, а эффектами прироста, или эффектами создания торговли. Эффект защиты (b + b') показывает рост доходов страны 2, которое возникает вследствие того, что после отмены импортной пошлины потребители получают Q1Q2 единиц товара X из-за границы по цене Г вместо того, чтобы покупать их в местных производителей по цене Р = Р1+t. Эффект потребления (d + d') показывает рост потребления товара X в стране 2, которое возникает вследствие того, что после отмены импортной пошлины потребители получают дополнительно Q3Q4 единиц товара из-за границы по цене Г1.

Следовательно, образование таможенного союза странами 1 и 2 и отмене пошлин на импорт в страны 2 будут иметь следующие последствия:

- импорт страны увеличится на 2 Q1Q2 + Q4Q5, то есть возникнет эффект создания торговли;

- потребители в стране 2 частично переориентируются из местного источника поставки товара X на импортное;

- потребители в стране 2 увеличат объем потребления товара X;

- повысится общий уровень благосостояния страны 2.

После образования таможенного союза странами и 2 3

Вследствие устранения импортной пошлины в данной ситуации возникает не только эффект создания торговли, но и эффект устранения торговли, поскольку источник поставки товара X в страну 2 из страны 3, которая является членом интеграционной группировки, не является самым эффективным. Страна 1, которая не принимает участия в интеграции и отделена от стран 2 и 3 их общим таможенным барьером, может поставлять товар X по более низкой цене.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Страны 2 и 3 создают таможенный союз, согласно условиям которого страна 2 ликвидирует импортный тариф t на товар X из страны 3. Страна 1 до таможенного союза не входит, поэтому товар X страна 2 не закупает. После устранения таможенного тарифа страна получила возможность покупать товар X по существующей в стране 3 цене Г3, то есть импортная цена товара X уменьшается не на размер пошлины t, как это было по интеграции со страной 1, а на размер t. Итак, в результате создания таможенного союза импорт страны 2 в размере Q, Q, переориентировался с относительно дешевого источника в стране 1, которая не вошла к таможенного союза, на относительно дороже источник в стране 3, что является его членом. Если импортируется товар X по цене Г3, его внутреннее потребление в стране равняется 2 Q0Q5' единиц; объем внутреннего производства сократится до QQ^ единиц; импорт товара X из страны увеличится до 3 Q^'Q.' единиц.

Создание таможенного союза приведет к росту потребительского излишка в стране 2 на (а' + b'+с' + d'), то есть теперь потребители в стране 2 могут потреблять товар X в любых количествах, ограниченных кривой совокупной внутренней и внешней предложений S3 и кривой внутреннего спроса D. Влияние эффекта передела а' на благосостояние страны в целом нейтральный, поскольку доходы производителей продукции X, который конкурирует с импортом, перераспределяются в пользу потребителей. Для страны эффект дохода (с + с') исчезает, поскольку импортная пошлина не собирается. Причем с' перераспределяется потребителям страны 2 через низкие цены на товар X, которые возникли вследствие образования таможенного союза, а с - это прямые потери для страны 2, которые, собственно, и является эффектом отклонения торговли. Причиной потерь является переориентация в рамках таможенного союза импорта страны 2 на относительно менее эффективный источник страну (3), что приводит к меньшему снижению цены импортного товара X, чем это могло бы быть вследствие устранения ней таможенного тарифа. Однако параллельно возникает и положительный эффект создания торговли, поскольку через снижение цены объем импорта страны 2 все-таки вырос на (Q,'Q,+ Q^Q^)- Чистый статический выигрыш (эффект) страны 2 от создания таможенного союза со страной 3 ограничивается суммой эффекта защиты b' и эффекта потребления d'.

Ответ на вопрос, ведет ли создании таможенного союза странами 2 и С к росту благосостояния этих стран или к его снижению, целиком зависит от соотношения абсолютных размеров эффект создания торговли (b' + d') и эффекта отклонения торговли с. Если с > (b' + d'), то благосостояние снижается, а если с < (b' + d'), то благосостояние растет. Заметим, что с ростом эластичности спроса и предложения в стране 2, которая импортирует, а также с уменьшением разницы в ценах между странами, входящими и не входящими в таможенный союз (чем ближе прямые предложения S, и S3 друг к другу), увеличивается положительный эффект создания торговли (увеличивается площадь (b' + d') и уменьшается объем эффекта отклонения торговли (уменьшается площадь с)).

Если вследствие образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние стран, которые не принимают в нем участия (страна 1), ухудшится, поскольку ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем в условиях свободной торговли. С другой стороны, благосостояние стран-участниц может ухудшиться, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффект создания торговли. Как правило, в основном в результате создания таможенного союза отмечаются оба эффекты, но эффект создания торговли больший эффект отклонения торговли, следовательно, интеграция в целом ведет к повышению благосостояния стран-участниц.

Кроме рассмотренных эффектов создания и отклонения торговли, которые оказываются немедленно после образования интеграционного союза, к статическим эффектов интеграции принадлежит сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. Вследствие уменьшения совокупного спроса на импорт из стран, не входящих в союз, могут улучшиться условия торговли группы стран, которые в него входят.

После того, как интеграция приобретает силы, возникают динамические эффекты, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для национальной экономики. Положительные последствия от образования союза такие:

- растет конкуренция между производителями из разных стран, которая стимулирует рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание и внедрение новых технологий и т.п.;

- страны-участницы пользуются преимуществами экономии масштаба производства, что дает возможность увеличивать объемы производства и сокращать расходы;

- увеличивается приток иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не входящих в союз, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри стран, что интегрируются;

- позиция каждой из стран-участниц интеграционного группировки на торговых и экономических переговорах является более выгодным по сравнению с положением отдельной страны, не входящей в союз, и это может обеспечить для страны-участницы выгодные условия торговли или другие преимущества.

Основные негативные последствия, с которыми может быть связано присоединения к союзу, такие:

- при определенном стечении обстоятельств ресурсы могут отплывать из менее развитых в экономическом отношении стран - членов союза к более развитых или в направлении к географическому центру союза для снижения транспортных расходов;

- если установятся более тесные интеграционные связи между отдельными фирмами стран-участниц, может возникнуть олигопольный сговор, который ведет к росту цен на соответствующую продукцию; может возрасти количество слияний, что усилит господства монополий;

- от увеличения масштабов производства может возникнуть эффект потерь, связанный с формированием слишком крупных компаний, которые становятся неэффективными через излишнюю бюрократизацию и другие факторы;

- при определенных обстоятельствах затраты на функционирование союза могут быть чрезвычайно высокими, особенно при отсутствии надлежащего контроля за совершаемыми им расходами. Эти проблемы становятся более ощутимыми с ростом степени вмешательства в дела отдельных государств со стороны органов союза. Если, например, некоторые расходы будут выгодны для определенной страны, она будет настаивать на их увеличении, понимая, что они финансируются за счет взносов всех стран-участниц.

В комплексном виде трудно оценить все эти аргументы. Для определения того, насколько страна выиграла от присоединения к союзу, необходимо выяснить, что было бы, если бы она не стала членом союза. Необходимо также учесть, что некоторые последствия, как позитивные, так и негативные, имеют долгосрочный характер, зависят от общего состояния дел на мировой арене, а иногда носят сугубо политический характер и поэтому находятся за пределами экономического анализа (например, "политическое влияние", "потеря суверенитета").



Назад