Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

3.3. Культура Древнего Египта


(2900-300 гг. до н. есть.) - наглядный этом пример. Одним из решающих факторов развития древнеегипетской цивилизации были естественно-географические условия - это узкая полоса плодородной земли, что тянется по течению Нила на север к дельтового оазиса, и бесплодная пустыня вокруг. Как в древние времена, так и теперь, в плодородной части, что составляет лишь 3,5 процентов территории, проживало 99,5 процентов населения. Древнеегипетская государство возникло в последние века IV тыс. до н. есть. На это время сформировалась ієрогліфічна (священная) и ієратична (упрощенная) система письменности, художественный канон, религиозные представления.

Определяющим фактором древнеегипетской культуры была насыщена магией и тотемістичними пережитками религия. Боги обеспечивали упорядоченное существование мира, частью которого был человек. Египтяне разработали учение о бессмертии души. Они считали, что смерть - это лишь временное расставание души с телом, а потому старались как можно дольше сохранить его через бальзамирования. Фараон для египтян как предмет поклонения был живым божеством. Само слово «фараон» в переводе означало «большой дом». Фараон мог брать в загробную жизнь всех, кто был ему там нужен, остальные отходила в небытие.

В эпоху Старого царства (2755-2255 гг. до н. есть.) начинается строительство знаменитых египетских пирамид. Первая грандиозная царская усыпальница в форме ступенчатой пирамиды, которая получила название мастаба, что означает лавка, была построена для фараона Джосера его верховным сановником, а также архитектором и врачом известным мудрецом Имхотепом. За фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина было осуществлено строительство величественных пирамид Египта. Так, высота пирамиды Хеопса составила 146,5 м, а длина стороны платформы - 230 м, она состояла из 2 млн 300 тыс. каменных блоков средней массой 2,5 тонны. Точность подгонки блоков была такой, что между ними и сейчас нельзя просунуть лезвие ножа. Со временем строительство пирамид постепенно приходит в упадок, но в Фаюмській оазисе, по античным источникам, было построено грандиозное сооружение - лабиринт с тысячей помещений, галерей и коридоров. Это происходило уже в эпоху Среднего царства (2134-1784 гг. до н. э.), которая несла в себе и другие изменения. Каноничность художественного мышления в изобразительном искусстве сначала развивалась в ритуально-религиозном контексте, например, статуя сидящего фараона воплощала, прежде всего, священную силу и могущество, а не портретную индивидуальность, изображения простого человека выполнялось схематично - голова и конечности изображались в профиль, туловище и глаза - в анфас, фигуры мужчин замальовувалися теракотовим цветом, женщин - белым или желтым. Постепенно скульптура теряет каноническую официальность, изображения фараонов теперь уже не образы божества, а правителей, обеспокоенных судьбой своего государства. Аналогичные чувства передают скульптурные портреты сановников и низших администраторов. Таким образом, было положено начало новой завитых волос-культурную традицию - художественный реализм. В эту эпоху ученые вычислили поверхность шара, сформулировали представление о функции мозга в организме.

Эпоха Нового царства (1570-1070 гг. до н. есть.) была самым высоким подъемом Египта. Самобытным явлением этого периода стала так называемая «древнеегипетская Реформация», связанная с именем фараона Аменхотепа IV. Стремясь ограничить власть жрецов, он построил сложную религиозную систему к культу единого бога Атона и взял себе официальное имя Эхнатон («желаемый Атону»), перенес столицу государства из Фив в построено по собственному плану город Ахетатон. Изменился и характер искусства: усилилось внимание к отдельного человека, зазвучали мотивы любования природой и наслаждения жизнью. Образы людей стали более живыми и динамическими. Это скульптурные изображения самого Эхнатона и его семьи и царицы Нефертити. Но уже при жизни преемник Эхнатона - Тутанхамона жрецы вернули свой статус, восстановили культ Амона, столицей государства вновь стали Фивы. Обветшали новаторские тенденции культуры.

Таким образом, традиционность, самодостаточность и консерватизм древнеегипетской культуры обусловили почти неизменный характер этой цивилизации на протяжении трех тысячелетий ее существования.



Назад