Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

3.5. Культура Древнего Израиля


Узкой полосой на запад от Месопотамии, между Средиземным морем и Ливанским хребтом, между Синайським полуостровом и рекой Иерихона простиралась территория Палестины. До XIII в. до н. есть. земли Ханаана (древнее название Палестины) населяли земледельческие народы: хананеи, моавитяне, амореї и др. В XIII в. до н. есть. их начинают вытеснять другие племена семитского происхождения - предки евреев. Древнееврейский государство в различных формах просуществовала почти тысячу лет, с X в. до н. есть. до 70 г. н. э., когда Палестина была окончательно захвачена Римом и превращена в провинцию Римской империи.

Уникальным источником информации о древнееврейский культуру является Біблія. ее появление способствовало развитию литургической и светской поэзии, обогащению жанровых поэтических форм. Литургическая поэзия в сочетании с хоровым пением была введена царем Давидом в богослужебную практику. Светская поэзия вошла в Библию циклом любовной лирики - Песней царя Песен Соломона. Поучительная проза возникает Книгой Иова, что содержит элементы различных литературных жанров: поэмы, лирической драмы и философского трактата, что осмысливает нерешенные проблемы бытия.

В период так называемого Второго храма (536 г. до н. есть. - 70 г. н. э.) в древнееврейском литературе формируется новелістична и историческая проза, что несет в себе признаки влияния греко-античной традиции - книги Иосифа Флавия «Иудейские древности» и «Иудейская война».

Зарождение еврейского изобразительного искусства связано с появлением синагог, что после разрушения Иерусалимского храма становятся не только религиозным, но и общественными центрами евреев. Археологические раскопки древних синагог в Бег-Альфа (Израиль) и Дура-Європос (Сирия) показали, что мозаичные и фресковые изображение животного и человека составляют обычный элемент не только синагогального интерьера, но и внешнего декора.

Последние века эпохи Второго храма было отмечено усиленным влиянием эллинизма на культуру древних евреев, особенно в средиземноморской диаспоре, а именно в Александрии. Именно там появляется новый жанр еврейской литературы - драма. Автором нескольких пьес был Ієхезакель на ник Трагик. Одна из его пьес, «Выход из Египта», которая была создана за законами древнегреческой трагедии, сохранилась до наших дней.

Александрийский историограф Артапан пытался синтезировать эллинистические мотивы с традиционным мировоззрением иудаизма. В сочинении о историю еврейского народа он мифологизирует образ пророка Моисея за греко-египетскому образцу, наделяя его чертами божества Гермеса-Тота.

Виднейшим представителем еврейского эллинизма в диаспоре был теолог и философ Фелонь Александрийский (i в. н. э.). Используя идеи греческой философии, он разрабатывает метод аллегорического толкование Библии, создает учение о Логос (Слово), что было посредником между Богом и людьми.

Таким образом, эллинистические тенденции в развитии еврейской культуры раскололи еврейство на елліністів и ортодоксов, а в эпоху Средневековье эллинистические традиции были в значительной мере истреблены.



Назад