Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

3.6. Культура Древнего Китая


Приступая к изучению культуры Древнего Китая, важно осознать, что ее достижения были положены в основу не только средневековой, но и современной китайской культуры. Такая устойчивость культурных традиций объясняется не столько географической изолированностью, сколько психологической уединенностью китайцев - древние китайцы представляли себе Вселенная в виде большого континента, со всех сторон окруженного водой, в центре которого находится Поднебесная империя, то есть сам Китай.

Свое происхождение китайцы ведут от легендарных времена, когда в i тыс. до н. есть. было основано государство, во главе с императором по имени Великий Юй. Формирование древней китайской культуры как единого культурного типа состоялось в V - II вв. до н. э., в эпоху «Воюющих государств», когда в упорной борьбе выжили лишь семь самых мощных государственных образований. Именно тогда сложились предпосылки для формирования Великой китайской империи, протянувшейся от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге, от Ляодунського полуострова на востоке до гор Памира на западе, которая просуществовала вплоть до конца II в. н. есть.

Большую роль в формировании китайской культуры как в древние времена, так и теперь, играла иерархичность. Моделью державоустрою были традиционные взаимоотношения в семье: император был сыном неба, он не только гарантировал всемирный порядок, но и считался отцом всех китайцев, составлявших единую большую семью, священным долгом каждого из ее членов был праздник выполнять свой «сыновья» обязанность.

Важной особенностью китайской культуры была китайская церемония - фиксированные нормы поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности. Они были положены в основу нового типа городской рациональной культуры и культуры управления, которыми должны были обладать чиновники и государственные служащие. В отличие от других стран, китайские чиновники не были замкнутой кастой, административные должности давались не за благородное происхождение, а за определенные заслуги перед государством и в случае успешной сдачи экзаменов.

Важной чертой древней китайской культуры, в отличие от европейской, было не достижения практических целей, а личное самосовершенствование человека. Конфуцианство и даосизм представляли собой скорее морально-этические учения, чем религиозные верования. Человек Древнего Китая считала себя частью Вселенной, подчиненной общим законам, поэтому старалась не распоряжаться природой, а укореняться в ней. Даже современный Китай, овладев новейшими достижениями науки, сохранил традиционный тип культуры, которая сплачивает людей в единое целое.

Китайская цивилизация с первых лет своего существование сделала важные шаги на пути самосовершенствования. На ранних этапах становление культуры люди выращивали пшеницу, просо - традиционный рис появился позже. С древних времен китайцы использовали тягловый скот и орудия для вспахивания земли. Довольно рано, в середине II тыс. до н. э., они стали изготавливать бронзу, а через некоторое время и железо. Бронзовый сосуд китайцы украшали изображениями драконов и птиц, также научились изготавливать прочные ткани из нити тутового шелкопряда. В VII-IX вв. китайцы первыми в мире стали употреблять чай, китайский поэт Лу Юй даже написал Книгу «чая» («Ча цзинь», 760 p.), где изложил систему его правильного приготовления, чай в порошках можно узнать из книги китайского каллиграфа X века Цзян Сяна «Ча лу» (1053).

Во II тыс. до н. э. в Китае было создано независимую от произношения иероглифическую письменность, благодаря чему носители многочисленных языковых диалектов, не понимая устной речи, легко могли общаться в письменной форме. Древнейшим памятником китайской литературы является книга песен «Шицзын» (XI-VI вв. до н. э.). Это произведения китайского фольклора, которые собирали государственные чиновники, чтобы узнать отношение народа к власти. Песни не только прославляли хороших правителей, но и высмеивали тех, кто не заботился о своих подданных.

Широко известны древние китайские монументальные сооружения - Большой канал, который строился на протяжении многих веков, и Великая китайская стена, благодаря которой китайцы пытались защититься от внешних врагов. С распространением буддизма в Китае было построено много храмов. Они или высекались в скалах, или имели традиционный для Китая вид пагод. В значительной мере китайская буддийская архитектура и скульптура понесли влияния индийских традиций, поскольку именно в Индии появился буддизм. Это обусловлено и тем, что для строительства храмов и создание статуй часто приглашались индийские мастера.

Семиты сячную культуру Древнего Китая вполне можно отнести к «вечных цивилизаций», сохранив свою самобытность, она дала миру компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание и даже ватерклозет.

Цивилизации Древнего Востока сделали огромный вклад в мировой культуры. Это были первые, по-настоящему твердые шаги на пути к овладению и осмысления окружающего мира и осознание своего места в нем.



Назад