Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

4.1. Культура античного мира, ее характерные черты и особенности


Античность вместе с цивилизациями Древнего Востока является составной частью культуры Древнего мира. Термин «античный» (от лат. antiquus - древний), было введено итальянскими деятелями культуры эпохи Возрождения для определения древней греко-римской культуры с XII в. до н. есть. до V в. н. есть. Принято считать, что греческий период античной культуры закончился падением города Капителями в 146 г. до н. э., а римский - под натиском варваров в 475 г. н. есть. История античной культуры - это история формирования, развития, распада и гибели древних обществ, которые существовали в условиях рабовладельческого строя в районе Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран в период с III тыс. до н. есть. до середины V в. н. э., которые в мировом культурном контексте считаются носителями культурных ценностей, по сравнению наиболее близких к современной европейской культурной традиции.

Предпосылкой глубокого изучения и осознания роли и места античной культуры в мировой истории является ее периодизация. Античная культура составляет два периода - это древнегреческая культура, охватывающая период от 3 тыс. до н. есть. к i в. до н. э., и древнеримская, которая развивалась в период с VIII в. до н. есть. до V в. н. есть. Каждый из этих периодов по-своему ценен, однако культура Древней Греции занимает отдельное место - она создала замечательные образцы человеческого гения, пронизали все грани человеческой жизни: философию, поэзию, прозу, скульптуру, архитектуру, живопись и др. Она дала миру плеяду блестящих имен, таких как драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот и Фукидід, философы Демокрит, Платон и Аристотель.

Более 500 лет правил в античном мире Древний Рим. За это время под влиянием Греции и Востока он также создал самобытную культуру, что глубоко проникла в культуру большинства европейских народов. С момента ее падения прошло более полутора тысяч лет, однако и до сих пор во всей Европе сохранились руины древних городов, дороги, акведуки, остатки старинных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима продолжает и сейчас жить во многих современных языках, созданных на основе латыни, в современном праве, в городской европейской архитектуре, в обычаях и традициях многих народов. Таким образом, просуществовав более три тысячелетия, античная культура оставила после себя глубокий след в истории человечества.

В основе древнегреческой культуры лежала мифология. Как первая историческая форма культуры она достигла в Древней Греции особого развития. Во все времена она была неисчерпаемым источником сюжетов и образов для поэтов и скульпторов. В бессмертных поэмах «Илиада» и «Одиссея» завершился процесс развития эпической поэзии, а Гесиод в своей «Теогонии» дал систематическое изложение основных мифологических верованиям греков. Древнегреческая лирическая поэзия, также зародилась из гимнов богам, стала образцом для выражения всей гаммы чувств и настроений человека.

Как и другие народы, древние греки поклонялись силам природы, олицетворявшие отдельные боги, почитали души умерших. В отличие от народов Древнего Востока врожденное эстетическое чувство древних греков под влиянием чудесной природы формировали представление о богах как человекоподобных существ, полных красотой, силой, молодостью и мудрой зрелости без перспективы старости и смерти. Ни одна религия мира не доводила антропоморфизм богов до такого уровня, как греческий. Но, сводя богов на уровень идеала, они также наделяли их присущими людям отрицательными чертами. Кроме многочисленных богов и героев, воображение греков создала большое количество духов сатир, нимф, дриад и др., населявших леса, ручьи и поля.

Боги, по представлениям греков, жили на высокой горе Олимп в Фессалии, время от времени принимая участие в человеческих делах. Главой олимпийской семьи был верховный правитель богов и людей Зевс, которого римляне почитали под именем Юпитера.

Зевс имел жену Геру и братьев: Посейдона - властелина морей, Гадес, или Аид, владел подземным царством. У Зевса от Геры и других богинь было несколько детей, главными среди которых были Афина и Аполлон. Аполлону, как богу солнца, отвечала богиня луны Артемида - покровительница лесного зверя и птицы. Аполлона окружали музы - покровительницы искусств: Клио - истории, Эвтерпа - лирической поэзии, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - эротической поэзии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии, Каллиопа - пения, а потому второе имя Аполлона было Музагет.

Детьми Зевса были также Гефест - бог огня и небесный кузнец и богиня красоты Афродита. Землю-мать греки почитали под именем сестры Зевса Деметри. ее дочь Персефону похитил Аид, после чего она стала царицей подземного царства. Каждой весной, когда Персефона возвращалась на землю для свидания со своей матерью, природа начинала оживать. Богом виноградной лозы и виноделия Дионис был или Вакх. Праздники в честь этого божества сопровождались неистовым разгулом, что доходил до исступления. Миф рассказывает о том, как поклонницы Диониса, находясь в экстазе, даже разорвали его на куски.

Однако религиозное единство греков сформировалась не сразу: она формировалась от поклонения силам природы и почитание предков на домашнем и родовом уровне до образования общенациональных культов. Однако ни один культ не получил такого признания всеми греками, как культ бога солнца Аполлона в фокідському городе Дельфах у подножия горы Парнас. Своей славой дельфійське святилище обязывалось оракулу, віщуну, что предсказывал будущее. Возле расщелины в скале, откуда выходили одуряючі испарения, сидела жрица Аполлона пифия, теряя сознание, она начинала говорить несвязные слова, которые считались віщуванням самого бога, а жрецы уже по-своему толковали сказанное. Дельфийский оракул, к которому обращались и представители других народов, прославился далеко за пределами греческого мира, благодаря чему жрецы Аполлона дельфийского знали обо всем, что происходило не только в Греции, но и во всем мире, благодаря чему получили большого авторитета в международных политических вопросах.

Наделены особенно тонким художественным чувством, древние греки особое внимание уделяли развитию эстетической стороны своего культа, поэтому ведущие художественные формы и стилевые направления в развитии древней культуры Греции играли роль их духовного единения. Составляя гимны в честь богов, которые исполнялись под аккомпанемент лиры (кифары) или флейты, кларнета, греки создали оригинальную религиозную музыку и многочисленные обряды, воспроизводя драматические эпизоды из жизни мифологических персонажей, которые позже стали основой театрального искусства. Жертвоприношения у греков превращалось в своего рода банкеты, в которых якобы принимали участие сами боги, праздники - у забавы с танцами, кулачными боями, бегом наперегонки и др. Такие соревнования в честь богов назывались агонами. Агоны устраивались в разных местах, но наибольшей популярностью пользовались такого рода праздники в Олимпии. Второе место по масштабам и значению занимали Піфійські соревнования в Дельфах. Поскольку эллины не проводили границы между искусством и спортом, сначала здесь происходили лишь конкурсы музыкантов, где под аккомпанемент кифары участники выполняли хвалебные песни в честь Аполлона, а впоследствии к ним было добавлено состязание певцов, флейтистов, атлетов и всадников, здесь соревновались даже поэты. В Немей-риканской долине близ города Клеон происходили Немейські игры, где одновременно атлеты соревновались в беге, борьбе и конных соревнований, а позже боролись за первенство и музыканты. В Істмійських играх, которые проводились на Коринфскому перешейку, также выступали спортсмены, музыканты и поэты. Кроме дельфийского оракула и Олимпийских игр, в духовном отношении греков объединили сказания о героях, возникшие в результате поэтической обработки произведений местной мифологии народными певцами-декламаторами - рапсодами, которые перерабатывали и дополняли их, развивая первоначальный причудливый содержание и распространяя эти произведения по всей Элладе. Наиболее знаменитыми поэтическими рассказами общенационального значения были предания о Троянской войне, собраны в две большие поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. Для образованных греков всех поколений они были любимыми книгами, на которых воспитывались целые поколения, формируя чувство общенационального сознания.



Назад