Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

4.2. Древнегреческая культура


Древняя Греция или Эллада - это общая название группы рабовладельческих государств, существовавших на территории южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, западном побережье полуострова Малая Азия, на берегах Мраморного и Черного морей, побережье Южной Италии, Южной Франции и восточной части острова Сицилия. Этнический состав Древней Греции в III тыс. до н. есть. был довольно пестрый, его составляли пеласги, лелеги и др., которых оттеснили и ассимилировали протогрецькі племена ахейцев и іонійців. Первые государства ахейцев Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др. сформировались в начале II тыс. до н. э., в эпоху бронзы. Вторжения дорийцев около 1200 г. до н. есть. привело к распаду государств и оживления родовых отношений. УИХ ст. Северную Грецию заселили еолійці, Среднюю Грецию и Пелопоннес - дорійці, Аттику и острова - іонійці. В VIII - VI в. в Греции сформировалась своеобразная форма социально-экономической и политической организации общества - полис, который долгие годы был центром культурной жизни не только Греции и Древнего Рима. В зависимости от результатов борьбы с демоса родовой знатью государственная власть в полисах была или демократической, как в Афинах, или олигархической, как в Спарте или на острове Крит. Борьба полисов за гегемонию в Греции закончилась тем, что обескровлены войной они стали добычей Македонии, которая инициировала создание крупного государства - империи Александра Македонского, что достигала от Дуная до Инда. Этим было положено начало елліністичній культуре, основным содержанием которой были взаимовлияния и взаимопроникновения греческих (эллинских) и местных элементов. После распада Империи и образование на ее месте новых государств и союзов военизированного типа, что соревновались за первенство в обладании всей Грецией, она постепенно подчинилась Рима, а с 27 г. до н. есть. превратилась в римскую провинцию под названием Ахайя.

Этапы развития культуры Древней Греции. В течение многих веков Древняя Греция не представляла собой единого целого ни в географическом пространстве, ни с точки зрения социально-политической организации общества. Однако совсем небезосновательно мы говорим о целостность древнегреческой культуры, которая в полной мере проявилась в период ее существования. Это, прежде всего, понятие о космосе как порядок, что противостоит хаосу, это мера как ведущая категория и организующий принцип философской, политической, эстетической и этической культуры, это антропоцентризм, или представление об главное место человека в природе, это агональність, или состязательность, которая демонстрировала способность свободного человека принимать активное участие во всех проявлениях жизни, это, наконец, яркие и зрелищные религиозные праздники, которые не обходились без торжественного шествия или спортивного соревнования.

В своем историческом развитии культура Древней Греции прошла пять этапов: эгейский (крыто-микенский) Ш тыс. - XI в. до н. э., гомерівський - ХП-ДМС в. до н. э., Архаический - VIII-VI вв. до н. е., классический - V вв. - последняя треть IV в. до н. э., эллинистический - последняя треть IV-i в. до н. есть. За это время протог-рецьке населения и древнегреческие племена, объединенные общим этнонимом эллины, перешли к оседлому образу жизнь, а широкое расселение греков вдоль побережья Средиземного и Черного морей привело к превращению Эллады на Большую Грецию, где сформировались и утвердились новейшие тенденции культуры, после чего древнегреческая культура продолжала свой развитие в составе Западной Римской империи, а после ее падения, с середины IV ст., составляла ядро византийской культуры.

Первая точная дата эллинской истории - 776 г. до н. э., это дата первых Олимпийских игр, вторая - Большая колонизация VIII-VI в. до н. э., что представляла собой широкое расселение греков вдоль побережья Средиземного и Черного морей. Эти даты стали отправными моментами в создании периодизации развития древнегреческой культуры.

1. В III-II тыс. возникла эгейская, или крыто-мікенська цивилизация - первая цивилизация на территории Европы. Это города на острове Крит и материковой Греции, возникшие вокруг царских дворцов. О социальное расслоение населения этих городов - егейців свидетельствуют виллы и дома вельмож. Сохранилось также и три системы письменности: пиктографическое письмо, линейное письмо-1 и линейное письмо-2. Около 1450 г. до н. э. в. Крит завоевали ахейські племена греков, которые ассимилировались с егейцями. В XII-XI вв. до н. есть. ахейське население было уничтожено дорійськими племенами, которые жили по законам военной демократии. Ликвидация дворцов привела к фактическому исчезновению эгейской культуры.

2. Гомерівський период, XII-VIII вв. до н. есть. Сведения об этот период скудны и противоречивы. Единственным источником изучения этой эпохи является поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Вокруг гомерівських поэм и личности их составителя своего времени возникло так называемое гомерівське вопрос. Сами греки к V в. не сомневались в существовании лица Гомера и авторстве всех эпических произведений о Троянской войне и гимнов в честь богов. Впервые критически отнесся до Гомера историк Геродот, но особенно отличился в этом софист Зоїл (IV ст.), что установил в поэмах «Илиада» и «Одиссея» целый ряд противоречий. Далее с критики гомерівських текстов возникли целые школы. Одни утверждали, что «Илиада» и «Одиссея» - это продукт коллективного творчества многих певцов-поэтов, другие настаивали на единой художественной композиции эпоса и историчности личности Гомера. Археологические открытия и сравнительное изучение народного творчества других народов пролили новый свет на события, которые упоминались в поэмах, но и до сих пор проблема авторства «Илиады» и «Одиссеи» остается открытой. В наше время преобладают теории, которые смягчают крайности обоих направлений - все они сходятся на том, что гомерівські поэмы, несомненно, является настоящим шедевром мировой литературы.

Исторической канвой в обоих поэмах служит Троянская война. Но, несмотря на то что «Илиада» и «Одиссея» произведения, прежде всего, поэтические, где прошлое и вымысел сплетаются в одну эпопею, ценность их заключается в том, что в них можно проследить эволюцию греческого общества от первобытнообщинного строя до рабовладельческого полиса.

Согласно произведениями Гомера, высшая власть в общине принадлежала всему народу (demos), под которым подразумевалось свободное население Греции, что владело гражданскими правами. Такие сборы и место, где они происходила, как правило, на торговой площади, называлось агора (agora). Царь во всех важных вопросах советовался с народом и родовыми старейшинами - главами семей, которые составляли совет старейшин.

Однако под влиянием внутренних и внешних факторов первобытнообщинный строй разлагался. Развитие производительных сил вызывал дальнейшее разделение труда и выделение военной аристократии. Социальный строй гомерівської Греции имел такой вид: греческие племена делились на племена, из родов складывались фратрії (phratria), с фратрій складывались финны (phyles), т.е. племена, племена объединялись в отдельные народности. Важнейшими чертами греческого рода были: происхождение по отцу, запрет браков внутри рода, право усыновления родом, право взаимного наследования, владение загальнородовим имуществом, право избрания и переизбрания родовых старейшин, предоставление друг другу помощи и взаимной поддержки, участие в общих праздниках и владения общим местом захоронения. Древнегреческие филы были военно-культовыми объединениями, которых группировались роды. Каждая фила имела определенную территорию, на которой стоял жертвенник в честь богов и проходило собрание ее членов. Во главе филы стоял царь - филобасилей (phylobasileus) - жрец и вождь в одном лице. Сначала басилеї были выборными и выдающимися членами общины, которые служили общим интересам, по что получали из общинной земли крупнейший надел и занимали первое место в общине. Постепенно дома басилеїв наполняются богатством и изобилием, превращаясь на дворцы, вокруг которых вырастают сады и виноградники. Необходимые для дома ремесленные изделия изготавливались в домашних мастерских, где работали рабы.

В эпосе также упоминаются и свободные землевладельцы, часть которых благодаря многочисленным военным походам оскудевает, разоряется и попадает в разряд бесправных людей, что теряют связь с родом. Эту категорию населения пополняют их потомки, а также потомки покоренного населения и чужеземцы. Эта категория населения нанимается в поместья басилеїв или попрошайничает. В поэмах Гомера также упоминаются кузнецы, плотники, шкіряники, ткачи, ювелиры и другие профессии, что свидетельствует о развитии ремесла, которое отделяется от сельского хозяйства.

Гомеровском обществу уже известно рабство. Его появление свидетельствует о расписании родового строя, образования частной собственности и государства. Рабство в своем развитии проходило два этапа: период патриархального, или домашнего рабства, и рабства в классической форме. Середину между патриархальным и классическим рабством занимает рабство народов древних восточных монархий, которым, возможно, было рабство на Крите и в Микенах. В гомерівській Греции существовало домашнее рабство. Рабов имели басилеї, что использовали их как домашних слуг - поваров, конюхов или рабочих в домашних мастерских. Рабский труд применялась и в сельском хозяйстве - земледелии или скотоводстве. Нередко рабы получали от своих хозяев земельные наделы, дом и даже жену, мелкие собственники местами считали их младшими членами семьи. Однако во дворцах басилеїв различия между свободными и рабами становятся все большими.

В процессе разложения военной демократии уменьшается значение agora, phrartria и phyle теряют свое значение. Большую роль играет аристократическая совет - bullae, возглавляемая царем. С усложнением задач руководства страной и увеличением богатства аристократии царь постепенно теряет ведущую роль в обществе, хотя за ним продолжает оставаться должность верховного жреца, а в VIII в. в большинстве греческих общин исчезает и она. В процессе образования классов и усилении роли аристократии состоит государство, которое закрепила новые социально-экономические отношения и обеспечило господство аристократии над массой свободных и полусвободных людей и рабов. Появление государства ознаменовала важнейший этап в развитии греческого общества. Оно ускорило разложения родового строя и способствовало становлению классового общества.

3. Архаический период, VIII-VI вв. до н. э., есть переходным. В этот период греческая культура осуществила переход от варварства к цивилизации: образовалась полісна система, состоялась кодификация законов, зародилось храмовое строительство и философия, высокого развития приобрели и поэзия музыка.

Дальнейшее развитие рабовладения, разделение труда и рост товарно-денежного хозяйства, которые способствовали выделению аристократических родов, теперь начинают подрывать основы их господства и способствуют дальнейшему развития рабовладельческой государства. Введение новых производственных отношений на основе развития рабовладения, обнищание свободных земледельцев и увеличение численности населения привели к появлению так называемых лишних людей, что отправляются в дальние страны в поисках лучшей жизни и богатства. Переселенцы заселяли и осваивали пустующие земли и основывали там поселения - колонии. Колонизация шла в трех направлениях: в северо-восточном - по побережью Дарданелл, Мраморного и Черного морей; в западном - в Италию и Сицилию; в южном - по южному берегу Средиземного моря (Египетского и Керинаїка). На западном берегу Черного моря важнейшими колониями были Одесс, Тома, Истр, Tip, Ольвия, в Крыму - Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория и Танаис.

Этот процесс ощутимо повлиял на все сферы жизни греков. Произошло дальнейшее укрепление и развитие рабовладельческого способа производства, окончательное отделение ремесла от сельского хозяйства, расширения товарообмена и переход на выращивания садово-огородных культур.

Отделение ремесла от сельского хозяйства вызвало бурный рост городов. Первоначальный облик города-полиса совсем изменился. Если в мікенську эпоху он был только местом пребывания вождя и его войска, а в гомерівську - составлял только укрепленную его часть, то теперь он был совокупности поселений, входящих в городскую черту. Город со своими окрестностями фактически превратилось в самоуправляющуюся гражданское общество - город-государство или полис (polis, Civitas). Полисы составляли полноправные граждане - члены городского общества, каждый из которых имел право на земельную собственность, политические права и был обязан служить в ополчении. Но часть населения города, что не имела всей полноты гражданских прав, в общину полиса не входила. Формы власти в полисе были разные, если в Спарте она была олигархической, то в Афинах - демократической.

Экономический подъем Греции подрывало значение родовой аристократии. Родовая организация в колониях уже не имела под собой прочной основы социальной и традиций, а потому люди там стали расценивать не по их знатностью и происхождению, а по богатству, которым они владели. С ростом товарно-денежного хозяйства и рабовладения увеличивалась имущественная неравенство среди свободных граждан, обострялась классовая борьба. Свободный хлебороб, получив кредит у своего богатого соседа, в случае несвоевременной выплаты долга мог легко потерять свое имущество и вместе со своей семьей попасть до рабства. Так родовая аристократия уступила своим господством на пользу денежной аристократии.

Переходной ступенью этого перехода была тирания - форма единоличной власти, установленной насильственным путем. В большинстве случаев тираны к власти выступали как вожди демоса. Как правило, это были выходцы из аристократии, что по разным причинам оторвались от своей среды. Снаружи тиран напоминал монарха - единоличного носителя власти, но ради народной поддержки он вынужден был прибегать к демагогических приемов: кроткого обращение с людьми, защиты в судах и ограничения богатых в пользу бедных. С этой целью тираны издавали законы против роскоши, ограничивали количество рабов и др. Но, несмотря на малую политическую устойчивость, как тирания политическая форма власти сыграла важную роль в уничтожении господства родовой аристократии и дальнейшему развитию государства.

Первой большой победой демократии было издание писаных законов или кодификация обычного права, проведенная в интересах государства как единого целого, а не отдельных родов и местностей. За кодификацией законов следовали изменения в правящих органах - аристократические совета постепенно расширялись за счет представителей демократии. Древние родовые культы заменялись почитанием божеств и героев, популярных среди демократических слоев населения. Таким образом, тирания стала одним из путей создания греческих государств, сломала силу родовых учреждений и культов.

Дальнейшему развитию греческой культуры способствовала появление письменности. Уже в VIII в. до н. есть. на основе финикийского алфавита возник греческий, состоявший из 24 букв. Его особенностью было обозначения не только согласных и гласных звуков. Таким образом была начата древнегреческая литература, историю которой стали начинать уже не с Гомера, а Гесиода, поэзия которого также представляет высокий уровень художественного творчества.

Глубоким художественным выражением изменений, что происходили в післягомерівський период, стала лирическая поэзия. На первом месте среди лирических поэтов VII в. до н. есть. стоял Архилох, который пережил все скорби и радости своего времени. Высокого выражения и совершенства лирическая поэзия нашла в творчестве поэтов Алкея и Сафо, воспевающие любовь, природу, времени года, друзей и дружескую пирушку. Центральное место в стихах Сафо - это женщина, преисполненная любовной страсти и ревности к своей подруге. Поэзия красоты, веселья и любви составляла главные мотивы поэтического творчества Анакреонта, который жил во второй половине VI в. до н. э., но в своих произведениях он больше обращается к хороших мальчиков, чем женщин.

Как мы видим, лейтмотивом греческой поэзии VII-VI вв. была эротика, но этим далеко не исчерпывается ее содержание. Стихотворной формой поэты также пользовались для выражения политических, философских и религиозных идеалов, воспевание военных подвигов. Политические мотивы и настроения выступают в элегиях Феогніда, Алкея, Соленая и частично Пиндара, знаменитого своими песнями в честь победителей на Олимпийских, Піфійских и Німейських играх. В то же время лирическая поэзия этого времени была рассчитана на очень тонкий общественный прослойка греков, свободных от материальных забот и погруженных в личные переживания.

4. Классический период. (V-IV вв. до н. есть.) знаменовал собой новый этап развития древнегреческой культуры. Демократия, что пришла на смену аристократической олигархии, несла в себе новые чувства, мысли и идеи. Миропонимание и мироощущение аристократии было присущи небольшом кругу людей, которые считали себя избранниками судьбы и выше породой человечества. их мысли и чувства направлялись к героических времен крыто-микенской эпохи или концентрировались вокруг интимных переживаний. Для век демократии были характерные другие мотивы. Это, прежде всего, всенародные праздники в честь наиболее популярных древнегреческих богов - Афины, Деметры и Диониса.

В честь богини Афины справляли праздник панафіній, в котором принимало участие все афинское населения. В образе богини нашла свое воплощение идея государственной централизации, к которой стремились все демократические силы. Панафінії происходили каждого четвертого года и продолжались шесть дней подряд. Программа праздника состояла из конных и пеших соревнований, бегу со факелами, хоровых песен, танцев, декламации и музыкальных соревнований. Всенародное значение имели и праздники в честь Деметры и целый ряд праздников, посвященных богу Дионису.

Из песен и молитв, что прославляли бога Диониса, возникла греческая трагедия. Трагедия в собственном смысле слова означает «песнь козлов», когда одетые в цапині кожи люди изображали сатиров - спутников Диониса. Под резкие звуки флейт, бубнов и тимпанов в состоянии экстатического опьянения его участники разрывали на части животных, пожирая их окровавленное мясо. Этот культ с VII в. распространяется во многих городах-полисах Греции, но со времен тирании организацию праздников в честь Диониса взяла на себя государство, превратив их в общегосударственный культ.

Сначала дифирамбы, которые исполнялись хором на честь Диониса, не отличались ни сложностью, ни разнообразием, ни художественностью. Большим шагом вперед было введение в хор действующего лица, актера. Актер декламировал миф о Дионисе и подавал реплики хора. Между актером и хором завязывался диалог, который составлял основу драматического произведения. Первым автором греческой трагедии считается Эсхил. Введением второй действующего лица он оживил спектакль, внес в нее больше динамичности. Есхілу также приписывают введение декораций, масок, котурнів, а также летательных, громоносних и других машин.

Подобно драмы, греческий театр также был тесно связан с культом Диониса и діонісіями. Он ведет свое происхождение от жертвоприношений и магических церемоний, при осуществлении которых участники располагались вокруг жертвенника в виде амфитеатра на склонах прилегающего к него холма. Устроены на открытом пространстве, греческие театры были общедоступными и вместили большое количество народа. Театр Диониса в Афинах, например, мог вместить до 30 тысяч зрителей. В следующую, елліністичну эпоху, театры уже рассчитывались на 50, 100 и даже более тысяч зрителей. Таким образом, даже в конструкции греческого театра был заложен демократический принцип.

Главную часть театра составляли: помещения для зрителей - койлоне, место для хора - орхестра, место, где вывешивались декорации и выступали актеры, - скена (сцена). В середине орхестри содержался много украшенный жертвенник Диониса. Задняя часть сцены была декорирована колоннами, которые символизировали царский дворец. Места для зрителей были отгорожены деревянной или каменной стеной без крыши.

В начале театральные спектакли ставились только в праздники Диониса, но постепенно театр приобретает общественное значение, становясь не только местом отдыха, но и политической трибуной. Предметом театральных спектаклей были трагедии и комедии.

С V в. до н. э. во время театрального представления демонстрировалось три трагедии, что составляли трилогию, каждая из которых была продолжением предыдущей. Условия античного театра вызвали необходимость соблюдение трех единств - места, времени и действия. Эти условия, обоснованные впоследствии Аристотелем, держались вплоть до XVIII ст., составляя основу классического европейского театра. К трагической трилогии присоединяли еще и сатирическую драму. В основу греческих трагедий обычно был положен какой-нибудь миф о богах и героев, чаще всего гомеровского цикла, который наполняли содержанием современности, приближая его к массового зрителя. Таким образом, значение древнегреческой трагедии для мировой культуры состояло в умении соединить историю и современность, делая далекое близким, понятным и интересным для народа. С греческих трагіків мировой славы приобрели Эсхил, Софокл и Еврипид. Общественные мотивы, которые звучали в трагедиях, нашли свое выражение и в греческой комедии, выросла из того же самого корня, что и трагедия.

С давних времен в Древней Греции существовало всенародный праздник дионисии, которое заканчивалось праздничным шествием с пением, танцами и возлияниями. Эта походка называлась комос. Слово «комедия» - сочетание слов комос и ога (песня), что в целом означает песни во время комоса. В более поздние времена, в результате литературной обработки, образовался новый жанр - комедия. Сюжетом комедии служило повседневную жизнь со всей его злободневностью и мелочностью, авторы не стеснялись в выборе слов и выражений, особой непристойностью отличались танцы. Костюмы и декорации были яркими и пестрыми, а маски - разнообразными.

В демократических Афинах с их развитым политической жизнью широкого развития приобрела политическая комедия, непревзойденным мастером которой был Аристофан. Отличительными свойствами его творчества были художественная красота формы, неисчерпаемая остроумие, сочетание лирических и драматических, комических настроений.

Меньшее значение играла лирика, ее развитие был более присущий временам тирании и олигархии, чем периода развитого демократического жизни. Из прозаических произведений этого периода особого значения приобрели исторические труды, значительными среди которых были «История греко-персидских войн» Геродота и «История пелопонеської войны» Фукидіда.

Широкого развития в классическую эпоху приобрело и греческое искусство. В отличие от предыдущих эпох оно вышло из практической деятельности и отделилось в самостоятельные художественные отрасли, которые предусматривали не только высокий художественный уровень, но и высокую степень технического мастерства.

Пройдя долгий путь развития, значительного уровня достигла древнегреческая архитектура. В V в. до н. есть. окончательно определились два архитектурных стилей - дорийский и ионийский, начал формироваться коринфский стиль, который получил дальнейшего распространения в следующем веке. Стремительными темпами развернулась строительная деятельность. Так, в Афинах появляется целый ряд замечательных художественных зданий общественного характера: храмов, портиков, домов для гимнастических и музыкальных соревнований, частных зданий. Замечательным памятником строительного искусства классической эпохи был Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос) на афинском Акрополе. Он был построен из мрамора, галерея окружала храм, состояла из 46 колонн дорійського ордера. На метопах и фронтонах содержались скульптурные изображения, что воспроизводили героические рассказы и легенды, а на фризе была представлена процессия панафінейського праздники в Афинах. В самом храме находилась статуя Афины.

Художественные здания сооружались и в других частях Греции. Особой славой пользовались храм Зевса в Олимпии, храм богини Афины на острове Эгине и храмы в некоторых городах Сицилии.

В тесной связи с архитектурой развивалась скульптура, которая достигла в Древней Греции высокой, непревзойденного совершенства благодаря творчеству Мирона, Фидия и Поліклета.

Мирон ставил целью изобразить человеческое тело в момент движения. Лучше всего ему удалось это в статуи юноши - метателя диска (Дискобола). Гордостью эпохи был мастер Фидий - замечательный скульптор, литейщик, архитектор и декоратор. Из 450 г. до н. есть. он руководил всем художественным оформлением Афин. Но мировой славы Фидий вступил странными статуей Афины. Бронзовая статуя Афины - предводительницы в битвах (Промахос), что стояла во дворе Акрополя, выделялась среди других достижений искусства. Другая статуя Афины - 12-ти метровая Афина-Дева (Парфенос) была культовой статуей Парфенона. Она была изготовлена из золота и слоновой кости на деревянной основе, что называется хрисоелефантинною техникой. Она стояла, опираясь на копье, а ее золотой одежда спадал до самой земли. В правой руке она держала статую Победы (Нике), на щите ее была изображена борьба греков с амазонками, на бортах сандалов в рельефе - битва кентавров с лапифами - мифическим племенем, что жило в Фессалии.

Не меньше восторга вызвала как у современников, так и у следующих поколений величественная статуя Зевса в Олимпии, выполненного в той же технике. К сожалению, эти и другие произведения Фидия нам известно только из литературных описаний или через плохие копии.

Современником Фидия был Поліклет из Аргоса, что возглавлял школу местных скульпторов. Сила его таланта нашла свое выражение в исключительно тонком и правдивом изображении человеческого тела. До лучших достижений Поліклета относятся: идеальная статуя юноши-списоносця - «Дорифора», «Раненая амазонка», юноша-атлет, что накладывает повязку победителя на свою голову - «Діадумен», монументальная статуя Геры из золота и слоновой кости в Арголиде. Поліклет был также известен и как теоретик искусства, что пытался разработать и обосновать законы соразмерности частей и гармонии человеческого тела.

Характерной особенностью всего классического искусства были величие, спокойствие и торжественность, с одной стороны, богатство и разнообразие материала и художественное мастерство - с другой.

Третьей самостоятельной отраслью греческого искусства был живопись. Его ярким представителем был Полигнот, прославившийся своими картинами, размещенными на стенах «Пестрого портика» в Афинах и беседки (лесхи) в Дельфах. Представление о сюжеты и характер творчества Полігнота дают описания его картин в древнегреческого писателя II ст. Павсания, который составил своего рода путеводитель по выдающихся памятниках архитектуры и искусства Греции «Описание Эллады». Новое направление в живописи было представлено Аполлодором. По свидетельству римского писателя и ученого И ст. Плиния Старшего, Аполлодор владел искусством размещения света и тени, а также передачи перспективы на своих многоцветных картинах.

Такая греческая культура классического периода, развитие которой далеко не заканчивается на этом этапе, но находит естественное продолжение в следующем, эллинистическом, который во многом превзошел предыдущий. Именно в этот период Афины становятся самым сильным политическим и культурным центром, который объединяет 200 городов, но вместе с тем противоборство двух моделей развития культуры - афинской и спартанской - обескровливает Грецию и делает ее легкой добычей Македонского государства.



Назад