Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

4.3. Эллинистическая культура


(323-30 гг. до н. есть.) проходит под знаком кризиса традиционных античных ценностей и широкой экспансии культурных достижений далеко за пределы страны. Образование огромной империи Александра Македонского и ее преемников - эллинистических монархий впервые создало условия для всесторонней интеграции противоположных культур Востока и Запада. Афины превращаются в своеобразный «музей» ценностей античного мира, а первенство переходит к восточных культурных центров - Александрии Египетской с ее известной библиотекой при Мусейоне - «храме Муз», Антиохии, Селе-вкії, Пергам - построенных по регулярным планом гигантских городов с сотнями тысяч разноплеменных жителей.

Значение социальных процессов, которые привели к образование эллинистического мира, заключается в создании единого экономического пространства для различных национальных культур. Замкнутость государства-полиса изменилась открытостью города, что принадлежал великой империи. Возник тип лица, национальной по происхождению, но воспитанного на греческом языке на достижениях греческой культуры, которая стала называться эллин.

Отличительными чертами эллинистической культуры были синкретизм, космополитизм, индивидуализм и преимущество естественно-математических и технических наук над гуманитарными.

Изменились и религиозные представления греков. Традиционные религиозные формы, соединившись с восточными религиозными традициями, породили новые формы. Распространилось отождествление богов греческого пантеона со древними восточными божествами. Некоторые культы, как, например, культы Исиды и Кибелы, греки усвоили почти неизменными, только переименовали Исиды на Деметру, а Кибела на Афродиту ли Артемиду. Новый культ Сераписа в еллінізованому Єгипті - сочетание мемфисского Осириса-Аписа с греческими богами Зевсом, Гадесом и Асклепием. Наряду с местными культами появляются и некоторые универсальные божества, сочетающие в себе подобные функции уважаемых богов разных народов. Видное место в культуре эллинизма занимает культ Зевса Гіпсіста {Высшего), что отождествлялся с финикийским Ваалмі, египетским Амоно, вавилонским Белом, иудейским Ягве и многими другими. Не меньшее распространение приобретает возрожденный культ Диониса. Тенденция к универсализации религиозных верований становится прологом будущего монотеизма.

Эллинистическая духовная атмосфера социальной и психологической нестабильности порождает потребность в разнообразных мистических обрядах, веру в магию, астрологию, распространение мистерий. Восточные религиозные традиции привносят с собой глубокий мистицизм, повышенную роль в экстаза обрядности и культе царской особы.

Эллинистический период отразился невиданным доселе расцветом науки, которая выделилась из философии. ее центрами стали основанные Александром Македонским города, прежде всего столицы эллинистического Египта Александрии, названной в его честь. Александрийский Мусейон стал настоящим научным центром с анатомическими театрами, обсерваториями, зоопарками, ботаническими садами, крупнейшей на те времена библиотекой. Ученые, работавшие здесь, были на иждивении государства. Материальная база научных исследований росла благодаря меценатству.

В научных достижений эллинистической эпохи принадлежит выдающаяся работа Евклида «Начала» - синтез математических знаний древнего мира, работы Архимеда Сырая-кузького по проблемам математики и физики и основателя тригонометрии Аполлония из Перги и др. Походы Александра Македонского, со своей стороны, стимулировали развитие астрономии и географии. Знакомство с вавилонскими астрономическими центрами обусловило целый ряд научных открытий. Так, Аристарх Самосский выдвинул гипотезу геліоцентризму, что стала первой в астрономии догадка о строении солнечной системы, Эратосфен дошел до выводу о шарообразности Земли и довольно точно измерил длину ее круга, Дікеарх составил карту мира и прикинул высоту многих гор Греции. Расширилось познания природы и человека. Аристофан из Византии создал систематизированное изложение зоологических знаний, Феофраст - ботанических, Каллима заключил каталог птиц. Благодаря анатомическим исследованиям происходило накопление медицинских знаний.

Дальнейшего развития приобретает историческая наука. Формируются два типа исторических исследований - это, прежде всего, мемуаристика, что больше походила на художественную прозу. Рассчитана на эмоциональную реакцию читателя, она в основном восхваляла личные заслуги власть имущих. Это работы Каллісфена о Александра Македонского, Клітарха Александрийского, Фелаха. В то же время имеют место объективные и точные исследования исторических событий: работы Птоломея И, Иеронима из Кардии, а также автора «Общей истории» Полибия. Историческая литература эпохи эллинизма дополняется также грекомовними историями других народов. Это история Египта, написанная греческим историком Манефоном, история Вавилон жреца Бероса (Berossos), греческий перевод еврейского Пятикнижия (лат. Септуагинта, то есть перевод семидесяти двух толкователей, сделанный для царей из династии Птоломеїв). Все это свидетельствует о ведущей роли греческого языка и культуры тех времен.

Особым достижением эллинистической культуры была появление греческой филологии. Хранение в Александрійській библиотеке огромного количества текстов требовало не только классификации и каталогизации, но и библиографических описаний, критики, установление авторской редакции, грамматических комментариев, выяснения авторства и времени написания текстов. Основы греческой филологии заложили Зенодот Эфесский, Аристарх Византийский и др. Ученик Аристарха Дионисий Фракийский заключил первую грамматику греческого языка. В Александрійській библиотеке также были сделаны комментарии к произведениям Гомера, Гесиода и в целом к греческой поэзии. Во II в. до н. есть. сложилась филологическое школа при Пергамській библиотеке, которая изучала греческий ораторское и философскую прозу.

Характерными чертами эллинистического искусства были светскость, патетика и интерес к бытовых тем. Коренных изменений претерпела литература. Традиционные жанры классической литературы отступили, почти исчезли трагедия и ораторское литература. Поэзия превращается в искусство для избранных, удовлетворяя наклоны высокоинтеллектуальной элиты. Авторами поэтических произведений становятся преимущественно студенты-филологи, которые вносят в поэзию тенденцию подражания классическим образцам греческого эпоса, панегіричної поэзии. Это произведения Аполлония Родосского, Каллимаха и лирического поэта Феокріта Сиракузского - основателя буколической (сельской) идиллии. В то же время вкусы широких слоев население ярко отражали мим и комедия. Выдающимся представителем «новой аттической комедии» был Менандр, который вопреки идеалистическим взглядам элитной литературы сосредоточился на отражении реальной жизни, характерных персонажей, создавая настоящую комедию характеров. В целом елліністичній литературе присущие аполітизм, педантизм, эротика, в основу сюжета положена запутанная интрига. Отойдя от крупных социальных проблем, она углубляется в внутренний мир и интимные переживания человека.

В елліністичну эпоху продолжается развитие архитектуры, скульптуры и живописи. Выдающимися памятниками строительного искусства были прежде всего культовые сооружения - храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте сожженного в 356 г. до н. есть. Геростратом, храм Аполлона в Дідімах близ Милета, храм-гробница царя Карии Мавсола в Галикарнасе, монументальные алтари - Зевса и Афины в Пергаме, Гиерона в Сиракузах. Дальнейшего развития приобретает градостроительства, примером чего стали построенные города Александрия, Антиохия, Пергам и другие столицы и крупные центры эллинистического мира. Именно в это время зодчим удалось внедрить в жизнь плановую систему городской застройки, разработанную еще в V в. до н. есть. архитектором из Милета Гіпподамом. Создается городская среда, которое одинаково удовлетворяет как требования удобства, так и законы эстетики. Много внимания уделяется жилищному и гражданскому строительству. Руководствуясь греческими архитектурными нормами, зодчие эллинистической эпохи переняли присущую Лестничные монументальность и роскошь, что оказалось как в размерах, грандиозности зданий, так и в великолепии скульптурного декора.

В елліністичній скульптуре преобладает патетический стиль, отвечающий новым чертам архитектуры, но в сравнении с классической скульптурой художественный уровень ее несколько ниже. Возникают новые очаги развития скульптуры. Античных мастеров дополняли скульпторы Пергама, Александрии, Родоса и Антиохии. Елліністичне искусство удается до других объемов и средств выразительности. Наряду с классическими образцами появляются гигантомания и скульптурная миниатюра. Классические персонажи дополняются скульптурными картинами «гігантомахїі» - борьбы богов, скульптурными группами, жанровыми и эротическими сюжетами. Появляется скульптурный портрет.

Среди тогдашних художников прославились ученики выдающегося скульптора Лисиппа: Євтехід Сікіонський, что создал скульптурную группу «Тихое» (богиня судьбы и счастья), Харес из Линда - автор гигантской бронзовой скульптуры бога Гелиоса на острове Родос - знаменитый Колосс Родосский, что стал одним из семи чудес света.

Самые известные памятники патетического монументализма - это скульптурные группы на фронтоне храма Самофракии и монументальный фриз исполинского Пергамского алтаря - наглядное воплощение родосских скульптурной школы. К этому направлению можно отнести и скульптурная группа «Лаокоон» (Агесандр, Полідор и Афінадор) и «Бык Фарнезе» (Апполоний и Тавріск из Тралл). Традиции Праксителя продлен елліністичними статуи Афродиты Кіренської и Афродиты Милосской («Венера»). Искусство скульптурного портрета эллинистической эпохи представлено также статуей Демосфена, портретом Менандра, резьбой на камне в миниатюрной «Камеи Гонзага».

Живопись эпохи эллинизма разрабатывал те же самые темы: реалистичный портрет, бытовые и эротические сюжеты. Развивается пейзаж. Рост живописной техники и сюжетной разнообразия демонстрируют фрески богатых домов Делона, Геркуланума, Помпеїв, стелы из музея в Волосах.

В целом эллинистическая пора греческой культуры была довольно плодотворным во всех сферах материальной и художественной жизни. В тот же время культурное процветание эллинистического мира постоянно сопровождали признаки кризиса и упадка. Традиционные основы греческого социума постепенно истощались. На историческую арену выходила новая культурообразующая сила - Рим, который в конце И в. до н. есть. утвердил свое господство в эллинистическом мире. Однако покорения Эллады не уничтожило ее культуру, наоборот, усвоив культуру эллинов, Рим сам еллінізувався. Влияние Эллады продолжался и во время следующего периода античной культуры - римской античности.



Назад