Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

4.4. Древнеримская культура (VIII в. до н.э. - V в. н.э.)


Имеет тысячелетнюю историю, значение которой трудно переоценить: латинский язык оказала значительное влияние на развитие целой группы европейских языков, что стали называться романскими, еще два-три века назад она была языке философии, науки, медицины, юриспруденции, религии и литературы многих народов. До сих пор большинство научных, медицинских, юридических терминов - латинского происхождения. Такое же значение имеют достижения римлян в архитектуре, изобразительном искусстве, в системе государственного и частного права, административного управления и форм организации общественной жизни. Изучение античной, в частности римской культуры, дает возможность понять закономерности развития многих социальных и культурных феноменов, делает возможным более основательное изучение сегодняшних социальных и культурных процессов.

Древнеримская культура образовалась путем слияние культур многих народов: этрусков, сабінів, эквив, вольсків, на основе которых формировался римский народ - POPULUS ROMANUS.

В своем политическом, социально-экономическом и культурном развитии Древний Рим прошел три периода:

1. 754 (753) - 510 (509) до н. есть. - царский период. В настоящее время правили семь царей: Ромул, Нума Помлілій, Тулл Гостілій, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервій Тулий, Тарквиний Гордый. Полноправных граждан, которые составляли родовую организацию, называли патриции, тех, что находились вне ее, - плебеи. По преданию, Ромул начал сенат - главный государственный совет, что ограничивала власть царя и состояла из старейшин рода, а Сервій Тулий включил к римского народа плебеев. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в стране была установлена республика.

2. 510 (509) - 30 (27) до н. есть. - республика. Прерогативы царской власти в этот период были разделены между консулами, избираемых на один год. В борьбе между патрициями и плебеями последние добились образование должности народного трибуна - специального представителя, который защищал права плебеев, допущение плебеев на должность консула и отмены долговой кабалы. Покорив всю территорию Италии, Рим превратился в великую державу, что добилась гегемонии во всем Средиземноморье. В результате гражданских войн и социальных конфликтов большую роль начинает играть армия и ее вожди. В ходе гражданской войны 49-45 гг. до н. есть. неограниченным правителем страны становится Гай Юлий Цезарь, а после его смерти - Октавиан Август, что в 27 г. до н. есть. получил от сената неограниченные полномочия. Республика превратилась в Империю.

3. 30 (27) до н. есть. - 476 - империя. Сначала титул императора был лишь почетным военным титулом, которым солдаты награждали своего полководца после крупной победы, но Юлий Цезарь первый начал пользоваться им как постоянным, в его же преемника - Августа этот титул уже приобретает монархического значение. Императоры имели пожизненную власть народного трибуна, звание верховного понтификата (жреца), за желанию занимали должность консула, проконсула цензора, свободно распоряжались сокровищницей. УІІ в. до н. э., во времена императора Траяна, страна достигла максимальных размеров, но восстание местного населения, которые сопровождались нашествием варваров, привели к отпадения ряда провинций и разделению в 395 г. до н. есть. Римской империи на Восточную и Западную. За это время монархия в Риме испытывает многочисленных изменений:

а) принципат, 30 (27) до н. есть. - 193 pp. В это время еще формально сохраняются такие республиканские учреждения, как сенат, народные собрания, магистратуры, но фактически вся полнота власти находилась в руках принципса - императора;

б) кризис, 193-284 гг.;

в) доминант, 284-476 pp. Неограниченная монархия, установленная во времена императора Диоклетиана.

По преданию, Рим был основан в 754 или 753 г. до н. есть. братьями Ромулом и Ремом, происходит формирование классового общества и государственного аппарата. Вообще жизнь этрусков - предшественников римлян - мало изучено. О нем можно узнать только из росписей гробниц, стены которых украшают сцены заупокойного культа - это изображение охот, банкетов, соревнований, сражений, сюжетов мифологии. Скульптурное искусство этрусков представлено также фигурами на погребальных урнах для пепла умерших. их глаза широко открыты, а на лицах радостная улыбка. Такими же радостными были и Ромул с Ремом - родоначальники этрусской династии, которая положила начало так называемый царский период (754-510 до н. э.), во время которого появились первые этрусские боги. Статую волчицы - эмблему Рима, также создали этруски.

Ромул, лат. - мифический основатель и первый царь (реке) Рима, сын Ре и Сильвии и Марса, брат-близнец Рема. Амулий, что захватил, трон Альбы Лонги, сбросил своего брата, Нумитора - деда братьев - и повелел бросить детей в Тибр. Река вынесла детей на берег, а волчица, посланная Марсом, выкормила их. Затем мальчиков воспитали пастух Фавстулі его жена Акка Ларенція. Когда братья подросли, они убили Амулія, вернули власть деду и основали новый город там, где их нашла волчица. При возведении стен нового города (названного впоследствии по имени Ромула Римом) между братьями вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. Став царем Рима, Ромул, чтобы увеличить население города, пригласил на праздник соседей-сабинян; во время банкета римские юноши похитили сабинських девушек. Возникла война между сабинянами и римлянами была прекращена благодаря вмешательству похищенных женщин, что не желали допустить гибели мужей и братьев. За легенде, Ромул был живым вознесен на небо и почитался римлянами под именем бога Квирина. В римском искусстве часто изображались эпизоды жизни Ромула (волчица, похищение сабінянок, апофеоз Ромула и др.).

Царская эпоха в истории Рима обозначена распадом первіснообщинних отношений и зарождением классов и государства в римском обществе. Она заканчивается изгнанием царей и переходом власти к избранных должностных лиц. В VI-III вв. до н. есть. Рим распространил свою власть на весь Апеннинский полуостров, а с конца III в. до н. есть. он становится большим рабовладельческим государством, в состав которой со II в. до н. есть. вошли территории Западной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки, Малой Азии, Переднего Востока.

В царскую эпоху римляне достигли значительных успехов во многих направлениях культуры. Прежде всего они, благодаря етрускам и грекам, усвоили улучшенные методы возделывания земли, начали культивировать виноград, переняли алфавит и полісну форму государственного устройства. Етрускам они также обязаны построением подземного канала - Большой клоаки (cloaca maxima), а также распространением особого типа жилья с центральным залом, что имеет отверстие в крыши - атрію.

Первоначальная религия у римлян была анімістичною со значительными пережитками тотемизма, на что указывает легенда о волчицу, которая выкормила Ромула и Рема. Постепенно римляне перешли к земледельческого культа, заселив мир многочисленными божествами, что опекали силами природы и всеми видами работ. Древний римлянин вверял безопасность и благосостояние своего дома многочисленным божествам: Пары и Пенаты охраняли жилье, дверь охранял Янус, домашний очаг - богиня Веста. Кроме того, каждый человек имел личного духа-покровителя - гения. Но свои божества римляне еще не представляли в человеческой божиим, не ставили им статуй, не строили храмов, однако, среди них уже выделялись такие главные боги: Юпитер - в общих чертах-итальянское божество неба; Марс - сначала покровитель растений, а позже - бог войны; Квирин - близкий к Марсу божество.

Решающий шаг к антропоморфизма римских культов было сделано также во времена правления этрусской династии, поскольку именно у этрусков боги выступали в человеческом обличии. Так, на Капитолийском холме возник первый храм высших этрусских божеств Тина, Уны и Мнерви, которых латиняне отождествляли со своими богами Юпитером И Юноной и Мінервою. Появляются и боги, заимствованные у греков: греческая Деметра отождествлялась с итальянским божеством Церерою, покровительницей хлебных злаков, Афродігпа - с ита-лійською покровительницей овощей Венерой, Посейдон - с Нептуном, который сначала не имел никакого отношения к морю. Таким образом латинские и загальноіталійські божества достали в Риме антропологические черты, их стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим начинает постепенно украшаться храмами и статуями.

После изгнания царя Тарквиния Гордого в Риме начал формироваться республиканский строй. Политическая власть фактически находилась в руках патрициев, народные собрания, которые считались высшим органом власти, имели ограниченные возможности. Ситуация политического неравенства патрициев и плебеев поставила вопрос о гарантиях правовой защиты их от произвола патриціанської власти. Такой гарантией стала кодификация римского права.

Фиксация законов становится важным элементом перехода от родового общества к классовому и становления римского полиса. Свод законов, что получило название «Законы двенадцати таблиц», было записано на медных пластинах и выставлены для всеобщего пользования на Форуме, а также на рынках в римских колония. Так в Риме было начато полісну республику. Но, в отличие от Афин, римский полис не создал высокой культуры. Эта эпоха культурного развития известна преимущественно из сообщений более поздних авторов, которые изучали и описывали прошлое родного города, стремясь доказать, что Рим добился господство над другими народами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужества, дисциплинированности, сдержанности, свободолюбия, высоком пониманию долга, уважению законов, а главное - преданность родине, для которой граждане не жалели ни труда, ни жизнь, ни детей. Раннюю римскую историю украшала целая галерея образов: основатель республики Юний Брут, который приговорил на смерть своих сыновей - участников заговора в пользу изгнанного царя Тарквиния Гордого; Муцій Сцевола, что пробрался в лагерь этрусского царя Порсни с целью убить его и, пойман, сжег на костре свою руку на доказательство устойчивости римлян и т. д.

Благодаря греческом культурном влияния в Риме начинают сооружать базилики - большие крытые залы для собраний купцов, судебных заседаний, коміцій. Форум с портиками, колоннадами, галереями становится общепризнанным центром не только политического, но и всего общественного жизни в городе. Уже в середине II в. до н. э. в Риме исчезают здания, крытые соломой. Появляется брусчатка, в строительстве общественных сооружений вместо туфа начинают применять известняк и мрамор.

От периода становления латинской словесности языком к III в. до н. есть. из письменных памятников не сохранилось почти ничего. Римская словесность развивалась только на основе фольклора. Это религиозные гимны (carmen), песни в честь умерших - элегии, погребальные песни плакальщиц. Сельские праздники сопровождались народной драмы, разновидностью которой были ателлани - веселые пьесы из сельского быта. Характерными героями ателлани были: дурак-обжора Макк, напыщенный хвастун Буккон, непутевый дедушка Папп, ученый-шарлатан - злой горбань Досенн.

Проза упомянутого времени дошло лишь в писаных «Законы двенадцати таблиц», сенатских речах, богословских трактатах, зато плодотворно развивалась поэзия. Первым поэтом Древнего Рима считается Левой Андроник (280-207 гг. до н. э.), что осуществил перевод с греческого «Одиссеи», который стал первым поэтическим произведением, написанным на латинском языке, а также создал несколько трагедий и комедий. Родоначальником эпического жанра был Гней Невій (270 -204 гг. до н. есть.) - автор «Песни о Пунічну войну», а также нескольких трагедий и стихов. Римский поэт Квинт Еній (239-169 гг. до н. есть.) создал исторический эпос под названием «Летопись» (Annales), где впервые ввел в латинский язык стихотворный размер гекзаметр. Автором подражательных комедий с жизнь Древней Греции был Тит Марцій Плавт (254-184 гг. до н. э.). Перерабатывая новую аттичну комедию в стиле карикатуры и буффонады, он создал характеры-маски в стихотворных комедиях «Козлы», «Горшок», «Хвастливый воин», где женские роли исполняли мужчины, а характерными персонажами были parasіtus, сводник, хвастун и др. Речь его простая, содержит много грубых и инфернальных выражений.

Таким образом, во всех областях культурной творчества римляне много позаимствовали от своих соседей - этрусков и греков, хотя, не ограничиваясь заимствованием, вносили в творчество свои самобытные особенности.

Культура эпохи империи. Римская империя просуществовала пять веков - от 27 года до н. есть. до 476 года н. есть. За этот период она прошла сложный путь становления, расцвета и падения.

В конце i в. до н. есть. Римская государство с аристократической республики превратилась в империю. Времена уюта в классе борьбе во времена правления императора Августа (27-14 гг. до н. есть.) стимулировали высокий развитие культуры и искусства. Рим становится огромным на то время городом с населением свыше миллиона жителей. Сохраняя некоторые черты полиса, он начал превращаться в мировую стокицю. В Италии начинается экономическое оживление, она интегрируется как в экономическом, так и в культурном отношении, количество граждан в ней достигает пяти миллионов. Строятся новые дороги и акведуки, что обеспечивают более интенсивное общение. Важным элементом политики Августа стали инициированные им брачные законы, предусматривающие укрепление семейных отношений и увеличение рождений, особенно среди высших слоев населения. Закон о браке 18 г. до н. есть. требовал, чтобы мужчина от 25 до 60, а женщина от 25 до 50 лет непременно находились в браке, в случае смерти или развода муж и женщина в течение полтора года должны были найти себе пару. Факты супружеской измены рассматривались судом, а виновные приговаривались к ссылку на острова и даже лишались части имущества. Однако, несмотря на новые законы, крепкая семья в древнеримском обществе была скорее идеалом, чем реальностью. Как и ранее, большую роль при создании браков играли политические и имущественные интересы. Развод и супружеская измена оставались обычным делом. Однако женщины высших состояний были самостоятельные и имели право распоряжаться своим имуществом. Многие из них, получив прекрасное образование, играли далеко не второстепенную роль в политическом жизни. В то же время эмансипация женщин имела и обратную сторону - много преступлений, таких как убийства своих мужчин и розпутне жизни, стали для многих из них нормой.

Конец i-II в. до н. есть. было временами строительство грандиозных архитектурных комплексов и зданий огромного пространственного размаха. Рядом с республиканским Форумом сводились форумы императоров, строились многоэтажные дома, которые определяли лицо не только самого Рима, но и других городов Империи. Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные арки, прославлявших большие военные победы, но грандиозной зрелищной сооружением Древнего Рима был Колизей - место грандиозных представлений и гладиаторских боев на 50 тысяч зрителей. Грандиозность замысла и широту пространственного решения при строительстве Колизея можно сопоставить только с Пантеоном, построенным по проекту Аполлодора Дамасского, что был классическим образцом центрально-купольной сооружения, крупнейшей и самой совершенной в эпоху античности.

Дальнейшее развитие получили рельеф и круглая скульптура. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-19 pp. н. есть.) по поводу победы императора Августа в Испании и Галлии. Однако ведущее место в искусстве пластики продолжал занимать портрет. Развитие портретного жанра происходил под влиянием древнегреческого искусства. В скульптурных образах римского портрета было воплощено идеал строгой классической красоты - типа нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты, исполненные сдержанности и величия. Позже скульптурный портрет достигает вершин своего развития, произведения становятся життєвішими и убедительнее (портрет императора Нерона, что раскрывает образ холодного и жестокого деспота, человека низких и необузданных страстей).

Большое значение в древнеримском обществе предоставляли образовании. Образование в Риме начиналась с семи лет. Занятия с детьми проводил, как правило, раб-педагог, преимущественно из греков. Дети имели возможность ходить в начальную школу, где учились чтению, письму и счету. С 12 до 16 лет римские юноши посещали школы граматиків, устроены по эллинистическим образцом. Главными предметами в них были литература и грамматика, однако преподавалась логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В 16 лет в юношей наступало совершеннолетия, их торжественно одевали в тогу, после чего они приступали к изучению риторики под руководством греческих ораторов или латинских учителей. Риторика изучалась одновременно с римским правом. Образование завершали в греческих культурных центрах, которые были в Афинах, на острове Родос, в Пергаме и Массілії.

Риторика в Риме была основой образования. Умение публичного выступления было необходимым атрибутом всего общественно-политического жизнь - в народных собраниях, сенатских и судебных заседаниях звучали яркие речи, с вдохновенными речами к войска должен был уметь обращаться даже полководец. Выдающимися ораторами своего времени были сенатор Аппій Клавдий Цэк, Гай Gracchus, Марк Антоний, Луций Ліцилій Крас, Марк Тулий Цицерон. Но с усложнением социальных условий жизни ораторское искусство все теряло правдивость, простоту и искренность. Оратор за любую цену пытался доказать свою правоту, даже тогда, когда она входила в противоречие с истиной. «Очень ошибается тот, - говорил Цицерон, - кто ищет в провозглашенных нами в судах речах отражение наших убеждений. Эти речи носят характер самих процессов и обстоятельств, и отнюдь не выражают подлинных взглядов ни людей, ни патронов». Часто использовали инвективы, когда в своих аргументах оратор с помощью сплетен и необоснованных обвинений выставлял лицо своего оппонента в искаженном виде. Однако, несмотря на это, риторика имела большое значение для развития римской культуры. Элементы риторики встречаются в публицистических произведениях, в римской историографии и художественной литературе. Кроме того, ораторское искусство способствовало дальнейшему развитию латинского языка.

Выдающееся место в римской литературе того времени занимал Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н. есть.) - признан вторым по Цицероном оратор. Выдающимися по форме и по содержанию были его мемуары «Записки о Галльской войне» и «Записки о Гражданской войне», другие произведения не сохранились. Автором интересных исторических произведений, посвященных отдельным событиям, был Гай Салюстій Крисп (86-35 гг. до н. э.), перу которого принадлежат работы «О заговоре Катилины», «Югуртинська война», «Письма к Цезаря». Почти все отрасли знаний охватывают произведения Марка Теренция Варрона (116 - 27 гг. до н. э.), который благодаря своим сатирам стал известен также как поэт. Полностью сохранился его произведение «Сельское хозяйство».

Бурного развития приобретает древнеримская поэзия. Поскольку владение поэтическим творчеством считалось признаком благородства, владению версифікацією учили даже в школах. В поэзии того времени боролись два течения: эллинистическая и традиционная, если первую начала творчество Квинта Еннія (239-169 гг. до н. э.), последний представлял Тит Лукреций Кар (i в. до н. е.), автор знаменитой поэмы «О природе вещей», содержащая систематическое изложение материалистической философии.

Яркого выражения интимных чувств достиг в своей поэзии Гай Валерий Катул (87-54 гг. до н. э.). Основные свои произведения он посвятил любимой женщине Лесбії. Стихи раскрывают подробности этого романа, что начинается увлечением, а заканчивается разочарованием - хотя поэт и после разрыва продолжает любить Лесбію, однако возвращаться к ней не собирается. Мастером древнеримской эпиграммы считается Марк Валерий Марциал (ок. 40-104 гг. н. э.), что описывает жизнь и обычаи тогдашних персонажей. Непримиримым сатириком был Децим Юний Ювенал (вторая половина i в. до н. э.). Образцу древнеримской прозы стал проникнутый эротическими мотивами, бытовой сатирой и религиозной мистикой авантюрно-аллегорический роман «Золотой осел», автором которого был Апулей (ок. 125 - ок. 180 н. э.). Философские идеи стоицизма раскрывает в своих литературных произведениях выдающийся государственный деятель, писатель и философ Луций Анний Сенека (4 г. до н. есть. - 65 г. н. э.). Его девять трагедий на мифологические сюжеты, которые развивают идею о всевластия судьбы, пагубность страстей, оказали глубокое влияние на европейскую трагедии эпохи Ренессанса и классицизма в Европе.

На рубеже старой и новой эры античное общество переживало глубокий духовный кризис - старые духовные ценности, созданные полосним средой, исчерпали себя. В разных социальных слоях античного общества формировалась моральная атмосфера, на основе которой могло распространиться христианское вероучение. В отличие от представлений о человеке как игрушку в руках жестоких богов или слепого рока, она провозглашала ее потенциальным «сыном божьим», а борьбу за счастье и благополучие переносила во внутренний мир человека. Христианские идеи любви и милосердия в отношениях с людьми, требование активной самопожертовної деятельности, направленной на совершенствование своей жизни, стали фундаментом для дальнейшего развития гуманистической идеологии и гуманистической культуры. Такое вероучение было понятно не только широким слоям простых людей, но и самым требовательным вкусам высокообразованных людей поздней античности.

В середине II в. правители небольшого сирійсько-месопотамского княжества с центром в Эдессе официально разрешили христианский культ, а с III в. христианство активно распространяется в Армянском царстве и Эфиопской государстве Ассум. В 313 году император Константин своим эдиктом официально запретил преследовать христиан и признал свободу вероисповедания в Римской империи, что фактически стало признанием христианства как государственной религии в стране.

Период становления христианства инициировал огромное количество литературы, которая закладывала основы христианской теологии, разоблачала языческие культы и ереси. Все первые века своего существования христианство распространялось в борьбе не только с традиционными греко-римскими культами, но и другими религиями, что обещали вечное спасение. В настоящее время формировалась система управления христианскими общинами, это постепенно привело до формирования христианской церкви - организации для управления религиозной жизнью христиан.

Вторая половина IV в. была временем талантливых и образованных проповедников: Григория Нізіанського, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Злотоустого.

Роль античного наследия в развитии европейской культуры трудно переоценить. После кардинального переворота от значительной части античных ценностей за период Средневековья эта культура уже в переосмысленному виде оживает в произведениях художников Возрождения, которые усматривали в обращении к античности путь восстановления духовной свободы, утверждение науки, творчества, поисков во всех сферах жизни. Европейские наука, литература и искусство Нового и Новейшего времени также обращаются к греко-римской культуры, воспринимая ее как неотъемлемую часть своего становления и развития.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К И-IV РАЗДЕЛОВ

  1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня / / Общественные науки и современность. - 1993. - №3. - С. 94-102.
  2. Безклубенко С. Д. Теория культуры: Учебное пособие К.: Киевский национальный университет культуры и искусств, 2002. - 324 с
  3. Богословский М. Парадоксы культуры XX века. - Харьков: Харьковская госакадемия культуры, 2000. - 218 с.
  4. Вейнберг И. Человек в культуре Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986. - 208 с.
  5. Горелов А. А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайм-М, 2002. - 400 с.
  6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи исследованием Льюиса Г. Моргана / / Маркс К., Энгельс Ф. Произведения. - Т. 21. - К.: Політвидав Украины, 1964. - С 23-171.
  7. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / / Маркс К., Энгельс Ф. Произведения. Т. 20. - Вид. 2. - К.: Політвидав Украины, 1965. - С 453^65.
  8. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 512 с.
  9. История мировой культуры: Учеб. пособие / Руководитель авт. коллектива Л. Т. Левчук. - 2-ге вид., перераб. и доп. - К.: Лыбидь, 1999. - 368 с.
  10. История мировой культуры. Культурные регионы: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива Л. Т. Левчук. - К.: Лыбидь, 2000. - 520 с
  11. Кравец М. С Семашко О. М., Пича В. М. и др. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений i-IV уровней аккредитации / За заг. ред. В. М. Пичи. - Львов: Магнолия плюс, 2003. - 240 с
  12. Культурология: Учеб. пособие / Б. О. Парахонський и другие. - К.: Издательский дом «KM Академия», 2003. - 314 с.
  13. Карпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М.: «Nota Bene», 1998. - 536 с.
  14. Лановик М. В., Лановик 3. Б. Украинская устная народное творчество: Учебник. - 2-ге вид., стер. - К.: Знания-Пресс, 2003. - 591 с.
  15. ЛіндсейД. Краткая история культуры: От доисторических времен до эпохи Возрождения. В 2-х томах. Т. 1. - К.: Искусство, 1995. - 240 с; Т. 2. - К.: Искусство, 1995. - 256 с
  16. Лобас В. X. Украинская и зарубежная культура. Учебное пособие. - К.: МАУП, 2000. - 221с.
  17. Можейко И. В. 1 из 37. Худож. К. Сошинская. - М.: Главн. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1980.-359 с.
  18. Павленко Ю. История мировой цивилизации: Социокультурное развитие человечества: Учеб. пособ. для студ. гуман ф-тов высших учреждений образования. - 2-е изд. стер. - К.: Лыбидь, 2000. - 358 с
  19. Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
  20. Подлесная Г. Мир античной культуры. - К., 1989.
  21. Поликарпов В. С. Лекции по истории мировой культуры: Учеб. пособ. - К.: Знание, 2000.
  22. Розин В. М. Введение в культурологию: Учебник. - М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2000. - 224 с
  23. Сто самых известных образов украинской мифологии / Под ред. О. Таланчук. - К., 2002.
  24. Украинская и зарубежная культура. Учебный пособие / Под ред. М. М. Заковича и др. - К.: Знание, 2000. - 622 с
  25. Хейнц М. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Искусство, 1978. - 379 с. (Серия «Малая история искусства»).
  26. Художественная культура мира: Европейский культурный регион. Учебное пособие для по-гальноосвіт. навч. закл. Украины / Н. Есть. Миропольская, Е. В. Белкина, Л. М. Масол, О. И. Оніщен-ко. - К.: Высшее школа, 2001. - 191с.
  27. Чмихов М. Древняя культура: Учебное пособие - К.: Лыбидь, 1994. - 288 с
  28. Шевнюк О. Л. Культурология: Учеб. пособ. - К.: Знания-Пресс, 2004. - 353 с
  29. Шейко В. М. История украинской художественной культуры: Учебник. - Харьков: ХГАК, 1999.-194 с.


Назад