Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.2.1. Образование и научные знания


До образования и научных знаний в византийском обществе относились с уважением. В империи с централизованным управлением и достаточно развитым бюрократическим аппаратом без хорошего образования невозможно было занять достойное место в обществе. По традиции все науки объединялись под общим названием «философия» (теоретическая и практическая). В теоретической философии относились: богословие, астрономия, арифметика, геометрия, медицина, музыка. К практической - этика, политика и история. Высокого уровня развития достигли также грамматика, риторика, диалектика, логика и, особенно, юриспруденция.

Начинали обучение в начальных школах, где учили читать, писать, считать, скорописи и началам логики. Книгой для обучения служил Псалтырь. Такие школы были частными и платными. Часто школами заботились монастыре, церковные или городские общины, поэтому обучение было доступно практически для всех слоев населения. Обучение детей при церквях и монастырях осуществлялось клириками и монахами, удовлетворяя собственные потребности в кадрах низшего духовенства. Продолжали обучение в школах грамматики, где изучали древнегреческих авторов и риторику - своеобразное искусство составления и произнесения праздничных вещей (в честь победы Василевса, рождения наслідника, заключение мира и др.) Уровень образованности и срок обучения определялись по практическими профессиональными расчетами.

В ранний период центрами образования и научных знаний были города Афины, Александре, Антиохия, Бейрут, Газа. В IX веке в Константинополе основывается Магнаврська высшая школа, а в XI в. - университет, который имел философский и юридический факультеты. При университете была открыта высшая медицинская школа1.

Образование и наука в Византии имели церковно-религиозный характер, поэтому главное место в системе научных знаний занимало богословия. Здесь продолжалась античная философская традиция, а византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и изящество диалектики греческих философов. Богословские диспуты, которые проходили по всей империи, были направлены на создание системы православного вероучения, на высказывания христианских истин языке философии. Богословы также боролись с ересями и сторонниками язычества.

Учителя церкви, так называемые «Великие Каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также Патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-V вв., Иоанн Дамаскин в VIII в. в своих произведениях, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Господство религиозно-догматического мировоззрения тормозило развитие наук, особенно естественных. Вместе с тем византийцами были подняты на достаточно высокий уровень те знания, которые решали богословские вопросы. В борьбе с инакомыслящими и ересями ими была создана христианская онтология (учение о бытии), антропология и психология - учение о происхождении и эволюции человека, о его личность, душу и тело. С VI в. важное место в богословии занимает логика (наука о методах доводок и опровержений).

Начиная с X-XI вв. в развитии богословские-философской мысли Византии прослеживаются две тенденции. Первая проявляла интерес к внутреннему миру и его устройство, веры в возможности человеческого разума. Представителем этого направления был Михаил Пселл (XI ст.) - философ, историк, филолог и юрист. Самая известная его работа - «Логика». В XII в. в результате усиления материалистических тенденций наблюдается внимание к философии Демокрита и Эпикура.

Вторая тенденция проявилась в произведениях аскетов и религиозных мистиков, которые главное внимание обращали на внутреннем мире человека, ее совершенствовании в духе христианской этики смирение, послушание и внутреннего покоя. Представителями таких взглядов были синайский монах-аскет Иоанн Лествічник (около 525-600), мистик Симеон Новый Богослов (948-1022) и архиепископ Фессалонікський Григорий Палама (около 1297-1360). В основе учения Паламы лежала идея полного слияния человека с божеством через мистическое озарение, которое достигается через длинную «тихую» молитву. Учение Паламы приобрело популярность среди духовенства, было поддержано церковью и государством.

В XIV-XV вв. рационалистический направление в философии и науке укрепляется. Яркими его представителями были Федор Метохіт, Мануил Хрісолф, Георгий Геміст Пліфон, Виссарион Никейский. Это ученые и политические деятели, яркими чертами мировоззрения которых были проповедь индивидуализма, духовное совершенство человека, обожания античной культуры. В целом византийская философия сопротивлялась на изучение античных философских учений всех школ и направлений.

Развитие естественных наук, математики и астрономии в Византии имели прикладное значение для ремесел, мореходства, торговли, военного дела и сельского хозяйства. Так, в IX в. Лев Математик начал алгебру, ученый был автором многих изобретений, в том числе светового телеграфа и различных механизмов.

В космографии и астрономии велась борьба между сторонниками античных систем и теми, что защищали христианское мировоззрение. Представителем последних был Козьма Індикоплов (именно то, что плавал в Индии). В труде «Христианская топография» он отрицает учение древнегреческого астронома Птолемея о геоцентричну систему мира. Его космогонические представления базировались на библейских утверждениях, что Земля является плоским четырехугольником, который окружен океаном и покрыт небесами. Астрономические наблюдения были тесно связаны с астрологией. В XII-XV в. в Византии переводятся и изучаются астрономические произведения и таблицы арабских ученых.

Византийцы достигли значительных успехов в медицине. Они были знакомы с трудами Галена и Гиппократа, обобщали практический опыт и совершенствовали диагностику. Владели знаниями химии, умели использовать античные рецепты при изготовлении стекла, керамики, мозаичной смальты, эмали и красок. А изобретение так называемого «греческого огня» (смесь нефти, гашеной извести и смолы) помогал византийцам одерживать победу в морских битвах с врагами.

Широкие торговые и дипломатические связи способствовали развитию географических знаний в Византии. Ценные географические сведения оставили в своих паломнических произведениях византийские путешественники.

Оригинальным памятником в области сельского хозяйства стала энциклопедия «Геопоніки», где был сконцентрирован опыт земледельцев.

Исторические знания. На историческую науку Византии сильное влияние оказали традиции античной історіографії. ее обогатили труда Прокопия Кесарийского (VI - нач. VII вв.), Агафья Мірінейського, Менандра Протиктора, Феофілакта Симокатта. Самым выдающимся византийским историком был Прокопий Кесарийский, что автор труда «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», «О здании Юстиниана». В них он восхваляет императора за мудрую политику и прославляет его победы.

Довольно интересные исторические достопримечательности энциклопедического характера X ст. - «Об управлении государством», «О церемониях византийского двора», «О фемы». Они содержат ценные сведения о средневековый жизни, а также историко-географические и этнографические знания. Выдающимися историками XI-XII вв. были Михаил Пселл - инициатор создания константинопольской высшей школы, Анна Компіна, Никита Хониат и др.

Параллельно с исторической наукой в Византии был развит такой жанр исторического произведения, как хронограф, начатый кесарийским епископом Євсевієм (около 260-340 гг.). В хрониках регистрировались важные события определенного периода. Каждая хроника писалась несколькими людьми, авторского права не было. Хроники были частью всемирной истории. Выдающимися хроністами того времени были Иоанн должна была, автор «Всемирной хроники», известной на Руси с XI в., Феофан Исповедник и Георгий Амартол (VIII-IX вв.), хроники которого легли в основу отечественного летописания.



Назад