Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.2.3. Архитектура


Средневековые архитектурные формы существенно отличались от пізньоантичних. В античных храмах классического типа уделяли большое внимание внешней отделке здания (экстерьера) и совсем незначительную - внутреннем (интерьера). В середине храма стояла статуя божества, а все обряды и празднества проходили на площади, возле здания. Войти внутрь святилища разрешалось только жрецам. Верующие не выступали участниками религиозных церемоний, наблюдали за ними снаружи. Христианский же храм мыслился своеобразным жильем Бога, местом, где собирались верующие для молитвы и совершения обряда таинств. Поэтому организация внутреннего пространства была главной задачей зодчих. Вместе с тем внешний вид церкви был простой, стены гладкие, без декора.

В культовом строительстве преобладали две архитектурные формы: базиликальное и хрестово-купольная. Базилика - это прямоугольная, вытянутая в длину здание, разделенное колоннами на три, пять и более продольных нефов. Средний неф, как правило, шире и выше боковых. В восточной части базилики, что заканчивалась апсидой, находился алтарь, а в западной - вход. Продольные нефа пересекались трансептом (поперечный неф), поэтому здание в плане имела форму креста - главного символа христианства. В форме базилики часто строили и христианские храмы.

Второй тип храма - хрестово-купольный, здание которого квадратная в плане, четыре внутренних столбы делят пространство на девять частей, увенчанных арками, и поддерживают купол, который находится в центре. Купол символизирует небеса. Напівциліндричні своды, которые присоединяются к куполу, пересекаясь, образуют равносторонний крест. Тип храма-базилики позже утвердился в Западной Европе, а в Византии и на Востоке преобладал тип хрестово-купольного храма, который стал основой византийской архитектуры более позднего времени.

Шедевром архитектурного зодчества Византии есть храм Св. Софии в Константинополе, построенный в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Этот храм является сочетанием двух конструктивных принципов - базиликального плана с купольным перекрытием. Его называют восьмым чудом света, потому что он является самым грандиозным по замыслу и техникой строительства, равного которому не было в средневековом мире. Гигантский купол храма, что в диаметре составляет 32 метра, опирается на барабан из сорока окнами, в которые проникает солнечный свет, создавая неповторимое видовище1. Главное внимание уделено внутреннему убранству храма, которое должно было выразить идею победы внутреннего и духовного над телесным и внешним. Богатое облицовки стен и пола храма мраморными плитами, различные капители колонн, разноцветные мозаики подчеркивают его величие и создают ощущение праздника. Осуществили это грандиозное строительство два архитектора - Исидор из Милета и Анфімій из Тралл. Святая София остается памятником величия Византии и свидетельством гения человека, что приблизилась к познанию законов Божественной красоты.

В результате завоеваний турок-османов Византийская империя распадается и м. Константинополь переименовывают в г. Стамбул, а храм святой Софии, который почти тысячу лет был храмом христианского Востока, превращают в мечеть. Под его куполом появились большие щиты с изречениями из Корана. Иконостас с иконами убрали (ислам запрещает изображать людей), а рядом с храмом выстроили четыре крупных минареты. В 30-е гг. XX века Айя София (так ее назвали турки) превратилась в музей.

Живопись. Главными видами византийской живописи были монументальный церковная живопись (мозаика, фреска), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика - это сюжетные или орнаментальные композиции, выполненные из природных камней, смальты, керамических плиток. Фреска - техника живописи водяными красками по сухой или свежей штукатурке. Самые древние византийские мозаики сохранились в храмах и гробницах м. Равенну, некогда крупного культурного центра.

В IV-VI вв. в византийском живописи преобладали античные традиции, о чем свидетельствуют мозаики пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали реалистичные жанровые сценки из жизни народа. Позже, в IX - XII вв., создается целая система декора храма, при которой придерживаются порядка расположения библейских сцен на его стенах и сводах, что имели иллюстрировать основные догматы христианства. По этой системе в куполе или в апсиде (если не было купола) всегда размещалось большое поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в апсиде - фигура Божьей Матери, чаще всего в виде Оранты, что молится, подняв к небу руки. По обе стороны от нее, как стражи - фигуры архангелов. В нижнем ярусе - апостолы, на парусах (элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника) - Евангелисты. На столбах - Благовещение, на стенах трансепта - сцены из жизни Христа и Марии, на западной стене - страшный суд и др. Такая каноническая система была очень продуманная, хорошо вписывалась в архитектуру храма с системой архитектурных расчленений.

При внутреннем убранстве храмов византийские мастера использовали мозаику с золотым фоном. Золото является наиболее світлоносним материалом, оно создает магию света, что усиливает божественность интерьера храма. Наряду с золотом особое место занимали неяркие серые и белые цвета с разноцветными тенями.

В XIV веке византийский живопись переживает последний период расцвета, который был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы пытаются выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, стремятся изобразить не надуманное, а живого человека. Каноническая система ослабла, а искусство стремилось большей экспрессии и свободы. Замечательными памятниками этого времени является мозаики и фрески монастыря Хоры (теперь мечеть Кахрие-Джами) в Константинополе. Но попытки освободить человеческую личность от плена догматического мышления в Византии были слабыми и непоследовательными. Византийское искусство XIV - XV вв. не поднялось до уровня итальянского Ренессанса, оно осталось в форме строго канонизированной иконографии.

Иконопись. Византийскому искусству характерны не только высокая техника, изящная и однообразна мастерство, господство канона, абстрактная духовность образов, но и таинственная человечность. Это больше всего оказалось в иконописи. В композиции иконы главное место занимает человек, ее фигура, лицо. Прекрасными образцами иконописи икона Григория Чудотворца (XII в.), что хранится в Эрмитаже м. Санкт-Петербурга, и икона Владимирской Богоматери, которая еще в XII в. была привезена в Киевскую Русь из Византии. Она хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Несмотря на идеалистический характер этого образа, Владимирская.

Богоматерь производит впечатление глубокой человечности и эмоциональности. Она стала образцом для иконописцев более поздних времен. Памятников живописи периода раннего Средневековья сохранилось чрезвычайно мало. Это иконы VI, ст. написанные восковыми красками, такие как «Христос Пантократор» (сохраняется на Синае), «Богоматерь с младенцем» (Музей имени И. и Б. Ханенко в Киеве). Мастерам Константинопольской художественной школы, кроме пафоса духовности, характерная изысканная исполнительность, ювелірність, ощущается очень благосклонное отношение к «святого ремесла».

Следует отметить, что на процесс развития живописи, особенно иконописи, негативно повлияло иконоборчество и павлікіанство (VIII-IX вв.). Павлікіани выступали против социального неравенства, требовали отмены церковной иерархии и іконовшану-вание. Движение иконоборцев был направлен против икон, изображение Бога и святых в человеческих образах как пережитка идолопоклонства. Считалось, что невозможно изобразить божество в материальной форме, что образ человека не мог передать духовную природу Христа и святых. В Византии и ее провинциях специальным эдиктом были запрещены иконы и любые антропоморфные изображения божества. Также запрещена была круглая скульптура, она рассматривалась как искусство, которое служило прославлению телесной, а не духовной красоты. ее заменило искусство плоского рельефа. В основе искусства иконоборцев лежали орнаментально-декоративные, или символические формы (крест). Такая ситуация имела политические причины, потому что императорская верхушка боялась укрепление монастырских феодалов, ведь именно монастыри были местом особого иконопочитания. Борьба иконоборцев была направлена на защиту строго спіритуалістичного искусства. Период иконоборчества продолжался сто лет. За это время было уничтожено много икон и памятников нерелигиозного искусства.

В IX в. иконопочитания было возобновлено. Вместе с тем утвердилась идея воссоздания в иконе «божественного прообраза», «архітипу». Стиль византийского искусства становился более строгим и каноническим. Именно в Византии были произведены иконографические схемы, от которых не разрешалось отступать при изображении религиозных, священных сюжетов. В иконе главное внимание обращалось на образ (лик), чтобы воспроизвести в нем «бестелесное мысленное созерцание». Художник должен был изобразить не только тело, но и душу, вследствие чего лицо приобрело оригинальной трактовке. Глаза бдительны, больших размеров, губы тонкие, словно бестелесные, нечувствительные, нос в виде вертикальной или легко изогнутой линии, лоб подчеркнуто высокий. Эти схемы перешли позже к древнерусской живописи и частично до западного средневекового искусства.

Художественный образ должен был преподносить чувства верующего к небу. Икона служила сильнейшим средством подъема человека от видимого к невидимому, от чувственного к сверхчувственного. Она рассчитана на долгий сосредоточен обзор, ее задача - погрузить человека в состояние покоя и приблизить к ощущение небесного блаженства. Византийской иконе присущ глубокий психологизм, утверждение превосходства духа над материей, в ней полно воплощена духовная символика.

Духовная жизнь находилось под строгим надзором государства, будь-яка оппозиционное мнение и либеральная богословская течение запрещалась. А нечто новое принималось только с разрешения двора и церкви. Личность художника находилась на втором плане, наряду с заказчиком, а на произведениях и в документах его имя вообще не писалось.

В X-XII в. в Византии приобрело особого расцвета прикладное искусство - чеканка, техника перегородчатой эмали, резьба по слоновой кости, обработка полудрагоценных камней, художественная рельефная керамика, гравюра, художественная обработка серебра и золота. Изделия прикладного искусства были распространены не только в Византии, они вывозились за пределы империи. А в ряде стран, в том числе и в Киевской Руси, византийские мастера основали мастерские по изготовлению и отделка украшений сложной, даже по меркам сегодняшнего дня, технике перегородчатой эмали.

Оригинальным видом византийского прикладного искусства XI в. является книжная миниатюра (художественное оформление книги). Фигурные изображения выполнялись прямо в текстах, на полях, а сам текст, инициалы и орнаментальные заставки свободно размещались на листке пергамента. Все вместе выглядело единого художественного целого. Ценными памятниками византийской книжной миниатюры знаменитый ватиканский Сверток Иисуса Навина, выполненный для торжественного подношения византийскому императору в честь его победы над варварами, Парижский Псалтырь, Библия королевы Кристины Шведской (библиотека Ватикана), книга пророка Исаии (библиотека Ватикана), книга Соломона (Королевская библиотека в Копенгагене), Евангелие в монастыре св. Екатерины на Синае, Евангелие в Национальной библиотеке в Париже. Это эклектичное искусство было рассчитано на узкий круг образованных людей, которые любили и уважали античное искусство. Размещение миниатюр на весь лист, обрамление их широкими рамками создавали эффект картинности, что напоминал стиль эллинистического картинного живописи.



Назад