Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.2.5. Музыка


Образцов ранневизантийской музыкального творчества почти не сохранилось. Вследствие движения иконоборчества все музыкальные рукописи, хранившиеся в монастырях, были уничтожены. Лишь некоторые памятники рассказывают о развитии духовной музыки. В музыкальной жизни Византии царила церковная, исключительно вокальная музыка, которая пронизывала все стороны жизни средневекового человека. Довольно частые богослужения сопровождались различными напевами, что исполнялись не только клиром и прихожанами. Постепенно церковная музыка выходила за пределы монастырей и церквей и распространялась в общественной жизни.

Значительное влияние на развитие музыкального искусства Византии в VI-VII в. имела сирийская музыка (гимнография), потому что основой восточной литургии был гимн. К особых форм византийского литургического музыкального искусства принадлежали кондаки, каноны и тропари. Основоположником кондака - жанра византийской церковной поэзии и музыки, был Роман Сладкопевец - диакон из Бейрута. Его произведения - это багатострофні драматические поэмы с монологами и диалогами героев. В VIII в. кондак стал вытесняться сложным багатострофним произведением - каноном. Этот музыкальный жанр возник в условиях борьбы империи с іконошанувальниками. Канон предназначался для пения народом, что определяло его архитектонику текста и характер музыки. Эти мелодии были достаточно популярны, потому что у них прославлялось покровительство Бога народа в его борьбе с тиранами. Напевы были несложные, но эмоционально выразительные, подчинены системе восьмиголосся. Особая заслуга в создании канонов принадлежит Андрею Критском, Иоанну Дамаскину и Козьмі Иерусалимском. Сложный музыкально-поэтический жанр «византийского канона» позже привел к разделению функций поэта и композитора.

Достаточно популярными среди простого люда были гимны - праздничные религиозные песни, которые складывались по тексту Библии. Они имели четкую строфічну структуру и выразительную мелодию. Известным автором христианских гимнов был Єфрем Сирин (VI в.), который устраивал в праздничные и воскресные дни драматические спектакли, где звучали бытовые напевы. Народные черты музыкального искусства проявлялись и во время празднований на ипподроме, где выполнялись аккламації (гостиной оклики), которые содержали в себе элементы народной музыки. Единство светской и духовной власти в лице императора способствовала близости светской и духовной музыки. К началу VIII в. распространенным в быту был орган, который запрещался византийской церковью. Он использовался во время цирковых представлений, свадеб и обхождении. Позже орган стал культовым музыкальным инструментом.

Культура Византии имеет большое историческое и художественное значение. Важной ее особ-ливістю является то, что она стала своеобразным синтезом пізньоантичних и восточных традиций. Традиции античной цивилизации зародили в Византии гуманистические идеи, которые в дальнейшем положительно повлияли на западноевропейскую культуру, культуру Ближнего Востока и культуру восточнославянских народов. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти имело большое позитивное влияние на идеологию и культуру Византии.

В основном культура Византии была религиозной, вместе с тем широкого развития приобрела светская, народная культура. По уровню развития образования, духовного и художественного жизни Византия стояла впереди всех стран средневековой Европы.



Назад