Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3. Средневековая культура Западной Европы (V-XV ст.)


Народы стран Западной Европы прошли чрезвычайно сложный путь своего культурного развития. В эту эпоху были расширены горизонты европейской культуры, сформировалась историко-культурное единство Европы, образовались жизнедеятельны нации и государства, сложились европейские языки, были созданы памятники культуры, которые обогатили историю мировой культуры, достигнуты значительные успехи в науке и технике.

Раннее Средневековье - это время роста самосознания варварских народов, вышедших на арену европейской истории. Именно в это время создаются первые письменные «истории». Это «Гетика» - история готов Иордана (VI в.), «История о королей готов, вандалов и свевів» Исидора Севильского (И пол. VII вв.), «История франков» Григория Турского (II пол. VI ст.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (кон. VII - нач. VIII в.), «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.).

Культура раннего Средневековья пережила сложный процесс синтеза позднеантичной, христианской и варварской традиций. После гибели Западной Римской империи (V-VII вв.) Заход оказался в положении упадка и варварства. Эту территорию населяли варварские племена, в основном германского происхождения. Они образовали на занятых территориях ряд самостоятельных, но недолговечных государств, которые сменяли друг друга. В Галлии и частях нынешней Германии поселились франки, на севере Испании - вестготы, в северной Италии - остготы, в Англии - англы и саксы. Эти народы имели собственные многовековые художественные традиции. Дотронувшись до классического античного искусства, они не потеряли своих традиций и их значение, а наоборот, составили основу, на которой формировалось искусство средневековой Западной Европы. В этом процессе важную роль играли художественные традиции этих «варварских» народов, искусству которых характерно преобладание декоративности над образотворчістю, а также динамизм форм и повышенная экспрессивность.

Именно в это время складывается особый тип духовной жизни западноевропейского общества, в котором главную роль играют христианская религия и церковь. Еще в эпоху поздней античности христианство стало основой для объединения различных взглядов, представлений, настроений - от теологических доктрин в языческих суеверий и варварских обрядов. Христианство было той приемлемой формой, которая отвечала потребностям массовой сознания эпохи. Христианская идеология постепенно укреплялась и расширялась.

Большое значение имела для Средневековья деятельность отца церкви, теолога, епископа Гіппонського Аврелия Августина. Он обосновал в труде «О граде божьем» догму о роли церкви, христианскую философию, историю и христианскую психологию, которая стала основой средневекового католицизма.

Как уже было сказано, средневековая культура формировалась в регионе, где находился центр римской цивилизации, которая не исчезла одномоментно. Продолжали существовать общественные отношения, институты власти, культура, школьные традиции и др. Например, Средневековья переняло от античности римскую школьную традицию - систему «семи свободных искусств», что делились на два уровня: низкий, начальный - тривиум, который включал изучение грамматики, диалектики, риторики и выше - квадривіум, до которого входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Наиболее распространенный в средние века учебник был создан неоплатоником Марціаном Капеллой в V в.

Важным средством культурной преемственности между античностью и средневековьем была латинская речь, которая одновременно служила языке церкви, государственной, международного общения и культурного развития. Латинская речь позже легла в основу романских языков.

Античные влияния наблюдались также и в культурной жизни остготської Италии и вестготської Испании. Уважаемым учителем средневековье считался Северин Боэ-этой (480-525). Его трактат об арифметике и музыку, произведения из логики и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали фундаментом средневековой системы образования и философии.

Известный ученый Флавий Коссіодор (480-585) в своем произведении «Аварии» собрал документы деловой и дипломатической переписки. Этот произведение стал на долгое время образцом латинской стилистике. Коссіодор основал обитель Виварий - культурный центр, который объединял школу и мастерскую по переписи книг (скрипторий), библиотеку. Виварий стал образцом для бенедиктинських монастырей, которые с VI в. превращаются в центры збереженння культуры на Западе вплоть до эпохи развитого Средневековья.

Первым средневековым енциклопедистом считали выходца из вестготської Испании Исидора Севильского (570-636). В своем произведении «Этимологии» в 20 книгах он сохранил значительную часть античных знаний.

Следует отметить, что античные влияния на культуру средневековье часто происходили в непримиримой борьбе язычников и христиан. Так, против культуры язычников в конце VI - нач. VII вв. резко выступал папа Григорий И (590-604). Он отвергал сочетание античной мудрости и мирских знаний с миром христианской духовной жизни. С его именем связан развитие латинской агиографической литературы.



Назад