Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.1. Каролінзьке возрождения (VIII-IX вв.)


По своим историческим и историко-культурным значением каролінзька эпоха довольно интересная. Последняя четверть VIII - первая половина IX в. в странах Западной Европы характеризуется расцветом искусства, что было связано с созданием Карлом Великим первой империи Средневековья, что занимала территории от Эльбы до Барселоны - почти всей тогдашней христианской Европы (кроме Великобритании и северо-западной Испании). Этот период назвали «Каролінзьким возрождением» через то, что существенной чертой искусства этого времени было сознательное подражание позднеантичной культуры.

Политика Карла Великого, которая сводилась к защите церкви, проведение судебной и военной реформ, способствовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Карл Великий занимался образованием в государстве. «Капітулярій о науке», изданный в 787 г., обязывал образовывать школы во всех епархиях, при каждом монастыре. Также была проведена реформа письма и написаны учебники по различным школьным дисциплинам. Центром образования стала придворная академия в Аахене, которой руководил монах Алкуин. Он способствовал изучению грамоты и философии для достижения вершин мудрости. При дворе Карла Великого существовала историческая школа, яркими представителями которой были Павел Диакон, автор «Истории лангобардов», и Ейнгард, который составил «Жизнеописание» Карла Великого.

Для каролингского искусства характерно обращение к античности, что больше всего проявилось в архитектуре зданий центрического типа. До таких достопримечательностей принадлежат придворная капелла (собор) Карла Великого в Аахене, церковь в Жерменьї де Пре вблизи Орлеана. Каролингский период подготовил тип романской базилики с двумя трансептами, удлиненным хором и башнями.

Важным элементом архитектуры был монументальная живопись в технике фрески и мозаики. Памятников монументальной живописи осталось очень мало. Это мозаика апсиды церкви в Жерменьї де Пре (806), росписи на библейские и евангельские сюжеты в швейцарской церкви в г. Мюнстере (кон. IX вв.) и мозаики апсид церквей Санта Мария др Доминика, Санта Прасседе (817-824) и др.

Оригинальным видом искусства, который представлен большим количеством достопримечательностей, есть книжная миниатюра. Каролінзька книга - это памятка религиозного содержания. Она принадлежала высшему духовенству и придворно-аристократическим кругам. С помощью технике гуаши, золота, покраска пергамента пурпуром книга приобрела декоративной пышностью. Центром изготовления роскошных рукописей было м. Аахен - резиденция императорского двора. На заказ Карла Великого было создано много иллюстрированных Евангелий. В этих художественно обработанных манускриптах заметно византийское влияние, наряду с элементами раннехристианского англосаксонского и немецкого искусства. Смесь этих традиций породила каролингский стиль, в котором созданы иллюстрации «Золотых Евангелий Харли», «Евангелие Карла Великого», «Аахенське Евангелие»и др.

Для каролінзької книги характерно развитие оповідних иллюстраций, в которых, наряду с использованием пізньоантичних художественных традиций, наблюдается усиление динамики и экспрессии. Особую роль в империи Каролингов играла музыка, как религиозная, так и светская. В своих капітуляріях Карл Великий требовал проверку музыкальной образованности и знания псалмов. А священников обязывали привлекать к обучению детей всех сословий с обязательным изучением пения. В христианских храмах строго придерживались унифицированного римского греческого пения.

После смерти Карла Великого культурное развитие приходит в упадок, школы закрываются. Но культурная жизнь не прекращается, оно сосредоточивается в монастырях, что в IX-X вв. стали центрами культурно-образовательной жизни. В монастырских скрипториях были переписаны и сохранены для будущих поколений античные произведения, появилась монастырская религиозная поэзия и светская литература, представленная «историческими поэмами», «слава-словіями» в честь королей, дружинною поэзией, записями немецкого фольклора, который позже стал основой немецкого эпоса «Вальтарій». На севере Европы в Исландии и Норвегии появилась своеобразная поэзия скальдів, что была необходимым элементом жизни двора конунга и его жены. Распространена была и такая литература, как жития святых и видения, отбивали систему представлений народа и его сознание.

В X в. через войны и междоусобицы культурное развитие погас и наступил период так называемого «культурного молчания», который просуществовал вплоть до конца X в. А период XI-XIV вв. станет временем, когда культура вступит своих классических форм.



Назад