Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.2. Мировоззрение. Теология и философия


Мировоззрение средних веков был в основном теологическим. Во время перехода от античности к средневековью наиболее приемлемой формой, которая отвечала потребностям массового сознания человека, было христианство. Оно стало идеологическим стержнем культуры и всего духовной жизни средневекового общества. Высшей формой идеологии образованных людей была теология или религиозная философия, а для необразованных слоев населения она имела практическое значение как культовая религия. Сочетание теологии и других уровней религиозного сознания создало определенную идеологию, которая имела влияние на все классы и слои феодального общества.

Средневековая философия формируется на основе латинской христианской мысли о взаимосвязи бога, мира и человека. Религиозное сознание пронизывала все сферы жизни человека. Основу христианского мировоззрения образовали два постулата: создание и откровения. Создание означает сотворение мира и человека Богом из ничего, а познание человеком Бога, как путь к спасению, происходит через молитву, исповедь и покаяние.

Познать Бога - означало познать его откровения через священное писание. В XI в. возник интеллектуальное движение, который называли схоластикой (от лат. schola - школа). Схоластика - это философия, которая выходит из теологии, тесно с ней связана, но не равнозначна їй. ее суть - понимание основ христианства с рационалистических позиций и с помощью логики. Центральное место в схоластике заняла борьба вокруг проблемы универсалий - общих понятий. В этом процессе определились три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм, представители которых имели разные взгляды на вопрос о существовании универсалий. Номиналисты считали, что реально существуют лишь единичные вещи, а универсалы - только слова, имена, знаки, названия, порожденные человеческим мышлением. Представители реализма считали, что общие понятия (универсалии) являются реальными духовными сущностями, которые составляют субстанцию вещей. Они считали, что универсалии существуют вечно, находясь в божественном разуме. Концептуалисты доказывали, что общие понятия не существуют вне умом пи-знающего субъекта, а являются особыми формами познания действительности.

Спор реалистов с номіналістами и концептуалістами способствовала дальнейшей борьбе материалистов с идеалистами в новые времена. Средневековая схоластика, через критическое осмысление ряда категорий и методов, подготовила почву для европейского рационализма.

Основы средневековой схоластики и новые критерии интеллектуальной жизни европейского Средневековья заложил Северин Боэций (ок. 480-525). Его философские взгляды вобрали в себя учение Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Он пытался оправдать христианские догматы умом.

Противоборство различных направлений в схоластике открыло новые имена в средневековой религиозной философии. Это Петр Абеляр (1079-1142), который развил методы диалектики. Он был сторонником концептуализма и оппозиционером к церкви. Его противником был Бернар Клервоський, яркий представитель средневековой мистики, что тяготел к Богу и вершиной его мистической медитации было слияние человека с Богом.

В XII в. наблюдается заметный интерес к греко-римской наследия, глубокое изучение и перевод на русский язык трудов Аристотеля, трактатов античных ученых Евклида, Птолемея, Гиппократа и др. Учение Аристотеля быстро распространилось в научных центрах Италии, Франции, Англии и Испании. Этому способствовала деятельность знаменитого теолога, философа и алхимика Альберта Великого (1193-1280).

Учение Аристотеля с официальной философией католицизма соединил выдающийся средневековый философ и теолог, монах ордена доминиканцев, доктор Фома Аквін-ский (ок. 1226-1274). Философская система Фомы Аквинского базировалась на принципе «гармонии» веры и разума. Он провозгласил Бога творцом и управителем мира, считал высшим принципом познания истины «откровения», рассматривал философию как «служанку теологии», провозглашал превосходство церковной власти над светской. С конца XIII в. учение Фомы Аквинского было признано официальной доктриной католической церкви. Идейными противниками Фомы Аквинского были аверроїсти, последователи арабского мыслителя Аверроэса. Они добивались освобождения философии от вмешательства теологии и догм, чем фактически признавали отделения ума от веры. Такая концепция отрицала божий промысел и развивал учение о единстве интеллекта.

В XIV в. ортодоксальная схоластика, что базировалась на утверждении о возможности примирения разума и веры на основе подчинения первого откровения, стала критиковаться радикально настроенными английскими философами Дунсом Скоттом и Уильямом Оккамою. Они, вместе со своими последователями, требовали разграничения сфер веры, разума, теологии и философии.

На становление натурфилософии большое влияние имело учение Николая Кузансько-го (1401-1464). Он пытался выработать универсальное осмысления начала мира и устройство Вселенной, что базировались не на ортодоксальном христианстве, а на діалектико-пантеїстичному его объяснении. М. Кузанский пытался отделить предмет рационального познания (изучение природы) от богословия.



Назад