Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.3. Образование. Школы и университеты


В Западной Европе средневековая образование строилась на основе античной и предусматривала изучение «семи свободных наук». Грамматика считалась «матерью всех наук», диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и четко говорить. Арифметика, музыка, геометрия и астрономия считались науками о числовые соотношения, которые лежали в основе мировой гармонии. Такое разделение начал философ Боэций, в трудах которого тривиум определялся как система гуманитарных знаний, а квадривіум - естественных.

В XI в. школы делились на монастырские, кафедральные и приходские. Вследствие развития городов, появления прослойки горожан и расцвета цехов появляются светские, городские, частные, гильдий и муниципальные школы, над которыми церковь не имела прямой власти. Обучение в школах велось на латинском языке, а с XIV в. постепенно внедряется обучения национальными языками.

Большое значение для распространения средневековой образования имел развитие городов, которые были центрами ремесел и торговли, а также знакомство с византийской и арабской культурами.

Со временем кафедральные школы в крупных городах Европы превратились в университеты (от лат. Universitas - совокупность). Так, в XIII в. такие высшие школы уже существовали в Болонье, Оксфорде, Палермо, Салерно, Париже, Монпелье и других городах. Университет имел юридическую, административную и финансовую автономию, которая предоставлялась хозяином или папой.

Старейшими университетами (конец XII в.) Западной Европы является Болонский, Парижский, Оксфордский и Орлеанский. Обучение в них велось на латинском языке, а основным методом преподавания были лекции профессоров. Практиковались и диспуты или публичные дискуссии, что часто устраивались на богословские-философские темы. В диспутах принимали участие как профессора, так и студенты.

В XIV-XV вв. в городах Западной Европы появляются коллегии (колледжи). Первоначально так назывались общежития, но постепенно они превратились в центры занятий, лекций и диспутов. Например, основана в 1257 г. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия была названа Сорбонной и завоевала высокий авторитет, ее именем стал называться Парижский университет.

Гарантом прав университетов была церковь. Она занималась урегулированием отношений университета со светской властью, поддерживала его самостоятельность по отношению к власти. К XV в. в Европе насчитывалось уже около 60 университетов. Они ускорили процесс создания светской интеллигенции, повлекли за собой большие изменения в духовной жизни Европы, потому что содержание, характер и цель обучения в университетах означало отход от монастырской культуры. Средневековые университеты, как правило, имели четыре факультета: свободных искусств, медицинский, юридический и теологический. Университеты были центрами знаний и играли важную роль в культурном развитии общества.



Назад