Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.4. Научные знания


В период Средневековья важное значение приобрели научные знания. В XIII в. особый интерес проявился в экспериментальных знаний. К этому времени знания имели умозрительный характер и фантастический содержание. Естественные методы познания не разрабатывались, распространялись только грамматические, риторические и логические взгляды.

Но жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний. Началось изучение природы не только как Божьего дара, но и как совокупности явлений, которые можно познать разумом. Это повлекло развитие таких наук, как механика, математика, физика, химия, биология, астрономия и медицина. Основы экспериментального метода в науке заложил профессор Оксфордского университета Роджер Бэкон (ок. 1214-1292). Он занимался изучением природы, предпочитал эксперимента перед чисто умозрительным аргументацией. Бекон достиг значительных результатов в физике, химии и оптике. Ему принадлежали утверждение о том, что можно создать судна и колесницы, которые двигаются сами, аппараты, которые летают в воздухе, и др. Церковь осуждала Бэкона за его научные взгляды.

Продолжателями дела Бэкона были Николай Отрекур, что был близок к атомизма, и Николай Орем (Орем), что приблизился к открытию закона па-обладания тел и развил учение о суточное вращение Земли.

Во времена Средневековья развивались медицинские знания, центром изучения которых была медицинская школа в Салерно. Эта школа выпустила знаменитый «салернськии кодекс» Арнольда да Вилланова, в котором находились наставления для поддержания здоровья, описания лекарственных трав, ядов и противоядий, советы рационального питания. В этот период возникают специальные медицинские учреждения для лечения больных и раненых, начинают изолировать инфекционных больных. Крестовые походы способствовали возникновению эпидемий и обусловили появление карантинов (от фр. guarant - сорок, 40-ден-ный срок изоляции) в Европе. Открывались монастырские больницы и лазареты.

С XIII века в Западной Европе получила распространение алхимия. Это название донаукової химии, в основе которой лежала ошибочная идея о возможности превращать неблагородные металлы в золото и серебро с помощью «философского камня». Практическая работа алхимиков дала толчок для развития химии и металлургии.

В значительной мере обогащаются и географические знания европейцев. Так, в XIII в. брать Вивальди из Генуи пытались обойти західноафриканське побережья, а венецианец Марко Поло совершил поездки в Китай и Центральной Азии, которые описывал в известном труде «Книга». В IX-XV вв. появляются многочисленные описания различных земель путешественниками, совершенствуются карты, состоят географические атласы. Все это имело важное значение для подготовки Великих географических открытий. Так, в 1497-1499 pp. Христофор Колумб открыл морской путь из Европы в Индию, в 1519-1622 гг. совершил первое кругосветное плавание Васко да Гама, чем доказал, что между Америкой и Азией лежит океан, и земля имеет форму круга.

В духовной жизни средневековой Европы важную роль играли исторические представления. Исторической науки еще не было, а история была составной частью человеческого мировоззрения. Хроники, летописи, «истории», биографии королей и описание их деяний были распространенными жанрам средневековой словесности. Оберегом истории, средством идеологического и эстетического самопознания был героический эпос, в котором отражались самые важные грани духовной жизни средневековых народов. По своему характеру эпос развитого Средневековья был народно-патриотическим, вместе с тем он воспроизводил не только общечеловеческие ценности, но и лицарсько-феодальные.

Западноевропейский эпос периода Средневековья делится на две группы: ис-торичний (героические сказания, которые имеют реальную историческую основу), и фантастический, близкий к фольклора и народной сказки. К числу знаменитых памятников мировой литературы вошли такие произведения, как «Сказание о Беовульфа» (Англия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о Сиде» (Испания), а также исландские саги - «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Связан с определенным типом історичого осмысления мира героический эпос Средневековья был методом ритуально-символического отображения действительности.



Назад