Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.5. Рыцарская культура


Начиная с XI в., символом зрелого Средневековья становится замок. Он представлялся совершенным миром, за стенами которого феодал осуществлял как духовную, так и мирскую власть. Замки для возникали войны и обороны, были крепкими самостоятельными хозяйственными центрами. Вместе с тем они дали жизнь оригинальной придворной культуре - рыцарской, что стала яркой страницей культурного развития в период Средневековья. ее создателем и носителем было рыцарство, до которого входили представители военно-аристократическому сословию, зародившийся в раннем Средневековье и достиг расцвета в XI-XIV вв.

Основу рыцарского эпоса составляла преданность вассала сеньору. Рыцарь постоянно жаждал славы и старался быть первым в рыцарских заповедях - быть хорошим воином, верно служить сюзерену, бороться с «неверными», защищать слабых и обиженных. Со временем этот кодекс дополнился куртуазністю (фр. courtois - любезен, вежлив) - средневековой манере любви, когда отношения между Дамой сердца и Рыцарем отличались вежливостью, любезностью и уравновешенностью. Важным элементом рыцарского идеала считалась роскошь, которая была символом власти и вызвала поклонения и уважения.

Рыцарское искусство было изысканным и утонченным. Рыцарская литература была не только средством выражения самопознания рыцаря, его идеалов, но и активно их формировала. Рыцарская поэзия проповедовала обожания земного через любовь. В середине XII в. особым явлением светской культуры стал рыцарский роман, который пришел на смену героическому эпосу. Главным образом романа был герой-рыцарь с его подвигами во имя собственной славы, любви и морально-религиозного совершенства. Образцом такого творчества является роман «Тристан и Изольда».

Источником западноевропейского рыцарского (куртуазного) романа был кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Герои рыцарских романов воплощали высшие человеческие ценности земного бытия. Это особенно ярко проявилось в новом понимании любви, что была в центре внимания любого рыцарского романа. В рыцарской культуре возникает культ дамы, которая была необходимым элементом куртуазности.

Оригинальным явлением рыцарской культуры стала музыкально-поэтическое творчество трубадуров, труверов, мінезингерів. Так назывались благородные рыцари, сеньоры Прованса, севере Франции, Германии, что писали песни и стихи. Центрами их творчества были замки.

В лирике трубадуров доминировала тема любви. «Высокая» любовь протиставлялась «нелепой» любви - судьбы «глупых богачей», старых и скупых. Изысканная лирика трубадуров воспевала рыцарскую куртуазну любви и радости жизни. Дама, что оспівувалася трубадуром, стала новым персонажем в средневековой европейской культуре. Благородная дама выступала хранительницей культурных ценностей, которые заставляли рыцаря совершенствоваться и быть образцовым представителем привилегированного класса. Трубадуры владели музыкальным образованием. Главными жанрами и формами их лирики были: серена (вечерняя песня), альба (утренняя песня), пасторела (песня-диалог), рондо, баллада, естампіда (танцевальная песня), плэн (песня-плач), сирвента (сатирически-политическая песня), кобла (любовная песня).

В XII в. из Прованса поэзия рыцарей-трубадуров распространяется в другие страны. Так, на севере Франции появились поэты-певцы, которые назывались труверами. Они были создателями стихотворных куртуазным романов и драм, лирических стихов. Главными песенными жанрам труверов были пастурелі, сирвенти, шансон. Творчество труверов была более профессиональной, многие из них учились в университетах и монастырских школах. Часто это были духовники, дипломаты, историографы, законотворческие и т.д. Искусство труверов было близким народу. Известными труверами были граф Шампанский (1201-1253), Кретьен де Труа (XII в.), Адам де ла Алль, Же. Бодель, Г. Брюле, Адам Ле Боссю (XIII ст.) и др.

В конце XII - XIII вв. в Германии приобретает популярность творчество мінезинге-ров - рыцарских поэтов-музыкантов величественного любви, что исполняли свои произведения в сопровождении музыкальных инструментов. Они воспевали любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, рыцарские обычаи и т.д. Известными среди них были император Священной Римской империи Генрих VI, германский король Конрад IV (XI-II ст.), легендарный Тангейзер из Баварии (XIII в.), Готфрид Страсбургский - автор известного романа «Тристан и Изольда», Вольфрам фон Эшенбах, что создал художественные обработки древних германских и кельтских сказаний и знаменитую легенду о рыцарей Грааля и Ларсифале. Позже эти произведения послужили сюжетом для опер Г. Вагнера «Лоэнгрин» и «Парсифаль» и другие. В XV в. рыцарство приходит в упадок, а его представители постепенно превратились в элитарный, аристократический прослойка феодального класса.

Рыцарство стало феноменом средневекового западного мира. Оно создало особую светскую культуру, пройняту нормами особой морали, культуру, что вступила в борьбу с духовно-религиозным началом и победила в этой борьбе.



Назад