Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.6. Городская культура


В XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе стали города. Городская культура была свободомыслящая и антицерковной и тесно связанной с народным творчеством. Наиболее ярко эти черты проявились в городской литературе, которая создавалась на основе народного языка в противовес латиномовній литературе.

Распространенными литературными жанрами стали стихотворные новеллы, байки, шутки (фабліо во Франции, шванки в Германии). им свойственны сатира, сарказм, яркая образность. В них осуждалась ненасытность духовенства, бесплодие схоластической премудрости, невежество феодалов, которые стояли на пути трезвого и практического взгляда на мир, который формировался в городских жителей. Фабліо и шванки создали новый тип героя, что может найти выход из любой ситуации, благодаря природному уму и способностям. Мудрость народа приобрела формы пословицы и поговорки. Церковь преследовала городских поэтов. Так, в конце XIII в. произведения парижанина Рютбефа были осуждены папой и сожжены.

Любимым фольклорным жанрам стал городской сатирический эпос. В его основе были сказки, которые зародились в период раннего Средневековья. Довольно распространенным был «Роман о Лисе», в котором находчивый и смелый ноя Ренар (образ умного и практического горожанина) побеждает тупого и кровожадного Волка Ізенгрі-на, сильного и глупого медведя Бренна. Это образы рыцаря и феодала. Роман появился во Франции, он был переведен на немецком, английском, итальянском и других языках. На сюжеты «Романа о Лисе» создавались скульптурные изображения в соборах Отена, Бурже и др.

В XIII в. зарождается городское театральное искусство. Театрализованные действа (так называемые «городские игры») имели светский жизненный характер. Выразительными средствами этих действ были фольклор, творчество бродячих актеров - жонглеров, танцоров, певцов, музыкантов, акробатов, фокусников. В XIII в. самой любимой была «Игра о Робена и Марион». Театрализованные «игры» разыгрывались прямо на городских площадях, они воспроизводили народную культуру Средневековья.

Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школьники и студенты - ваганты, что были оппозиционно настроенные к церкви и существующих порядков. Ваганты создали своеобразную поэзии и песни на латинском языке, в которых воспевали радость жизни. Так, поэзия французского поэта XV ст. Вийона насыщенная терпким вкусом жизни, лиризмом, трагическими противоречиями и драматизмом. В его стихах - страдания простых людей, их оптимизм и бунтарские настроения того времени.

Идеями свободомыслия проникнута довольно популярна в XIV в. философско-аллегорическая поэма «Роман о розе». Авторы поэмы Гільйом где Лорис и Жан де Мен воспевают Природу и Ум, критикуют классовую структуру феодального общества.

Для развития средневековой культуры большое значение имела творчество выдающегося поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265-1321). Лучшим его произведением является «Божественная комедия», в которой автор создал величественную картину мира, природы, бытия общества и человека. Он ведет читателя через адские муки, чистилище, до желаемого рая, чтобы обрести мудрость, укрепить человеческий дух ради идеи добра.

Демократические и реалистические тенденции, которые распространялись в конце Средневековья, проявились в творчестве других выдающихся писателей. Это творчество испанского воина и писателя Хуана Мануэле (сборник поучительных рассказов «Граф Лука-нор»), английских поэтов Джефри Чосера («Кентерберійські рассказ») и Уильяма Ленгленда («Видение Уильяма о Петра Пахаря») и др. Со временем городская культура стала неотъемлемой составной частью народной культуры в целом.

Особым проявлением народной культуры периода Средневековья, синтезом ceremonially-зрелищных форм стал карнавал - массовое народное гуляние с уличной процессией, маскарадом и развлечениями. Носителями карнавального праздника были странствующие актеры - гістріони. Во Франции их называли жонглерами, в Германии - шпільманами, в Испании - хугларами. Они были носителями художественного слова для необразованных людей, проводниками коллективной памяти народа.



Назад