Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.7. Изобразительное искусство


Средневековье создало свои особые формы художественного выражения, которые отвечали мировоззрения данной эпохи. Искусство было одним из средств постижения абсолютной идеи, божественной истины. Поэтому ему характерны такие черты, как символизм и аллегоричность. Средневековое искусство было религиозное, потому что оно формировалось в сфере религиозного мышления. Как церковь, так и светское искусство этого периода, было единственным за стилем, который в значительной мере определялся учением христианства, его отношением к миру. Главной задачей искусства было воплощение божественного начала.

Средневековое искусство не знало разделения на профессиональное и народное. Памятники искусства создавали безымянные мастера, что были ремесленниками. Мастера возводили соборы, стремились показать мир в его многогранности и завершенной гармоническом единстве. Попытки найти определенную закономерность целостности мира породило принципы иерархии, которые определяли характер архитектуры и искусства, соотношение в них структурных и композиционных элементов.

Средневековые соборы были своеобразными каменными энциклопедиями универсальных знаний, «библейским миром», а для более просвещенных зрителей они служили воплощением христианских догм и представлений о мире. Через несколько веков средневековая Западная Европа вступит сложившуюся художественный язык и систему образов.

Романский стиль. Романский стиль царил в средневековом искусстве с X по XIII в. В то время средневековые государства были конгломератами отдельных замкнутых и вечно враждующих феодов (поместий). Поэтому романское искусство было проникнуто духом воинственности и самозащиты.

Основным видом искусства в романский период была архітектура. ее можно назвать церковной, потому что церковь была главным заказчиком шедевров искусства. Важным архитектурным задачей стало создание каменного монастырского храма, который удовлетворял бы требованиям церковной службы. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под влиянием античного, сирийского, византийского и арабского искусств. Главным типом храма была базилика, но уже значительно усложнена в плане и композиции. Внутренняя часть храма украшалась монументальными росписями - фресками.

Главные крупные здания - это замки-крепости, или храмы-крепости. Они были каменные, толстостенные со сводами, простыми и строгими снаружи. Формы романской культовой архитектуры (большие плоскости) способствовали развитию монументальной живописи, процветавший с XI в. Для романского стиля характерны простые вертикальные и горизонтальные линии, напівциркулярні оконные и дверные арки, аркады. Визуально они выглядели довольно узкими. Такие черты придавали храма вид величества и строгости.

Новым в эволюции христианского храма стало появление скульптуры на фасадах церковных зданий. Постепенно развивалось искусство каменной монументальной скульптуры в форме рельефа на плоскости. Романская скульптура достаточно выразительна. Фигуры разные по размеру, размещенные в пределах вертикальной поверхности в строго иерархическом порядке. Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые, в свою очередь, больше простых смертных. Человеческие фигуры теряют материальность, объемность выражена мало, пропорции свободные, одежда приходит складками, напоминающие орнамент, создавая образную декоративность.

Искусство в средневековой Европе было делом рук, ума и сердца художников из низшего сословия. Они вносили в свои творения особые религиозные чувства. Поэтому наряду с картиной создания мира, что очень наглядно представлена в храмах, видим и изображения земной жизни с его страданиями и страстями. Это простые люди, со страхом ждут божьего суда, сцены осады замков, сцены казней и картины труда. Такие изображения достаточно выразительны и правдивы, и это делало их доступными и понятными каждому. Эти черты обусловили особую ценность романского искусства.

Для романского искусства характерно обращение ко всему необычному, фантастического. Это изображения существ, в которых сочетаются формы зверей, птиц, человека. В них прослеживаются пережитки народных представлений эпохи варварства.

В Западной Европе скульптурные произведения делали преимущественно из камня и песчаника, в Италии - из мрамора. Распространенным было литье из бронзы, резьба скульптуры из дерева.

Достопримечательностями романского зодчества являются городские соборы в Вормсе, Шпейєрі и Майн-эти (Германия), собор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивалі, Ар-ли, Велезі (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Норичі, Дареме (Великобритания) и в других европейских странах.

Готическое искусство. Термин «готика» возник в Италии в эпоху Возрождения. В большинстве европейских стран расцвет готики приходится на XIII-XIV ст. Это было время стремительного роста и процветания городов. Поэтому в искусстве готики наряду с чисто феодальными элементами усиливаются черты культуры бюргерства. Главными творцами готической культуры были уже не монастырские, а светские мастера. Поэтому для готического искусства характерны две черты, отличающие его от романского - усиление рационализма и реалистических тенденций.

Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. В отличие от романского готический собор необъятный, часто асимметричный, направленный вверх. Каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки, опирающихся на столбы; боковой распор крестовых сводов, изложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) разрешила строить очень высокие и обширные интерьеры соборов, прорезать стены высокими окнами с многоцветными витражами. Направленность собора в вышину обусловлена огромными ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Соборы строились по заказу городских коммун. Они символизировали не только могущество церкви, но и силу и вольности городов. Эти монументальные сооружения возводились в течение десятков и сотен лет.

В изобразительном готическом искусстве особое значение принадлежит скульптуре, развивалась в тесной связи с архитектурой. Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, такие: во-первых, переход от абстрактного начала в художественной концепции к явлениям реального мира, доминирование религиозной тематики, образы которой изменяются, наделяются чертами глубокой человечности, усиление роли светских сюжетов и появление портрета. Второй особенностью является то, что рельеф остается в готическом искусстве, но главным видом скульптуры становится круглая пластика, первые памятники которой появились в середине XII в.

Выбор сюжетов и размещение изображений регламентировали правила, установленные церковью. Совокупность изображений, распределение их по фасадам соборов отбивали систему религиозного миропонимания эпохи. Скульптура в готическом храме присутствует везде - на фасадах, карнизах, порталах, галереях и капітелях колонн, под сводами капелл, на винтовой лестнице, на водопроводных трубах, на консолях и других местах. Например, каждый из французских соборов в Шартре, Амьене и Реймсе насчитывает около двух тысяч скульптурных творів1.

Своим могуществом и фантазией поражают скульптурные изображения собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), Реймского и Шартрського соборов во Франции, Кельнского собора в Германии, Кентерберийского собора и собора Ве-стмінстерського аббатства в Англии и другие.

Каркасная конструкция готического собора способствовало вытеснению плоскости стен большими оконными проемами, поэтому монументальный фресковая живопись уступает место искусству витража. Витраж представляет собой орнаментальная или сюжетная декоративную композицию (окно), в которой изображение состоит из кусочков цветного стекла, соединяющихся между собой узкими свинцовыми перегородками.

Держится витраж на железной арматуре, которая закреплена в каменных амбразурах и сплетениях оконных проемов. Обычными сюжетами для витражей были сцены из Ветхого и Нового Завета, жития святых, а также изображение Страшного суда. Характерным окном в готическом соборе была круглая «роза» над центральным порталом, как правило, в виде орнаментального витража.

Достопримечательностями готического зодчества является собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе и Амьене (Франция), собор в Кельне (Германия), Вестминстерское аббатство в Лондоне (Великобритания), собор св. Стефана в Вене (Австрия), костела Девы Марии в Гданьске и Кракове (Польша) и другие.

Живопись развивался преимущественно не в форме настенных росписей, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях алтарей.

Ярким примером готической живописи служит роспись ряда соборов Чехии, где воплотились самобытные национальные и реалистические черты искусства того периода.

Рост духовной и материальной культуры, развитие знаний усилили интерес к иллюстрированной книги, которая украшалась миниатюрами - живописными изображениями в виде заставок или на всю страницу. Искусство книжной миниатюры довольно быстро развивалось и совершенствовалось. Богатство и гармоничность оформления страниц с текстом, инициалы и иллюстрация достигали органического сочетания, делали готическую книгу большим достоянием. Кроме художественного значения иллюстрированные рукописные книги были источником исторических и культурологических знаний. Так, польский манускрипт «Книга ремесел» (XVI ст.) в прекрасных живых и выразительных композициях изображает картины труда кожемяки, бондарей, кузнецов, портных, сапожников.

Иллюстрировались как богослужебные, так и книги светского характера. Например, знаменитые французские «большие хроники» представляют в картинах всю историю Франции, начиная с Меровингов, а немецкая книга любовных песен «Рукопись Мапессе» (XIV ст.) является изобразительным летописью «куртуазного» быта, с турнирами, охотами, подвигами в честь «прекрасной дамы». Особенно ценными являются Кельтские рукописи, которым характерна высокое художественное мастерство и выразительность. Это - Библия Дарроу, Евангелие Ліндисфарна и Библия Келлса.

В целом изобразительное убранство готических соборов (статуи, рельефы, витражи и алтарный живопись) играло роль образной энциклопедии средневековых богословских знаний. Интересно, что в каждом соборе доминировала некая отдельная тема. Парижский - посвящался Божией Матери и всем, что с ней связано. Амьенский собор с фигурами пророков на фасаде выражал идею мессианства. Собор в Лани, на первый взгляд, выдвигает аллегории наук и свободных искусств и рассказывает о чудеса творения. В Реймском соборе особая роль отведена портреты французских королей. Шартський собор охватывает все разветвления средневековой мысли и представляет символическую картину мира небесного и земного мира.

Наряду с этими сюжетами в соборах нашли место другие изображения и мотивы. Например, сцены ремесленных и сельских работ, изображения кузнецов, сеятелей, строителей. Объяснялось это тем, что труд посланная Богом человеку за искупление грехов. Аллегории грехов и греховных страстей изображались в виде химер, языческих чудовищ. Изображения зверей и растений олицетворяли мир природы, созданный в первые дни творения.

Часто готические соборы украшали изображениями жонглеров, музыкантов и танцоров, в которых отразились народные потешные представления, что были в средние века довольно распространенными. Готическая архитектура демонстрирует чрезвычайно органическое сочетание ремесла и искусства и совершенство форм и синтеза искусства.

Готический собор - это целый мир, который вобрал в себя жизнь средневекового города. Рядом с ратушей он был центром сосредоточения всей общественной жизни. Готическое искусство имеет большую выразительную силу. Напряжение душевных сил, что запечатленное на лицах и фигурах, создает впечатление желание освободиться от плоти и достичь потусторонним тайн бытия. В этом искусстве нет покоя, благоденствия, оно проникнуто сумятицей, высоким духовным порывом. Красота готической скульптуры - это творение духа, поиск и борьба с плотью.

Готическое искусство было преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально-религиозной идеологии. В нем отразилось формирования национальных государств, укрепления городов и городских торговых и ремесленных кругов.



Назад