Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.3.8. Музыка


Большую роль в музыкальной жизни стран Западной Европы сыграла римо-католическая церковь, которая использовала эмоциональную силу музыкального искусства для влияния на прихожан. Стиль католической церковной музыки сложился в IV-VII вв. Попытки церкви отделить церковные напевы от мирской жизни породило такое явление в церковной жизни, как Григорианские песнопения. Кодекс под названием «Григорианский антифонарій» содержал собрание церковных хоровых напевов, основой для которых была Библия. Григорианском пения характерные строгость, сдержанность мелодии, подчинения текста. Он является строго одноголосим, выполняется только мужским хором в унисон.

Древнейшим видом Григорианского пения является псалмодія, которую христианская церковь считала молитвенным пением, что больше всего отвечал мистическом духа церковного ритуала.

Со временем различные виды Григорианского пения объединились в мессы - циклические вокальные, вокально-инструментальные произведения религиозного характера, которые выполнялись на латинском языке. Символический смысл мес связан с обрядом « превращение хлеба и вина в тело и кровь Иисуса». В IX в. на основе Григорианского пения возникают первые ранние формы церковного профессионального многоголосие - органум и дискант. С развитием культового многоголосие значение в нем Григорианского пения уменьшается, вместе с тем, Григорианские мелодии использовались как тематическая основа многих духовных произведений.

В это же время появляются новые музыкальные формы «антигригоріанських течений», что стало своеобразным ударом по церковной идеологии со стороны народного творчества. Это - гимны, которые, по сравнению с псалмодією, были более мелодично развитые и структурно совершенные. Песни-гимны постепенно стали выполняться в церквях всеми прихожанами в виде интермедий (вставок). Вслед за гимнами появились секвенции (импровизационно-поэтические вставки, которыми украшался старый молитвенный текст), тропы (вставки-диалоги) и театрализованные литургические драмы.

Упадок монастырской и рыцарской культуры способствовал переносу музыкальной жизни до городов - центров экономического, политического и культурного жизни, где состоял новый музыкальный быт и творчество. Центрами музыкальной жизни в Западной Европе были Италия, Франция и Испания. Музыкальное творчество воспроизводила городское жизни, полное противоречий и конфликтов между аристократией и буржуазией, между богатыми бюргерами и городской біднотою. В королевских, княжеских и епископских дворах музыка играла декоративно-веселящее и политико-демонстративную роли. им противостояло народное искусство жонглеров, шпильманов, гістріонів, которые обслуживали народ на ярмарках, гуляниях, свадьбах и похоронах. Рядом с развлекательными песнями они исполняли песни-сатиры, песни протеста против власти богатых и духовенства.

Наиболее развитой формой городской полифонии был мотет (распев слов). Это жанр многоголосой вокальной музыки, что в XII - до середины XVI в. был главным жанром западноевропейской духовной и светской многоголосой музыки.

Итак, у истоков средневековой культуры и феодального строя в Западной Европе стояли два мира: греко-римский античный и варварский германский, которые понесли упадка и преобразования. Следствием их встречи стало появление средневекового мира.

Особенности художественного развития в средние века определялись тесной связью с религией, тем, что сам мировоззрение средних веков был преимущественно теологическим, что церковь была главным заказчиком произведений искусства, а духовенство - единственным образованным классом. Чтобы привлечь к веры, церковь использовала силу искусства, а отношение к нему было такое же, как к Священному писанию. Вся средневековая культура имела своим центром религиозный идеал и вокруг него развивалась. Вместе с тем искусство было очень близкий к народному творчеству.

Культура Средневековья, что просуществовала тысячу лет, породила новые идеи и образы, новые эстетические идеалы и новые художественные формы. Вдохновляясь духом христианства, искусство этого времени глубоко проникло во внутренний мир человека. Мыслители и художники стремились гармонии, задумывались над устройством мира. Создателями культурных шедевров были простые мастера умели воспроизвести богатство внутреннего мира человека, его душевные порывы.

Средневековая культура достаточно разнообразна, ей свойственны внутренние противоречия, она потерпела расцвета и упадка. Вместе с тем ей свойственна идейная, духовная и художественная целостность, которая определялась исторической реальностью, которая лежала в ее основе.



Назад