Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.4.1. Письменность и образование


Литературные и археологические источники свидетельствуют о существовании письменности у восточных славян еще до принятия христианства. Болгарский писатель Храбр в труде «О письменах» говорит о двух видах письма - примитивные піктографічні знаки (черточки и зарубки) и греческое и латинское письмо, что не передавало многих славянских звуков. Письменность в дохристианские времена была распространена во внешнеполитической, экономической и торговой сферах общественной жизни, а также в языческом культе.

Проникновение христианства на Русь обусловило возникновение у восточных славян письма, в котором нуждалась государство и церковь. Это письмо называлось «кириллица», оно пришло на Русь вместе с писцями и богослужебными книгами из Болгарии. Постепенно оно вытеснило старое письменность. Памятники древнерусского письма можно увидеть на различных предметах и изделиях - прядках, горшках, корчагах, голосниках, литейных формочках и других предметах домашнего обихода. Они свидетельствуют, что письменность была распространена среди простого люда.

Важными письменными памятниками являются найденные в Новгороде, Звенигороде и других городах берестяные грамоты - переписка горожан о хозяйственных делах.

Оригинальными памятниками древнерусского письма граффити XI-XIV вв., содержащиеся на стенах Софийского собора, Кирилловской церкви, Выдубицкого монастыря, Успенского собора Печерского монастыря, церкви Спаса на Берестове и Золотых ворот.

Интересными достопримечательностями являются стиле (железные, бронзовые и костяные писала) для письма на восковых дощечках, бересте и штукатурке. Они дают полное представление о грамотность прихожан соборов и широких слоев населения Киевской Руси. Все эти достопримечательности указывают на то, что письменность в Киевской Руси была не только привилегией князей и духовенства, но и достоянием широких слоев городского населения.

Развитие образования в Киевской Руси основывается на собственных национальных традициях и использовании античного и болгаро-византийского опыта школьного обучения. Распространению грамотности способствовало введение христианства. После церковной реформы Владимира Великого возникла потребность в обучении и воспитании образованных людей. Они нужны были не только для внедрения нового христианского культа, но и для функционирования органов государственного управления и развития торговли. Поэтому школьное образование в княжение Владимира Великого, Ярослава Мудрого приобрела государственной важности. Образовались три типа школ: дворцовая школа повышенного типа, школа «книжного учения» для подготовки священников и светская (частная) школа домашнего обучения, преимущественно для купеческого и ремесленного населения.

В школах изучали основы письма, чтения, арифметику, пение, музыку, поэтику, риторику, иностранные языки (прежде всего греческий и латинский). Высшее образование определяли философия и риторика. Центрами образования были города Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Галич и Владимир-Суздальский. Образовательным центром в Киеве был собор Святой Софии. Здесь составлен летописный свод 1037 p., написано и прочитано «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, складывались основы первого сборника законов Киевской Руси, что называется «Русская Правда», создан «Изборник» Святослава 1076 p., написано в 1056-1057 pp. известное «Остромирово евангелие». Здесь помещалась библиотека Ярослава Мудрого, переписывались книги.

Образовательным и художественным центром был также и Печерский монастырь, в котором находились художественная и книгописна мастерской. В его стенах была создана достопримечательность истории Киевской Руси «Повесть временных лет» и др.

Образование школ и распространение письменности были связаны с социальными и культурными требованиями древнерусского общества.



Назад