Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.4.3. Литература


Появление литературы в Киевской Руси было важным явлением культурной жизни ее возникновение и развитие связанные с социально-экономическими и культурными успехами, распространением письменности во всех сферах общественной жизни.

С принятием христианства появляется писатели, в котором взаимодействуют церковно-славянская и русская языка, сакральный и светский письменные стиле. Устное народное творчество хранила события многовековой дописемної истории. Фольклорные источники использовались при написании летописей. С возникновением письменности началось записи исторических фактов в хронологическом порядке. Появилось летописания - вид исторической литературы.

Яркой достопримечательностью древнерусского летописания является «Повесть временных лет» (конец XI - начало XII в.), создана монахом Печерского монастыря Нестором. Это историко-художественное произведение, что рассказывает о возникновении государства Киевская Русь, о ратных подвигах русских, о народные волнения и княжеские междоусобицы. Весь летопись пропитан призывом к единению князей в борьбе против внешних врагов, осуждением дрязг. Эта летопись вобрал в себя весь опыт исторических знаний, накопленный на Руси в предыдущую эпоху, а также достижения европейской исторической мысли, традиции византийской христианской культуры. «Повесть временных лет» доведена до 1110 г. и была положена в основу более поздних сводов, которые дополняли ее местным материалом. Известны ее три редакции. Первая до нас не дошла, вторая читается в составе Лаврентіївського летописи, а третья - в составе Ипатьевской летописи.

Важное культурно-историческое значение имеет Киевский летописный свод, заключенный игуменом Матфею в Выдубицком монастыре (XII в.), который рассказывает о событиях 1118-1198, pp. произошедшие в Киевской земле. Он является непосредственным продолжением «Повести временных лет». До Киевского летописи вошли материалы переяславского и черниговского летописания.

По киевскому образцом создавались летописи в Новгороде, Переяславе, Владимире на Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче и других городах.

Уникальным памятником древней исторической литературы является Галицко-Волин-ский летопись, охватывающая события на Галицких и Волынских землях от 1202 до 1292 pp. Он является важным источником знаний о внутренней жизни княжеств, а также о международных связях того времени. В нем широко использованы тогдашнюю эпическую поэзию.

В XI-XII ст. Киевская Русь переживала период бурного развития. В это время были созданы памятники агиографической, философско-публицистической и художественной оригинальной литературы. Это - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Послание» Климента Смолятича, произведения Кирилла Туровского, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и другие.

Самым выдающимся памятником древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (1185-1187), в котором отражены патриотические идеалы и поэтическая культура Киевской Руси.

Произведение ораторского искусства «Слово о законе и благодати» является ценной историко-литературным памятником, в которой провозглашается полная культурная и церковная автономия Руси, похвала Владимиру крестителю и его сыну Ярославу Мудрому.

Авторами так называемой «учительної» литературы XI-XII вв. были Феодосий Печерский, Лука Жидята, Климент Смолятич, Кирилл Туровский и другие проповедники и ораторы того времени.

В XI-XIII вв. в Киевской Руси важное значение приобрела агіографічна литература, или «жития». Достопримечательностями такой литературы является «Чтеніє о житии и о погубленії блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» Нестора, «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», «Хождєнія Даниила Заточника» и другие. В основу этих произведений положен жизнеописание князей-мучеников Бориса и Глеба, осуждение войны между братьями, а также изображения монастырского быта.

Ценной литературным памятником является «Поучение» Владимира Мономаха. Оно адресовано детям - наследникам государственной власти. В нем Владимир Мономах подает для потомков образ идеального князя и правителя, опытного хозяина и примерного семьянина.

В Киевской Руси существовала паломническая литература, ярким примером которой является « Житье и хожденье Даниила, руськия земли игумена». Здесь воссоздана топографию средневековой Палестины, подано много легендарных и апокрифических рассказов.

Достопримечательностью начале XIII в. является «Киево-Печерский патерик», что представляет собой сборник произведений об истории Киево-Печерского монастыря. В его основе лежат легенды и предания о особую святость монастыря.

Основой древнерусской оригинальной литературы была устное народное творчество, которая существовала в восточных славян еще до возникновения письменности. Это - обрядовые песни, переводы, заклинания, заговоры, эпические и лирические песни, песни-былины, что частично дошли до нас в переделках и трансформациях.

Особое место занимали песни-былины, в которых воссоздана история народа. Известны былины киевского и новгородского циклов. В них воспеваются такие народные богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Нікітич, Алеша Попович, крестьянин-пахарь Микула Селянинович. Это образы бескорыстных защитников земли русской. Распространенными были былины: «Илья Муромец и соловей-разбойник», «Илья Муромец и идолище», «Добрыня и змей», «Добрыня Нікітич и Алеша Попович» и другие.



Назад