Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.4.5. Архитектура


Во времена становления Киевской Руси формируется тип древнерусского города, составляющими которого были: «детинец», или «днешній град», в котором содержались княжеские и боярские дворы, «окольный град», в котором проживало городское население, и «должности», или «конце», заселенные ремесленным и торговым людом.

Важное значение в экономическом и культурном развитии древнерусского государства приобретали города, правила застройки которых были изложены в так называемой «Кормчій книге» - сборнике законов, включавший как древнерусские, так и византийские законоположения о градостроительства.

По назначению архитектура разделялась на жилую, культовую и оборонную. Памятников жилой архитектуры не сохранилось, но археологические находки свидетельствуют о богатом архитектурный декор домов зажиточных слоев населения. Археологические исследования и летописи дают определенные представления об особенностях городской застройки. Сооружения строили из деревянных срубов. В основном это были двухкамерные дома с жилыми помещениями, которые отапливались глинобитными печами, и с холодными сінями - перед входом. Большинство таких домов имели нижней хозяйственный этаж - підкліть, что немного уходил в землю.

Княжеские и боярские хоромы имели два и более этажей. Это были ансамбли сооружений с златоверхими теремами и сінями на втором этаже. На княжеских дворах строили гриднице - большие залы для приемов, а также - порубках (тюрьмы для непокорных).

Жилье бедных людей было однокамерным, мало каркасно-столбовую конструкцию, обмазувалося глиной и білилося. Вся жилая архитектура была деревянной.

С распространением христианства в городской застройке преобладает строительство храмов, которые стали символом утверждения и торжества новой религии. Древнерусские князья понимали, что храм - это не только дом Божий, но и отличная возможность украсить и прославить свой стольный град, свою землю и свой народ. Они строили храмы, что за богатством не уступали царгородським. И это было делом не только престижа, русские князья искренне верили в бога, а как известно - «вера без дел мертва есть».

Во многих странах мира X-XI вв. отличились активной будівничою деятельностью греческих мастеров. Византийские строительные традиции сказывались на романской архитектуре Западной Европы. Типы архитектурных сооружений влияли на архитектуру Балканских стран, Сирии, Малой Азии, Армении и Грузии. Поэтому понятно, почему именно опыт византийского строительства был использован русскими князьями и христианской церковью.

Первые древнерусские храмы были деревянными, и поэтому никакой достопримечательности не сохранилось. На смену деревянному строительству в конце X в. пришло каменное монументальное зодчество. Этому способствовали выход Киевской Руси на международную арену, влияние византийской культуры и распространение христианства.

В древнерусском храмовом строительстве господствовала так называемая хрестово-купольная конструкция, которая возникла в Малой Азии у сирийцев и армян и стала определять особенности константинопольской архитектурно-строительной школы. По этой системе прямоугольное в плане помещения разделялся столбами на продольные нефа. Церковь перекрывалась куполами и сводами, что полукружьями завершались на фасадах. Перекрытия над центральными частями церкви образовывали подобие пространственного креста, откуда происходит и название конструкции. Храм мыслился как символ гармоничной организации хаоса бытия силой Божьего слова. Поэтому его внешние пропорции должны быть безупречными и определять идею гармонии с окружающей средой. Красота церкви ассоциировалась с ее высотой, устремлением к небесам, символом которых был купол.

Каменные соборы в Киевской Руси были большой редкостью и строились строго по византийским образцам. Византийские мастера приезжали в Киевскую Русь и осуществляли здесь строительство. Культовые каменные сооружения строились по системе древнерусского смешанной кладки: дежурство кирпича-плинфы на известковом цем'яночному растворе со слоем дикого камня. Интерьер культовых сооружений украшали мраморными колоннами, капители, мозаиками и фресками. Для улучшения акустики делали голосники - полость внутри стены, в которую закладывали кувшины.

Первая каменная церковь Богородицы (Десятинная), была возведена византийскими мастерами на заказ Владимира Великого в 989-996 pp. Она построена по загальнохристиянськими правилам в память о мучеников-христиан. В плане это трехнефная, хрестово-купольная сооружение, интерьер которой был украшен мозаиками и фресками и отделан мрамором. Десятинная церковь, особенно его центральная часть, была образцом для многих древнерусских культовых сооружений XI-XII ст. В 1240 г. Десятинная церковь была разрушена ордами Батыя; сохранился лишь фундамент.

Храмы строятся и как необходимость посвященных событиям личной жизни (победа в битве, чудесное спасение от смерти и т.д.). Так, появляются первые церкви во имя Василия в Киеве, Преображения в Васильеве. Строились храмы во имя Софии, которая символизировала премудрость Христову и Матери Божьей. Такие храмы построены в Киеве, Новгороде и Полоцке. Ряд соборов посвященные Успению Богородицы. По архитектурному типу они происходят от Успенского собора Печерского монастыря и сведены в Смоленске, Суздале, Ростове, Владимире на Клязьме, Рязани, Владимире-Волынском, Галиче. Строились также храмы, которые посвящались небесному воинству - архангелу Михаилу, Святому Феодору Тирону или Стратилату, Андрею. Большое количество храмов посвящена Богородицы.

К начального периода древнерусской архитектуры можно отнести такие архитектурные сооружения, как церковь Богородицы в Тмуторокань 1021, не сохранилась) и Спасский собор в Чернигове (1036), построенные князем Мстиславом Владимировичем. Спасский собор в Чернигове сохранился до наших дней почти в первоначальном виде.

Уникальным явлением в тогдашней мировой архитектуре стал собор св. Софии в Киеве, построенный во времена Ярослава Мудрого (1037). Греческими мастерами была творчески переработанная византийская традиция, обогащенный элементами местной стилевой неповторимости. По типу это п'ятинефний хрестово-купольный храм с крещатым во-купольным пространством и анфиладами боковых нефов. Собор увенчан тринадцатью куполами.

Софийский собор был «русской митрополией», главным храмом древнерусского государства. Он был не только религиозным, но и политическим и культурным центром. Здесь происходили церемонии посажения на великокняжеский престол, принимали иностранных гостей. При соборе было основано библиотеку и скрипторий (мастерскую по переводу и переписывание книг). Это единственный собор периода Киевской Руси, который сохранил древнюю архитектуру и самый полный в мире комплекс мозаик и фресок XI ст. Внутри этого храма царит атмосфера покоя и гармонии. Во всем мире его считают одним из самых благородных творений славянского гения. Киевский собор св. Софии является памятником мирового значения, которая в 1990 г. занесена ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия.

Кроме Киева монументальное строительство первой половины XI в. осуществлялось в Полоцке, Новгороде, Чернигове.

Во второй половине XI в. культовое строительство распространяется во многих древнерусских центрах. Учреждаются монастыри, в которых строятся новые каменные храмы. Это Успенский храм Печерского монастыря (1078), Михайловский Златоверхий храм (1108), Михайловский собор Выдубицкого монастыря и другие.

В XII в. значительного развития приобрела киевская, черниговская, переяславская и новгородская архитектурные школы. В строительной технике исчезают византийские традиции смешанной кладки. Архитектура больше подобна романской. В интерьере зданий исчезает мозаика, уступая место фресковой росписям. К памятников этого периода принадлежит храм Федоровского монастыря (1131), церковь Богородицы Пирогощи на Подоле (1132), Кирилловская (1146) и Васильевская (1183) церкви в Киеве, Юріївсь-ка (1144) в Каневе, Борисоглебский (1128) и Успенский (И пол. XII ст.) соборы и Пятницкая церковь (нач. XIII ст.) в Чернигове, Михайловская церковь в Смоленске (кон. XII ст.) и другие. Они объединены единым стилевым направлением и совместной конструктивной схеме.

В начале XIII в. в результате княжеских междоусобиц и нападений половцев и татар Киев теряет значение центра государства. Монументальное культовое строительство перемещается на западно-русские земли. Особый расцвет архитектуры наблюдается после объединения в XIII ст. Волынского и Галицкого княжества. Для архитектуры этого времени характерные черты романского стиля. Достопримечательностей архитектуры сохранилось очень мало. Это Николаевская и Пятницкая церкви во Львове, Успенский собор во Владимире - Волынском, церковь Пантелеймона в городе Холм. Галицкие монументальные здания были возведены из светло-серого известняка, поэтому их еще называли белокаменными.

Рядом с культовой важное место занимала оборонная архитектура. В период, когда возникала необходимость защиты от иностранной оккупации, строились высокие, прочные оборонительные сооружения с толстыми крепостными стенами. Да, Киев был окружен валами и деревянными стенами общей высотой до 16 метров. Вход в город был возможен только через каменные ворота - Львовские, Лядские и парадные Золотые.

Золотые ворота восстановлены и сегодня является памятником древнерусской оборонной архитектуры.

Оборонное строительство совершенствуется и продолжается в XIII ст. С появлением стенобитных устройств все чаще сводятся высокие каменные укрепления, оборонительные башни с бойницами. При их строительстве заимствуется опыт европейских стран, удачно используются особенности местного ландшафта. Образцами оборонительных сооружений того времени является укрепление Галича, Каменца, Люблина, Дрогобыча, Луцка. К оборонительных сооружений XIV-XV вв. относятся также феодальные замки с крепкими каменными стенами и башнями.



Назад