Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология

5.4.6. Изобразительное искусство


С культовой архитектурой был тесно связан монументально-декоративная живопись, характерный для византийских художественных школ. В Киевской Руси византийский живопись распространился в форме монументальных настенных росписей - мозаик и фресок. Настенные мозаики применялись в сооружениях Киевской Руси с конца X до начала XII ст.1 Технология изготовления разноцветной смальты (особенно золотой) была очень сложной и дорогой, а именно искусство мозаики требовало большого умения. В Киеве были украшены мозаиками интерьеры княжеских дворцов и культовые сооружения времен Владимира Великого, Ярослава Мудрого.

Основным видом монументального искусства Киевской Руси был фресковая живопись. Он значительно дешевле, но производил чрезвычайный художественный эффект. Фрески прекрасно сочетались с фактурой каменных стен и имели чрезвычайно богатый колорит. Техника фрески была заимствована у византийских мастеров, но древнерусские художники довершили ее новыми элементами и стилистическими изображениями. Так, новым в митецькій деятельности древнерусских мастеров стало сочетание мозаичных и фресковых изображений, чего не практиковали в Византии. В XII в. искусство мозаики уступает искусству фрески.

Первые мозаичные изображения и настенные фресковые росписи были выполнены в Десятинной церкви города Киева, но они не сохранились.

До главных достопримечательностей украинского и мирового монументально-декоративного искусства принадлежат мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Главным содержанием художественного оформления интерьера этого храма является утверждение христианства, а храмовые настенные росписи стали «библией для неграмотных», которую нужно было читать в определенном порядке. На фресковых панно три цикла изображений: библейские и евангельские, житійні. На мозаиках изображены основные персонажи христианского вероучения. Мозаичные отделка украшают главный алтарь и купол собора. Это - поясное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) с поднятой десницей, в апсиде центрального алтаря изображена величественная фигура Богоматери-заступ-низменные Марии-Оранты. В народе Богоматерь Софии Киевской считали заступницей Киева и Руси и называли ее «Нерушимой стеной», то есть заступницей и покровительницей. Мария-Оранта в народном сознании слилась с языческим образом «Великой Богини», олицетворявшей силу земли.

Ниже мозаичного изображения Богоматери Оранты расположена многофигурная композиция «Євхаристія» (причащение апостолов), а еще ниже - «святительский чин», который является одним из лучших образцов монументальной живописи. Мозаичные панно Софии выполнены на ярком золотистом фоне и набранные из смальты 177 цветовых оттенков. Важным элементом художественного оформления Софии орнаменты, преимущественно растительного характера. До наших дней сохранилось 260 кв. метров мозаик и около 3000 квадратных метров фресок собора Святой Софии в Киеве.

Монументальными росписями были также украшенные Успенский собор Печерского монастыря, Михайловский Златоверхий собор, церковь Спаса на Берестове в Киеве. С середины XII в. в Киевском, Черниговском, Переяслському, Галицком и Волынском княжествах создаются самобытные художественные школы. Фресковая живопись полностью заменяет настенные мозаики. Древнерусские фресковые росписи сохранились до наших дней в сакральных сооружениях Киева и Чернигова, Смоленска и Владимира на Клязьме, Пскова, Новгорода, Старой Ладоги и других древнерусских городах.

Вместе со строительством храмов развивался и такой вид искусства, как иконопись - вид культового станковой живописи. Икона как художественный элемент занимала главное место в интерьере культового сооружения. Культ иконы был официально принят на седьмом Вселенском соборе 787 г. в городе Никее. Иконы составляют органическое целое с храмом и подчинены его архитектуре. В храмах иконы располагались над пе-редвівтарною перегорожею, которая позже превратилась в иконостас. Первые иконы были привезены на Русь из Византии и Болгарии, а в конце XI в. появились собственные. Искусство иконописи имело свои особенности, которые отличали его от монументальных росписей. В иконе ограниченное пространство, которое требовало сосредоточения на создании психологического образа, нахождении наиболее выразительных композиций и цветовых решений. Произведений древнерусской иконописи сохранилось очень мало.

Становление древнерусской иконописи приходится на II пол. XI - нач. XII ст. В Киево-Печерском патерике рассказывается о первых русских иконописцев - Григория и Алипия. Так, известной в это время была Печерская иконописная мастерская, в которой писал иконописец Алипий, что прошел школу византийских мастеров.

Ряд исследователей связывают с киевской художественной школой такие иконы, как «Ярославская Оранта» (XII в.), «Устюзьке Благовещение» (XII в.), «Дмитрий Солунский» (XII в.) и композицию Свенской (или Печерской) Богоматери» (XIII ст.). Среди икон, которые дошли до наших времен, уважаемой была икона Богородицы « - Елеуса», привезенной в кон. XI - нач. XII в. из Византии до Вышгорода вблизи г. Киев, ее назвали «Владимирская Богоматерь» (Третьяковская галерея, г. Москва). Образы, воплощенные в иконах, считались образцом моральной чистоты и одухотворенности.

В Киеве сформировалась иконография первых русских святых» - Бориса и Глеба, представление о которой дает икона «Борис и Глеб». Традиции Киева были распространены в иконописных школах Новгорода, Владимира, Суздаля, Галича и Владимира-Волынского.

В отделке древнерусских храмов значительную роль играло пластическое искусство и резьба. Восточнохристианская церковь, преследуя языческие верования, запретила объемную скульптуру, поэтому пластическое искусство развивалось в виде рельефов. Для резного отделка монументальных сооружений использовался мрамор и розовый шифер. Значительное количество рельефных орнаментальных украшений сохранилась в храмах Киева. Это - резные плиты, изготовленные в технике орнаментального и тематического рельефа, украшающие парапеты хоров собора Софии Киевской, шиферные плиты с тематическими рельефами Михайловского Златоверхого и Киево-Печерского монастыря.

Интересной достопримечательностью древнерусской пластики есть барельеф, на котором изображена Богоматерь-Одигитрия с ребенком, что найденный в руинах Десятинной церкви. Шиферные резные плиты сохранились и в Спасском соборе Чернигова.

Историческую и культурную ценность составляет саркофаг Ярослава Мудрого (X-XI вв.), что хранится в киевском Софийском соборе. Он изготовлен из белого мрамора, покрытый растительным орнаментом с христианской символикой.

Ценными произведениями древнерусской пластического искусства является изделия резчиков по камню в виде небольших каменных иконок, на которых чаще всего изображали Бориса и Глеба, Дмитрия Солунского, Богородицу, Спаса, Святого Николая и других святых. Шедевром миниатюрной каменной пластики является икона «Уверования Фомы», хранящейся в Киевском историческом музее.

Оригинальным видом искусства в княжескую сутки было искусство книжной миниатюры. Рукописная книга была особенно ценной, писалась очень долго, на дорогом пергаменте и художественно оздоблювалась. Книги переплетали в крепкие оправы с металлическими замками, текст украшали инициалами, заставками и миниатюрами. Книжная миниатюра выполнялась и ілюструвалася русскими писцями и художниками, образцами для которых служили византийские и болгарские рукописные книги. Достопримечательностями древнерусских рукописей является «Остромирово евангелие» (1056-1057 гг.), «Изборник Святослава» (1073 г.), «Бучанское евангелие», «Юрієве евангелие», «Добрилове евангелие» (XII в.), «Мстиславове евангелие»(ХП вв.) и др.

Выдающимся явлением в древнерусском искусстве, ценным источником по истории Киевской Руси является миниатюры Радзивиловского летописи (XV ст.) Книга содержит 618 цветных графических миниатюр, иллюстрирующие жизнь княжеской эпохи. Миниатюры дают ценные сведения об архитектуре Киевской Руси, одежда и оружие, вещи домашнего обихода и другие важные исторические події1. Орнаментика большинстве древнерусских рукописей была связана с ювелирным делом и декоративно-прикладным искусством.

Развитие ремесленного производства стимулировал расцвет декоративно-прикладного искусства, в котором проявились черты древнерусской эстетики и многовековых художественных традиций восточных славян. Распространенными на Руси были такие виды прикладного искусства, как скань, чернь, зернь, золочение, перегородчаста эмаль и художественное литье. Скань - это искусство использования тончайшего проволоки, что напаювався на металлическую основу. Скань широко использовалась в женских украшениях и окладах книг. Чернь - черная паста для протравливания серебряных изделий, что делала темный фон, на котором светились серебряные фігури. ее наносили на браслеты, запястья, колты, перстни, кресты, оружие и т.п. Зернь - мелкие шарики, что впаювалися в кольца и другие украшения.

Высокого уровня достигли древнерусские мастера в технике эмали. На золотых пластинках вытесняли контуры рисунка, напаювали золотые тонкие перегородки, а промежутки засыпали порошком, что плавился в печи и заливал плоскости разноцветными эмалями. Художественно украшались предметы быта, украшения, оружие, металлическая и керамическая посуда, изделия из кости. Распространенными мотивами был круг - символ солнца, волнистые линии, символизирующие воду, фантастические звери и птицы, «дерево жизни», растительный орнамент. Лучшими изделиями прикладного искусства является пластинчатые браслеты - наручі из серебра, диадемы, барми, колты, гривны, рясны. Рядом с различными украшениями, в ювелирных мастерских отливалась большое количество нагрудных крестиков (энколпионов), нагрудных иконок, змеевиков. Самыми известными шедеврами ювелирного древнерусского искусства есть две диадемы из княжеского парадного наряда, датируемые XII и XIII вв.

В древнерусском государстве также было распространенным ковка и чеканки золота, серебра и меди. Прекрасным примером этого искусства является также врата Суздальского собора (XIII в.), где наряду с библейскими сценами изображен языческих существ, которые стерегут вход.

Оригинальными видами прикладного искусства было художественное литье. Древнерусские мастера отливали множество разных вещей - от небольших украшений до больших церковных колоколов. Ценным памятником художественного литья является большой медный хорос, найденный на Подоле в г. Киеве. Он украшен жар-птицами - символами света и знаками огня и солнца. Международное признание получили изделия мастеров резьбы по дереву и кости, майолікова керамика, а также производство стекла. Памятниками различных художественных ремесел являются бронзовые паникадила, колокола, смальта, стеклянные бусы, кубки, чары, браслеты, резные шкатулки, образки, рукояток ножей и оружия, зеркала, ложки, шахматные и шашечные фигуры и др.

Важное место в хозяйственной жизни Киевской Руси занимали ремесла. Ведущей их отраслью была черная металлургия, которая развивалась за пределами города. Железо добывалось из болотных руд. Давними центрами железного ремесла были м. Городськ на Тетерев (Коростышевский район, Житомирская область), и г. Вышгород (Киевская область). Центрами обработки черного металла были города Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов, Галич, Вышгород. Древнерусские кузнецы знали такие техники обработки железа, как ковка, сварка, цементация, обточка, инкрустация цветными металлами, полировка, они владели всеми видами обработки цветных металлов. Совершенными формами и художественным убранством известные древнерусские мечи.

Развивалось также гончарство, что процветало в таких городах, как Белгород и Вышгород.

Высокого уровня достигла обработка дерева, камня, изготовление кирпича и извести. Деревообрабатывающий промысел был особенно распространен в строительном деле. Каменное строительство способствовало появлению кирпичников, каменщиков, вапнярів.

Существовали и такие ремесла, как портняжное, обработка кожи, изготовления обуви, прядение, ткачество и другие.

Итак, древнерусское искусство является одной из самых ярких страниц истории художественной культуры Средневековья. Киевская Русь играла значительную роль в мировой истории, а ее искусство за три века достигло художественных вершин. Большое влияние на искусство Киевской Руси имели культуры других народов, особенно Византии. Вместе с тем в сокровищницу мировой культуры много нового и ценного внесли древнерусские художники. В целом культурное развитие Киевской Руси IX-XIII вв. находился на высоком европейском уровне. К сожалению, монголо-татарское нашествие прервала этот яркий период отечественной истории. Но культура Киевской Руси во всех своих формах и жанрах показала яркую самобытность и заложила фундамент для дальнейшего развития культуры Украины позднего Средневековья.

В целом же эпоха Средневековья стала новым шагом в историческом и культурном развитии человечества, она наполнила новыми достижениями мировую культурную сокровищницу.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ В V РАЗДЕЛА

1. Абрамович С. Д. Культурология: Учебное пособие. - К.: Кондор, 2005. - 352 с.

2. Асеев Ю. С. Источники. Искусство Киевской Руси. - К.: Искусство, 1980. - 214 с

3. БициллиП. М. Элементы средневековой культуры. - Спб., 1995. - 242 с.

4. Грубер Г. И. Всеобщая история музыки. - М.: Музгиз, 1965.

5. Древняя история Украины. В 3-х т. Толочко П. П. /гл. ред./. - К.: Институт археологи НАН Украины, 2000. - 695 с.

6. Дмитриева И. А. Краткая история искусств. Книга первая. - М.: «Искусство», 1996. -534 с.

7. Дюбі Жорж. Сутки соборов. Искусство и общество 980 - 1420 лет. - К.: «Юные-верс», 2003. - 320 с.

8. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. - М.: Изобрази-тельное искусство, 1982. - 375 с.

9. История мировой культуры: Культурология. Учебное пособие / Под ред. Г. С. Кнабе и др. - М.: Академия, 2003. - 605 с.

10. История средних веков / Под ред. З.В.Удальцовой и С. П. Карпова Т. 1. - М.: Высшая школа, 1990. - 495 с.

11. История украинской архитектуры / Под ред. Ю. С. Асеева и др. - К.: «Техника», 2003. - 472 с.

12. История украинской культуры: В 5-ти т. - История культуры древнего населения Украины. - Т. 1. - НАН Украины. Б. Есть. Патон /голов, ред./. - К: Наук, мысль, 2001. - 1134 с.

13. Кантн Ю. М. Вехи священной истории. Русь - Украина. - К.: А. С. К., 2004. - 416 с.

14. Караськова О. В. Средние века. - К.: Корона принт, 2003. - 414 с.

15. Карлов Е. А. Монеты Византии: Справочник-определитель. Лисичанск: Реликвия, 2002. - 63 с.

16. Карсавин Л. П. Культура средних веков. - М.: Книжная находка, 2003. - 222 с.

17. Комплексное исследование духовной культуры славян / Под ред. Русановского В. М. таин. - К., 2004. -168 с.

18. Кулаковский Ю. А. История Византии. В 3-х томах. - М.: Алетея. Т. 1, 2003. - 493 с, Т. 2, 2003. - 394 с, Т. С, 2004. - 350 с

19. Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. Вознесенской Н. О. - М.: ЮНИТИ: Единство, 2003. - 759 с.

20. Культурология: Пособие / Под ред. О. Г. Песидко и др. - Киев.: РВВЛАВС, 2004. -118 с.

21. Культурология: украинская и зарубежная культура: Учеб. пособие / Под ред. проф. М. М. Заковича - К.: Знание, 2004. - 567 с.

22. Культурология: теория и история культуры. Учеб. пособие / Под ред. И.И. Тюрменко, О. Д. Горбула - К.: Центр учеб. литературы, 2004. - 368 с.

23. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. - М.: Искусство, 1986. - 331 с.

24. ЛіндчД. Г. Средневековая церковь. Краткая история. - К., 1994. - 134 с.

25. Острогорсъкий Г. История Византии - Львов: Летопись, 2002. - 608 с.

26. Подоляк Н. Г. История средних веков. - К.: Генеза, 2004. - 287 с

27. Попович Мирослав. Очерк истории культуры Украины. - К.: Артек, 1998. - 214 с

28. Пустовит А. В. История европейской культуры. Уч. пособие. - К.: МАУП, 2004. - 400 с.

29. Толочко Петр. Киевская Русь. - К.: «Абрис», 1996. - 360 с.

30. Семенов В. Ф. История средних веков: Учебник. - К.: Высшая школа, 1975.

31. Степовик Д. В. Иконология и иконография. - Ивано-Франковск: Новая Заря, 2003. - 312 с.

32. Храмы Украины. Альбом. - К.: Искусство, 2000.

33. Храмы. Монастыри. - М.: Аст, 2003. - 184 с

34. Художественная культура мира: Европейский культурный регион. Учеб. пособие / Н. Есть. Миро-польский и др. - К.: Высшая школа, 2001. - 191с.

35. Шевнюк О. Л. Культурология: Учеб. пособие. - К.: Знания-Пресс, 2004. - 353 с

36. Шейко В. М. и др. История художественной культуры. Средневековья. Возрождение: Підру-ик. - Харьков, 2001. - 189 с

37. Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура: Учебное пособие. - М.: Издатель Савин С. А., 2003. - 591 с.



Назад